Оценить статью
(Голосов: 19, Рейтинг: 3.89)
 (19 голосов)
Поделиться статьей
Дарья Матяшова

Студентка Факультета международных отношений СПбГУ, политический обозреватель в молодежном дипломатическом журнале «The youth diplomacy»

Классическая концепция мягкой силы с трудом объясняет феномены влияния на переходные общества, поскольку традиционные инструменты мягкого влияния в них практически не работают. Увидеть полную картину можно, проанализировав соперничество стратегий мягкой силы двух великих держав современности в одной развивающейся стране.

Мьянма стала пространством соперничества инструментов мягкой силы США и Китая.

Не пытаясь казаться демократичнее, чем она была на самом деле, КНР не отвергала сотрудничество с Мьянмой, когда военное правление в этой стране казалось закономерно мутирующим в гибридный режим. КНР считает экономическую кооперацию разного рода — от постройки ГЭС и ТЭС до продвижения национальных IT-продуктов — частью мягкой силы, а на национальные интересы, интересы бизнеса и устойчивое развитие смотрит как на что-то, давно ставшее единым целым. Продвижение Китая в Мьянме не ограничивалось экономикой. КНР реализует стратегию многосторонней дипломатии косвенного участника конфликта между Нейпьидо и качинскими повстанцами. Так, в 2013 г., когда провинцию Юньнань захлестнул поток беженцев из Мьянмы, Китай назначил специального посланника ведущим контактным лицом и официальным наблюдателем на мирных переговорах. Со временем этот пост из института ad hoc превратился в постоянный институт и до сих пор содействует переговорам между этническими вооруженными организациями и правительством Мьянмы.

США же в это время занимались, прежде всего, поддержкой демократических реформ в Мьянме, не делая при этом акцента ни на разрешении этнотерриториальных конфликтов, ни на помощи в выстраивании адекватной многонациональной стране институциональной структуры. Таким образом, Китай заполнил «вакуум союзников» в решении конфликтов.

США, в отличие от КНР, разделяли «мягкую мощь» и экономическое влияние. Именно поэтому функционирование Американского центра при посольстве США, предложение бирманским студентам стипендий Фулбрайта и Хьюберта Хамфри и дружественный визит Барака Обамы с целью поддержания в репутационном отношении молодой демократии шли рука об руку с наложением санкций на государство, которому, по правилам ООН, положены льготы на экспорт товаров за рубеж. В результате даже корпорации, выделявшие значимые суммы на образование, здравоохранение и инфраструктуру водоснабжения, вели себя сдержанно, чтобы не быть наказанными Министерством финансов США, и уступали место Китаю.

Если затраты США на продвижение мягкой силы в Мьянме пойдут прахом, Китай и его стабильный авторитаризм заполнят вакуум. Политическую сторону влияния будет цементировать экономическая; китайская экономическая модель основывается на так называемом Пекинском консенсусе — комбинации патерналистского государства и конфуцианской формы отношений между начальником и подчиненными в частном секторе. С демократией, которую с 1980-х гг. продвигал в Мьянме Запад, эти институты вяжутся слабо. Это означает, что мягкая сила Китая, подкрепленная миротворческими усилиями, будет способна с большой вероятностью обернуть вспять неоконченный процесс демократизации в Мьянме.


Классическая концепция мягкой силы с трудом объясняет феномены влияния на переходные общества, поскольку традиционные инструменты мягкого влияния в них практически не работают. Увидеть полную картину можно, проанализировав соперничество стратегий мягкой силы двух великих держав современности в одной развивающейся стране.

Мягкая сила: трансляция или выбор?

Особенность мягкой силы заключается в том, что в формируемых с ее помощью сферах влияния достаточно отчетливо выделяются доноры и реципиенты. Донорами становятся государства с оформившимся страновым брендом, консолидированным политическим режимом, целостно выстроенными системами ценностей и моделями кооперации гражданского общества и властных структур. Последние играют наиболее важную роль, служа фундаментом для здания государства, в котором случаются и смены имиджа, и ремонтные работы, и обновления несущих конструкций. Для реципиентов же характерны несформировавшаяся политическая культура и проблемы в продвижении странового бренда. Сложности могут быть вызваны самыми разными причинами — неоднозначным прошлым правящей элиты, неурегулированными конфликтами, неумелым подражанием странам-донорам, раздором между властными структурами и гражданским обществом (если последнее вообще имеется), наконец, низким уровнем жизни.

Взаимодействие доноров и реципиентов выглядит как жесткая связь, очерченная логикой постколониализма. Однако такой взгляд упрощает картину — ведь ни статус региональной державы, ни наличие странового бренда, ни создание специальных учреждений для его продвижения, ни даже исторически сложившаяся модель отношений «колония — метрополия» не гарантируют того, что реципиенты не отвергнут мягкую силу страны-донора. Во-первых, доноров не так уж и мало. Глобальный Запад не гомогенен, когда речь идет о моделях политических режимов и ценностях. Глобальный Восток, в свою очередь, все увереннее продвигает свои бренды, доказывая, что он зачастую стабильнее, современнее и надежнее Запада. Во-вторых, продвигаемые донорами политические трафареты и установки не унифицированы. Они варьируются от патерналистской квазидиктатуры до либеральной демократии с акцентом на реализации прав человека пятого поколения. В-третьих, транснациональность индивидов, идей и капиталов стерла грань между донорами регионального характера и теми, кто от реципиентов далек физически, но близок культурно-исторически. В результате у реципиентов появляется немыслимое в классическом постколониализме право выбирать тех, чью мягкую силу они воспримут с благосклонностью, предоставив в обмен политическую лояльность.

Особенно долог и сложен процесс выбора донора мягкой силы для бедных стран, обремененных этноконфессиональными конфликтами и незавершенным демократическим транзитом. Предоставление их гражданам стипендий для обучения по программам, связанным с политическим лидерством и развитием, в лучшем случае может обернуться выдавливанием начинающих специалистов в оппозицию, в худшем — банальной утечкой мозгов. Продвижение культуры может показаться попыткой реконструкции классического колониализма. Пересадка демократических институтов на почву политической культуры, в которой насилие и социальная разобщенность являются нормой жизни, приводит к появлению гибридных режимов. Одним словом, классический, выделенный Джозефом Найем инструментарий мягкой силы функционирует в обремененных странах с трудом. Это позволяет назвать их «неструктурным в структуре» постколониального мира.

Чтобы традиционный инструментарий заработал, необходимо сначала помочь обремененным странам решить проблемы экономического и социального развития — тогда у их населения появятся время и силы задумываться о политическом режиме, образовании и свободе слова, то есть о том, что классическая мягкая сила транслирует.

Драка за Мьянму

Этой стратегии с начала 2000-х гг. придерживался Китай. Это было наиболее заметно в его отношениях с Мьянмой. Не пытаясь казаться демократичнее, чем она была на самом деле, КНР не отвергала сотрудничество с Мьянмой, когда военное правление в этой стране казалось если не стабильным, то хотя бы закономерно мутирующим в гибридный режим. Это было связано не только с выбранной Китаем стратегией поощрения сотрудничества «Юга и Юга» или с наличием экономических интересов в сфере энергетики в Аракане, но и с общим пониманием того, что такое мягкая сила. КНР расширяет ее традиционную концепцию через представление об универсальной потребности в человеческом развитии — прежде всего, развитии, подкрепленном экономическим ростом. КНР считает экономическую кооперацию разного рода — от постройки ГЭС и ТЭС до продвижения национальных IT-продуктов — частью мягкой силы, а на национальные интересы, интересы бизнеса и устойчивое развитие смотрит как на что-то, давно ставшее единым целым.

Продвижение Китая не ограничивалось экономикой. Попытка Пекина стать непосредственным медиатором в конфликте между Нейпьидо и качинскими повстанцами в 2012 г. окончилась провалом, однако не заставила Китай окончательно отказаться от мирных инициатив. От стратегии нейтрального посредника КНР перешла к стратегии многосторонней дипломатии косвенного участника конфликта. Так, в 2013 г., когда провинцию Юньнань захлестнул поток беженцев из Мьянмы, Китай назначил специального посланника ведущим контактным лицом и официальным наблюдателем на мирных переговорах. Со временем этот пост из института ad hoc превратился в постоянный институт и до сих пор содействует переговорам между этническими вооруженными организациями (ЕАОС) и правительством Мьянмы. США же в это время занимались, прежде всего, поддержкой демократических реформ в Мьянме, не делая при этом акцента ни на разрешении этнотерриториальных конфликтов, ни на помощи в выстраивании адекватной многонациональной стране институциональной структуры. Таким образом, Китай заполнил «вакуум союзников» в решении конфликтов.

Кроме того, США, в отличие от КНР, разделяли «мягкую мощь» и экономическое влияние. Именно поэтому функционирование Американского центра при посольстве США, предложение бирманским студентам стипендий Фулбрайта и Хьюберта Хамфри и дружественный визит Барака Обамы с целью поддержания в репутационном отношении молодой демократии шли рука об руку с наложением санкций на государство, которому, по правилам ООН, положены льготы на экспорт товаров за рубеж. В результате даже корпорации, выделявшие значимые суммы на образование, здравоохранение и инфраструктуру водоснабжения, вели себя сдержанно, чтобы не быть наказанными Министерством финансов США, и уступали место Китаю. Осознание того, что помощи демократизации недостаточно для повышения эффективности мягкой силы, пришло лишь к концу президентского срока Барака Обамы, в 2016 г. Обострение этнотерриториального конфликта в Аракане, во многом вызванное бедностью и неразвитостью региона, куда с трудом доходили западные инвестиции, было не за горами. После него произошел откат — вместо переосмысления политики «сначала демократия, потом инвестиции» США сначала набросились с критикой на национального лидера Аун Сан Су Чжи, а затем включили мьянманских военных в санкционные списки и поддержали эмбарго, наложенное Канадой и ЕС. В результате мягкая сила «флагмана западной демократии в Юго-Восточной Азии» снова начинает растворяться в экономическом неблагополучии.

Растворение — еще не самое страшное, что может произойти с мягкой силой США. Осенью 2020 г. в Мьянме пройдут всеобщие выборы. Эксперты USIP и Carnegie Counsil предрекают ожесточенные дискуссии во время избирательной кампании и глубокие расколы по вопросам урегулирования этнических конфликтов по итогам выборов. Однако оживление старых раздоров и оформление новых противостояний происходит уже сейчас — прежде всего, между вестернизированными приверженцами Национальной Лиги за Демократию и сторонниками националистской Партии солидарности и развития Союза. Первые пытаются ограничить власть военных, сделав поправки в конституцию, и расширить права детей иностранцев на получение гражданства. Вторые энергично выступают против этих «антисуверенных» инициатив, одновременно упрекая избиркомы и СМИ в невнимании к оппозиции. Даже предвыборные шаги основных политических сил (НДЛ, ПСРС, сепаратисты) очень конфликтогенны — принятие поправок к конституции может спровоцировать «контрдемократический переворот» военных (пока ПСРС проводит митинги, а их союзники в парламенте готовятся блокировать поправки), и наоборот — дерзкий «разрыв» информационного пространства ПСРС может привести к агрессии НЛД, в которой существуют свои межфракционные раздоры на тему того, как сохранить власть. Сепаратисты будут активнее искать источники финансирования и творить ирредентизм на окраинах и этнические расколы в центре, пока общенациональные силы будут заняты борьбой друг с другом (они этим занимаются всю свою политическую жизнь, но во время предвыборной провокации будут более острыми — от откровенного экстремизма в социальных сетях до уличного насилия в духе 2012 г.).

Усиление накала страстей юная мьянманская демократия может не выдержать, и тогда затраты США на продвижение мягкой силы пойдут прахом, в то время как Китай и его стабильный авторитаризм заполнят образовавшийся вакуум. Политическую сторону влияния будет цементировать экономическая; китайская экономическая модель (а экономически КНР показала себя самым эффективным партнером Мьянмы) зиждется на так называемом Пекинском консенсусе — комбинации патерналистского государства и конфуцианской формы отношений между начальником и подчиненными в частном секторе. С демократией, которую с 1980-х гг. продвигал в Мьянме Запад, эти институты вяжутся слабо. Это означает, что мягкая сила Китая, подкрепленная миротворческими усилиями, будет способна с большой вероятностью обернуть вспять неоконченный процесс демократизации в Мьянме.


Оценить статью
(Голосов: 19, Рейтинг: 3.89)
 (19 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju