Read in English
Оценить статью
(Голосов: 21, Рейтинг: 4.43)
 (21 голос)
Поделиться статьей
Елена Алексеенкова

К.полит.н., ведущий научный сотрудник Отдела Черноморско-Средиземноморских исследований, руководитель Центра итальянских исследований Института Европы РАН

Энергетический переход влечет за собой несколько важных геополитических вызовов, требующих от ЕС трансформации стратегии взаимодействия с теми регионами с странами, чья роль в обеспечении энергетической безопасности ЕС до сих пор была очень велика, среди которых, безусловно, и Россия.

Первый вызов заключается в изменении характера взаимозависимости с регионом Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) и с Россией. Переход ЕС на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) снижает зависимость от углеводородов из этих стран, особенно в перспективе после 2030 г., когда планируется сокращение потребления газа. Для государств БВСА и России это повлечет за собой серьезное падение доходов национальных бюджетов, потребует трансформации модели экономики, а в ряде государств, возможно, спровоцирует и социальную нестабильность. Последний фактор наиболее важен для ЕС, принимая во внимание миграционную ситуацию в Средиземноморье. Поэтому уже сейчас в ЕС быстро принимают концептуальные документы, которые создадут новую рамку для формирования нового типа взаимозависимости.

Второй вызов, который стоит перед ЕС в связи с развитием ВИЭ, — это сохранение и развитие своего нормативного влияния в регионах ближайшего соседства, ибо снижение взаимозависимости способно повлечь за собой и сокращение рычагов влияния на направление развития соседних государств, толкая их в сторону диверсификации партнерств и поиска сотрудничества с потенциальными конкурентами ЕС, не связывающими свои инвестиции с какими-либо обязательствами в вопросах демократизации и прав человека. В случае Северной Африки речь идет прежде всего, конечно же, о Китае, объем инвестиций которого в сферу ВИЭ, также как и общий объем торговли со странами Южного Средиземноморья, неуклонно растет. В отношении России справедливо аналогичное опасение, что снижение экспорта углеводородов в ЕС повлечет за собой его увеличение в восточном направлении и, как следствие, усиление зависимости от Китая. К этому стоит добавить все возрастающую технологическую конкурентоспособность Китая, особенно в сфере солнечной энергетики.

И третий вызов, который во многом проистекает из первых двух, — это необходимость усиления дипломатического диалога с международными партнерами, дабы «зеленый курс» не был воспринят исключительно в реалистической парадигме как zero-sum game, т.е. повышение собственной конкурентоспособности за счет создания барьеров для других. Причем игнорирование возможностей для сотрудничества в борьбе с изменением климата с теми или иными государствами из-за политических разногласий, несомненно, навредит репутации ЕС как глобально ответственного лидера. Таким образом, развитие диалога в данном направлении — это скорее не выбор, а необходимость.

Для России вызов состоит не только в том, чтобы адаптироваться к неизбежно сокращающемуся рынку углеводородов и диверсифицировать свою экономику, но и в том, чтобы не потерять возможности ведения бизнеса в других странах и регионах. По большому счету вопрос заключается в том, как не оказаться на обочине нового европейского зеленого энергетического курса и китайского «Пояса и пути», чьи интересы неизбежно пересекаются в Средиземноморье? Достаточно ли конкурентоспособны будут российские компании для того, чтобы участвовать в международных «зеленых» энергетических проектах и не окажутся ли они исключенными в силу несоответствия новым экологическим стандартам? Может ли Россия стать не только rule-taker, но и rule-maker глобального зеленого курса?

В изучении своих внутренних возможностей и потребности в ВИЭ России вряд ли кто-то поможет, здесь основными акторами выступают традиционно государство, бизнес и гражданское общество, артикулирующее потребность в «озеленении» и внедрении климатически нейтральных инноваций. Но коль скоро такая потребность осознана и артикулирована, самое время обратить взор на потенциальных партнеров, которые, с одной стороны, являлись бы технологическими лидерами отрасли, способными стать источником best-practices во внутренних проектах и одновременно «проводниками» России в проектах международного сотрудничества, а с другой — не отличались бы стремлением политизировать экономическое сотрудничество. Представляется, что таким партнером для России вполне могла бы стать Итальянская Республика. Италия видит в «зеленом переходе» возможность для нового витка экспансии своих технологических лидеров за рубежом и, в отличие от многих других государств ЕС, преуспевших в развитии ВИЭ, не склонна политизировать экономическое сотрудничество. Ведь во многом именно энергетическое сотрудничество России и Италии, начавшееся в эпоху жесткого межблокового противостояния, и тонкая энергетическая дипломатия в отношениях с СССР и государствами Южного Средиземноморья позволили Италии завоевать статус средней державы во второй половине ХХ в.

«Зеленая сделка» (The European Green Deal), одобренная Европейским союзом в 2019 г., и ознаменованная ею интенсивная фаза энергетического перехода оцениваются в России по-разному. Ряд экспертов предпочитает делать акцент на том, что развитие зеленой энергетики в ЕС — это еще один шаг в направлении избавления от энергозависимости от России и нестабильных государств Ближнего Востока, способ наращивания конкурентоспособности ЕС за счет повышения эффективности использования ресурсов, развития новых технологичных отраслей и введения пограничного углеродного налога для углеродоемкой продукции из государств за пределами ЕС. Борьба с изменением климата в данном случае — это та ниша, где ЕС пытается повысить собственную глобальную роль и где у Союза действительно есть шансы стать лидером. Данный подход, сформировавшийся в духе реализма, подсчитывает возможные потери для России и сосредоточивается на мерах их минимизации. Другое мнение, более характерное для либеральной парадигмы, исходит из того, что в борьбе с климатическими изменениями ЕС априори не способен добиться результата в одиночку, поскольку не является главным загрязнителем планеты, а большая часть выбросов приходится на Китай, США, Индию, Россию. Поэтому без действительно глобального сотрудничества достижение поставленных ЕС целей едва ли возможно, а значит, открывается эпоха новых возможностей для наращивания взаимодействия под лозунгами разделяемой ответственности за спасение планеты. Как никогда большое внимание было уделено президентом России В. Путиным в Послании Федеральному Собранию вопросам предотвращения изменения климата и загрязнения окружающей среды, в чем тоже нельзя не заметить след новой климатической повестки ЕС и стремление показать, что и России данные общечеловеческие ценности борьбы за качество жизни для будущих поколений не чужды.

Как бы то ни было, России целесообразно принимать во внимание аргументы обоих типов — и в духе реализма, и в логике либерализма — с одной стороны, изучать возможности и принимать меры по наращиванию собственной конкурентоспособности в зеленой энергетике, с другой стороны — не упускать шанс для использования взаимозависимости и перезапуска отношений с ЕС на основании новой глобальной «зеленой» повестки.

Новая геополитика «зеленой энергетики» ЕС

Энергетический переход влечет за собой несколько важных геополитических вызовов, требующих от ЕС трансформации стратегии взаимодействия с теми регионами с странами, чья роль в обеспечении энергетической безопасности ЕС до сих пор была очень велика, среди которых, безусловно, и Россия.

Первый вызов заключается в изменении характера взаимозависимости с регионом Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) и с Россией. Переход ЕС на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) снижает зависимость от углеводородов из этих стран, особенно в перспективе после 2030 г., когда планируется сокращение потребления газа. Для государств БВСА и России это повлечет за собой серьезное падение доходов национальных бюджетов, потребует трансформации модели экономики, а в ряде государств, возможно, спровоцирует и социальную нестабильность. Последний фактор наиболее важен для ЕС, принимая во внимание миграционную ситуацию в Средиземноморье. Поэтому уже сейчас в ЕС быстро принимают концептуальные документы, которые создадут новую рамку для формирования нового типа взаимозависимости. Так, в частности, 9 марта 2020 г. Европейская комиссия объявила о новой стратегии ЕС в отношении Африки, которая включает пять приоритетных сфер: переход к экологической безопасности, цифровую трансформацию, устойчивый рост, мир и управление, миграцию и мобильность, — и призвана открыть эру более тесного сотрудничества с государствами Африки. А в феврале 2021 г. в Брюсселе была представлена новая «Повестка для Средиземноморья», в которой утверждается, что кризис, с которым регион столкнулся под влиянием пандемии COVID-19, дает Европе и другим государствам региона уникальный шанс сотрудничества, направленного на экологическое, цифровое, устойчивое и справедливое восстановление. Общий объем финансирования «Повестки» в рамках Инструмента соседства, развития и интернациональной кооперации, (Neighbourhood and Development and International Cooperation Instrument, NDICI) составит 7 млрд евро (с перспективой расширения до 30 млрд евро). Пять из двенадцати приоритетных направлений сотрудничества касаются вопросов зеленого перехода, устойчивого развития, региональной связности, цифровизации, зеленого роста и климата.

С одной стороны, новый этап сотрудничества ЕС с государствами Средиземноморья призван помочь им избежать негативных последствий перестройки экономики, способствовать экономическому развитию и социальной стабильности в регионе посредством внедрения новых технологий, улучшения качества среды и создания новых рабочих мест. С другой стороны, сам ЕС оказывается в состоянии новой зависимости от государств Южного Средиземноморья, поскольку нуждается в ветровой и солнечной энергии, которым так богат регион. Поэтому ЕС крайне заинтересован в как можно скорейшем создании новых партнерств и их имплементации. Так, в частности, уже функционирует немецко-марокканское партнерство в сфере водородной энергетики, французские компании развивают ветровую и солнечную энергетику в Тунисе. Новый импульс получило создание электросетей, связывающих северное Средиземноморье с южным. В частности, Италия и Тунис строят подводную соединительную линию Elmed, которая свяжет энергосистему Туниса с европейской сетью в 2025 г., а Марокко в 2019 г. уже начал экспорт электроэнергии в Испанию, с которой его соединяют семь подводных кабелей.

Второй вызов, который стоит перед ЕС в связи с развитием ВИЭ, — это сохранение и развитие своего нормативного влияния в регионах ближайшего соседства, ибо снижение взаимозависимости способно повлечь за собой и сокращение рычагов влияния на направление развития соседних государств, толкая их в сторону диверсификации партнерств и поиска сотрудничества с потенциальными конкурентами ЕС, не связывающими свои инвестиции с какими-либо обязательствами в вопросах демократизации и прав человека. В случае Северной Африки речь идет прежде всего, конечно же, о Китае, объем инвестиций которого в сферу ВИЭ, также как и общий объем торговли со странами Южного Средиземноморья, неуклонно растет. В отношении России справедливо аналогичное опасение, что снижение экспорта углеводородов в ЕС повлечет за собой его увеличение в восточном направлении и, как следствие, усиление зависимости от Китая. К этому стоит добавить все возрастающую технологическую конкурентоспособность Китая, особенно в сфере солнечной энергетики.

И третий вызов, который во многом проистекает из первых двух, — это необходимость усиления дипломатического диалога с международными партнерами, дабы «зеленый курс» не был воспринят исключительно в реалистической парадигме как zero-sum game, т.е. повышение собственной конкурентоспособности за счет создания барьеров для других. Причем игнорирование возможностей для сотрудничества в борьбе с изменением климата с теми или иными государствами из-за политических разногласий, несомненно, навредит репутации ЕС как глобально ответственного лидера. Таким образом, развитие диалога в данном направлении — это скорее не выбор, а необходимость.

Россия — вынужденный rule-taker?

Для России вызов состоит не только в том, чтобы адаптироваться к неизбежно сокращающемуся рынку углеводородов и диверсифицировать свою экономику, но и в том, чтобы не потерять возможности ведения бизнеса в других странах и регионах. В частности, большой вопрос, как новые стратегии ЕС в отношении Африки и Средиземноморья повлияют на планы и перспективы российского экономического присутствия в регионе, существенная доля которых связана с проектами в сфере энергетики. По большому счету вопрос заключается в том, как не оказаться на обочине нового европейского зеленого энергетического курса и китайского «Пояса и пути», чьи интересы неизбежно пересекаются в Средиземноморье? Достаточно ли конкурентоспособны будут российские компании для того, чтобы участвовать в международных «зеленых» энергетических проектах и не окажутся ли они исключенными в силу несоответствия новым экологическим стандартам? Может ли Россия стать не только rule-taker, но и rule-maker глобального зеленого курса?

Как правило, чтобы быстрее понять, как устроены правила игры, необходимо начать играть. Особенно важно успеть, если правила игры еще не до конца сформулированы.

Институционально и риторически Россия придерживается курса на борьбу с изменением климата и загрязнением окружающей среды. Страна ратифицировала Парижское соглашение 2019 г., приняв затем ряд внутренних стратегических документов, таких как Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 г., затем Стратегию долгосрочного развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г., разработав также ряд национальных проектов в сфере климата и экологии. Однако фактически продвижение России на данном направлении не отличается успехами. Так, в частности, в 2021 г. страна заняла 73-е место из 115 в ежегодном рейтинге Всемирного экономического форума, который измеряет прогресс стран в транзите к чистой энергетике, а доля ветровой и солнечной электроэнергии в балансе ЕЭС России в 2019 г. составила всего 0,15%. Расчеты показывают, что при реализации самых амбициозных планов доля ВИЭ в выработке электроэнергии в России к 2035 г. достигнет лишь 2–2,5%. Вместе с тем российские компании начали активно «зеленеть» и «очищаться», выделяя «грязные» активы в отдельные дочерние предприятия, с тем чтобы иметь возможность и далее привлекать инвестиции и экспортировать свою продукцию на рынок ЕС, а продукцию с высоким углеродным следом оставляют для внутреннего потребления. При этом запускающиеся на территории страны «зеленые проекты» из-за отсутствия внутреннего рынка имеют ярко выраженную экспортную ориентацию, в частности, по оборудованию для ВИЭ и водороду. В изучении своих внутренних возможностей и потребности в ВИЭ России вряд ли кто-то поможет, здесь основными акторами выступают традиционно государство, бизнес и гражданское общество, артикулирующее потребность в «озеленении» и внедрении климатически нейтральных инноваций. Но коль скоро такая потребность осознана и артикулирована, самое время обратить взор на потенциальных партнеров, которые, с одной стороны, являлись бы технологическими лидерами отрасли, способными стать источником best-practices во внутренних проектах и одновременно «проводниками» России в проектах международного сотрудничества, а с другой — не отличались бы стремлением политизировать экономическое сотрудничество. Представляется, что таким партнером для России вполне могла бы стать Итальянская Республика.

Италия — в числе лидеров ВИЭ

Италия, безусловно, входит в число лидеров по развитию ВИЭ. Стремление одной из самых энергозависимых стран ЕС такую зависимость снизить вполне рационально и обоснованно. В 2019 г. на возобновляемые источники энергии из солнечной, ветровой и гидроэнергетики приходилось около одной трети общего производства электроэнергии. Примерно пятая часть потребностей Италии в отоплении и охлаждении удовлетворяется за счет ВИЭ, что немного выше среднего показателя по ЕС. В сфере транспорта ВИЭ составляют 7,6% от общего конечного потребления энергии, что немного ниже среднего показателя по ЕС.

Италия занимает седьмое место в мире по накопленным инвестициям в возобновляемые источники энергии в период 2010–2019 гг. (82 млрд долл. США), опережая такие страны, как Франция, Бразилия и Испания. Италия раньше срока достигла целевых показателей по доле ВИЭ в энергопотреблении к 2020 г. (17,8% в 2018 г., 14-е место в ЕС). Страна лидирует по выработке электроэнергии из геотермальных источников в Европе. В 2017–2018 гг. Италия заняла второе место в ЕС по производству солнечной энергии, третье — по производству биогаза, и второе в гидроэнергетике, пятое — в ветровой энергетике. 33% потребляемого в Италии электричества в 2018 г. производилось из возобновляемых источников энергии, 60% из которых заняла гидроэнергетика. Страна также находилась на 6 месте в ЕС в 2018 г. по использованию биотоплива в транспортной отрасли и на 4 по производству первичной энергии из муниципальных бытовых отходов. Национальный энергетический и климатический план Италии (NECP) устанавливает цель достичь 30% ВИЭ в валовом конечном потреблении к 2030 г., что в ЕС сочли достаточно амбициозным. Согласно итальянскому NECP, страна находится на пути к достижению целей ЕС на 2030 г. Реализация плана приведет к сокращению выбросов парниковых газов на 33% (не охватываемых системой торговли выбросами (транспорт, жилищное строительство, сельское хозяйство и отходы). Для достижения этой амбициозной цели планируется увеличить производство солнечной энергии с 19 до 52 ГВт и ветровой от 10 до 19 ГВт (в основном береговой). Италия также планирует превысить целевые показатели ЕС в 14% доли ВИЭ в сфере транспорта и достичь доли в 22% за счет использования биотоплива, три четверти которого должен составлять биометан. Данная цель кажется экспертам вполне достижимой, поскольку уже сейчас в Италии самый большой в Европе парк автомобилей на газовом топливе. По результатам исследования пяти стран ЕС в 2021 г. (Германия, Франция, Италия, Испания и Польша) Италия заняла первое место в области производства, потребления, управления отходами, инвестиций и занятости в сфере переработки, ремонта, повторного использования отходов.

России и Италия: важность не только двустороннего партнерства

Итальянские и российские компании уже начали сотрудничество в сфере ВИЭ. Так, в частности, «Роснано» и «Энел Россия» намерены реализовать первый в России проект по выпуску «зеленого» водорода на базе ветроэлектростанции в Мурманской области. Кроме того, стороны намерены создать совместный фонд поддержки зеленой генерации в РФ в 2025–2035 гг., куда каждая сторона вложит по 36,5 млрд руб. (всего 800 млн евро). В случае серьезности намерений российского руководства в развитии ВИЭ внутри страны и экспорта водорода в ЕС взаимная выгода российско-итальянского партнерства очевидна, учитывая потенциал ветровой и солнечной энергии в России и большой опыт Италии в развитии данных отраслей и технологий. Другими перспективными сферами, безусловно, могут стать переработка отходов, производство биотоплива и использование ВИЭ в транспортной сфере.

Однако потенциал сотрудничества не ограничивается двусторонним уровнем.

Италия серьезно относится к фактору энергоперехода и устойчивого развития в своих взаимоотношениях со странами Средиземноморья и Африки, рассматривая изменение климата в регионе как непосредственную угрозу безопасности. Официальные документы итальянского МИДа уже включили данную сферу в число приоритетных для развития сотрудничества с государствами Африки. В экспертном сообществе высоко оценивают важность Средиземноморья для развития зеленой энергетики ЕС и Италии, в частности, а также необходимость содействовать справедливому переходу в особенно уязвимых странах, чтобы избежать нового повышения миграционного давления.

Для российских компаний перспективы присутствия в сфере энергетики в Средиземноморье в контексте объявленного в ЕС энергоперехода остаются весьма туманными, а санкционное давление делает все более сложным участие в проектах международного сотрудничества, что показывает опыт Алжира. С учетом того, что «зеленая энергетика» пока еще не подвержена воздействию санкций, а у России и Италии есть накопленный опыт совместного успешного сотрудничества в регионе (в частности, в Египте на месторождении газа «Зохр»), то, очевидно, было бы целесообразно тщательно проанализировать возможности участия российских и итальянских компаний в совместных проектах ВИЭ в Средиземноморье.

Для Италии, которая с приходом М. Драги на пост премьер-министра страны, демонстрирует строгую приверженность евроатлантической солидарности, такое сотрудничество с Россией не противоречило бы данной позиции, а, напротив, содействовало бы поддержанию имиджа средней державы, искусно выстраивающей мосты между конфликтующими сторонами. Италия видит в «зеленом переходе» возможность для нового витка экспансии своих технологических лидеров за рубежом и, в отличие от многих других государств ЕС, преуспевших в развитии ВИЭ, не склонна политизировать экономическое сотрудничество. Ведь во многом именно энергетическое сотрудничество России и Италии, начавшееся в эпоху жесткого межблокового противостояния, и тонкая энергетическая дипломатия в отношениях с СССР и государствами Южного Средиземноморья позволили Италии завоевать статус средней державы во второй половине ХХ в.


Оценить статью
(Голосов: 21, Рейтинг: 4.43)
 (21 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju