Read in English
Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.75)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Кортунов

К.и.н., эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай»

Одним из примечательных событий международной жизни начала года стало международное турне премьер-министра Японии Фумио Кисиды, посетившего столицы пяти стран — членов «Группы семи».

Поездка премьер-министра состоялась вскоре после того, как Япония внесла существенные изменения в свою Стратегию национальной безопасности 2013 года и в сопутствующие Стратегии нормативные документы. Изменения, надо сказать, более чем существенные. В ближайшие пять лет расходы Токио на оборону должны удвоиться, что сделает оборонный бюджет Японии третьим по величине в мире — после США и Китая. Важно отметить, что внесенные изменения подразумевают переход от традиционного укрепления собственно оборонного потенциала страны к наращиванию наступательных возможностей, включая производство и приобретение стратегических баллистических и крылатых ракетных систем.

Пересмотр японских установок в сфере безопасности вряд ли стал неожиданностью для Москвы. В той или иной форме откат Токио от диалога с Москвой был политической неизбежностью задолго до начала специальной военной операции на территории Украины. Встречи, которые Кисида провел в Вашингтоне на прошлой неделе, подтверждают общую тенденцию прошлого года или даже последних двух-трех лет: Япония все больше сближается с Соединенными Штатами и с НАТО, все дальше отдаляясь от России и от Китая.

Безоговорочная и безальтернативная ставка Токио на японо-американское партнерство в сфере безопасности создает известные риски и порождает некоторые вопросы.

Во-первых, существует некоторая неопределенность в отношении устойчивости «железных» обязательств Соединенных Штатов своим союзникам в области безопасности. Администрация Дж. Байдена, скорее всего, останется полностью приверженной японской безопасности, рассчитывая на взаимность Токио в предстоящем противостоянии Вашингтона и Пекина. Но никто не знает наверняка, что может произойти в США после президентских выборов в следующем году.

Во-вторых, насколько формирующаяся на наших глазах жесткая биполярность в мировой политике отвечает долгосрочным интересам Японии? И стоит ли Токио содействовать переходу к биполярному миру? Большинство держав, играющих в одной весовой категории с Японией, активно противостоят наметившейся тенденции к биполярности, а не движутся в ее русле.

Будущее Японии не может зависеть только от ее партнерства с Соединенными Штатами и НАТО, при всей важности этого партнерства для Токио в нынешних условиях. В не меньшей степени будущее Японии зависит от ее отношений с евразийскими соседями.

Одним из примечательных событий международной жизни начала года стало международное турне премьер-министра Японии Фумио Кисиды, посетившего столицы пяти стран — членов «Группы семи». Поездка, включившая в себя сразу два континента, была официально представлена как часть работы по подготовке к очередному саммиту G7, который должен состояться через полгода в Хиросиме. Дипломатический марафон Кисиды по Европе и Северной Америке также стал хорошей возможностью представить ключевым японским партнерам, союзникам и, возможно, даже противникам Страны восходящего солнца последние изменения в японской внешней и оборонной политике.

Поездка премьер-министра состоялась вскоре после того, как Япония внесла существенные изменения в свою Стратегию национальной безопасности 2013 года и в сопутствующие Стратегии нормативные документы. Изменения, надо сказать, более чем существенные. В ближайшие пять лет расходы Токио на оборону должны удвоиться, что сделает оборонный бюджет Японии третьим по величине в мире — после США и Китая. Важно отметить, что внесенные изменения подразумевают переход от традиционного укрепления собственно оборонного потенциала страны (неслучайно, вооруженные силы Японии после второй мировой войны именуются Силами самообороны) к наращиванию наступательных возможностей, включая производство и приобретение стратегических баллистических и крылатых ракетных систем. Россия, наряду с Северной Кореей, упоминается в новых документах как прямая «угроза безопасности» Японии, в то время как Китай позиционируется как наиболее значимый «вызов безопасности».

Пересмотр японских установок в сфере безопасности вряд ли стал неожиданностью для Москвы. После неудачи очередной попытки добиться прогресса в разрешении территориального спора между двумя странами и подписать, наконец, российско-японский мирный договор, в Кремле должны были быть готовыми к гораздо более жесткому японскому курсу на российском направлении по сравнению с подходом времен покойного премьер-министра Синдзо Абэ. В той или иной форме откат Токио от диалога с Москвой был политической неизбежностью задолго до начала специальной военной операции на территории Украины. Всем также понятно, что нынешняя негативная глобальная геополитическая динамика, включая российско-украинский конфликт и американо-китайскую напряженность вокруг Тайваня, так или иначе вынуждает Японию уделять больше внимания приоритетам безопасности. А это, в свою очередь, по определению или, скорее, по традиции предполагает укрепление военных связей Японии с Соединенными Штатами, поскольку именно США уже очень долгое время остаются единственным поставщиком безопасности для Токио.

Наметившиеся уже ранней весной прошлого года принципиальные сдвиги во внешней и оборонной политике Японии стали вполне очевидными в июне, когда Фумио Кисида приехал в Мадрид, оказавшись первым премьер-министром Японии, участвовавшим в саммите Североатлантического альянса. В обмен на решительную поддержку НАТО в начавшемся противостоянии блока с Россией японский лидер получил заверения в том, что альянс будет последовательно содействовать продвижению стратегических интересов Токио в Индо-Тихоокеанском регионе. Встречи, которые Кисида провел в Вашингтоне на прошлой неделе, подтверждают общую тенденцию прошлого года или даже последних двух-трех лет: Япония все больше сближается с Соединенными Штатами и с НАТО, все дальше отдаляясь от России и от Китая.

Нет сомнений в том, что в администрации Дж. Байдена должны радоваться этой эволюции японской политики. Как и ожидалось, в ходе встреч в Вашингтоне Фумио Кисиде дали соответствующие подтверждения из Белого дома о том, что обязательства США перед Японией в области безопасности остаются неизменными, а в случае необходимости — будут усилены. Взамен американские оборонные подрядчики теперь могут рассчитывать на новые многомиллиардные контракты от Японии (например, на поставки «Томагавков»). Две стороны, по-видимому, также договорились о координации дальнейшего санкционного давления на Москву и о планах ограничения доступа Пекина к чувствительным западным технологиям.

Еще предстоит увидеть, как именно правительство Кисиды собирается финансировать свою новую, беспрецедентно амбициозную оборонную позицию. Военные расходы в размере 41 триллиона иен (313 миллиардов долларов) на ближайшие пять лет — это не карманная мелочь, особенно для страны, которая уже накопила государственный долг в размере 250% своего ВНП и которая имеет много хронических проблем в своей экономике. Если предполагается собрать дополнительные средства за счет увеличения налогов, пусть даже и косвенных, то такой подход не прибавит политического капитала и так не слишком популярному премьер-министру, а также его Либерально-демократической партии.

Однако будем исходить из того, что японское руководство знает, что оно делает. Предположим, что объявленная Кисидой революция в японской политике безопасности пройдет успешно, не спровоцировав очередного внутриполитического кризиса и падения очередного кабинета. Тем не менее безоговорочная и безальтернативная ставка Токио на японо-американское партнерство в сфере безопасности создает известные риски и порождает некоторые вопросы.

Во-первых, существует некоторая неопределенность в отношении устойчивости «железных» обязательств Соединенных Штатов своим союзникам в области безопасности. Администрация Дж. Байдена, скорее всего, останется полностью приверженной японской безопасности, рассчитывая на взаимность Токио в предстоящем противостоянии Вашингтона и Пекина. Но никто не знает наверняка, что может произойти в США после президентских выборов в следующем году. Что если в Белом доме появится новый (или даже старый) Дональд Трамп, который начнет считать помощь США в области безопасности своим партнерам и союзникам своего рода коммерческой услугой с американской стороны? Удастся ли в этом случае договориться с Вашингтоном о продолжении сотрудничества на приемлемых для Токио условиях? Или же пришедшие к власти трамписты начнут выкручивать руки японским партнерам, пытаясь навязать им новые, кабальные условия продолжения сотрудничества? Реальность состоит в том, что американское общество остается глубоко разделенным, а от разделенного общества трудно ожидать долгосрочной последовательной внешней политики.

Во-вторых, насколько формирующаяся на наших глазах жесткая биполярность в мировой политике отвечает долгосрочным интересам Японии? И стоит ли Токио содействовать переходу к биполярному миру? Многие другие крупные державы — Индия, Бразилия, Турция, Индонезия, Саудовская Аравия, Египет — ведут себя в сходных условиях принципиально по-другому: они пытаются использовать нынешний поворотный момент в международных событиях, чтобы закрепить свою независимость или, по крайней мере, свою высокую степень автономии в мировых делах. То есть, большинство держав, играющих в одной весовой категории с Японией, активно противостоят наметившейся тенденции к биполярности, а не движутся в ее русле.

У каждой из этих стран могут быть нерешенные вопросы с Пекином, у каждой из них могут быть возражения по поводу действий России на Украине, но они не готовы принять как неизбежность контрастную черно-белую картину мира. Эти страны в гораздо большей степени, чем нынешнее японское руководство, фиксируют свое внимание на оттенках и полутонах. Что, кстати, является старой японской традицией, как убедительно доказывает нам японский писатель Дзюнъитиро Танидзаки в своем замечательном эссе «Похвала тени». Складывается впечатление, что это эссе сегодня чаще читают в Анкаре и в Дели, чем в Токио.

Будущее Японии не может зависеть только от ее партнерства с Соединенными Штатами и НАТО, при всей важности этого партнерства для Токио в нынешних условиях. В не меньшей степени будущее Японии зависит от ее отношений с евразийскими соседями. Не лишним будет напомнить, что не так давно Япония присоединилась к Региональному всеобъемлющему экономическому партнерству (РВЭП), образовав вместе с Китаем и тринадцатью другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона крупнейшее экономическое объединение на планете. Новый экономический блок включает в себя широкий набор участников всех цветов и оттенков политического спектра: демократий и автократий, капиталистических и социалистических систем, республиканских и монархических режимов. Хотя степень либерализации торговли в рамках РВЭП может показаться скромной на данный момент, ожидается, что она даст Японии экономические выгоды на уровне не менее 1% от ВВП страны.

Возможно, подобные инициативы заслуживают большего внимания со стороны японского внешнеполитического истеблишмента. Возможно, Япония сама могла бы выступить в роли одного из лидеров интеграционных процессов в Евразии. Кстати, определенный опыт у Токио в этом деле имеется — шесть лет назад, после того как США отказались о участия в Транстихоокеанском партнерстве, именно Синдзо Абэ взял на себя инициативу довести проект до завершения без американской стороны, что и позволило одиннадцати странам тихоокеанского региона подписать соответствующее соглашение в марте 2018 г. в чилийском Сантьяго. В долгосрочной перспективе более диверсифицированный японский международный портфель был бы предпочтительным как для самой Японии, так и для ее соседей.

Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.75)
 (12 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju