Оценить статью
(Голосов: 15, Рейтинг: 4.87)
 (15 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Губин

К.полит.н., доцент кафедры международных отношений Восточного института ДВФУ

С февраля 2022 г. конфликт России и стран НАТО во главе с США, нашедший физическое воплощение в боевых действиях на территории Украины, а теперь и новых российских регионов, только разрастается. Политическая позиция Вашингтона и союзников заключается в отрицании роли Москвы как независимого центра силы с собственной сферой влияния и потенциалом создания форматов многостороннего взаимодействия, альтернативных западным. Подобная деятельность Москвы вкупе с усилением обороноспособности поставила под угрозу возможность интернациональной мировой буржуазии сохранять контроль над всеми процессами на евразийском пространстве. Заморозка международных контактов в период пандемии COVID-19 также сыграла на руку Западу, поскольку позволила распространить выгодные ему идеи индивидуализма и приоритета неких либеральных ценностей над национальными интересами. Кроме того, государства, не разделяющие данные принципы — прежде всего, Россия и Китай, — фактически были определены как непредсказуемые и склонные к конфликту.

Фактически США удалось объединить Республику Корея и Японию в военном отношении идейно и стратегически вопреки наличию принципиально нерешённых вопросов в двусторонних отношениях и взаимному недоверию. В знаковой речи в честь годовщины движения за независимость 1 марта 2023 г. южнокорейский лидер с явной симпатией назвал японцев партнёрами, что вызвало непонимание общественности в обеих странах. Вместе с тем данная линия актуальна только для действующего руководства двух стран, тогда как в военных и политических кругах по обе стороны Корейского пролива многочисленны противники такого сближения. Нельзя исключать и появления в военной стратегии Сеула японского фактора, а в планах Токио — южнокорейского.

Стоит учитывать и то, что жизненный цикл вооружений, которыми обладают Сеул и Токио, существенно длиннее сроков нахождения у власти политиков, а значит, стратегия применения может видоизменяться в соответствии с наиболее актуальными в тот или иной момент интересами безопасности. Более того, России, Китаю и КНДР придётся учиться воспринимать Республику Корея и Японию уже не просто как союзников США, а с учётом ударных возможностей и ядерных амбиций.

Отношения за рамками логики

С февраля 2022 г. конфликт России и стран НАТО во главе с США, нашедший физическое воплощение в боевых действиях на территории Украины, а теперь и новых российских регионов, только разрастается. Политическая позиция Вашингтона и союзников заключается в отрицании роли Москвы как независимого центра силы с собственной сферой влияния и потенциалом создания форматов многостороннего взаимодействия, альтернативных западным. Подобная деятельность Москвы вкупе с усилением обороноспособности поставила под угрозу возможность интернациональной мировой буржуазии сохранять контроль над всеми процессами на евразийском пространстве. Заморозка международных контактов в период пандемии COVID-19 также сыграла на руку Западу, поскольку позволила распространить выгодные ему идеи индивидуализма и приоритета неких либеральных ценностей над национальными интересами. Кроме того, государства, не разделяющие данные принципы — прежде всего, Россия и Китай, — фактически были определены как непредсказуемые и склонные к конфликту.

Вопреки надеждам на независимое развитие российско-японских и российско-южнокорейских отношений (равно как китайско-японских и в некоторой степени китайско-южнокорейских) возможностей сохранения двусторонних связей вне контекста противоборства с США не осталось. Фактически Россия и Китай оказались главными париями, против которых десятилетиями планомерно выстраивалась глобальная линия сдерживания, в последнее время дополненная действиями по нанесению ущерба в военной, экономической, технологической, общественной сферах, в том числе с задействованием восточных представителей коллективного Запада.

Ситуация в сфере безопасности в Восточной Азии характеризуется передовым развёртыванием вооружённых сил США на базах в Японии и Республике Корея, высокой активностью собственных сил и средств, включая передислокацию, совместные манёвры со странами региона, патрулирование как в виде миссий по обеспечению свободы мореплавания (FONOP), так и боевое, в том числе носителей ядерного оружия. Специфику обеспечения американцами военной безопасности отражает принцип «ступицы и спиц» («hub and spokes») — Вооружённые cилы Республики Корея и Силы самообороны Японии должны быть в состоянии справляться с локальными угрозами, а также сдерживать соперников/противников США на театре военных действий до подхода главных сил. При этом двусторонние соглашения с Сеулом и Токио предусматривают вмешательство Вашингтона только в случае нападения на союзников со стороны какого-либо государства. Примечательно, что возможные агрессивные действия непосредственно РК и Японии в отношении любого из соседей и последующая за этим неизбежная ответная реакция формально не являются основаниями для оказания помощи действием со стороны США.

СССР, отчасти Китай и КНДР в годы холодной войны были основными противниками Японии и Южной Кореи. Само существование этих азиатских государств в их современном виде стало возможным только благодаря успехам США в войне на Тихом океане, их способности сосредоточить здесь огромный военный потенциал вкупе с циничной практической демонстрацией обладания ядерным оружием.

Длинный меч в короткой руке

Антикитайский вектор стал доминировать в военной политике Токио после начала современного витка спора о принадлежности островов Сенкаку/Дяоюйдао, находящегося в Восточно-Китайском море, в 2012 г. К этому периоду можно отнести и первые признаки беспокойства Токио о проведении масштабной модернизации НОАК. При этом, вероятнее всего, тезисы об излишней зависимости Японии от китайского соседа в сфере торговли, опасности военного строительства КНР и РФ, направленности ракетно-ядерной программы КНДР на Японию культивируются американскими политическими кругами и неправительственными организациями.

Ввиду сложного исторического опыта Японии в отношениях с Россией и Китаем, непопулярности глубоких знаний и однобокого представления общества о данных государствах, а также полного контроля Запада над историческим и цивилизационным нарративом страны восходящего солнца русофобские и синофобские тезисы попали в благодатную почву. Среди японских обывателей доминирует беспричинная боязнь Москвы, Пекина и Пхеньяна, отсутствие понимания интересов и озабоченностей своих соседей. Реваншистских и крайне националистских элементов не много, однако данные силы довольно активно себя проявляют и, вероятно, также направляются американцами в верное русло.

Принятие явно милитаристских стратегий национальной безопасности и обороны в конце 2022 г. стало отображением скорее западного дискурса в отношениях с не-Западом, нежели реальных интересов и нужд самой Японии. Налицо влияние американских идей ещё времён адмирала Мэхана о максимальном использовании потенциала союзников против главных стратегических соперников для истощения обеих сторон. В итоге потенциальный противник окажется неспособным на сопротивление США, а партнёр будет нуждаться в ещё большей помощи и поддержке, углубляя зависимость.

В стратегических документах КНР Россия и КНДР предсказуемо оказались в числе главных опасностей, которые планируется минимизировать, прежде всего, военными средствами. В частности, внешнеполитическая позиция, военная и «иная» активность Пекина называются поводом для серьёзной озабоченности и величайшим стратегическим вызовом для мира и безопасности Японии. Наращивание возможностей Пхеньяна в сфере ядерного оружия и быстрое развитие ракет различных классов представляют как никогда ранее серьёзную и явную угрозу (grave and imminent threat) национальной безопасности Японии. Внешнеполитическая, военная и «иная» активность России в Индо-Тихоокеанском регионе, включая стратегическую координацию с Китаем, также вызывают серьёзную озабоченности Токио.

Для обозначенных в Стратегии национальной обороны целей сдерживания в интересах защиты суверенитета и предотвращения одностороннего изменения status quo предусмотрено приобретение возможностей по нанесению контрударов. В эту логику полностью вписываются планы Токио по приобретению ударных вооружений, включая крылатые ракеты большой дальности морского и наземного базирования, различные управляемые авиационные боеприпасы, а также гиперзвуковые средства поражения.

Несмотря на заявление кабинета Ф. Кисиды о повышении самостоятельности Японии в военных вопросах и снижении зависимости от Вашингтона, роль заокеанского патрона только вырастет. В частности, США в состоянии полностью контролировать количество и качество ракет, поскольку будут осуществлять поставки или определять условия лицензионного производства. В феврале 2023 г. парламент одобрил решение о приобретении в США 400 крылатых ракет «Томагавк» (Tomahawk) для нужд Морских сил самообороны с началом развёртывания в 2026 г. В это же время планируется получить на вооружение и первые усовершенствованные крылатые ракеты Тип-12 национальной разработки, для которых создаётся и гиперзвуковая боевая часть HVGP (hyper-velocity gliding projectile). Такое оружие способно поражать надводные и наземные цели на удалении свыше тысячи километров. А по сообщениям СМИ, не исключено, что к 2030 г. у Японии появятся ракеты с дальностью уже 3 тыс. км, в том числе и баллистические. Многоцелевые истребители F-15J и F-35 (включая палубные) также будут оснащаться ракетами JASSM с дальностью свыше 900 км.

Однако у Японии совершенно нет опыта эксплуатации и применения ударного оружия, а значит, понадобится помощь в переоборудовании кораблей, самолётов, наземных пусковых установок, обучении персонала, поставке запчастей, средств наведения. Конечно, ударные системы потребуют и хорошей защиты, поскольку станут приоритетными целями для ракетного оружия некоторых соседних стран. В этой связи будут активизированы работы с американцами в части противовоздушной и противоракетной обороны. При этом финансовая нагрузка за всё ракетное великолепие ложится на плечи японских налогоплательщиков, которые с 2027 г. начнут платить уже 2% от ВВП (по предварительным оценкам, около 86 млрд долл.).

Вызывает вопрос и моральная готовность японской стороны к обладанию ракетным оружием большой дальности особенно с учётом планов по нанесению превентивных ударов по территории вероятного противника в случае угрозы и проведению Силами самообороны операций за пределами исключительной экономической зоны страны. В Японии нет объединённого с США командования, а это значит, что премьер-министр, министр обороны, командиры соединений будут самостоятельно определять порог применения оружия первыми — без каких-либо гарантий помощи Вашингтона в случае углубления конфликта. В этой связи при всей привлекательности технических параметров перспективного японского/американского оружия ключевым фактором является всё же возможность эффективного применения.

Копьё для друга

Республика Корея уже более 10 лет обладает ударным ракетным оружием морского, авиационного и наземного базирования, включая крылатые ракеты большой дальности, баллистические оперативно-тактические ракеты и ракеты средней дальности. Вооружённые силы страны уже сейчас способны поражать цели на глубине 2 тыс. км, что явно выходит за рамки сдерживания КНДР. Главные особенности в данном случае — наличие совместного с США командования, где в военное время руководство переходит к американцам; явный акцент на северокорейский фактор, а также отсутствие упоминаний КНР и РФ в публичных документах, посвященных военной безопасности.

Недавнее заявление министра иностранных дел РК Пак Чжина о том, что КНДР представляет собой прямую и явную угрозу безопасности страны, стоит расценивать как намерение продолжать курс на формирование «потенциала обезоруживания», несмотря на обладание Пхеньяном ядерным оружием и ракетными средствами доставки. Бесспорно, главным бенефициаром ухудшения межкорейских отношений являются США, которые любую военную активность Пхеньяна оборачивают как чрезвычайно опасную, а значит — и требующую значительных финансовых вливаний в средства защиты и контратаки для самих себя и союзников.

Скорее всего, попытки Сеула отделить наращивание возможностей в сфере обороны, включая совершенствование ударного потенциала, от отношений с Пекином вряд ли смогут продолжаться долго. В КНР не испытывают удовольствия от заходов американских ПЛАРК и авианосцев на корейские базы и участия стратегических бомбардировщиков – носителей ядерного оружия в манёврах. Несомненно, Китай учитывает РК в военном строительстве, о чём свидетельствует и характер совместных учений, патрулирований флота и дальней авиации с ВС РФ. Ещё более тревожно ситуация выглядит с учётом поставленного президентом Южной Кореи Юн Сокёлем вопроса о разработке собственного ядерного оружия.

При этом в современных условиях любые вопросы применения ударных вооружений южнокорейскими военными фактически находятся в ведении американцев. Ссылки на то, что военное положение для передачи командования американцам вводить совсем необязательно, выглядят неубедительно — весь корейский арсенал в случае необходимости пойдёт «на благо демократии».

***

Примечательно, что фактически США удалось объединить Республику Корея и Японию в военном отношении идейно и стратегически вопреки наличию принципиально нерешённых вопросов в двусторонних отношениях и взаимному недоверию. В знаковой речи в честь годовщины движения за независимость 1 марта 2023 г. южнокорейский лидер с явной симпатией назвал японцев партнёрами, что вызвало непонимание общественности в обеих странах. Вместе с тем данная линия актуальна только для действующего руководства двух стран, тогда как в военных и политических кругах по обе стороны Корейского пролива многочисленны противники такого сближения. Нельзя исключать и появления в военной стратегии Сеула японского фактора, а в планах Токио — южнокорейского.

Стоит учитывать и то, что жизненный цикл вооружений, которыми обладают Сеул и Токио, существенно длиннее сроков нахождения у власти политиков, а значит, стратегия применения может видоизменяться в соответствии с наиболее актуальными в тот или иной момент интересами безопасности. Более того, России, Китаю и КНДР придётся учиться воспринимать Республику Корея и Японию уже не просто как союзников США, а с учётом ударных возможностей и ядерных амбиций.


(Голосов: 15, Рейтинг: 4.87)
 (15 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju