Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 5)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Александр Ермаков

Научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, эксперт РСМД

26 октября 1962 г. ВВС США получили последний B-52. Спустя 60 лет тот самый самолет продолжает службу вместе c 75 собратьями — примерно десятой частью выпущенных, и в течение этого срока он продолжает наглядно демонстрировать изменения воззрений американского военно-политического руководства на развитие стратегических сил.

В 2022 г. американские военные и авиастроители впервые представили публике перспективный бомбардировщик Northrop Grumman B-21 Raider, созданный по программе LRS-B. С помощью B-21 планируется заменить сразу два типа бомбардировщиков, состоящих на вооружении сегодня. При этом в списке планируемых к списанию нет B-52 — ветеран ВВС США по текущим планам должен учти на покой только в районе 2040–2050 гг. Последние годы он, напротив, демонстрирует свою перспективность в качестве носителя новейшего гиперзвукового оружия — далеко не первая его роль в американской военной стратегии и не в первый раз отражающая тренды своего времени.

В течение всего этого времени и до наших дней изначально «временная затычка» B-52 с крылатыми ракетами большой дальности оказывался простым, дешевым и достаточно надежным ядром авиационной компоненты СЯС. После 1970-х гг. развитие, да и само продолжение существования B-52 показывало изменение в американских военно-политических взглядах — ядерное оружие имело все меньший приоритет в военном строительства, как и воздушный компонент в рамках триады. Стратегическая авиация США после окончания холодной войны сумела сохраниться в первую очередь благодаря продемонстрированным в ходе локальных войн уникальным возможностям про дальности и мощности проекции силы.

B-52 же в очередной раз оказались в качестве проверенного (немудрено, ведь некоторые летчики служат на нем буквально в третьем поколении) подкрепления перспективной машины, а также носителя новых крупногабаритных авиационных средств поражения — гиперзвуковых крылатых и аэробаллистических (глайдеров с разгонными блоками) ракет. При этом перспективное гиперзвуковое оружие ВВС США — по крайней мере, пока — планируется исключительно неядерным. И высокое внимание, которое придается средствам доставки именно неядерного высокоточного оружия с глобальной дальностью, показывает очередное изменение приоритетов в американском военном строительстве — от самолета, предназначенного для поражения свободнопадающими термоядерными бомбами площадных целей в СССР, к носителю гиперзвукового оружия, способному пересечь Тихий океан и отстреляться с большого удаления по отдельным объектам в Китае.

Развитие воздушной компоненты американских СЯС, решения, принимаемые политиками в течение десятилетий, привели к ироничной ситуации, в которой наиболее передовое, перспективное вооружение ВВС США доверить некому, кроме как наиболее старому боевому самолету, стоящему на вооружении где-либо в мире.

Большой интерес в 2022 г. по понятным причинам вызвал 60-летний юбилей Карибского ядерного кризиса. Однако историки послевоенной авиации могут припомнить еще один недавний юбилей — 26 октября 1962 г. ВВС США получили последний B-52. Спустя 60 лет тот самый самолет с номером 61-0040 продолжает службу вместе c 75 собратьями — примерно десятой частью выпущенных. В течение этого срока он наглядно демонстрировал изменения воззрений американского военно-политического руководства на стратегические силы и продолжает делать это.

В 2022 г. американские военные и авиастроители впервые представили публике перспективный бомбардировщик Northrop Grumman B-21 Raider, созданный по программе LRS-B. Он представляет собой уменьшенный в размерах и построенный на современной технологической базе продолжатель идей Northrop B-2A Spirit. Так же, как и Spirit, Raider — это ориентирующееся на малозаметность «летающее крыло», но в отличие от предшественника его планируют построить крупной серией не менее, чем из сотни машин. Исходя из этого изначально и выдвигались технические требования: в частности, машина двухдвигательная, что больше характерно для дальних или средних бомбардировщиков [1], чем стратегических — уменьшенные размеры должны снизить цену закупки и эксплуатации. Потребность в крупносерийной машине для ВВС США понятна, если учесть, что с помощью B-21 планируется заменить сразу два типа бомбардировщиков, состоящих на вооружении сегодня. При этом в списке планируемых к списанию нет B-52 — ветеран ВВС США по текущим планам должен учти на покой только в районе 2040–2050 гг. Последние годы он, напротив, демонстрирует свою перспективность в качестве носителя новейшего гиперзвукового оружия — далеко не первая его роль в американской военной стратегии и не в первый раз отражающая тренды своего времени.

Молот Айка

ВВС США
B-36 "Peacemaker" — основа ядерной мощи США в начале 1950-х годов

Подобно любому крупному культурному явлению — в честь мелких не называют алкогольных коктейлей, с B-52 связано определенное количество мифов, широко известных, по крайней мере, в узких кругах. Одним из них является то, что его первоначальный проект был придуман группой инженеров в отеле за выходные.

Действительно, когда группа сотрудников Boeing 21 октября 1948 г. прибыла на базу ВВС Райт-Паттерсон в пригороде Дейтона (штат Огайо) для очередных переговоров с заказчиком по поводу своего предложения в конкурсе на перспективный стратегический бомбардировщик для замены Convair B-36 (который в тот момент только начал производиться, но уже был обречен на скорое моральное устаревание), их огорошили заявлением, что военных более не интересует турбовинтовой самолет, а нужен реактивный, с более высокими летными данными. Интересно, что хотя в тот момент облик самолета еще не был определен, индекс B-52 предложению Boeing уже был присвоен. Представленное на следующий день, в пятницу, предложение простой ремоторизации первоначального проекта также не вызвало энтузиазма — для качественного роста скоростных и высотных характеристик необходима была переработка планера, в том числе заимствование наработок с передового на тот момент среднего реактивного бомбардировщика B-47 Stratojet, разработки того же Boeing, в частности, стреловидного крыла.

Было ли это желанием не упустить крупный заказ или профессиональной гордостью, смешанной со злостью, — скорее всего, всем вместе, однако команда ответила, что вернется в понедельник: за выходные в отеле Ван Клива в Дайтоне вшестером (включая прибывшее из штаб-квартиры «подкрепление») они подготовили чертежи, тридцатистраничное описание проекта и даже самодельную модельку самолета, сделанную из того, что удалось купить в местном магазинчике для хобби. Представленное полностью удовлетворило представителей ВВС США, которые, как считается, воскликнули, что теперь у них «есть самолет». Как и в любом мифе, здесь для красоты истории и усиления пафоса победы героев используются определенные упрощения — дело в том, что проработки реактивного варианта были начаты за полгода до этого, и было подготовлено несколько эскизных проектов [2], так что «отельный» дизайн создавался не на пустом месте. Однако он действительно был шагом вперед и сильно походит на созданный в итоге самолет — как обычно, исторический миф не является ложью, а скорее приукрашенной правдой.

Данная история приведена в первую очередь для иллюстрации эпохи, отражать которую B-52 начал со своего рождения. Конец 1940-х гг. в США — это время рождения ВВС как полностью самостоятельного вида вооруженных сил, опьянения идеей всемогущества сплава ядерного оружия и стратегической авиации. На фоне сокращения «обычных» вооруженных сил на новую любимую «игрушку» военно-политического руководства не жалеют денег и сразу же вслед за дорогостоящей программой B-36 охотно финансируют его продвинутую замену. При этом военные не дают шансов консервативному варианту развития B-36Convair YB-60, охотно идут на риск и даже, как мы видели выше, требуют его от авиастроителей (впрочем, в определенных пределах — бомбардировщик «летающее крыло» Northrop YB-49 был загублен намеренно, хотя имел шансы на доводку).

ВВС США
Первый полет прототипа B-52. Видно главное отличие от серийных — иная компоновка кабины

Задача, поставленная перед ВВС США политическим руководством, проста и понятна — обеспечение возможности тотального сокрушения Советского Союза массированным ядерным ударом стратегической авиации с целью избежать затяжной конвенционной войны на европейском континенте, на перспективы которой американское руководство смотрело крайне скептично (и будет продолжать смотреть последующие сорок лет — возможно, даже «перехваливая» возможности ОВД) [3]. Так, в одном из первых планов стратегической ядерной бомбардировочной кампании (возможно, первом с детальной проработкой) — Trojan, принятом в январе 1949 г., предполагалось использовать 133 бомбы для поражения индустриальных районов в 70 городах СССР, что, как ожидалось, подорвет в достаточной мере его экономику и обеспечит победу западного блока [5]. Впрочем, уже в конце того же года план был расширен до 104 городов с 220 бомбами в первой волне удара и 72 в запасе [6]. Требуемое для этого количество бомб произвели к лету 1950 г., однако к тому времени необходимое по планам количество зарядов вновь возросло — на этом этапе развития американских стратегических сил это повторялось непрерывно.

Эти идеи были закреплены при администрации Д. Эйзенхауэра в рамках его доктрины «нового взгляда», подразумевавшей приоритет стратегического ядерного оружия (в начале 1950-х гг. это было синонимично стратегической авиации) над конвенционными вооруженными силами для экономии средств и декларирование готовности его массированного применения для сокрушения тыла противника в случае даже ограниченного военного конфликта. Подобный удар назывался «массированным возмездием», так как подразумевалось, по крайней мере, на словах, что он станет ответом на агрессию коммунистических держав. Разумеется, удобна подобная стратегия, только если возможности для ответного удара у противника либо полностью отсутствуют, либо крайне ограничены — в тот момент у США не было причин думать о СССР иначе.

Тем, что реально беспокоило Стратегическое авиационное командование ВВС США в тот момент, был вопрос носителя. Наиболее современными из них были начавшие поступать на вооружение в 1948 г. Convair B-36 Peacemaker и Boeing B-50 Superfortress — самолеты с моральной точки зрения «родом» целиком из Второй мировой (первый был детищем начатой в ее ходе программы межконтинентального бомбардировщика для бомбардировки Германии прямо из США, а второй — глубокой модификацией знаменитого B-29). Поршневые, низкоскоростные, они могли надеяться в нанесении ядерных ударов только на высотность и ночное время суток. Начавшаяся Корейская война ярко продемонстрировала советские успехи в создании реактивных истребителей, не уступающих американским аналогам, а по возможности борьбы с бомбардировщиками благодаря крупнокалиберному пушечному вооружению даже превосходящим их. B-29 в ходе ударов по корейским целям у границы КНР несколько раз несли тяжелые потери от МиГ-15, и американская сторона должна была исходить из того, что в советском небе все будет еще хуже.

Разумеется, действия при нанесении атомных ударов сильно отличались бы от массированных дневных налетов — вылеты бы производились одиночными самолетами или малыми группами и по возможности в ночное время. Оценивая ситуацию сейчас, можно предположить, что благодаря хорошей высотности, отсутствию в СССР сплошного радиолокационного покрытия и достаточного количества ночных перехватчиков B-36 могли бы в первой половине 1950-х гг. эффективно использоваться для нанесения ударов [7], но американские генералы оправданно испытывали скептицизм. В любом случае, винтомоторные «чистые» бомбардировщики стремительно и безнадежно морально устаревали.

ВВС США
Летающая лаборатория XB-70A "Valkyrie"

Неудивительно, что руководство Стратегического командования ВВС США, не считаясь с затратами, жаждало получить высокоскоростную реактивную машину. Первой крупносерийной стал Boeing B-47 Stratojet. На момент достижения боеготовности в 1951–1952 гг. он имел скорость, сопоставимую с лучшими истребителями своего времени, что делало его перехват и поражение классическим пушечным вооружением чрезвычайно сложной задачей. Сделав на него в краткосрочный период основную ставку в качестве носителя ядерного оружия, ВВС США закупили их огромное количество: уже в конце 1956 г. на вооружении находилось более 1200 Stratojet, а в конце ноября того же года в ходе учений (а также демонстрации силы после событий в Венгрии и на Суэце) в течение суток было поднято в воздух более тысячи. Однако B-47 имели значительные недостатки — в первую очередь недостаточную дальность, требовавшую обеспечивать неоднократную дозаправку в воздухе и передовое базирование (например, во французском Марокко); кроме того, недостаточная прочность конструкции не позволяла прорыв ПВО на малых высотах и ограничивала срок службы.

Так что, казалось, получавшие «пустые чеки» в Вашингтоне ВВС США подгоняли программу B-52. Первый прототип был выкачен из цеха 29 ноября 1951 г., 15 апреля 1952 г. состоялся первый полет, к тому времени более года, как был заключен контракт на первые тринадцать предсерийных машин, которые начали поступать ВВС с лета 1954 г. [8] 21 мая 1956 г. B-52B стал первым самолетом, сбросившим термоядерную бомбу [9]. С того же года начались поставки первой крупносерийной модификации B-52D, а 26 октября 1962 г. заказчику был сдан последний самолет, уже модификации B-52H. В общей сложности в десять с половиной лет от первого полета прототипа уложился выпуск 744 самолетов нескольких модификаций — по современным понятиям немыслимый показатель.

Как мы видим, уже на раннем этапе своего существования B-52 был целиком детищем той военно-политической атмосферы, которая бытовала в тот момент в Штатах, — обстановки невиданного в дальнейшем контроля военных над процессом закупок, особенно если речь шла о «ядерно-стратегических» военных, которыми тогда практически монопольно было Стратегическое командование ВВС. Сломать их «вольницу» во многом «через колено» смогла только администрация Дж. Кеннеди и, в частности, вероятно, наиболее известный министр обороны США Р. Макнамара, отношение к которому в американских военно-исторических кругах до сих пор противоречивое, близкое к тому, которое в СССР и России бытует вокруг Н. Хрущева.

Время трат на экономию и затягиваний для ускорения

ВВС США
B-52H с авиационными баллистическими ракетами "Skybolt"

Американские «шестидесятники» сделали куда большую ставку на баллистические ракеты, отношение к которым у командования ВВС ранее было достаточно подозрительным. Вместо этого будущее стратегических ядерных сил долгое время связывалось со сверхскоростным и высотным бомбардировщиком B-70 Valkyrie, а B-52 в годы своего выпуска виделся такой же временной «затычкой», каким был до него B-47. Политическое руководство и часть военного испытывали сомнения по поводу перспектив B-70 в свете развития зенитно-ракетных комплексов и высочайшей сложности программы [9]. В ходе предвыборной кампании Дж. Кеннеди критиковал администрацию Эйзенхауера за недостаточное финансирование ключевых оборонных программ, включая B-70, однако, «приняв дела», всего через два месяца в Белом доме закрыл программу как экономически неэффективную и не обеспечивающую гарантированный прорыв ПВО в будущем, оставив финансирование только для двух летающих лабораторий. Несомненно, повлиял на это успех с созданием баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) UGM-27 Polaris и первых эффективных сухопутных межконтинентальных баллистических ракет (МБР).

Успех с первыми был столь велик, а перспектива развертывания БРПЛ на почти неуязвимых и способных атаковать внезапно атомных субмаринах была столь головокружительна, что ВМС США всерьез пытались отобрать задачу стратегического сдерживания целиком себе. «Отбиться» ВВС удалось только благодаря тому, что бомбардировщики и сухопутные МБР имели большую точность (вторые в тот момент скорее потенциально, но зато были дешевле в эксплуатации) и мощность заряда, которая позволяла пытаться поражать преимущественно военные цели, включая защищенные, относящиеся к стратегическим ядерным силам. Это отлично вписалось в скептичное отношение молодого президента и его команды к доктрине массированного возмездия администрации Эйзенхауэра, которая подразумевала массированный ядерный удар по СССР, в первую очередь по городам, как практически неизбежный сценарий войны с ним.

В пику «массированному возмездию» Эйзенхауэра администрация Кеннеди предложила стратегию «гибкого реагирования» — вместо «с места в карьер» тотальной ядерной войны предполагалось расширить потенциал вооруженных сил по конвенционной войне и дать возможность поэтапно двигаться по лестнице эскалации, если это будет необходимо. Разумеется, повлияло на это создание СССР если не равных, то, по крайней мере, действенных стратегических средств доставки ядерного оружия.

Стратегическая авиация сумела вписаться в новую схему уже не в виде основы СЯС, а в качестве наиболее гибкого компонента, к тому же обладающего тактическими возможностями. B-52 вместо того, чтобы быть временной «затычкой», пока не появится B-70, должен был послужить, как тогда казалось, еще чуть-чуть. Новая команда Макнамары инициировала ряд последовательных программ по выработке облика бомбардировщика для смены B-52, причем большое внимание уделялось экономической эффективности решения. Исследования и конкурсы длились с 1962 по 1970 гг. и закончились только после прихода в Белый дом Р. Никсона и нового министра обороны выдачей контракта фирме Rockwell на будущий B-1. На тот момент программа нового бомбардировщика AMSA (Advanced Manned Strategic Aircraft) иронически расшифровывалась как America’s Most Studied Airplane («самый изучаемый самолет в Америке») [10]. Для публики это действительно выглядело выкидыванием денег под лозунгом экономии — слишком уж разительна была разница с 1950-ми гг., когда порой за меньшее время успевали выбрать проект, довести его до ума и построить серию.

ВВС США
Шесть крылатых ракет ALCM на пилоне B-52G

Неудивительно, что задержка с AMSA привела к «свежему» решению в 1965 г. закупить для замены неудачного сверхзвукового бомбардировщика B-58 (и отчасти B-47 и B-52 первых серий) очередной «временный» тип — в этот раз FB-111, «стратегическую» модификацию любимого детища Макнамары, многоцелевого ударного самолета F-111 [11]. Хотя самолет совершенно не удовлетворял стратегическое командование по дальности, он мог численно дополнить B-52, которым предстояло прослужить вроде бы только чуть-чуть.

Благо, его последние модификации создавались уже с оглядкой на новые виды средств доставки ядерного заряда — авиационные управляемые ракеты. B-52H — последняя и единственная сохранившаяся до наших дней модификация — и вовсе создавалась первоначально как носитель авиационных баллистических ракет AGM-48 Skybolt, которые могли бы изменить облик стратегических сил, но, столкнувшись с сложностями в их доводке и окрыленная успехами БРПЛ Polaris, администрация Кеннеди закрыла программу. Вместо этого B-52 получили куда более простые крылатые ракеты AGM-28 Hound Dog, которых, однако, в 1960-х гг. хватало для поражения наиболее защищенных целей и пробивания брешей в ПВО, в которые должны были входить бомбардировщики со свободнопадающими бомбами — несмотря на прогресс в ракетных технологиях на протяжении всех 1960-х гг. для США основу «веса залпа» в гипотетическом тотальном ядерном ударе составляли все еще они. Для понимания масштабов этой воздушной атаки «судного дня» на СССР можно сказать, что отдельной проблемой для Стратегического командования было добиться, чтобы бомбардировщики в налете не поражали друг друга ядерными взрывами, что требовало планирования маршрутов на ЭВМ, и об этих мерах безопасности снимали специальные учебные фильмы.

Инструмент для «безумств»

Администрация Р. Никсона дала старт программе B-1 и активно использовала B-52 как инструмент внешней политики — в конце Вьетнамской войны и впервые со времен Корейской стратегическая авиация США была использована для полномасштабных бомбардировок, причем в первую очередь с политическими целями. Наиболее ярким проявлением этого стала знаменитая операция Linebacker II, когда 18–29 декабря 1972 г. по приказу президента 200 B-52 и порядка 2000 тактических самолетов приняли участие в невиданных по масштабам ударах по Северному Вьетнаму с тем, чтобы принудить его вернутся к переговорам о мире. Хотя с точки зрения переговорного процесса США сами вернулись к согласованным до этого позициям, первые за войну полномасштабные налеты стратегической авиации показали северу опасность попыток выбить новые уступки или затянуть переговоры. С моральной точки зрения они также позволили американской военной машине продемонстрировать в конце проигранной войны свою силу и отчасти «сохранить лицо» — если так можно выразиться по поводу того, что даже на Западе в то время многими воспринималось как запредельная жестокость, так как наряду с военными и промышленными под массированные удары попадали и гражданские объекты.

С точки зрения ядерной стратегии Р. Никсон использовал B-52 в своих усилиях по выходу из Вьетнамской войны еще раньше, когда воспользовался тем, что он называл «теорией безумца» (попыткам убедить оппонентов, что он способен на неадекватные действия). Речь об операции Giant Lance октября 1969 г. — тайному возвращению к ранее прекращенной из-за опасности практике полетов с ядерными зарядами, причем в этот раз часть соединений стратегических сил была секретно переведена на повышенный уровень боеготовности, а бомбардировщики приближались к границам СССР ближе, чем ранее. Целью, называя вещи своими именами, ядерного шантажа Никсона было принудить СССР оказать давление на Северный Вьетнам, чтобы тот скорее пошел на прекращение войны, пока «безумный антикоммунист» в Вашингтоне не начал ядерную войну, что он якобы готов сделать в любой момент. Иронично, что, судя по всему, Москва либо вообще не поняла, что США делают что-то необычное и подают ей особые сигналы, либо не предала этому никакого значения. Повышенная активность стратегической авиации если и была зафиксирована, то, скорее всего, была воспринята как учения или очередное изменение принципа боевого дежурства.

В строю с непутевыми внуками

ВВС США
B-52H на испытаниях гиперзвуковых аэробаллистических ракет ARRW

Администрация Никсона дала официальный старт B-1, но не успела довести программу до конца — в июне 1977 г. команда Дж. Картера закрыла ее (как оказалось в итоге, только приостановила). Приоритет в развитии ядерных сил был отдан новым МБР, БПРЛ и модернизации B-52 с оснащением его малогабаритными крылатыми ракетами AGM-86 ALCM — наиболее важной за время его службы, по крайней мере, до недавнего времени. Вооружение самолета большим количеством ракет с дальностью более 2000 км радикально повысило его боевые возможности и далось недорого — так было решено, что B-52 может послужить «еще чуть-чуть». Тем более тогда в условиях строгой секретности были начаты работы над малозаметным стратегическим бомбардировщиком, будущим B-2A Spirit.

После прихода в Белый дом Р. Рейгана, резко поднявшего военные расходы (в первую очередь на стратегические силы), B-1 был возрожден в упрощенном облике, но выпущен меньшей серией и так и не получил крылатых ракет большой дальности в строевых частях. После окончания холодной войны он и вовсе перестал рассматриваться как носитель ядерного оружия, и его дальнейшее развитие было сосредоточено на повышении возможностей в обычных войнах. B-2A Spirit был запущен в серию в 1990-х гг., и неудивительно, что выпущен всего в двух десятках экземпляров вместо планировавшейся сотни.

В течение всего этого времени и до наших дней изначально «временная затычка» B-52 с крылатыми ракетами большой дальности оказывался простым, дешевым и достаточно надежным ядром авиационной компоненты СЯС. Рассматривались различные варианты его замены — кроме вышеуказанных, хотя бы пошедших в серию бомбардировщиков, в США думали о такой «экзотике», как, например, создание на основе пассажирских широкофюзеляжных самолетов носителей крылатых ракет с еще большим боекомплектом или авиационных баллистических ракетах большой дальности, запускаемых из отсеков транспортных самолетов: всегда это требовало крупных вложений и несло риски при создании.

После 1970-х гг. развитие, да и само продолжение существования B-52 показывало изменение в американских военно-политических взглядах — ядерное оружие имело все меньший приоритет в военном строительства, как и воздушный компонент в рамках триады. Стратегическая авиация США после окончания холодной войны сумела сохраниться в первую очередь благодаря продемонстрированным в ходе локальных войн уникальным возможностям про дальности и мощности проекции силы. Так, в начале войны в Персидском заливе 1991 г. в рамках операции Senior Surprise семь бомбардировщиков B-52G взлетели с базы в США и нанесли удар по целям в Ираке недавно созданными и секретными неядерными модификациями ALCM, продемонстрировав основной род занятий самолетов-ракетоносцев в следующие десятилетия.

В рамках договоров о сокращении стратегических вооружений «под нож» пошла значительная часть остававшегося к началу 1990-х гг. парка, а часть других машин была лишена возможности нести ядерное оружие и выведена американской стороной из зачета пражского договора о СНВ. Мера, которая подвергалась российской стороной критике как недостаточно необратимая и верифицируемая, и указанная среди причин для приостановки действия договора…

Повышение «пенсионного возраста»

ВВС США
Предполагаемый облик B-52J после модернизации. Изменена носовая часть, установлены более крупные подкрыльевые пилоны, на верхней части фюзеляжа обтекатели систем связи, гондолы двигателей большего размера

В наши дни совокупность факторов привела ВВС США к парадоксальному на первый взгляд решению — снять в ближайшем будущем, в начале 2030-х гг., с вооружения B-1B и B-2A. Это будет сделано, как только в достаточном количестве поступят новые малозаметные бомбардировщики B-21A Raider. А B-52 должны будут продолжить служить — в этот раз не «чуть-чуть», а сразу до 2040–2050-х гг.! Для продления срока службы до почти ста лет самолеты должны будут пройти ремоторизацию на современные двигатели от бизнес-джетов Rolls-Royce F130 [12] и капитально обновить бортовое радиоэлектронное оборудование, сократив экипаж на еще одного оператора [13]. После более, чем полувека службы, прошедшие модернизацию самолеты впервые должны будут получить новый индекс — B-52J.

Решение списать типы бомбардировщиков значительно более позднего выпуска связано с тем, что B-1 сильно израсходовали ресурс в локальных войнах начала века и не обладают ядерными возможностями, а небольшое количество B-2A слишком дорого эксплуатировать, и он не будет обладать уже уникальными возможностями по малозаметности на фоне B-21A. B-52 же в очередной раз оказались в качестве проверенного (немудрено, ведь некоторые летчики служат на нем буквально в третьем поколении) подкрепления перспективной машины, а также носителя новых крупногабаритных авиационных средств поражения — гиперзвуковых крылатых и аэробаллистических (глайдеров с разгонными блоками) ракет. Пригодился заложенный еще в конце 1950-х гг. потенциал носителя Skybolt. В этом качестве B-52H/J будет для ВВС США в обозримом будущем незаменим, так как B-21A, вероятно, будет ограничен по габаритам вооружения размерами отсека вооружения.

При этом перспективное гиперзвуковое оружие ВВС США — по крайней мере, пока — планируется исключительно неядерным. И высокое внимание, которое придается средствам доставки именно неядерного высокоточного оружия с глобальной дальностью, показывает очередное изменение приоритетов в американском военном строительстве — от самолета, предназначенного для поражения свободнопадающими термоядерными бомбами площадных целей в СССР, к носителю гиперзвукового оружия, способному пересечь Тихий океан и отстреляться с большого удаления по отдельным объектам в Китае.

***

Развитие воздушной компоненты американских СЯС, решения, принимаемые политиками в течение десятилетий, привели к ироничной ситуации, в которой наиболее передовое, перспективное вооружение ВВС США доверить некому, кроме как наиболее старому боевому самолету, стоящему на вооружении где-либо в мире. Впрочем, порой текущая политическая необходимость отражает реальность так, как ей нужно: в 1964 г. «крестный отец» самолета, генерал Лемей сказал, что «боюсь, что наши B-52 развалятся прежде, чем мы получим замену для них. Это реальная угроза» [14]. Из 2023 г. ему отвечает секретарь ВВС США Ф. Кендалл: «B-52 спроектирован столь прочно, что мы можем эксплуатировать его практически вечно».

Вечно, может быть, и нет, но век пока планируют.

1. Эти термины зачастую обозначают одно и то же, просто в отечественной традиции более принят «дальний бомбардировщик», а в англоязычной — medium bomber. Характеризуют так зачастую одни и те же самолеты, например, Ту-22 или Mirage IV.

2. Scott Lowther. Boeing B-47 Stratojet&B-52 Stratofortress: Origins and Evolution. — Tempest Books, 2021. Pp. 134–135.

3. В большинстве ранних американских военных планов предусматривалось, что поражение государств Западной Европы уже свершилось или неминуемо, и стратегическую воздушную кампанию планировалось вести с периферийных баз, например, в Великобритании, Египте, Японии, иногда «из-за гор» — из Испании и Италии.

4. Дэниель Эллсберг. Машина Судного дня: Откровения разработчика плана ядерной войны. — Альпина Паблишер, 2018. С. 360.

5. Kenneth W. Condit. History of the Joint Chiefs of Staff. The Joint Chiefs of Staff and National Policy. Volume II 1947–1949. — Office of Joint History Office of the Chairman of the Joint Chiefs of Staff, 1996. Pp.158–159

6. Константин Кузнецов. Конвэр B-36 «Миротворец». — Эксмо, 2018. С. 140–144.

7. Scott Lowther. Boeing B-47 Stratojet&B-52 Stratofortress: Origins and Evolution. — Tempest Books, 2021. Pp. 165–170.

8. Типа Mk. 15, мощность 3,8 мегатонн. Примечательно, что несмотря на успешный взрыв, испытания были не совсем удачны — экипаж из-за ошибки промахнулся примерно на шесть километров от целевого острова, и значительная часть данных была потеряна.

9. XB-70 «Valkyrie» даже в урезанном виде прототипа определенно занял место в списке самых амбициозных и суливших очередной прорыв летательных аппаратов. В качестве примера можно сказать, что он использовал топливо, даже не являвшееся нефтепродуктом, — пентаборан.

10. Tony Buttler. American Secret Projects. Bombers, Attack and Anti-Submarine Aircraft 1945 to 1974. — Cresy, 2021. P. 314.

11. Продвигался и в качестве палубного перехватчика, однако ВМС США сумели «похоронить» проект в результате многолетней отчаянной борьбы.

12. Малогабаритные были выбраны для минимизации изменений в конструкции. Предложения заменить восемь небольших двигателей на четыре более крупных выдвигались производителем еще с 1960-х гг., но военные всегда жалели на это деньги. Вероятно, они отказались бы и сейчас, но к имеющимся Pratt & Whitney TF33 стало совершенно невозможно искать запчасти.

13. Ранее, в начале 1990-х гг., был сокращен стрелок кормовой оборонительной пушки, собственно, вместе с пушкой, которую заменила дополнительная аппаратура радиоэлектронной борьбы.

14. NASA Historical Staff. Astronautics and Aeronautics, 1965: Chronology on Science, Technology, and Policy. — NASA, 1966. P. 84.


Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 5)
 (7 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся