Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Филипп Петросян

Независимый исследователь

Заявленные в конце марта 2025 г. в Мурманске президентом России В. Путиным логистические приоритеты в Арктике демонстрируют не только намерения руководства страны интегрировать морской и сухопутные пути на Крайнем Севере. Фактически это сигнал для других региональных акторов: Россия претендует на мировое лидерство в построении северной логистики. От течения и исхода этой логистической гонки зависит многое, в том числе аспекты национальной безопасности и экономического развития.

Сегодня Россия обладает крупнейшим в мире ледокольным флотом — в составе группировки насчитывается свыше 40 ледоколов. Совсем недавно был спущен на воду новейший ледокол «Чукотка» проекта 22220 «Арктика», на подходе строительство еще двух ледоколов того же проекта, а также ледокола «Россия» проекта 10510 «Лидер». Подобное расширение атомного ледокольного флота позволит значительно увеличить шансы на переход к круглогодичной навигации на Северном морском пути.

Другие государства обладают меньшими возможностями: у США в наличии двенадцать ледоколов, однако только два-три из них теоретически могут участвовать в навигации в Северном Ледовитом океане. У Канады 20 ледоколов, однако значительная их часть также малопригодна для активного использования во льдах Арктики. У Финляндии, еще одной крупной ледокольной державы, кроме десятка судов, есть широкие производственные мощности для ледокольного строительства. В 2024 г. между США, Канадой и Финляндией был заключен так называемый «Ледяной пакт», подразумевающий совместное строительство ледоколов. Приход к власти Д. Трампа и ухудшение отношений между США и Канадой несколько отдалили перспективу сотрудничества между странами по столь важному вопросу, однако представляется маловероятным, что проект ледокольного строительства из-за этого окончательно заморозится на долгий срок. Кроме того, у стран — участниц соглашения есть и свои собственные планы по модернизации флота, несмотря на серьезные проблемы с финансированием и реализацией. Все это говорит о том, что ледокольная гонка не сбавляет ход — и России следует внимательно отнестись к нарастающим вызовам, пока они не превратились в угрозы.

Кроме морских, в речи президента РФ также прозвучали и сухопутные инициативы — речь идет о модернизации старых и строительстве новых железных дорог на Крайнем Севере. Сухопутная часть логистики должна стать полноценной частью Трансарктического транспортного коридора — связать между собой не только отдельные части российской Арктики, но и порты Северного морского пути. Более того, указанная арктическая железнодорожная сеть может также состыковаться и с другими проектами — например, с коридором «Север — Юг». В связи с этим подобная инициатива действительно выглядит масштабно — особенно с учетом того, что железнодорожное сообщение остается очевидной проблемной зоной в большинстве северных регионов. Подобные планы прибавляют конкурентоспособности морскому проекту, делая его более эффективным.

Логистическая гонка в Арктике может стать определяющей. Добыча ресурсов, развитие транспортных коридоров, снижение издержек для логистических компаний, повышение привлекательности для иностранных инвесторов — эти и не только цели становятся важными ориентирами для арктических государств. Однако аспект милитаризации делает эту задачу экзистенциальной — ведь только успешная логистика способна обеспечить безопасность и суверенитет России в Арктике.

Транспортные акценты

Президент России Владимир Путин в речи, произнесенной 27 марта 2025 г. на Международном арктическом форуме в Мурманске, затронул многие аспекты арктической политики, однако значительная часть была посвящена северной логистике. Президент не только подтвердил ранее заданный курс развития Северного морского пути, но и объявил о создании Трансарктического транспортного коридора, который может стать новым обозначением Большого Северного морского пути (БСМП). В рамках коридора предусматривается развитие и расширение Северного морского пути, дополнительное строительство и модернизация железнодорожной и портовой инфраструктуры, а также увеличение морского грузового оборота до 109 млн т в год к 2030 г. Как представляется, транспортная система поможет решению проблем как обеспечения внутренних потребностей арктических регионов, так и достижения внешнеполитических целей. В условиях сложной региональной обстановки второй вопрос выглядит еще более актуально.

В процессе обострения глобальной конкуренции, нарастания напряженности в Арктике и повышения уровня региональной милитаризации данная инициатива может быть одним из важных шагов — причем не только регионального, но и общемирового масштаба. На фоне продолжающихся трудностей с обеспечением безопасности судоходства в Суэцком канале и борьбы администрации президента США Дональда Трампа за контроль над Панамским каналом общемировое значение арктической логистической инфраструктуры возрастает, и данный фактор становится существенным не только для региональных государств, но и для многих других заинтересованных акторов.

Морская гонка

Ситуация с развитием Северного морского пути и ледокольного флота достаточно широко освещается в СМИ и аналитических записках. Сегодня Россия обладает крупнейшим в мире ледокольным флотом — в составе группировки насчитывается свыше 40 ледоколов. Другие государства обладают меньшими возможностями: у США в наличии двенадцать ледоколов, однако только два-три из них теоретически могут участвовать в навигации в Северном Ледовитом океане. У Канады 20 ледоколов, однако значительная их часть также малопригодна для активного использования во льдах Арктики. Еще одна крупная ледокольная держава — Финляндия. Кроме десятка ледоколов, у Суоми есть широкие производственные мощности для ледокольного строительства: по некоторым оценкам, страна занимает примерно 60% мирового рынка. Таким образом, арктические и приарктические державы обладают минимальным флотом, а также производственным потенциалом для его расширения — возможно, не слишком убедительная, но все же существующая основа для дальнейшего продвижения в ледокольной гонке.

Процесс осознания ее важности заметен и на глобальном уровне. В нее включились на данный момент большинство заинтересованных держав. Россия совсем недавно спустила на воду новейший ледокол «Чукотка» проекта 22220 «Арктика». На подходе строительство еще двух ледоколов того же проекта («Ленинград» и «Сталинград»), а также ледокола «Россия» проекта 10510 «Лидер». Подобное расширение атомного ледокольного флота позволит значительно увеличить шансы на переход к круглогодичной навигации на Северном морском пути. Отчасти именно факторы отсутствия круглогодичной навигации и недостаточного количества подходящих ледоколов сдерживают использование Севморпути со стороны сегодняшних эксплуатантов Суэцкого канала.

Между тем не стоят на месте и западные государства. В 2024 г. между США, Канадой и Финляндией был заключен так называемый «Ледяной пакт», подразумевающий совместное строительство ледоколов. Приход к власти Дональда Трампа и ухудшение отношений между США и Канадой несколько отдалили перспективу сотрудничества между странами по столь важному вопросу. Однако не следует переоценивать значение политических трений — представляется маловероятным, что проект ледокольного строительства из-за этого окончательно заморозится на долгий срок. Кроме того, у стран — участниц соглашения есть и свои собственные планы по модернизации флота, несмотря на серьезные проблемы с финансированием и реализацией.

Все это говорит о том, что ледокольная гонка не сбавляет ход — и России следует внимательно отнестись к нарастающим вызовам, пока они не превратились в угрозы.

Железнодорожным пробегом по бездорожью

Кроме морских, в речи президента РФ В. Путина также прозвучали и сухопутные инициативы — речь идет о модернизации старых и строительстве новых железных дорог на Крайнем Севере. Сухопутная часть логистики должна стать полноценной частью Трансарктического транспортного коридора — связать между собой не только отдельные части российской Арктики, но и порты Северного морского пути. Более того, указанная арктическая железнодорожная сеть может также состыковаться и с другими проектами — например, с коридором «Север — Юг». В связи с этим подобная инициатива действительно выглядит масштабно — особенно с учетом того, что железнодорожное сообщение остается очевидной проблемной зоной в большинстве северных регионов.

Подобные планы прибавляют конкурентоспособности морскому проекту, делая его более эффективным. Для логистической гонки это может принести дополнительный результат — с учетом текущих позиций арктических и приарктических акторов в этой сфере. Анализируя транспортную обеспеченность Канады и американского штата Аляска, можно отметить, что севернее 60 градусов северной широты у стран почти полностью отсутствуют железные дороги. Данные обстоятельства могут стать сдерживающими для вероятного развития Северо-западного прохода и всего Крайнего Севера Канады в целом. Для сравнения — примерно на той же 60-й широте находятся такие крупные города европейского континента, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Стокгольм, Осло. При этом важно отметить: если Канада и Аляска не могут похвастаться значительными железнодорожными путями, то страны Северной Европы в этом отношении находятся примерно на уровне России. Впрочем, и здесь есть свои проблемы — железнодорожная сеть Финляндии до сих пор работает на стандартах Российской империи и не способна обеспечить бесшовную связь с дорогами соседних Норвегии и Швеции.

В то же время не следует недооценивать железнодорожный потенциал Европы на Крайнем Севере — уже сейчас Европейский союз видит логистику как одну из важнейших проблем не только гражданского, но и военного развития континента. В ранее озвученной, но пока официально не утвержденной белой книге ЕС зафиксирована необходимость развития логистических коридоров, причем непосредственно в целях воспрепятствования «российской угрозе». Несмотря на отсутствие упоминаний Арктики и Севера, видится, что данный вызов также должен учитываться при выстраивании арктической логистической системы. В таком контексте лидерство России в логистической гонке в Арктике становится не просто экономической потребностью, но и целью военного-политического характера.

***

Благодаря наличию значительного советского наследия и общему пониманию значимости региона Россия находится в авангарде развития северной логистики — несмотря на наличие ряда проблем, состояние атомного флота и железнодорожного сообщения у нее более развито, нежели у других арктических государств. Между тем это отставание признается и понимается западными правительствами, и уже сейчас существуют программы строительства ледоколов и модернизации сухопутной логистики. Несмотря на гражданский характер логистических инициатив, они вполне успешно вписываются в современные тенденции милитаризации Арктики. Эти факторы необходимо учитывать России в данной логистической арктической гонке.

Подобное соревнование может стать определяющим. Добыча ресурсов, развитие транспортных коридоров, снижение издержек для логистических компаний, повышение привлекательности для иностранных инвесторов — эти и не только цели становятся определяющими ориентирами для арктических государств в развитии логистики. Однако аспект милитаризации делает эту задачу экзистенциальной — ведь только успешная логистика способна обеспечить безопасность и суверенитет России в Арктике.


Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju