Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Даниил Растегаев

Выпускающий редактор печатных изданий РСМД, младший научный сотрудник Отдела политической науки ИНИОН РАН

Ровно 30 лет назад, 11 июля 1995 г., мусульманский анклав Сребреница был взят армией Республики Сербской. Это событие Боснийской войны стало прологом к одному из самых страшных военных преступлений в Европе, совершенных после Второй мировой. Споры о количестве жертв, масштабах и границах ответственности за это преступление, о том, как вспоминать об этой трагедии и какие уроки можно из нее извлечь, не утихают до сих пор. Более того, эти споры реанимируют старые разграничительные линии между противоборствующими сторонами, оказывая прямое воздействие на современную политику в Балканском регионе.

В открытом доступе размещено множество материалов (рассказов очевидцев, уголовных приговоров, протоколов расследований, фотографий и прочего), которые могут помочь восстановить ход и содержание происходившего в Сребренице в июле 1995 г. При этом в западном дискурсе сложилась довольно четкая картина, которую сложно опровергнуть, находясь в рамках интерпретаций отдельно взятого события. Режим памяти, формировавшийся на протяжении всех 30 лет со дня преступления, был выстроен таким образом, что боснийские мусульмане были представлены исключительно как жертвы, а сербы как палачи. Такая версия событий опирается на многочисленные приговоры Международного трибунала по бывшей Югославии, утвердившие обвинения сербских военачальников в совершении геноцида, на резолюции национальных и наднациональных парламентов, провозглашавших «дни памяти о геноциде в Сребренице», и наконец на резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 78/282 с похожим содержанием, принятую в 2024 году.

Ошибочность такого восприятия невозможно объяснить простой неточностью изложения фактов (которая так или иначе оспаривается сербской стороной) и неправильностью интерпретации мотиваций сторон. Югославские войны стали примером тотального этнического насилия, совершаемого всеми против всех. Следовательно, каждая из противоборствующих сторон — и сербы, и мусульмане, и хорваты — была и жертвой, и палачом. Именно поэтому обвинение в геноциде, теперь уже закрепленное в резолюции ГА ООН, вызывает такую негативную реакцию сербов — как в Белграде, так и в Баня-Луке — административном центре Республики Сербской, энтитета в составе Боснии и Герцеговины, появившегося по итогам войны в Боснии.

Распределять «ярлыки» между сторонами конфликта, используя отдельно взятый его эпизод, в корне неверно. Поэтому вокруг расширения временных рамок публичной интерпретации конфликта и разворачивается тот процесс, который в научной литературе называют «соперничеством за обладание статусом жертвы».

Таким образом, признание резни в Сребренице 1995 года геноцидом стало вызовом для сербского общества, пораженного несправедливостью подобной меры. Сербы стремятся обратить внимание внутренней и внешней аудитории на те эпизоды войны в Боснии, где были жертвами они сами. Конечно, ни боснийские мусульмане, ни сербы никогда не признают себя палачами — каждая из сторон будет настаивать на том, что она была главной жертвой прошедшей войны. Это обстоятельство, к сожалению, надолго закрывает перспективы окончательного примирения сторон.

Ровно 30 лет назад, 11 июля 1995 г., мусульманский анклав Сребреница был взят армией Республики Сербской. Это событие Боснийской войны стало прологом к одному из самых страшных военных преступлений в Европе, совершенных после Второй мировой. Споры о количестве жертв, масштабах и границах ответственности за это преступление, о том, как вспоминать об этой трагедии и какие уроки можно из нее извлечь, не утихают до сих пор. Более того, эти споры реанимируют старые разграничительные линии между противоборствующими сторонами, оказывая прямое воздействие на современную политику в Балканском регионе.

Даниил Растегаев:
История раздора

В открытом доступе размещено множество материалов (рассказов очевидцев, уголовных приговоров, протоколов расследований, фотографий и прочего), которые могут помочь восстановить ход и содержание происходившего в Сребренице в июле 1995 г. При этом в западном дискурсе сложилась довольно четкая картина, которую сложно опровергнуть, находясь в рамках интерпретаций отдельно взятого события. Режим памяти, формировавшийся на протяжении всех 30 лет со дня преступления, был выстроен таким образом, что боснийские мусульмане были представлены исключительно как жертвы, а сербы как палачи. Такая версия событий опирается на многочисленные приговоры Международного трибунала по бывшей Югославии, утвердившие обвинения сербских военачальников в совершении геноцида, на резолюции национальных и наднациональных парламентов, провозглашавших «дни памяти о геноциде в Сребренице», и наконец на резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 78/282 с похожим содержанием, принятую в 2024 году.

Ошибочность такого восприятия невозможно объяснить простой неточностью изложения фактов (которая так или иначе оспаривается сербской стороной) и неправильностью интерпретации мотиваций сторон. Югославские войны стали примером тотального этнического насилия, совершаемого всеми против всех. Следовательно, каждая из противоборствующих сторон — и сербы, и мусульмане, и хорваты — была и жертвой, и палачом. Именно поэтому обвинение в геноциде, теперь уже закрепленное в резолюции ГА ООН, вызывает такую негативную реакцию сербов — как в Белграде, так и в Баня-Луке — административном центре Республики Сербской, энтитета в составе Боснии и Герцеговины, появившегося по итогам войны в Боснии.

Распределять «ярлыки» между сторонами конфликта, используя отдельно взятый его эпизод, в корне неверно. Поэтому вокруг расширения временных рамок публичной интерпретации конфликта и разворачивается тот процесс, который в научной литературе называют «соперничеством за обладание статусом жертвы». Сербы, которым во многом несправедливо была отпущена роль палачей, теперь стремятся доказать себе и всему миру, что и они были жертвами той войны. И этот процесс во многом идет по нескольким направлениям, главные из которых — критика «геноцидного» определения событий 1995 года и активное обращение к тем эпизодам войны в Боснии, где жертвами были сербы.

Первое направление в целом довольно традиционно для сербской аудитории. В местных СМИ периодически появляются различные публикации, содержащие мнения экспертов или показания очевидцев, опровергающие определение «геноцид», ставящие под сомнение количество мусульманских жертв. Совсем недавно на сербском телевидении вышел документальный фильм «Сребреница — анатомия обмана». Очевидно, его показ был приурочен именно к 30-летию тех трагических событий.

Относительно новым явлением в публичном дискурсе стало то, что внимание внутренней и внешней аудитории обращают на те эпизоды этнического насилия в Сребренице, где жертвами были сами сербы. До того как этот город стал мусульманским анклавом внутри Республики Сербской и получил статус «зоны безопасности», закрепленный в резолюции Совета Безопасности ООН, сербы стали жертвами этнической чистки со стороны боснийских мусульман. В 1992 г. армия республики Босния и Герцеговина под командованием Насера Орича совершила серию массовых военных преступлений против сербов, населявших Сребреницу и ее окрестности. Впрочем, в отличие от сербских военачальников, сам Орич был оправдан Международным трибуналом по бывшей Югославии.

Сербы ведут активную работу по обнародованию фактов преступлений мусульман, устанавливают новые памятные даты, проводят коммеморативные мероприятия. Так, 5 июля отмечалась 33-я годовщина преступлений в Среднем Подринье и Бираче, панихида по погибшим сербам прошла на кладбище в Братунаце (Республика Сербская). При этом появляются и новые поводы для коммеморации. Так, на днях в Восточном Сараево был открыт бюст бывшему постоянному представителю России при ООН Виталию Чуркину, который в 2015 году наложил вето на резолюцию Совета Безопасности ООН, содержавшую определение «геноцид» в отношении резни в Сребренице. Памятник с надписью «Спасибо за Русское Нет» был установлен к десятилетию того самого вето.

Поддержка «геноцидной» версии изложения событий в Сребренице в сербском обществе уже устоялась как индикатор «врага» — и не важно, внутренний он или внешний. Так, например, в ходе недавних акций в Белграде консервативная пресса обвиняла протестующих в том, что они выступают за признание резни в Сребренице геноцидом, а проправительственные активисты разместили баннер с надписью: «Протестующие, Сербия — не геноцидное государство». Статус жертвы во многом стал основной идеей, на которой выстраивается историческое самосознание современного сербского общества. Через призму жертвы рассматриваются и другие исторические события, в ходе которых пострадали сербы, — это и Вторая мировая война, и бомбардировки Югославии 1999 года.

Таким образом, признание резни в Сребренице 1995 года геноцидом стало вызовом для сербского общества, пораженного несправедливостью подобной меры. Сербы стремятся обратить внимание внутренней и внешней аудитории на те эпизоды войны в Боснии, где были жертвами они сами. Конечно, ни боснийские мусульмане, ни сербы никогда не признают себя палачами — каждая из сторон будет настаивать на том, что она была главной жертвой прошедшей войны. Это обстоятельство, к сожалению, надолго закрывает перспективы окончательного примирения сторон.

Впервые опубликовано в «Известиях».

(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся