Избранный президент Южной Осетии Анатолий Бибилов объявил о начале консультаций с российским руководством о возможности вхождения Южной Осетии в состав России. Тбилиси рассматривает Южную Осетию как часть Грузии и считает сценарий присоединения республики к России шагом, направленным на аннексию. Масла в огонь подлил двухдневный визит Сергея Лаврова в Абхазию по случаю официального открытия нового комплекса здания посольства России в Сухуми, что было расценено в Тбилиси как посягательство на суверенитет страны.
Признаки того, что Кремль готов способствовать реализации «Пяти шагов» Южной Осетии к России, не просматриваются.
Взаимодействие России и Южной Осетии останется. И Л. Тибилов, и А. Бибилов именно в России видят главного гаранта своей безопасности и восстановления республики. Этот курс будет сохранен.
Избранный президент Южной Осетии Анатолий Бибилов объявил о начале консультаций с российским руководством о возможности вхождения Южной Осетии в состав России. Тбилиси рассматривает Южную Осетию как часть Грузии и считает сценарий присоединения республики к России шагом, направленным на аннексию. Масла в огонь подлил двухдневный визит Сергея Лаврова в Абхазию по случаю официального открытия нового комплекса здания посольства России в Сухуми, что было расценено в Тбилиси как посягательство на суверенитет страны.
Победа Анатолия Бибилова на президентских выборах Южной Осетии стала свидетельством того, что негативное наследие предыдущих выборов (2011 г.), которые спровоцировали масштабный внутриполитический кризис, преодолено. В Южной Осетии повторен прецедент мирной передачи власти. Такой прецедент уже имел место в 2001 г., когда первый президент республики Людвиг Чибиров проиграл выборы, а на его место пришел Эдуард Кокойты. Однако после этого последовал длительный период разморозки конфликта с Грузией, и демократические процедуры деградировали. Сейчас можно сказать, что происходит их восстановление. Важно то, что уже бывший президент Леонид Тибилов признал свое поражение на выборах. И он, и победитель кампании Анатолий Бибилов сошлись на том, что мнение народа Южной Осетии — основа для развития республики. Это демонстрирует определённое взросление политики Южной Осетии.
Анатолий Бибилов — лидер созданной в 2012 г. партии «Единая Осетия», которая со временем стала ведущей политической силой республики. В 2014 г. партия выиграла парламентские выборы, получив 20 из 34 мест в Высшем представительном органе Южной Осетии. Тогда А. Бибилов стал последовательно выступать за вхождение республики в состав России и предложил программу «Пять шагов в Россию». Эта идея активно обсуждалась, когда шла дискуссия о перспективах заключения двустороннего российско-югоосетинского договора (он был подписан 18 марта 2015 г.). В отличие от Абхазии, в Южной Осетии споры шли не об особенностях республики и закреплении определенного уровня ее автономии от России. Наоборот, югоосетинские политики и в особенности А. Бибилов настаивали на необходимости большей интеграции. И после подписания Договора о союзничестве и интеграции (в абхазском случае слово «интеграция» было исключено из финальной версии двустороннего соглашения) в 2016 г. А. Бибилов выступил за референдум о прямом вхождении Южной Осетии в состав России. И если раньше эта идея выдвигалась лидером парламента, то сегодня ее уже озвучивает победивший президент.
В 2016 г. состоялась большая дискуссия о возможном референдуме в Южной Осетии. В варианте Л. Тибилова, более мягком, предполагалось, что это будет референдум о конституционных изменениях, которые позволили бы Южной Осетии вступать в союз с другими государствами и передавать часть своих полномочий. А. Бибилов предлагал прямую постановку вопроса об объединении с Россией. В итоге было принято решение отложить этот референдум до окончания президентских выборов, чтобы не делать его основой президентской кампании.
Идея единства с Россией очень популярна в Южной Осетии. Однако, несмотря на это, говорить о том, что существует ее абсолютная поддержка среди населения, нельзя. Требуется проведение качественных социологических исследований — многие оценки этой популярности делаются на глаз. Хотя в самой республике есть разные настроения, в том числе скептические. Например, недавнее решение о вхождении вооруженных сил Южной Осетии в состав российской армии вызвало разные оценки. Многие в республике говорили, что это торговля государственными символами Южной Осетии. Такие настроения, может, и не доминирующие, но они присутствуют. Опасения вызывают возможные миграционные потоки с Северного Кавказа, проникновение радикальных исламистских идей и размывание югоосетинской идентичности. Население республики понимает, что в случае объединения с Россией эти вопросы выйдут на первый план. Тревожит людей и вопрос о сохранении института выборности главы республики, его считают крайне важным. Но помнят и о том, как в России от прямых выборов губернаторов отказывались.
Кроме того, важно учитывать общий внешнеполитический контекст. Россия пока не отправляла сигнала о готовности повторить крымский опыт в Южной Осетии. Напротив, российские чиновники признают Южную Осетию как отдельное государство. Были проведены работы по делимитации границы, есть и пропускные пункты на границе между Россией и Южной Осетией. Признаки того, что Кремль готов способствовать реализации «Пяти шагов» Южной Осетии к России, не просматриваются. К слову сказать, открытие нового комплекса посольства в Абхазии во время визита С. Лаврова также подтверждает тезис, что сценарий Крыма пока что не рассматривается в качестве приоритетного для Закавказья. Если это так, то очевидно, что А. Бибилов будет определённым образом корректировать свои предвыборные обещания. Идеи интеграции и союзничества с Россией будут оставаться, но практических шагов по прямому вхождению, административному поглощению Южной Осетии руководство республики делать не будет, по крайней мере, в ближайшем будущем. Однако это не значит, что дорога на этом направлении совершенно закрыта. В данной ситуации будут играть роль контекстуальные факторы — возможное размещение мощных группировок НАТО в Грузии, вступление Грузии в Североатлантический Альянс, действия западных союзников Грузии, которые могут быть расценены как угроза российским интересам и др. Скорее всего, до возникновения подобных ситуаций вопрос об объединении будет находиться в подвешенном состоянии. В остальном взаимодействие России и Южной Осетии останется, его никто не ставит под сомнение. И Л. Тибилов, и А. Бибилов именно в России видят главного гаранта своей безопасности и восстановления республики. Этот курс будет сохранен.
Наряду с президентскими выборами также прошел референдум о новом наименовании Южной Осетии. Название «Южная Осетия» остается, происходит обновление бренда, но не полная его смена. Республика Южная Осетия и Государство Алания будут равнозначными названиями. По мнению Л. Тибилова, новое название создаст условия и предпосылки для вхождения республики в состав России. Хотя сегодня эта кампания, имела, скорее не практический смысл, а символический характер. Референдум стал демонстрацией особого статуса государства, отдельного от Грузии, и подчеркнул близость к Северной Осетии и единому осетинскому народу, разделенному рубежами, проведенным в советское время.