Read in English
Оценить статью
(Голосов: 17, Рейтинг: 4.94)
 (17 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Кортунов

К.и.н., эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай»

Давайте признаемся друг другу: мы сегодня намного менее свободны в своих поступках, чем были еще месяц назад. Есть нехорошее подозрение, переходящее в мрачную уверенность, что сужение пространства свободы для многих из нас будет продолжаться, по крайней мере — в ближайшие недели и месяцы.

Понятно, что в чрезвычайных ситуациях, к числу которых относится и нынешняя пандемия, общественный договор между властью и отдельно взятым индивидуумом неизбежно должен быть переписан обеими договаривающимися сторонами. Или, во всяком случае, серьезно отредактирован. Власть вправе ожидать от общества демонстрации гражданской ответственности, солидарности и самодисциплины. Чтобы не было шашлыков в городских парках, набегов на аптеки и торговые центры, домашних запоев и прочих эксцессов бессмысленного и беспощадного свободолюбия. Эти ожидания власти естественны и, стало быть, оправданны в той же мере, что и стремление отдельной личности в максимальной степени сохранить свою свободу.

Но человек по своей природе не только свободолюбив, но также недоверчив и подозрителен. Ему постоянно кажется, что власть хочет получить от него гораздо больше, чем готова дать ему взамен.

Так как же заставить человека — пусть нехотя, пусть скрипя зубами — принять непривычную и обременительную несвободу? Позволим себе сформулировать несколько принципов «ответственного применения несвободы», о которых стоит задуматься властям в любом государстве, где ограничение свободы оказывается неизбежным. Эти принципы, на наш взгляд, должны стать основой любого нового «коронавирусного» общественного договора.

Во-первых, человек хочет, чтобы все было по правилам. Соответственно, любые ограничения свободы должны вводиться в непременном соответствии с установленными законодательным процедурами. Пандемия — совсем не основание и, тем более, — не повод даже на время отказываться от верховенства закона и от соответствующих закону процедур.

Во-вторых, человек хочет, чтобы все было понятно. Даже незначительные ограничения личной свободы должны быть максимально прозрачными, четкими и недвусмысленными.

В-третьих, человек ищет справедливости. Чтобы общество воспринимало ограничения как справедливые, в их применении нельзя оставлять лазеек для двойных стандартов. Никаких «исключений» по режиму самоизоляции для политиков, олигархов и артистов, для их жен, детей и друзей!

В-четвертых, человек и в самой трудной ситуации должен видеть перед собой не только кнут, но и пряник. Важно, чтобы всевозможные ограничения и перспектива строгих наказаний за их нарушение были не единственным, а по возможности — и вообще не основным инструментом работы власти с обществом.

В-пятых, нужно с самого начала четко обозначить временные пределы всех ограничений личной свободы. Даже если меняющаяся ситуация с пандемией заставит впоследствии эти пределы сдвигать.

Сказано: свобода лучше, чем несвобода. Человеческая природа упорно противится внешним ограничениям, от кого бы они ни исходили и чем бы ни оправдывались. Да, когда приходят смутные и опасные времена войн, природных катастроф и эпидемий, слабый и уязвимый индивидуум уповает на защиту и поддержку со стороны сильного государства. Но даже и в эти времена большинству из нас крайне дискомфортны и неприятны чрезмерные посягательства государства-защитника на нашу личную свободу. Свободу во всех ее многообразных проявлениях — будь то свобода слова, печати, уличных шествий и демонстраций, свобода отправления религиозных культов или свобода просто посидеть с друзьями в своем любимой траттории на римской площади Навона.

Все мы такие — в Китае, в Америке, в России и в Европе. В либерально-демократических обществах личная свобода ценится чуть выше, а авторитарно-патерналистских — чуть ниже, но само по себе нежелание подчиняться навязанных правилам универсально. Как в хорошие времена, так и в моменты тяжелых испытаний мы инстинктивно отторгаем любые попытки избыточно контролировать нашу частную жизнь сверху или со стороны. Это отторжение естественно и, стало быть, оправданно.

Вот и сегодня, в сезон неудержимого и всепобеждающего коронавируса, никакие призывы, увещевания и угрозы не могут подавить присущего каждому из нас стремления быть свободным, максимально независимым и самостоятельным с своих решениях. Мы — не рабы, рабы — не мы! Тем не менее, реальность диктует свои законы. Под воздействием вируса пространство личной свободы неуклонно сужается буквально на глазах. И не только в авторитарных, но и в самых демократических государствах.

Давайте признаемся друг другу: мы сегодня намного менее свободны в своих поступках, чем были еще месяц назад. Есть нехорошее подозрение, переходящее в мрачную уверенность, что сужение пространства свободы для многих из нас будет продолжаться, по крайней мере — в ближайшие недели и месяцы.

Понятно, что в чрезвычайных ситуациях, к числу которых относится и нынешняя пандемия, общественный договор между властью и отдельно взятым индивидуумом неизбежно должен быть переписан обеими договаривающимися сторонами. Или, во всяком случае, серьезно отредактирован. Власть вправе ожидать от общества демонстрации гражданской ответственности, солидарности и самодисциплины. Чтобы не было шашлыков в городских парках, набегов на аптеки и торговые центры, домашних запоев и прочих эксцессов бессмысленного и беспощадного свободолюбия. Эти ожидания власти естественны и, стало быть, оправданны в той же мере, что и стремление отдельной личности в максимальной степени сохранить свою свободу.

Но человек по своей природе не только свободолюбив, но также недоверчив и подозрителен. Ему постоянно кажется, что власть хочет получить от него гораздо больше, чем готова дать ему взамен. И ведь нельзя сказать, что у него нет для этих подозрений совсем никаких оснований! Так как же заставить человека — пусть нехотя, пусть скрипя зубами — принять непривычную и обременительную несвободу? Позволим себе сформулировать несколько принципов «ответственного применения несвободы», о которых стоит задуматься властям в любом государстве, где ограничение свободы оказывается неизбежным. Эти принципы, на наш взгляд, должны стать основой любого нового «коронавирусного» общественного договора.

Во-первых, человек хочет, чтобы все было по правилам. Соответственно, любые ограничения свободы должны вводиться в непременном соответствии с установленными законодательным процедурами. Пандемия — совсем не основание и, тем более, — не повод даже на время отказываться от верховенства закона и от соответствующих закону процедур. Если итальянский мэр, российский губернатор или президент США ставит целесообразность выше законности, и «ради пользы дела» намеревается выйти за рамки правового поля, общество должно сохранить за собой право и обязанность привлечь начальника любого ранга к ответу. Несмотря ни на какую самую что ни на есть чрезвычайную эпидемиологическую обстановку.

Во-вторых, человек хочет, чтобы все было понятно. Даже незначительные ограничения личной свободы должны быть максимально прозрачными, четкими и недвусмысленными. Любая неопределенность или двусмысленность неизбежно создают благодатную почву для субъективных интерпретаций, злоупотреблений и, разумеется, оказываются источником коррупции. Ни у испанского муниципального служащего, ни у российского инспектора ГИБДД, ни у французского полицейского не должно быть широкой «серой зоны» для произвольного толкования нормативных актов.

В-третьих, человек ищет справедливости. Чтобы общество воспринимало ограничения как справедливые, в их применении нельзя оставлять лазеек для двойных стандартов. Никаких «исключений» по режиму самоизоляции для политиков, олигархов и артистов, для их жен, детей и друзей! Минимальное количество неизбежных спецпропусков и разрешений с внятным разъяснением, кому и на каком основании эти пропуска выдаются. Никаких, пусть даже самых обоснованных практик дискриминации одних групп населения по отношению к другим. Вспомним, что ничто так не провоцирует наплевательское отношение к правилам уличного движения, как зрелище бесконечных верениц роскошных лимузинов со спецсигналом, для которых этих правил как бы вообще не существует. Перед вирусом все равны, и ограничения личной свободы должны в равной степени распространяться на всех.

В-четвертых, человек и в самой трудной ситуации должен видеть перед собой не только кнут, но и пряник. Важно, чтобы всевозможные ограничения и перспектива строгих наказаний за их нарушение были не единственным, а по возможности — и вообще не основным инструментом работы власти с обществом. Ограничив свободу человека в одном, надо компенсировать возникающий дефицит свободы ее расширением в чем-то другом. Хотите ограничить свободу передвижения — будьте любезны облегчить доступ к Интернету, снять административные ограничения и бюрократические рогатки, мешающие ведению бизнеса из дома, дайте больше возможностей для образования, работы и социализации в онлайн-режиме.

В-пятых, нужно с самого начала четко обозначить временные пределы всех ограничений личной свободы. Даже если меняющаяся ситуация с пандемией заставит впоследствии эти пределы сдвигать. Ведь человек по своей природе не только свободолюбив и подозрителен, но еще и злопамятен. Он хорошо помнит по своему опыту, что те, кто берет у него взаймы часть его личной свободы, обычно не очень-то торопятся возвращать свои долги.

(Голосов: 17, Рейтинг: 4.94)
 (17 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju