«Соглашение о реализации исторической Пханмунджомской декларации в военной сфере» 2018 г. стало предметом горячего обсуждения последних месяцев 2023 г. Рост напряженности на Корейском полуострове, особенно усилившийся с конца 2022 г., заставил военно-политическое руководство РК задуматься о возможности пересмотра его условий.
Соглашение было подписано 19 сентября 2018 г. на саммите лидера КНДР Ким Ченына и президента РК Мун Чжэина в Пхеньяне во время «оттепели» в межкорейских отношениях, ознаменовавшейся рядом двусторонних договоренностей. Оно было посвящено вопросам военного взаимодействия двух корейских государств и представляло собой редкую попытку урегулировать спор вокруг так называемой Северной разграничительной линии — демаркационной линии в Желтом море, де-факто выполняющей роль границы между КНДР и РК. Соглашение предполагает добровольный отказ от применения военной силы и установление мирных зон в Желтом и Японском морях, где в том числе не допускается проход кораблей с вооружением без предварительного уведомления. Кроме того, в воздушном пространстве устанавливаются бесполетные зоны для некоторых видов авиации.
Изначально Сеулом не ставилась под сомнение целесообразность Соглашения 19 сентября. Официальная риторика РК изменилась после инцидента с пролетом северокорейского дрона в воздушном пространстве Южной Кореи 26 декабря 2022 г. В этот день несколько беспилотников КНДР пересекли демаркационную линию, разделяющую два корейских государства, и оказались в воздушном пространстве над северо-западными островами РК, а один из них — в бесполетной зоне, установленной вокруг правительственных зданий в центре Сеула. Этот случай не только стал ярким актом нарушения условий Соглашения, но и продемонстрировал пробелы в разведке и наблюдении РК, равно как и провальное реагирование на инцидент. Второе событие, которое активизировало критику Соглашения в РК, — это встреча лидеров КНДР и России, Ким Ченына и В. Путина, 13 сентября 2023 г. Перспективы сотрудничества Москвы и Пхеньяна в области космических технологий, обозначенные по итогам встречи, вызвали преимущественно негативную реакцию Сеула, в очередной раз усомнившегося в целесообразности военных ограничений, предусмотренных Соглашением.
После атак ХАМАС на Израиль в начале октября 2023 г. позиция РК по Соглашению ужесточилась в очередной раз. Южнокорейское руководство увидело параллели между проникновением группировки ХАМАС на территорию Израиля и нарушениями Соглашения в мирных зонах Желтого и Японского морей со стороны Северной Кореи, а провал разведывательных служб Израиля, не сумевших предупредить атаки ХАМАС, вызвал тревогу и о собственных возможностях осуществления эффективной разведки и наблюдения.
21 ноября 2023 г. КНДР осуществила успешный запуск ракеты-носителя с разведывательным спутником, невзирая на протест РК. На следующий день Южная Корея объявила о частичной приостановке действия Соглашения 19 сентября, в одностороннем порядке отказавшись соблюдать условия п. 3 ст. 1, предполагавшего установление бесполетных зон над демаркационной линией. В ответ на это КНДР фактически объявила о своем полном отказе соблюдать Соглашение.
Принятое Южной Кореей решение говорит о том, что во главу угла была поставлена военная целесообразность, а не политическая. Вместо решения о полной приостановке действия Соглашения в качестве ответного действия на нарушения со стороны КНДР выбор был сделан в пользу конкретного положения, мешающего осуществлять сбор разведданных. В случае очередной эскалации напряженности РК может отменить действие других пунктов, а при серьезном кризисе — объявить о полной приостановке действия Соглашения. При этом необходимо отметить, что обе стороны формально не вышли из Соглашения и вряд ли стоит этого ожидать в будущем. Наиболее вероятно, что в случае дальнейшего роста напряженности Сеул вслед за Пхеньяном объявит о полной приостановке действия Соглашения, не расторгнув его формально. Аналогичным образом, в случае очередного витка потепления отношений КНДР и РК в будущем стороны вполне могут объявить о взаимной приверженности его принципам.
«Соглашение о реализации исторической Пханмунджомской декларации в военной сфере» 2018 г. (коротко — Соглашение 19 сентября) стало предметом горячего обсуждения последних месяцев 2023 г. Рост напряженности на Корейском полуострове, особенно усилившийся с конца 2022 г. (когда северокорейский беспилотный летательный аппарат совершил пролет над территорией Южной Кореи), заставил военно-политическое руководство РК задуматься о возможности пересмотра условий Соглашения 19 сентября. В итоге активная дискуссия о его судьбе была завершена принятием Южной Кореей в одностороннем порядке решения о приостановке действия некоторых его положений.
В чем суть Соглашения 19 сентября?
«Соглашение о реализации исторической Пханмунджомской декларации в военной сфере» было подписано 19 сентября 2018 г. на саммите лидера КНДР Ким Ченына и президента РК Мун Чжэина в Пхеньяне во время «оттепели» в межкорейских отношениях, ознаменовавшейся рядом двусторонних договоренностей. Соглашение было посвящено вопросам военного взаимодействия двух корейских государств и представляло собой редкую попытку урегулировать спор вокруг так называемой Северной разграничительной линии — демаркационной линии в Желтом море, де-факто выполняющей роль границы между КНДР и РК. Несогласие Пхеньяна с вариантом линии, проведенным Командованием ООН в 1953 г., фактически сделало спорными ряд островов в Желтом море (о-ва Ёнпхёндо, Тэчхондо, Пэннёндо и др.), вокруг которых в 1990–2010-х гг. неоднократно фиксировались случаи применения военной силы. В числе наиболее известных из них — две битвы у о. Ёнпхёндо в 1999 и 2002 гг., обстрелы Ёнпхёндо в 2011 г., а также гибель южнокорейского корвета «Чхонан» у о. Пэннёндо в 2010 г., который, согласно наиболее распространенной версии, был потоплен северокорейской подлодкой. Последние два события существенно ухудшили межкорейские отношения.
Соглашение 19 сентября предполагает добровольный отказ от применения военной силы друг против друга и установление мирных зон в Желтом и Японском морях. Мирная зона в Желтом море пролегает через все спорное пространство Северной разграничительной линии и распространяется на акваторию между южнокорейским о. Токчокдо и северокорейским о. Чходо. В мирных зонах не допускается проход кораблей с вооружением без предварительного уведомления. Необходимо скрыть стволы береговой артиллерии и закрыть орудийные порты на кораблях, находящихся в пределах зон. Кроме того, в воздушном пространстве мирных зон установлены бесполетные зоны для некоторых видов авиации.
Что Южная Корея думает о Соглашении сегодня?
Изначально Сеулом не ставилась под сомнение целесообразность Соглашения 19 сентября. Пожалуй, впервые на высоком уровне критически высказываться о Соглашении стал Юн Согёль, заявивший о том, что артиллерийские стрельбы КНДР 20 марта 2022 г. нарушают его условия. Юн Согёль на тот момент еще не вступил в должность президента (но уже выиграл выборы), и министр обороны Со Ук из кабинета предыдущего президента Мун Чжэина не согласился с такой позицией — с его точки зрения, указанные учения КНДР не нарушали условия Соглашения, так как проводились в районах севернее от мирной зоны Желтого моря. Позже Юн Согёль и новый министр обороны Ли Чонсоп аналогично назвали нарушением Соглашения артиллерийские стрельбы, проведенные КНДР 14 октября 2022 г. В первой «Белой книге обороны», выпущенной при новой президентской администрации в начале 2023 г., было отмечено, что КНДР нарушила Соглашение 17 раз, из них 15 — в 2022 г.
Официальная риторика РК по вопросу Соглашения 19 сентября изменилась после инцидента с пролетом северокорейского дрона в воздушном пространстве Южной Кореи 26 декабря 2022 г. В этот день несколько беспилотников КНДР пересекли демаркационную линию, разделяющую два корейских государства, и оказались в воздушном пространстве над северо-западными островами РК, а один из них — в бесполетной зоне, установленной вокруг правительственных зданий в центре Сеула. Этот случай не только стал ярким актом нарушения условий Соглашения 19 сентября (в частности, п. 1 ст. 1 об отказе от любых действий по инфильтрации на территорию друг друга), но и продемонстрировал пробелы в разведке и наблюдении РК, равно как и провальное реагирование на инцидент — для перехвата дронов было безуспешно задействовано около 20 единиц военной авиатехники, а легкий штурмовик КА-1 потерпел крушение вследствие технической неисправности. 4 января 2023 г. Юн Согёль поручил правительству РК и ВС проработать ответные меры на дальнейшие возможные провокации КНДР, вплоть до приостановки действия Соглашения в случае повторного проникновения КНДР на территорию РК. Летом и осенью 2023 г. также были инициированы перестановки в военно-политическом руководстве РК: 27 июля новым министром объединения стал Ким Ёнхо, 7 октября пост министра обороны занял Син Вонсик, а 25 ноября председателем Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ) вооруженных сил РК был назначен Ким Мёнсу. Последние двое еще до вступления в должность несколько раз давали интервью, критически высказываясь о Соглашении 19 сентября.
Второе событие, которое активизировало критику Соглашения в РК, — это встреча лидеров КНДР и России Ким Ченына и В. Путина 13 сентября 2023 г. Перспективы сотрудничества Москвы и Пхеньяна в области космических технологий, обозначенные по итогам встречи, вызвали преимущественно негативную реакцию Сеула, в очередной раз усомнившегося в целесообразности военных ограничений, предусмотренных Соглашением 19 сентября. 15 сентября 2023 г. заместитель пресс-секретаря Министерства объединения Ким Инэ объявила, что соглашение, которое соблюдается РК в одностороннем порядке, не является приемлемым, и министерство прорабатывает условия, при которых действие Соглашения может быть приостановлено в случае повторного нарушения границы Северной Кореей. 25 сентября Син Вонсик, кандидат на должность министра обороны РК, также критически высказался о межкорейских договоренностях: «Соглашение 19 сентября 2018 г. — это ошибка, и оно повысило уязвимость наших вооруженных сил … Соглашение имеет почти нулевую эффективность ввиду намеренных и повторяющихся провокаций КНДР, … негативно сказывается на нашей боевой готовности, поэтому я выступаю за его отмену». Месяц спустя, уже заняв пост министра обороны, он вновь акцентировал внимание на нарушениях Соглашения Северной Кореей, сообщив, что за годы его действия она выпустила около 110 снарядов в Желтом море и более 3,4 тыс. раз оставляла открытыми стволы орудий и орудийные порты на кораблях.
После атак ХАМАС на Израиль в начале октября 2023 г. позиция РК по Соглашению ужесточилась в очередной раз. Руководство РК видело параллели между проникновением группировки ХАМАС на территорию Израиля и нарушениями Соглашения в мирных зонах Желтого и Японского морей со стороны Северной Кореи, а провал разведывательных служб Израиля, не сумевших предупредить атаки ХАМАС, вызвал тревогу и о собственных возможностях осуществления эффективной разведки и наблюдения (о чем упоминал, к примеру, лидер парламентской фракции правящей партии «Сила народа» Юн Чжеок). О необходимости отслеживания действий ВС КНДР заявил 10 октября министр обороны Син Вонсик, пообещав для этого добиться как можно скорой приостановки действия Соглашения 19 сентября. 11 октября министр объединения Ким Ёнхо отметил, что некоторые положения Соглашения не идут на пользу РК, так как они чрезмерно ограничивают действие средств наблюдения, и правительство будет рассматривать вопрос о приостановке его действия. На следующий день источник из Министерства объединения повторил эту информацию, добавив, что решение о приостановке может быть принято вне зависимости от того, осуществит ли КНДР повторное проникновение на территорию РК.
12 октября председатель ОКНШ Ким Сынгём также негативно оценил влияние Соглашения на возможности южнокорейской разведки, подчеркнув, что главным препятствием выступают бесполетные зоны, ограничивающие временной и пространственный диапазон действия средств наблюдения и разведки РК. 15 ноября его преемник Ким Мёнсу перед вступлением в должность председателя ОКНШ высказал ту же самую позицию: «Сейчас мы развертываем средства наблюдения и разведки, в будущем будут работать малые разведывательные спутники, … беспилотные летательные аппараты должны работать без ограничений, чтобы отслеживать действия противника и предотвращать внезапные атаки. Поэтому бесполетные зоны, установленные Соглашением, следует тщательно пересмотреть».
Другой аргумент военно-политического руководства РК касался уровня боевой готовности ВС. По словам Син Вонсика, у РК «есть значительные сложности с поддержанием надлежащего уровня боевой готовности из-за невозможности проводить учебные стрельбы в районе северо-западных островов». 24 октября его слова дополнил командующий корпусом морской пехоты Ким Гёхван, отметив, что из-за Соглашения не проводились учебные стрельбы основных систем вооружений, включая САУ К-9, а морская пехота проводила учения с боевыми стрельбами на территории полуострова, и это ограничивало дальность огня.
Таким образом, аргументация РК сводится к трем основным тезисам: КНДР многократно нарушала договоренности; Соглашение мешает осуществлять сбор разведданных о военной активности КНДР, а также поддерживать боеготовность ВС РК и проводить полноценные учения.
Что будет дальше?
14 ноября 2023 г. источник из правительства Южной Кореи сообщил, что РК рассматривает возможность отменить некоторые положения Соглашения в случае, если КНДР попытается осуществить попытку запуска разведывательного спутника. Фактически эта информация стала предупреждением Пхеньяну, активно осуществлявшему соответствующие приготовления во второй половине ноября. 21 ноября КНДР осуществила успешный запуск ракеты-носителя «Чхоллима-1» с разведывательным спутником «Маллигён-1», невзирая на призывы РК «немедленно остановить» подготовку к запуску. На следующий день Южная Корея объявила о частичной приостановке действия Соглашения 19 сентября, в одностороннем порядке отказавшись соблюдать условия п. 3 ст. 1, предполагавшего установление бесполетных зон над демаркационной линией. 23 ноября, в ответ на решение РК, КНДР объявила о «возобновлении всех видов военной активности, прекращенных по условиям соглашения», то есть фактически — о своем полном отказе соблюдать Соглашение 19 сентября.
Принятое Южной Кореей решение говорит о том, что во главу угла была поставлена военная целесообразность, а не политическая. Вместо решения о полной приостановке действия Соглашения в качестве ответного действия на нарушения со стороны КНДР выбор был сделан в пользу конкретного положения, мешающего осуществлять сбор разведданных. Скорее всего, решение отражает точку зрения военных кругов и было предложено ОКНШ — два последних председателя этого органа публично высказывались против бесполетных зон, установленных Соглашением.
Временная приостановка действия одного из пунктов Соглашения оставляет Южной Корее пространство для политического маневра — в случае очередной эскалации напряженности РК сможет отменить действие других пунктов, а при серьезном кризисе — объявить о полной приостановке действия Соглашения 19 сентября. При этом необходимо отметить, что обе стороны формально не вышли из Соглашения и вряд ли стоит этого ожидать в будущем. Наиболее вероятно, что в случае дальнейшего роста напряженности Сеул вслед за Пхеньяном объявит о полной приостановке действия Соглашения, не расторгнув его формально. Подобную судьбу имели и некоторые другие межкорейские договоренности, сделанные в прошлые годы. Таким образом, к примеру, в ст. 3 стороны вновь договорились реализовывать в полной мере «Соглашение о предотвращении случайных военных столкновений в Западном море», подписанное в ходе переговоров военных ведомств КНДР и РК 4 июня 2004 г., — документ, забытый за давностью лет, но актуализированный в условиях развивавшегося в 2018 г. мирного диалога на полуострове.
Аналогичным образом, в случае очередного витка потепления отношений КНДР и РК в будущем стороны вполне могут объявить о взаимной приверженности принципам распадающегося сегодня на наших глазах Соглашения 19 сентября.