Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 4.78)
 (18 голосов)
Поделиться статьей
Артур Махлаюк

Независимый исследователь

Спустя несколько месяцев после вотума недоверия бывшему премьер-министру Имран Хану в Пакистане не утихает политический кризис, а экономика страны находится в плачевном состоянии. Политическая нестабильность еще более усугубляет перспективы устойчивости экономической системы, поскольку все более отдаляет принятие единого направления действий в сфере экономики.

Экономическая ситуация, в которой находится Пакистан последние месяцы, представляется крайне тяжелой. Наблюдаются стремительный рост цен на различные продукты, резкое изменение курса пакистанской рупии к доллару, а также повышение цены топлива. Правительство скорректировало бюджет на следующий финансовый год, а также предприняло ряд непопулярных мер жесткой экономии, среди которых наиболее неоднозначной стало введение дополнительного налога в размере 10% для крупных предприятий из ряда отраслей (производство текстиля, цемента, стали и т.д.). Представляется, что подобная мера может лишь усугубить экономическое положение как самих предприятий, так и населения.

Помимо возобновления работы с МВФ, в том числе при посредничестве США, Пакистан также работает на китайском направлении. Однако решение по займу денег у Китая представляется вступлением на путь Шри-Ланки, которая попала в своего рода долговую зависимость от КНР, о чем не забывает напоминать общественности экс-премьер. Осознавая масштаб экономических проблем, новое правительство также начало активную работу с дружественными государствами, среди которых Иран, Турция и, конечно, Саудовская Аравия, которая реализует поставки в страну нефти на условиях отсрочки платежей.

В своей риторике бывший премьер-министр сочетает нарочито антиамериканские высказывания с позитивным отношением к России как возможному «спасителю» пакистанского народа. Действительно, для правительства Пакистана изучение возможностей закупки российской нефти можно рассматривать как перспективный вариант в текущих экономических условиях. Несмотря на это, представители нового правительства не торопятся закупать нефть у России, опасаясь, вероятно, негативной реакции Запада.

Активное использование социальных сетей и очевидно продуманная медийная стратегия Имран Хана сыграли важную роль в мобилизации населения для участия в протестах. Теперь в социально-политическом измерении многое зависит от способностей экс-премьера и его команды удержать своих сторонников. Очевидно, правительство Шехбаза Шарифа стремится всеми силами затянуть сопротивление Хана, что может привести к уменьшению числа протестующих, а также поиску новых тем в политической повестке. На текущий момент уже наблюдается снижение участия населения в протестном движении.

Спустя несколько месяцев после вотума недоверия, вынесенного 9 апреля 2022 г. лидеру партии «Движение за справедливость» (Pakistan Tehreek-e-Insaf, далее — ПТИ) Имран Хану, в Пакистане не утихает политический кризис, а экономика страны находится в плачевном состоянии. Во время очередной акции протеста в видеообращении бывший премьер-министр заявил, что «инфляция будет расти и дальше, а страна движется к тому, чтобы стать следующей Шри-Ланкой, которая переживает самый тяжелый экономический кризис с момента обретения независимости». Попробуем разобраться, как и куда движется Пакистан как в политической, так и в экономической перспективе.

Социально-политическое измерение кризиса

После вынесения вотума недоверия Национальная ассамблея Пакистана оперативно избрала новым премьером Шехбаза Шарифа. Президент Пакистанской мусульманской лиги (фракция Наваза, ПМЛ-Н) и брат бывшего премьера Пакистана Наваза Шарифа взял бразды правления в свои руки и начал активную работу по делегитимации и деконструированию всего, каким-либо образом связанного с Имран Ханом. В первую очередь это, безусловно, противодействие протестной активности, которую развернул экс-премьер, а также обвинения в адрес предыдущего правительства в неправильном управлении экономикой страны, что и привело Пакистан к кризису, в котором он находится сейчас. Например, в одном из обращений Шариф заявил: «Предыдущее правительство намеренно скрывает факты. Я хочу напомнить им, что это они заключили сделку с МВФ, а не мы. Они приняли их жесткие условия, а не мы. Они ввергли страну в экономический бардак, а не мы».

Тем не менее далеко не все население заняло сторону Шарифа, поэтому Имран Хан развернул активную кампанию по сопротивлению, куда, подстегивая своей резкой антиправительственной риторикой, он вовлек большое число своих сторонников. Так, в конце мая 2022 г. была осуществлена попытка провести масштабный марш протеста под наименованием «Марш свободы» (урду āzādī march), заявленный как мирная акция. Нельзя сказать, что марш удался — многие сторонники ПТИ были арестованы, наблюдались стычки гражданских с правоохранительными органами, полиция использовала слезоточивый газ. В итоге сидячая забастовка в Исламабаде на фоне столкновений с полицией была отменена, а Имран Хан объявил ультиматум правительству, потребовав новых выборов. Выборов не случилось, как и новых протестов вплоть до 20 июня 2022 г., которые хоть и собрали большое число сторонников экс-премьера, но были не столь успешны.

Правительства меняются, проблемы остаются

Можно провести параллель между акциями протеста, организуемыми ПТИ, и протестами, которые были организованы Пакистанским Демократическим Движением (Pakistan Democratic Movement, ПДД) — коалицией политических партий, созданной в 2020 г., куда входили крупнейшие (до тех пор не очень дружественные друг другу) оппозиционные ПТИ партии, в том числе ПМЛ-Н, Джамиат-улама-е-Ислам (Фазл), Пакистанская народная партия (Pakistan Peoples Party, в 2021 г. вышла из состава движения) и др. Под эгидой Движения с 2020 г. поэтапно проводились акции против ПТИ, на которые собиралось большое число сторонников, но которые на тот момент не имели особого успеха.

В 2020 г. ПДД потребовало от ПТИ снизить цены на те же продукты, что дорожают и сейчас: муку, сахар, масло, электричество и газ. Можно полагать, что одной из глубинных причин провала ПТИ стала недооценка своих политических противников еще на этапе создания Движения, а стремительное ухудшение экономической ситуации в конце 2021 г. — начале 2022 г. лишь подкрепило аргументы ПДД.

Однако на деле катализатором событий, которые привели к вотуму недоверия, стала поездка Хана в Россию 23–24 февраля 2022 г. В результате Имран Хан не только потерял свой пост, но и продолжил получать в свой адрес все те же комментарии, что и два года назад — что именно он разрушил экономику страны. Тем не менее остается открытым вопрос: сможет ли он выждать, как это сделало ПДД, и использовать ошибки правительства Шарифа или потеряет своих сторонников раньше?

Интересно наблюдать за своего рода «качелями» в политической риторике пакистанских политических партий. По сути, заявления Имран Хана о несостоятельности экономической политики ПМЛ-Н и ПНП стали одним из элементов его победы на выборах в 2018 г. Если обратиться к аргументам, которые он приводил во время предвыборной кампании в 2017 г., Хан отмечал, что правительства ПНП и ПМЛ-Н обременяют страну кредитами на миллиарды долларов, и обвинял Наваза Шарифа и Асифа Али Зардари в коррупции на миллиарды рупий. Тогда же лидер ПТИ заявил, что из-за неправильной политики правительств указанных партий экономика страны переживает кризис, поскольку экспорт сокращается, а безработица и инфляция растут.

Имран Хан — герой соцсетей?

Несмотря на неудачи Имран Хана в попытках вернуть себе кресло премьер-министра, можно выделить основные особенности его риторики и методов, которые он использует для увеличения количества протестующих. В первую очередь необходимо подчеркнуть, что агитация со стороны экс-премьера прежде всего базируется на утверждении, что приход Шехбаза Шарифа к власти является следствием «иностранного заговора». В одной из публикаций в социальной сети Twitter Хан, по сути, напрямую обвинил США в участии в заговоре против него: «Мой вопрос к администрации Байдена: потворствуя заговору по смене режима, чтобы сместить демократически избранного премьер-министра страны с населением более 220 [млн] человек и назначить марионеточного премьера, как вы думаете, вы уменьшили или увеличили антиамериканские настроения в Пакистане?».

Стоит отметить, что активное использование социальных сетей и очевидно продуманная медийная стратегия Имран Хана сыграли важную роль в мобилизации населения для участия в протестах. Например, Хан впервые принял участие в подкасте на YouTube у известного автора Джунейда Акрама, когда ввел в оборот термин «импортное правительство», ставший частью одного из самых популярных хэштегов в социальной сети Twitter (более 100 млн публикаций еще в конце апреля 2022 г.) — «долой импортное правительство» (урду Imported hukūmat nāmanzūr). Безусловно, своим присутствием в различных социальных сетях Имран Хан стремится завоевать значительный ресурс в виде молодежи (другие политические партии, как и правящая ПМЛ-Н, не имеют аналогичных масштабов присутствия в социальных сетях). Конструирование имиджа Хана как жертвы иностранного заговора, надо полагать, является удачной стратегией привлечения населения на свою сторону.

Антиамериканские настроения, отношения с Россией и российская нефть как политический инструмент

Обвинения в адрес США по поводу участия в «заговоре» со стороны Имран Хана стали не единственным аспектом его политической риторики против США. В своих обращениях бывший премьер-министр сочетает нарочито антиамериканские высказывания с позитивным отношением к России как возможному «спасителю» пакистанского народа: «Пакистан планировал закупать в России более дешевую нефть и пшеницу, но всему помешал американский заговор. Мне было бы проще не ездить в Россию, но я поехал туда в интересах своего народа».

Действительно, для правительства Пакистана изучение возможностей закупки российской нефти можно рассматривать как перспективный вариант в текущих экономических условиях. В контексте нынешнего финансового кризиса расходы на нефть становятся основой для последующих проблем: нефть и энергоносители составляют примерно 25% от общего объема импорта Пакистана. Несмотря на то, что опция покупки российской нефти представляется разумным решением для облегчения части экономических проблем, представители нового правительства страны заявляли, что Россия просто не отвечала на запрос пакистанской стороны. Подобные обвинения кажутся ничем иным, как отговорками и нежеланием закупать российскую нефть под угрозой давления со стороны США и, как следствие, МВФ. Можно надеяться, что, если Пакистан все же решится проявить интерес, Москва проявит гибкость в отношении условий продаж.

По всей вероятности, в обозримом будущем двусторонние отношения Пакистана и России останутся на минимальном уровне. Одним из приоритетов Исламабада на текущий момент, судя по всему, становится восстановление отношений с США, которые «подпортил» Имран Хан. Пакистан пока не может позволить себе сделать какой-либо шаг в отношении России, поскольку это в перспективе может привести в действие Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA). Однако, с международно-правовой точки зрения, ни одно из обязательств Пакистана не препятствует закупке товаров первой необходимости у России. Конечно, Пакистан и ЕС подписали ряд двусторонних соглашений, такие как соглашение 2004 г. о партнерстве и развитии и План стратегического взаимодействия 2019 г., и вся активность Пакистана, в том числе политического характера, в рамках указанных выше соглашений и программ ЕС должна соответствовать ограничительным мерам Евросоюза. Тем не менее закупка товаров первой необходимости для предотвращения кризиса внутри страны не подпадает под действие этих мер.

Экономическое измерение

Экономическая ситуация, в которой находится Пакистан последние месяцы, как отчасти было показано выше, представляется крайне тяжелой, поэтому уместно рассмотреть некоторые ключевые аспекты работы нового правительства по сдерживанию страны от окончательного вступления на путь Шри-Ланки.

За чуть более, чем два месяца в Пакистане наблюдаются стремительный рост цен на различные продукты, а также резкое изменение курса пакистанской рупии к доллару (от 183 рупий за доллар 11 апреля 2022 г. до 211 к середине июня). Одной из тем, которые наиболее всего вызывают недовольство среди населения, стало повышение цен на топливо.

Правительство скорректировало бюджет на следующий финансовый год, а также предприняло ряд непопулярных мер жесткой экономии, включая отмену субсидий на топливо и энергию, 11% налога на продажу нефтепродуктов, чтобы возобновить программу кредитования МВФ на сумму 6 млрд долл.

Среди наиболее крупных и неоднозначных преобразований, которые ввело правительство Шарифа, стоит выделить дополнительный налог в размере 10% для крупных предприятий из ряда отраслей (например, производство текстиля, цемента, стали и т.д.) с целью увеличить доходы для поддержки бедного населения. Однако представляется, что подобная мера может лишь усугубить экономическое положение как предприятий из указанных отраслей, так и населения. Одним из свидетельств тому, что избранная правительством Шарифа мера не возымеет успех, можно назвать падение базового индекса на Пакистанской фондовой бирже примерно на 5% за первую половину дня.

Текстильное производство, в котором задействовано большое количество населения, может пострадать особенно сильно — крупные компании способны перенести предприятия в другие страны Южной или Юго-Восточной Азии, посчитав уплату введенного десятипроцентного налога экономически невыгодным, что может привести к большим объемам безработицы.

В то же время такие сектора, как розничная торговля, строительная отрасль, автомобильные дилеры, ювелирное производство, — именно то торговое сообщество, которое было политическим капиталом ПМЛ-Н, — попали под режим фиксированного налога.

Пакистан также обращался к США для содействия в достижении соглашения с Международным валютным фондом. Обращение, как сообщается, способствовало прогрессу в переговорах, однако никаких уступок в условиях, установленных для возобновления кредитной программы, не было предоставлено.

Помимо возобновления работы с МВФ Пакистан также работает на китайском направлении. Министр финансов Мифтах Исмаил заявил, что кредит в размере 2,3 млрд долл. от китайского консорциума банков был зачислен на счет Государственного банка Пакистана. Однако решение по займу денег у Китая представляется вступлением на путь Шри-Ланки, которая попала в своего рода долговую зависимость от КНР. Здесь уместно вспомнить тот факт, что китайская сторона недавно потребовала вернуть деньги, выделенные на проект автоматизированной линии метро Orange Line в Лахоре. Действительно, с учетом сокращения валютных запасов, роста инфляции и иных факторов можно принять во внимание опыт Шри-Ланки и опасения бывшего премьер-министра Имран Хана, что Пакистан ступит на курс островного государства.

Международный аспект

Осознавая масштаб экономических проблем, новое правительство начало активную работу с дружественными государствами. Приоритетные направления контактов предельно ясны — это привлечение инвестиций, расширение торговли и закупка топлива. Довольно логичен и выбор стран, куда за достаточно короткий период премьер-министр Шехбаз Шариф и министр иностранных дел Билавал Бхутто Зардари нанесли визиты: оба министра отправились в Турцию, а затем последний посетил Иран.

Очевидно, что от визита в Турцию и встречи с Р. Эрдоганом пакистанская сторона ожидала активного развития в сфере двусторонней торговли и кооперации, а также наращивания объема инвестиций. Что касается Ирана, то, безусловно, первостепенным аспектом переговоров стали поставки иранского газа в Пакистан. Кроме того, Пакистан и Иран приблизились к решению одного из основных препятствий на пути расширения двусторонней торговли путем введения в действие механизма бартерной торговли.

Правительство Шарифа также ведет переговоры с Саудовской Аравией о поставках нефти на условиях отсрочки платежей. Еще при правительстве ПТИ королевство предложило Пакистану пакет в размере 4,2 млрд долл., в том числе 1,2 млрд долл. на отсрочку платежа. Нынешнее правительство после прихода к власти пыталось договориться о подобной сделке, требуя еще 3 млрд долл. наличными и 1,2 млрд долл. в виде отсрочки платежа за нефть, но сделка так и не состоялась. Теперь правительство в очередной раз обратилось к правительству Саудовской Аравии с просьбой расширить нефтяной фонд в три раза до 3,6 млрд долл. Напомним, что в настоящее время Пакистан ежемесячно получает от Саудовской Аравии нефть на сумму 100 млн долл. в рамках этой программы, а если пакет будет пересмотрен в сторону увеличения, то Пакистан будет получать нефть на сумму 300 млн долл. по отсроченным платежам.

***

Кризис в Пакистане весны–лета 2022 г. оказался большим ударом для страны. Впервые был смещен премьер-министр путем вынесения вотума недоверия, цены и курс рупии к доллару бьют рекорды, а политическая напряженность остается на высоком уровне.

В социально-политическом измерении многое зависит от способностей Имрана Хана и его команды удержать своих сторонников с точки зрения вовлечения их в протестную активность. Очевидно, правительство Шехбаза Шарифа стремится всеми силами затянуть сопротивление Хана, что, вероятно, может привести к уменьшению числа активных сторонников, а также поиску новых тем в политической повестке. На текущий момент уже наблюдается снижение участия населения в протестном движении. Если «Марш свободы» прошел с большим размахом и Имран Хан присутствовал на нем лично, то протесты в середине июня 2022 г. были уже более разрозненными, а экс-премьер выступал по видеосвязи. В его арсенале осталось небольшое число аргументов, касающихся «импортного правительства», а также постоянное отрицание всех тезисов нынешнего руководства. Надо полагать, что Имран Хан вряд ли сможет добиться значительных успехов в сопротивлении, если только правительство Шарифа в случае ухудшения экономической ситуации не пойдет на еще более «непопулярные» меры. По сути, катализатором протестов для населения являются цены, а цены остаются элементом риторики всех сторон внутриполитического процесса в Пакистане и, как было показано, они всегда занимали большую нишу в аргументах оппозиции. Соответственно, представляется, что многое будет зависеть, с одной стороны, от экономических факторов, а с другой — от умелого использования ошибок оппонентов.

В экономическом измерении ситуация, в которой находится Пакистан, кажется удручающей. Правительство Шарифа предпринимает краткосрочные решения для того, чтобы получить кредиты от МВФ и Китая, однако, судя по всему, мало осознает долгосрочные перспективы от этих действий. Хороший пример тому — введение дополнительного налога на ряд предприятий. Можно полагать, что он приведет либо к оптимизации на предприятиях, что в свою очередь приведет к безработице, либо к закладыванию налога в стоимость продукции, что повлечет за собой повышение цен. Энергетический кризис также является сейчас одним из важнейших вопросов для Пакистана, поскольку цены на СПГ, как и на топливо, растут, а запасы истощаются.

Тем не менее, если оторваться от текущих проблем, можно усмотреть куда более глобальную проблему Пакистана – отсутствие долгосрочной стратегии реформ. Даже в рамках неполного периода правления ПТИ были смены министра финансов, которые порой кардинально меняли курс страны. Политическая нестабильность же еще более усугубляет перспективы устойчивости экономической системы Пакистана, поскольку все более отдаляет принятие единого направления действий в сфере экономики.


Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 4.78)
 (18 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся