Оценить статью
(Голосов: 19, Рейтинг: 3.84)
 (19 голосов)
Поделиться статьей
Александра Терзи

Программный координатор, редактор сайта РСМД

На сегодняшний день внимание мировой общественности все чаще оказывается приковано к Индо-Тихоокеанскому региону и азиатскому вектору политики великих держав. Наблюдается феномен так называемой «стратегической конкуренции» США и КНР, которая сопровождается активным выстраиванием экономических и оборонных связей Вашингтона и Пекина с региональными акторами и в некоторой степени определяет контуры новой, находящейся на стадии формирования архитектуры безопасности ИТР.

Позиции Филиппин в этой конфронтации далеки от нейтралитета, и в случае ее перехода в более остро выраженную фазу Манила с большой вероятность окажется вовлечена в конфликт. Об этом свидетельствует и обострение территориального спора между Китаем и Филиппинами из-за архипелага Спратли и рифа Скарборо в акватории Южно-Китайского моря, который периодически провоцирует волну взаимных упреков. Помимо большого геостратегического значения, которым обладает ЮКМ, данный регион важен как одна из основных торговых артерий. Общая стоимость транспортируемых через нее товаров на апрель 2023 г. составляла 5 трлн долл., или около 33% мировой морской торговли. На примере ситуации с нападением йеменских хуситов на суда в Красном море в конце 2023 г. и последующей парализацией наиболее короткого морского торгового пути из Европы в ИТР можно предположить, какой урон мировой экономике может нанести блокировка логистики в ЮКМ. Отдельно следует упомянуть роль рыбного промысла — значительное количество споров между Филиппинами и КНР были связаны с правом на вылов рыбы, который по приблизительным оценкам составляет 12% от общемирового, и запасов углеводородов, которые насчитывают 11 млрд баррелей нефти и около 5,4 трлн куб. метров природного газа.

Трансформация внешнеполитического курса Манилы уже не является новостью: проамериканская политика и отказ от сближения с Пекином (или хотя бы достижения большей стратегической автономности от Вашингтона и поддержания баланса, как это делает Индия) стали главными направлениями сформированного в 2022 г. правительства Ф. Маркоса — младшего. Разворот в сторону США стал ответной мерой на политику предыдущего правительства Р. Дутерте, в процессе реализации которой Филиппины в значительной степени отдалились от американских партнеров и приняли меры по укреплению сотрудничества с КНР с целью урегулирования споров в ЮКМ и привлечения инвестиционных потоков в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Однако обе цели так и не были выполнены, усилия оказались бесплодными, и Манила перешла на другую сторону противостояния, вернувшись к традиционному союзнику.

Модернизация вооруженных сил Филиппин хоть и не идет семимильными шагами, но при сохранении текущего политического курса может представлять бомбу замедленного действия как в случае наступления острой фазы конфликта с Китаем, так и для динамики региональной безопасности в ИТР. Наличие двух факторов — непосредственной географической близости к КНР и Тайваню и обострения территориального спора в ЮКМ — отличает Филиппины от других американских региональных союзников, поэтому милитаризация страны может рано или поздно действительно подорвать региональный мир и стабильность.

В ближайшем будущем начало большой войны на островах маловероятно, однако обострение низкоинтенсивного многолетнего конфликта может привести к более серьезным вспышкам, чем столкновение судов береговой охраны, — и американо-филиппинский союз активно отрабатывает стратегическую совместимость своих войск для того, чтобы быть к этому готовым. Для стабильности в масштабах ИТР ключевым условием также выступает способность АСЕАН соблюдать заявленный нейтралитет, с чем уже явно не справляется Манила как один из ее членов-основателей. Двойственность и фрагментарность филиппинской стратегии в перспективе может стать источником более кардинальных изменений в региональном политическом ландшафте.

География — это судьба?

На сегодняшний день внимание мировой общественности все чаще оказывается приковано к Индо-Тихоокеанскому региону и азиатскому вектору политики великих держав. Наблюдается феномен так называемой «стратегической конкуренции» США и КНР, которая сопровождается активным выстраиванием экономических и оборонных связей Вашингтона и Пекина с региональными акторами и в некоторой степени определяет контуры новой, находящейся на стадии формирования архитектуры безопасности ИТР.

Позиции Филиппин в этой конфронтации далеки от нейтралитета, и в случае ее перехода в более остро выраженную фазу Манила с большой вероятность окажется вовлечена в конфликт. Об этом свидетельствует и обострение территориального спора между Китаем и Филиппинами из-за архипелага Спратли и рифа Скарборо в акватории Южно-Китайского моря, который периодически провоцирует волну взаимных упреков. Помимо большого геостратегического значения, которым обладает ЮКМ, данный регион важен как одна из основных торговых артерий. Общая стоимость транспортируемых через нее товаров на апрель 2023 г. составляла 5 трлн долл., или около 33% мировой морской торговли. На примере ситуации с нападением йеменских хуситов на суда в Красном море в конце 2023 г. и последующей парализацией наиболее короткого морского торгового пути из Европы в ИТР можно предположить, какой урон мировой экономике может нанести блокировка логистики в ЮКМ. Отдельно следует упомянуть роль рыбного промысла — значительное количество споров между Филиппинами и КНР были связаны с правом на вылов рыбы, который по приблизительным оценкам составляет 12% от общемирового объема, и запасов углеводородов, которые, по оценкам Управления энергетической информации США, насчитывают 11 млрд баррелей нефти и около 5,4 трлн куб. метров природного газа.

Согласно решению Постоянной палаты третейского суда от 2016 г., у Китая нет оснований для территориальных претензий на исключительную экономическую зону в пределах «девятипунктирной линии», то есть около 80% акватории моря. Арбитраж при вынесении вердикта опирался на Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., в основе которой лежит понятие «исторических прав», которое до сих пор не обрело единую трактовку среди государств. В частности, ярким примером разногласий служит позиция КНР, чьи представители неоднократно заявляли, что судебное решение содержит ошибку правоприменения и отрицает китайские исторические права. Региональная нестабильность, сопровождаемая стремительным увеличением числа столкновений филиппинских и китайских судов, бесспорно доказывает отсутствие консенсуса по данному вопросу.

Хронология эскалации напряженности

К началу 2024 г. полемика двух стран, разделяемых «узким участком воды», не утихает. После громкого инцидента со столкновением филиппинских и китайских судов береговой охраны в октябре 2023 г., когда Манила осудила Пекин «самым решительным образом», назвав инцидент нарушением своего суверенитета, стороны сделали шаг к примирению посредством встречи на высшем уровне на саммите АТЭС в ноябре в Сан-Франциско. Нельзя отрицать важность поддержания политического диалога как компоненты мира и стабильности, тем не менее встреча не привела к новым договоренностям о спорных территориях, и ее результаты оказались ограничены политическими декларациями. Президент Филиппин Ф. Маркос — младший в своем комментарии журналистам отметил усилия лидеров по выработке механизмов для уменьшения градуса напряженности в ЮКМ. Спустя менее месяца, 10 декабря, произошел еще один инцидент: Манила и Пекин обвинили друг друга в намеренном таране судов снабжения вблизи Второй отмели Томаса. Далее последовала серия взаимных упреков в незаконности действий, агрессии, использовании оспариваемой акватории без разрешения и дезинформации. С наступлением 2024 г. никто не ожидал разрядки, и ее и не произошло: по заявлению китайской береговой охраны, в рамках «особого соглашения» Филиппинам было дано временное разрешение на обеспечение продовольствием солдат, дислоцированных на судне BRP Sierra Madre, находящемся в районе Второй отмели Томаса. В ответ филиппинская сторона назвала соглашение «плодом воображения», а пополнение запасов своих солдат — своим законным правом. Помимо драматичной риторики, Филиппины приняли реальные меры, подписав два меморандума в сфере безопасности с Вьетнамом: о предотвращении инцидентов в Южно-Китайском море и морском сотрудничестве между береговыми службами. Мотивы этого шага можно объяснить и интересами в области энергетики: в конце декабря 2023 г. Ф. Маркос — младший заявлял о необходимости новых проектов по разведке энергоресурсов в ЮКМ в связи с постепенным истощением запасов в газовом месторождении Малампайя, что затруднительно реализовать в условиях текущего конфликта. Однако процесс урегулирования с КНР зашли в тупик, поэтому администрация президента приняла решение «пойти в обход». Сближение Манилы с Ханоем вызвало ожидаемо негативную реакцию в Пекине: согласно мнению китайских экспертов, это решение подрывает политическое доверие в регионе. Сложно представить, что попытка изоляции Китая от проблем вокруг его границ сможет привести к деэскалации кризиса.

Еще одним фактором ухудшения двусторонних отношений стал Тайваньский вопрос — наиболее болезненный для материкового Китая. Результаты выборов на острове в январе 2024 г. привели к власти сторонника расширения сотрудничества с американскими партнерами Лай Циндэ, которого Ф. Маркос — младший поздравил в социальной сети X (бывший Twitter) с избранием на пост президента Тайваня, что спровоцировало дипломатический скандал и заставило филиппинский МИД объяснять, что таким образом глава государства поблагодарил Тайбэй за трудоустройство филиппинских рабочих, а Манила придерживается принципа «одного Китая». Исход этих выборов фактически сохранил статус-кво в динамике отношений последних лет в треугольнике Вашингтон — Тайбэй — Пекин, следовательно, КНР продолжит остро реагировать на попытки других акторов, особенно столь географически близких, как Филиппины, сблизиться с Тайванем.

Филиппины сделали свой выбор

Трансформация внешнеполитического курса Манилы уже не является новостью: проамериканская политика и отказ от сближения с Пекином (или хотя бы достижения большей стратегической автономности от Вашингтона и поддержания баланса, как это делает Индия) стали главными направлениями сформированного в 2022 г. правительства Ф. Маркоса — младшего. Разворот в сторону США стал ответной мерой на политику предыдущего правительства Р. Дутерте, в процессе реализации которой Филиппины в значительной степени отдалились от американских партнеров и приняли меры по укреплению сотрудничества с КНР с целью урегулирования споров в ЮКМ и привлечения инвестиционных потоков в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Однако обе цели так и не были выполнены, усилия оказались бесплодными, и Манила перешла на другую сторону противостояния, вернувшись к традиционному союзнику.

Американо-филиппинское сотрудничество в сфере обороны и безопасности уходит корнями в начало послевоенного периода и строится на трех основах: Договоре о взаимной обороне между США и Республикой Филиппины (1952), Соглашении о военных визитах (1999), предоставляющем юридическую защиту американских военным на Филиппинах, и Соглашении об усиленном военном сотрудничестве (2014), открывающем ВС США доступ на ротационной основе к пяти локациям для проведения военных учений и хранения вооружений (за исключением ядерного оружия). Стратегическую базу для возможности расширения оборонных связей союзники подготавливали на протяжении более 60 лет — настало время ей воспользоваться. В мае 2023 г. стороны утвердили Двусторонние руководящие принципы в области обороны для модернизации сотрудничества в рамках обновления Договора о взаимной обороне — впервые с 1952 г. Они представляют собой своеобразную дорожную карту по противодействию Китаю в ЮКМ, нацеленную на проверку оперативности и совместимости войск друг друга для достижения готовности ответить на угрозы, в том числе возникающие в форме асимметричных, гибридных и нерегулярных военных действий. Со слов бывшего заместителя командующего ВМС Филиппин Ромеля Онга, документ служит сигналом предупреждения Пекину о недопустимости нападений на филиппинскую береговую охрану.

Последние американские доктринальные документы по ИТР также зафиксировали импульс, приданный укреплению сотрудничества в двустороннем и многостороннем форматах. В опубликованной в феврале 2022 г. Индо-Тихоокеанской стратегии Филиппины занимают почетное четвертое место среди региональных партнеров в области безопасности после Японии, Австралии и Республики Кореи. То же самое наблюдается и в совместной региональной стратегии «Восточная Азия и Тихий океан», вышедшей в свет в январе 2023 г. В марте 2022 г. была опубликована Стратегия США по Филиппинам, где в очередной раз подчеркивается приоритетность задачи по укреплению сотрудничества с союзником и его роли в решении региональных проблем и противодействии агрессии КНР. К тому же Вашингтон и на практике реализует цель по созданию сети альянсов и региональных проектов с идейной подоплекой, периодически предлагая новые инициативы с вовлечением Манилы в минилатеральные структуры с Токио и Канберрой.

Наконец, февраль 2023 г. был ознаменован важным изменением в двусторонних отношениях — расширением доступа ВС США к филиппинским территориям, предоставленного Соглашением от 2014 г. Количество объектов, где американские военные имеют права проводить учения, было увеличено до девяти. При этом, как отмечается, Конституция Филиппин 1986 г. запрещает постоянное военное присутствие иностранных сил, поэтому применяется принцип ротации. Из четырех новых объектов один расположен на о. Палаван вблизи архипелага Спратли, остальные три имеют выход к Тайваню. К тому же правительства США и Филиппин поспешно утвердили планы строительства на уже существующих объектах, в частности на авиабазах Баса на о. Лусон и Антонио Баутиста на о. Палаван, которые имеют решающее значение для воздушного патрулирования на спорных территориях ЮКМ. МИД Китая прокомментировал эту сделку как подрывающую мир и стабильность в ИТР и подчеркнул, что Вашингтон использует региональных акторов в своих интересах. Представляется, что механизмы по ускорению модернизации военно-политического сотрудничества были запущены на полную мощность, порождая новые очаги напряженности у китайских границ.

Краткосрочный прогноз: тенденция сохранится

Какие перспективы развития просматриваются у тандема Вашингтон — Манила в ближайшем будущем? Основная прослеживаемая тенденция — наращивание военной подготовки и вооружения азиатского союзника в качественном и количественном измерении при усилении американского военного присутствия. Об этом позволяет говорить согласование филиппинским правительством пересмотренного в связи с «угрозой со стороны Китая» в ЮКМ плана модернизации ReHorizon 3 — последнего из трех этапов программы по перевооружению, начатой в 2013 г. Согласно плану, подписанному Ф. Маркосом — младшим в январе 2024 г., за 10 лет будет потрачено до 2 трлн филиппинских песо (35 млрд долл.) с целью достижения «Всеобъемлющей концепции обороны архипелага». Модернизация частично финансируется США (на данный момент в размере 100 млн долл.), и несмотря на то, что конкретные решения еще не были приняты или опубликованы, планы активно разрабатываются: например, филиппинское правительство предложило за счет партнеров провести ремонт взлетно-посадочной полосы на военно-морской базе Камило Осиас на севере о. Лусон. Манила также рассматривает приобретение своей первой подводной лодки. Этот шаг сможет значительно увеличить военно-морской потенциал страны, однако решение все еще не было принято.

Другим подтверждением служит намерение провести более 500 совместных военных учений и встреч для обсуждения вопросов сотрудничества в области безопасности и стратегического видения, включая безопасность на море, обмен разведданными и развитие военного потенциала Манилы. Решение было обнародовано еще в сентябре 2023 г. по результатам ежегодной встречи Совета по взаимной обороне и взаимодействию в области безопасности. Для сравнения, в 2023 г. было проведено 496 таких мероприятий. Отдельное внимание следует обратить на ежегодные крупномасштабные учения Balikatan (филипп. «плечом к плечу»): в 2022 г. в них приняли участие 9 тыс. американских и филиппинских военнослужащих, в 2023 г. — 17 тыс. Закономерно можно предположить, что это число увеличится в 2024 г. Точной информации по предстоящим учениям еще нет: со слов представителя ВС Филиппин полковника Ф. Падильи, в апреле 2024 г. вновь будет побит рекорд по масштабу проводимых учений, которые к тому же должны будут затронуть киберпространство и включать тактику ведения информационной войны. При этом, согласно более ранним высказываниям начальника штаба ВС страны Р. Броунера — младшего, фокус учений будет смещен с подготовки сухопутных сил и пехоты на тренировку ВМС, в связи с чем планируется задействовать 16 тыс. военнослужащих, что меньше, чем годом ранее. Независимо от того, будет это качественное или количественное изменение, становится сложно отрицать углубление сотрудничества военного характера со «старшим партнером» из Западного полушария и милитаризацию Филиппин.

Один в поле не воин

Еще один важный нюанс, о котором нельзя забывать, — стратегическая разница в видении Манилы себя как части Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и ее суверенной политики. АСЕАН на протяжении более 50 лет остается объединением, успешно соблюдающим нейтралитет в противостоянии великих держав, и оплотом региональной стабильности, однако занятие резко проамериканских или прокитайских позиций ее членами в значительной степени усложняет использование площадки для конструктивного диалога и уменьшает степень ее политической субъектности. Как бы убедительно ни звучали американские политические декларации о прочном союзе с объединением, например, во время визита К. Харрис на саммит США — АСЕАН в сентябре 2023 г. или в Индо-Тихоокеанской стратегии, где АСЕАН отводится особая роль, все десять стран Ассоциации явно не собираются отворачиваться от Китая. Так, в 2022 г. товарооборот КНР и АСЕАН практически достиг 1 трлн долл. — такая статистика может указывать на всеобъемлющий характер сотрудничества, а не исключительно экономический. Для сравнения, тот же показатель за тот же период для США и АСЕАН составил чуть более 500 млрд долл. Однако существует и обратная сторона: в условиях конкурентной среды Вашингтона и Пекина региональные игроки могут с опасениями смотреть на слишком значительное сближение с КНР из-за риска превращения в китайский плацдарм, используемый для противостояния с США, в связи с чем и обращаются к американскому партнеру. Еще в 2019 г. был опубликован документ «Индо-тихоокеанское видение АСЕАН», где члены Ассоциации выразили стремление сохранить ИТР регионом, где экономическое сотрудничество преобладает над военно-политическим соперничеством. Однако сейчас странам — участницам АСЕАН становится сложнее придерживаться этого тезиса, в том числе и в связи с обрастанием Манилы оборонными связями с Вашингтоном.

Значение для региональной стратегической стабильности

Модернизация вооруженных сил Филиппин хоть и не идет семимильными шагами, но при сохранении текущего политического курса может представлять бомбу замедленного действия как в случае наступления острой фазы конфликта с Китаем, так и для динамики региональной безопасности в ИТР. Наличие двух факторов — непосредственной географической близости к КНР и Тайваню и обострения территориального спора в ЮКМ — отличает Филиппины от других американских региональных союзников, поэтому милитаризация страны, в частности ее военно-морских сил, может рано или поздно действительно подорвать региональный мир и стабильность, как регулярно заявляют китайские дипломаты.

В ближайшем будущем начало большой войны на островах маловероятно, однако обострение низкоинтенсивного многолетнего конфликта может привести к более серьезным вспышкам, чем столкновение судов береговой охраны, — и американо-филиппинский союз активно отрабатывает стратегическую совместимость своих войск для того, чтобы быть к этому готовым. Для стабильности в масштабах ИТР ключевым условием также выступает способность АСЕАН соблюдать заявленный нейтралитет, с чем уже явно не справляется Манила как один из ее членов-основателей. Двойственность и фрагментарность в филиппинской стратегии в перспективе может стать источником более кардинальных изменений в региональном политическом ландшафте.


(Голосов: 19, Рейтинг: 3.84)
 (19 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся