«Вучич заявил, что силы НАТО в Косово дали “карт-бланш” на убийство сербов» — подобного рода заголовки наводнили российские и сербские СМИ после трагедии, произошедшей в ночь с 23 на 24 сентября 2023 г. Тогда силы полиции режима Курти за 1 час 20 минут полностью окружили, а затем атаковали укрывавшихся в монастыре Баньска сербов при полном бездействии сил КФОР; в результате погибли четверо косовских сербов и один косовский полицейский. Хотя не все обстоятельства произошедшего известны, существующая информация подтверждает тенденцию развития «замороженных» конфликтов в Балканском регионе.
Стоит отметить, что за 15 лет, прошедшие с момента самопровозглашения независимости Косово, основная инициатива по урегулированию конфликта была за ЕС. При этом только пять государств — членов ЕС не признали независимость Косово. В то же время среди незападных стран утвердился консенсус по непризнанию самопровозглашенной республики. Учитывая национальные интересы Сербии, имеет смысл поставить логичный вопрос — стоит ориентироваться на международные институты, в которых преобладает западное влияние, или присмотреться к странам «глобального большинства» и к институтам, где преобладает влияние Востока/Юга?
Хоть сегодня, по мнению экспертов, вопрос альтернатив для БиГ и Сербии больше напоминает «политическую игру» с западными партнерами, учитывая «контекст эпохи», уже в недалеком будущем этот вопрос может «пошатнуть» политический вектор отдельных балканских стран и Сербии, в частности. Во многом от него и отдельных шагов региональных акторов, направленных на определение и отстаивание собственных интересов, будет зависеть, зажжется ли новый огонь в «пороховой бочке Европы».
«Вучич заявил, что силы НАТО в Косово дали “карт-бланш” на убийство сербов» — подобного рода заголовки наводнили российские и сербские СМИ после трагедии, произошедшей в ночь с 23 на 24 сентября 2023 г. Тогда силы полиции режима Курти за 1 час 20 минут полностью окружили, а затем атаковали укрывавшихся в монастыре Баньска сербов при полном бездействии сил КФОР; в результате погибли четверо косовских сербов и один косовский полицейский. Хотя не все обстоятельства произошедшего известны, существующая информация подтверждает тенденцию развития «замороженных» конфликтов в Балканском регионе.
Террор, ставший обыденностью
Новое обострение на севере автономного края Косово произошло спустя неделю после провалившихся переговоров по нормализации отношений Белграда и Приштины (они прошли в Брюсселе 14 сентября). Инцидент не стал первым за последние несколько лет, но точно явился одним из самых показательных. После «горячей фазы» событий 24 сентября «премьер» самопровозглашенного Косово объявил, что «Организованная преступность при политической, финансовой и материально-технической поддержке Белграда совершила нападение на нашу страну», что в переводе с «дипломатического языка» можно трактовать как сasus belli. В этот же вечер отдельные представители правительственных и неправительственных западных организации обвинили сербов в случившемся. Самым ярким высказыванием стал призыв председателя неправительственной некоммерческой организации «Европейский комитет по расширению НАТО» Гюнтера Фелингера «бомбить Белград» с «немедленной подготовкой интервенции в Сербию».
Данная риторика за 2022–2023 гг. уже стала обыденностью. С лета 2022 г. практически каждый месяц на территории Косово происходят разные по своему масштабу события, ведущие к эскалации конфликта, они чередуются с «дипломатическими» попытками деэскалации при посредничестве ЕС. Самыми яркими вспышками насилия можно назвать события, произошедшие в конце июля – начале августа 2022 г., декабре 2022 г., январе 2023 г., мае 2023 г., в результате которых были пострадавшие и погибшие гражданские, преимущественно косовские сербы.
Последние «конфликтные точки» например, были вызваны как относительно случайными событиями, произошедшими на национальной или конфессиональной почвах, так и вопросом сербских муниципалитетов на севере Косово. Положение дел в северном Косово, где после бойкота сербами выборов в муниципалитетах (Северная Косовска-Митровица, Звечан, Зубин-Поток и Лепосавич) в апреле 2023 г. при явке в 3,47% победу одержали косовские албанцы, остается весьма накаленным, велик конфликтный потенциал. При этом регион также остается под силовым контролем косовской полиции, продолжается ущемление прав косовских сербов.
В то же время ЕС склоняет Белград к нормализации отношений с Косово на условиях Приштины. Одной из последних инициатив по разрешению конфликта была новая редакция «франко-немецкого плана», представленная 22 января 2023 г. «План» состоит из 10 пунктов, ряд формулировок в которых носят «размытый» характер и фактически ведут к признанию Белградом независимости Косово. Среди них стоит отметить ст. 1, которая устанавливает «равноправные» отношения между Приштиной и Белградом; ст. 4 устанавливает отсутствие возражений Белграда в вопросе участия Косово в международных организациях. При этом выполнение «плана» сопровождается стремлением «обеих сторон» к вступлению в ЕС (ст. 5), подпитывается финансовой помощью от ЕС (ст. 9) и способствует созданию «совместной комиссии под председательством ЕС», которая будет следить за выполнением «плана».
Ключевое положение для сербской стороны — вопрос реализации «на земле» Сообщества сербских муниципалитетов — лишь косвенно упоминается в ст. 7 «плана». При этом речь идет только о «европейском опыте» и использовании «инструментов Совета Европы, чтобы обеспечить надлежащий уровень самоуправления для сербской общины». Вопрос гарантий и конкретных механизмов реализации брюссельского соглашения от 2013 г. в плане не обозначен. Очевидно, что ряд пунктов «Плана» неприемлем для Белграда и является скорее «завуалированным ультиматумом» со стороны Европейских столиц, в виду чего Белград не может принять представленную концепцию. Ровно так же в виду внешнего давления и, в целом, внешнеполитической конъюнктуры Белград не может ее прямо и отвергнуть. Из-за этого, а также из-за несогласия населения Сербии (опрос населения, проведенный «Новой сербской политической мыслью», показал, что за «План» выступили только 11,4% респондентов, против — 59,1%, 29,5% — нейтрально) с некоторыми пунктами плана и путями его реализации произошло «затухание» согласованного в марте Охридского приложения о путях нормализации взаимных отношений. Можно утверждать, что быстрое снижение напряженности в регионе не представляется возможным, но обсуждение путей деэскалации с разной интенсивностью продолжается до сих пор. При этом самопровозглашенные власти Косово продолжают открыто игнорировать положения брюссельского соглашения от 2013 г. и связанные с ним механизмы предоставления гарантий соблюдения прав сербского большинства в северном Косово. Это продемонстрировал и последний раунд переговоров (14 сентября), а также провалившиеся переговоры Белграда и Приштины с представителями ЕС, США, Франции, Германии и Италии (21–27 октября 2023 г.). Совокупность этих фактов стала одной из причин принятия решения о роспуске парламента Сербии и назначения досрочных выборов в парламент и местные органы власти 17 декабря 2023 г. Теперь у президента страны есть полгода отсрочки на принятие решения по «Западному ультиматуму», что во многом совпадает с электоральным циклом в ЕС, США и на постсоветском пространстве. Таким образом, в обозримой перспективе конфликтный потенциал в регионе будет сохраняться.
Игра с «нулевой суммой»
События в Косово, как и в целом «сербский вопрос» на Балканах, нельзя рассматривать в отрыве от общемировой повестки и конъюнктуры. На протяжении всего 2023 года международная обстановка переживала турбулентность как в экономическом, так и политическом плане, а также в сфере безопасности.
В общемировом масштабе разворачивающиеся события знаменуют собой конец 30-летней эпохи tempus inter magnis oppositionibus (с лат.: время между великими противостояниями) и началом эпохи tempus magnorum oppositionum (с лат.: время великих противостояний). Курс на конфронтацию изложен в основных доктринах США, ЕС, НАТО, внимание к потенциальным угрозам от западных стран и объединений обозначают и в РФ, речь о турбулентности в международных отношениях идет и в документах КНР. В то же время Сербия и Босния и Герцеговина остаются частью «серой зоны в вопросе безопасности» — таких зон, по мнению министра иностранных дел ФРГ А. Бербок, не должно остаться в Европе.
С момента начала «острой фазы» противостояния РФ и Западных стран (2022 г.) все большую силу набирает тенденция «разморозки» замороженных конфликтов в «серых зонах» на Евразийском пространстве. Последним негативным примером, относительно сравнимым с «проблемой Косово», является Контртеррористическая операция, проведенная Азербайджаном на территории непризнанной Нагорнокарабахской Республики 19–20 сентября 2023 г. В данном случае политическое руководство Республики Армения с 2020 г. (с момента последней горячей фазы конфликта в регионе) по 2023 г. пыталось использовать многосторонние инструменты (Международный суд ООН, Минскую группа ОБСЕ, двусторонние встречи при посредничестве представителей ЕС), а также поддержку внерегиональных партнеров, преимущественно из числа западных стран, в своих целях. При этом оно зачастую пренебрегало позицией своего традиционного союзника в лице РФ по ряду вопросов, в виду чего частично лишилась поддержки последней по «карабахскому вопросу». Результатом пренебрежения возможностью реализации силового сценария, недооценки расстановки сил в регионе, интересов собственного населения стали сотни погибших, десятки тысяч армянских беженцев (более 100 тыс. чел. на начало октября 2023 г.) с территории Нагорного Карабаха, а также массовые протесты в Ереване.
«Новый-старый» размороженный конфликт всполохнул и на Ближнем Востоке — между Израилем и группировкой «ХАМАС», во многом затмив конфликты предыдущих месяцев в информационном пространстве. Трагедия израильской стороны 7 октября 2023 г. и количество жертв в ее результате были обусловлены неподготовленность силовых служб Израиля к современным методам ведения «гибридных войн». Позже, уже в конце октября – начале ноября 2023 г., все это вылилось в наземную операцию, срыв первоначальных планов и рост потерь в результате действий, как казалось, заведомо более слабого противника.
Для Сербии и Косовского вопроса, в частности, эти примеры являются наглядной демонстрацией потенциальных рисков. Будучи окруженной странами НАТО и испытывая затруднениям с поставками вооружений (в виду ограничений со стороны западных стран на собственные поставки и поставки из РФ), их модернизацией и адаптацией войск к современным методам ведения «гибридных войн», Сербия испытывает все больше трудностей в диверсификации и наращивании собственного оборонного потенциала. При этом «гарантии» западных партнеров и инструменты многостороннего урегулирования с каждым новым инцидентом демонстрируют все большую неэффективность. В этом ключе стоит обратить внимание на интересы ключевых акторов в регионе, методы их реализации, а также на реакцию Балканских стран на их действия.
Западные страны с 2022 г. усиливают давление на Сербию и Боснию и Герцеговину по санкционному вопросу в отношении РФ (в контексте глобального противостояния с «Востоком»). Тем не менее ни Босния и Герцеговина, ни Сербия не ввели санкции против РФ (в отличии от Черногории и Северной Македонии, относительно недавно вступивших в НАТО). При этом в случае с Боснией и Герцеговиной ключевым аспектом в вопросе принятия санкций стала позиция члена президиума БиГ от Республики Сербской Милорада Додика (с 15 ноября 2022 г. — президент Республики Сербской). Сербия в свою очередь продолжает сотрудничество в военной сфере со странами НАТО, хоть и в меньшей степени, чем Босния и Герцеговина. Одним из примеров такого сотрудничества в последнее время стали летние учения «Платиновый волк», проведенные совместно с США. В то же время возможность проведения учений с РФ или силами ОДКБ не отвергается, а связывается с окончанием российской СВО на Украине. Тем не менее уже данное обстоятельство снижает возможности военно-технического сотрудничества между Сербией и РФ в краткосрочной перспективе.
С начала обострения отношений между РФ и западными странами последние проводят провокационную политику в отношении Сербии, Боснии и Герцеговины. Стоит отметить и ряд пунктов стратегии НАТО, принятой на Саммите в Мадриде 29 июня 2022 г. Особый акцент в документе сделан на регион Западных Балкан и регион Черного моря, которым отводится «стратегическое значение» (в частности, в п. 41 и в п. 45). Подтверждается также приверженность НАТО поддержке Украины, Молдовы, Грузии и Боснии и Герцеговины «в противодействии различным угрозам и вызовам, с которыми они сталкиваются, и повышению их устойчивости к злонамеренному вмешательству и принуждению со стороны третьих сторон», Сербия в этом списке не упоминается. Во многом данное обстоятельство связано с упоминанием в обозначенных пунктах принципа «территориальной целостности», который, с точки зрения стратегии НАТО, на Сербию не распространяется. В свою очередь, в стратегиях НАТО и США РФ обозначена как «прямая угроза» — очевидно, что любое сближение балканских стран с РФ западными партнерами будет восприниматься как «злонамеренное вмешательство».
Учитывая данные обстоятельства, очевидно, что НАТО в среднесрочной перспективе будет способствовать признанию Сербией Косово, а также централизации власти в Боснии и Герцеговине в целях нейтрализации автономии Республики Сербской и ее возможности влияния на внешнеполитический курс Боснии и Герцеговины. Все это в конечном счете должно привести к членству данных стран в НАТО (или как минимум к контролю НАТО над данными территориями) и дальнейшему нивелированию субъектности Сербии в международных делах, устранению любых сербских автономий в соседних государствах. Очевидно и то, что сотрудничество этих двух стран в сфере безопасности, экономике, политике или даже в гуманитарных вопросах с «отдельными полюсами» уже воспринимается великими державами и западными институтами как «игра с нулевой суммой». Это прослеживается в реакции МИД РФ на отдельные провокации прозападных сил на территории двух стран и в реакции отдельных представителей ЕС, НАТО и США. В частности, глава внешнеполитической службы Евросоюза Жозеп Боррель осудил позицию сербского руководства — отказ ввести санкции против РФ. США и ЕС за дружественные действия представителей Республики Сербской в отношении РФ и Сербии постепенно «награждают» негласными ограничениями или санкционным давлением.
Особенно примечательно в этом контексте совместное коммюнике по итогам саммита НАТО в Вильнюсе 11 июля 2023 г. — на фоне СВО; обострения отношений между Республикой Сербской с центральными органами БиГ; заявления о возможности выхода из самой БиГ; непризнания РС и РФ назначенного без санкции Совбеза ООН нового Верховного представителя в БиГ, а также обострения отношений автономного края Косово с остальной Сербией. В нем 3 пункта были посвящены Боснии и Герцеговине (№ 76), Сербии (№ 77) и Косово (№ 78), а его особенностью является избирательный принцип в отношении двух государств, их территориальных конфликтов и связей с НАТО. В отношении Боснии и Герцеговины выбран принцип «территориальной целостности», проиллюстрирована «поддержка в осуществлении государственных реформ» [от автора: направленных на централизацию в государственном управлении БиГ], а также осуждение «сепаратистских настроений» [от автора: в виде автономных действий руководства РС]. В отношении Сербии — надежда «конструктивного взаимодействия Сербии с НАТО и своими соседями», поддержка действий направленных на «нормализацию отношений между Приштиной и Белградом», «взаимодействия в духе доброй воли на пути к достижению прочного политического решения» [от автора: в контексте уступок Белграда на требования Приштины]. Отдельного упоминания стоит пункт, посвященный Косово (№78), в котором резолюция № 1244 Совета Безопасности ООН упомянута только в целях легитимизации нахождения контингента НАТО в Косово и увеличения его численности. При этом в отношении спровоцированного Приштиной конфликта с сербскими общинами (при политической поддержке НАТО и ЕС) с весны 2022 г. в нарушение брюссельских соглашений выражено только осуждение насилия [от автора: якобы инициированное сербами] «в северной части Косово, а также неспровоцированных нападений, в результате которых военнослужащие НАТО получили серьезные ранения».
Учитывая данные факты, становится предельно очевидным односторонний подход западных стран и объединений в духе римского выражения «Qui non nobiscum, adversus nos est» (с лат.: «кто не с нами, тот против нас») в отношении комплекса «балканских проблем» (и «сербского вопроса», в частности), в котором нет места учету интересов Сербии, сербских общин и Республики Сербской. Важно обратить внимание и на то обстоятельство, что Сербии, Боснии и Герцеговине в краткосрочной перспективе будет все труднее придерживаться многовекторной политики при все большем внешнем давлении.
Между «молотом и наковальней»
Такой подход западных стран существенно дестабилизирует обстановку в сфере международной безопасности на Балканах. В свою очередь, приверженность «евроатлантическому выбору» несет для сербов ряд рисков — угрозу территориальной целостности Сербии, Боснии и Герцеговины, ущемление прав сербских общин и сербов за пределами Сербии и в автономном крае Косово, потерю суверенитета в оборонной и внешнеполитических сферах для Сербии, Боснии и Герцеговины, ухудшение отношений с РФ, КНР и рядом стран «глобального большинства», рост конфликтов на национальной или конфессиональной почвах. Чтобы избежать негативного сценария, Сербии — как и БиГ (и РС в ее составе) — необходимо предпринять ряд шагов: развивать отношения с внерегиональными акторами, занять жесткую позицию по защите прав сербского населения, нарастить собственный оборонный потенциал, начать проводить более скоординированную политику между Сербией и Республикой Сербской, сербскими общинами, не рассматривать «евроатлантический вектор» как единственный путь развития, проанализировать все преимущества от сотрудничества с «не западными» институтами (БРИКС, ШОС, ЕАЭС, Большое евразийское партнерство и др.).
Стоит отметить, что за 15 лет, прошедшие с момента самопровозглашения независимости Косово, основная инициатива по урегулированию конфликта была за ЕС. При этом только пять государств — членов ЕС не признали независимость Косово. В то же время среди незападных стран утвердился консенсус по непризнанию самопровозглашенной республики. Учитывая национальные интересы Сербии, имеет смысл поставить логичный вопрос — стоит ориентироваться на международные институты, в которых преобладает западное влияние, или присмотреться к странам «глобального большинства» и к институтам, где преобладает влияние Востока/Юга?
В контексте реализации Сербией многовекторной политики и с учетом внешнеполитической конъюнктуры вполне логичным шагом для Сербии в среднесрочной перспективе представляется расширение сотрудничества со странами БРИКС — вплоть до вступления в объединение. Важным фактором в этом вопросе также являются принципы, на которых основано данное сообщество и которые разделяет сербское население — выстраивание более справедливого правопорядка в международных отношениях при центральной роли ООН, сотрудничество суверенных государств на основе принципов международного права, в духе равенства, солидарности, взаимного уважения и баланса интересов. Сербская партия «Движение социалистов» в конце августа 2023 г. внесла на рассмотрение парламента резолюцию о присоединении Сербии к БРИКС. К концу сентября 2023 г. инициативу также поддержали партии «Двери» и «Заветницы».
Учитывая ограниченные возможности РФ в регионе и потенциальную резкую реакцию ЕС, скорее всего, даже в случае принятия решения о вступлении в объединение сербская сторона по мере возможностей и при отсутствии «неожиданных обстоятельств» будет выдерживать паузу до завершения проводимой РФ СВО. Однако складывающиеся обстоятельства не отменяют тот факт, что такой выбор в большей степени отвечает интересам Сербии, чем вступление в НАТО и ЕС при дроблении собственной страны и потери суверенитета.
***
В эпоху tempus inter magnis oppositionibus осуществление права на выбор путей собственного развития и обеспечения собственной безопасности не представлялось возможным в виду отсутствия альтернатив, однако в tempus magnorum oppositionum альтернатива есть. В данной связи слова президента Сербии А. Вучича от 18 июня 2023 г. относительно перспектив вступления Сербии в БРИКС ( «Коллективный Запад крепче связан коллективно, чем БРИКС, они должны это решить и тогда это объединение ждет большое будущее…Многие страны хотят выйти из-под доминации Запада из-под плаща или сапога, кто как это называет и это вопрос для новых поколений сербов через 15–20 лет. Так что БРИКС это вопрос для новых поколений») во многом напоминают заключения В.И. Ленина 9 января 1917 г. в «докладе о революции 1905 года» в отношении перспектив революции («Мы, старики, может быть, не доживем до решающих битв этой грядущей революции. Но я могу, думается мне, высказать с большой уверенностью надежду, что молодежь, которая работает так прекрасно в социалистическом движении Швейцарии и всего мира, что она будет иметь счастье не только бороться, но и победить в грядущей пролетарской революции»). Хотя сегодня, по мнению экспертов, вопрос альтернатив для БиГ и Сербии больше напоминает «политическую игру» с западными партнерами, учитывая «контекст эпохи», уже в недалеком будущем этот вопрос может «пошатнуть» политический вектор отдельных балканских стран и Сербии, в частности. Во многом от него и отдельных шагов региональных акторов, направленных на определение и отстаивание собственных интересов, будет зависеть, зажжется ли новый огонь в «пороховой бочке Европы».