Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Иван Стародубцев

Докторант кафедры международных проблем ТЭК МИЭП МГИМО МИД России

9 октября 2019 г. Вооруженные силы Турецкой Республики начали очередную, третью по счету, военную операцию в Сирийской Арабской Республике, получившую название «Источник мира». Напомним, что ей предшествовали операции «Щит Евфрата» (август 2016 – март 2017 гг.) и «Оливковая ветвь» (январь–март 2018 г.), итоги которых турецкое руководство оценило как успешные.

Официальная Анкара не рассматривает эти операции в отрыве друг от друга. Напротив, говорится о том, что «Щит Евфрата», «Оливковая ветвь» и «Источник мира» — это три фазы одной операции. Последняя, в свою очередь, как заявляется, преследует своей целью ликвидацию «террористического коридора» вдоль всей 911-километровой турецко-сирийской границы и обеспечение ее безопасности.

Заметим одно немаловажное обстоятельство, которое Анкара пытается донести до внешнего мира, избегая постановки перед аббревиатурами РПК, ПДС и СНС прилагательное «курдский». Турецкое руководство отстаивает точку зрения, что эти организации, во-первых, являются террористическими и, следовательно, не могут быть партнерами по диалогу; а во-вторых, не представляют интересы всего курдского народа, а лишь его маргинальной части.

Тот положительный задел, который Россия создала себе в Турции, в российско-турецких отношениях, не должен приводить к самоуспокоению. Существуют некоторые факторы, на которые стоит обратить внимание и принять в расчет. Во-первых, несмотря на положительное развитие и успехи Астанинского процесса, между Россией и Турцией по-прежнему существуют серьезные разногласия, связанные с урегулированием конфликта в Сирии. Речь идет о непризнании Анкарой официального Дамаска, а также о нерешенности проблемы зоны деэскалации в Идлибе. Это создает перманентный риск возникновения в отношениях так называемого черного лебедя и требует ювелирной точности в выстраивании диалога.

Во-вторых, России и Турции при наличии множества площадок для политического и экономического диалога следует институционализировать свои отношения, возможно, под лозунгом «Астана — больше чем Астана». То есть создать перманентно действующую площадку решения региональных вопросов, используя положительный опыт по Сирии. Это обеспечит еще большую привязку стран друг к другу, создающую хоть какой-то противовес турецкому членству в НАТО.

В третьих, согласие американцев на создание зоны безопасности в Северной Сирии в турецком формате призвано, помимо всего прочего, ослабить российско-турецкую ось.

Наконец, российско-турецкие противоречия по Сирии до сих пор балансировались позитивной повесткой двусторонних торгово-экономических отношений и наличием в ней стратегических интересов. Безусловно, польза от них для турок тем более очевидна, чем хуже ее нынешние непростые отношения с Западом — США и ЕС. Однако и российско-турецкие торгово-экономические отношения не должны стагнировать — нужна постоянная положительная динамика, максимально эффективно использующая новые «окна возможностей» в российско-турецких отношениях за рамками уже существующих проектов.

Кроме того, следует принимать во внимание возникающую в Турции буквально на глазах новую внутриполитическую реальность: положение оппозиции после муниципальных выборов 2019 г. значительно укрепилось. Россия, исходившая все эти годы в Турции из принципа «одного окна» и строившая отношения только с действующей властью, по большому счету, игнорировала оппозицию. Это обстоятельство внесло свой вклад в то, что турецкая оппозиция настроена сегодня, скорее, прозападно.


9 октября 2019 г. Вооруженные силы Турецкой Республики начали очередную, третью по счету, военную операцию в Сирийской Арабской Республике, получившую название «Источник мира».

Напомним, что ей предшествовали операции «Щит Евфрата» (август 2016 – март 2017 гг.) и «Оливковая ветвь» (январь–март 2018 г.), итоги которых турецкое руководство оценило как успешные.

«Щит Евфрата», «Оливковая ветвь» и «Источник мира» как части единого плана

Официальная Анкара не рассматривает эти операции в отрыве друг от друга. Напротив, говорится о том, что «Щит Евфрата», «Оливковая ветвь» и «Источник мира» — это три фазы одной операции. Последняя, в свою очередь, как заявляется, преследует своей целью ликвидацию «террористического коридора» вдоль всей 911-километровой турецко-сирийской границы и обеспечение ее безопасности.

Партия демократический союз (ПДС) и Силы народной самообороны (СНС) рассматриваются в Турции как политическое и военное крылья — сирийские филиалы — Рабочей партии Курдистана (РПК), признаваемой в Турции и в ряде других стран террористической организацией.

С тем, чтобы на фактах обосновать эту «родственную» связь, мозговые центры и эксперты в стране подготовили значительный массив аналитических материалов, рассчитанных как на внутреннюю, так и на внешнюю аудиторию.

Заметим еще одно немаловажное обстоятельство, которое Анкара пытается донести до внешнего мира, избегая постановки перед аббревиатурами РПК, ПДС и СНС прилагательное «курдский».

Турецкое руководство отстаивает точку зрения, что эти организации, во-первых, являются террористическими и, следовательно, не могут быть партнерами по диалогу; а во-вторых, не представляют интересы всего курдского народа, а лишь его маргинальной части. Более того, как регулярно подчеркивает турецкое руководство, включая президента Р.Т. Эрдогана и министра иностранных дел М. Чавушоглу, курды и сами «страдают» от РПК, ПДС и СНС.

В частности, выступавший 16 октября 2019 г. в Великом Национальном Собрании (Меджлисе) Турции на специальных слушаниях, посвященных Сирии, М. Чавушоглу, в ответ на прозвучавшую критическую реплику отметил, что в Турции находятся около 300 тыс. выходцев из Сирии курдского происхождения, которые не могут вернуться на родину именно из-за тех гонений, которым они подвергаются со стороны упомянутых организаций — РПК, ПДС и СНС. «…Горстка террористов осуществила демографический инжиниринг. Что бы ни было предусмотрено понятием “преступление против человечности”, ПДС / СНС это совершили. Мы очень хорошо знаем РПК и их производные…», — сказал турецкий министр.

Начало турецкими Вооруженными силами операции «Источник мира»

6 октября 2019 г. по итогам телефонного разговора между президентами Д. Трампом и Р.Т. Эрдоганом на сайте Белого дома был опубликован пресс-релиз, который и стал спусковым крючком для «Источника мира». В пресс-релизе о турецкой операции к Востоку от р. Евфрат недвусмысленно говорится как о неизбежности, в которую американские военнослужащие не станут вмешиваться.

С другой стороны, одновременно с публикацией этого пресс-релиза Д. Трамп разместил нашумевший твит о его готовности, «в своей великой и несравненной мудрости», разрушить экономику Турции в том случае, если Анкара выйдет за отведенные ей пределы, как это уже ранее было сделано. Очевидно, что американский президент имеет в виду давление на турецкую экономику в 2018 г. из-за дела пастора Э. Брансона, которое привело к обвалу турецкой лиры.

Более того, 14 октября 2019 г. американцами были введены антитурецкие санкции в отношении двух министерств (Министерство национальной обороны и Министерство энергетики и природных ресурсов), а также трех высокопоставленных чиновников (министры обороны, энергетики и внутренних дел).

Помимо всего прочего, на протяжении всей непродолжительной операции туркам приходится сталкиваться с тем, что ими было названо «черной пропагандой» против операции «Источник мира». Зарубежные, в первую очередь — западные, СМИ охарактеризовали «Источник мира» как «вторжение». Турция, в плане информационного освещения операции, оказалась буквально в осажденной крепости.

Единственную значимую поддержку Турция получила от Российской Федерации, которая не одобрила американский вариант совместного заявления СБ ООН по Сирии, говорящий о «турецком вторжении».

Кроме того, от высокопоставленных российских политиков, включая пресс-секретаря президента России — Д. Пескова, прозвучали заявления о понимании и справедливости турецкой обеспокоенности безопасностью своей границы с Сирией.

Впрочем, подчеркнем, что именно телефонный разговор между президентами Д. Трампом и Р.Т. Эрдоганом и стал катализатором немедленного начала Турцией очередной фазы своей военной операции в Сирии. Это заставляет в очередной раз задаться вопросом о том, какова политика нынешней администрации США на сирийском направлении?

К вопросу о внешней политике США в Сирии и о турецко-американских отношениях

Лейтмотивом внешней политики администрации Д. Трампа (подчеркнем, именно администрации) в Сирии является уход из страны с целью минимизации издержек страны от участия в конфликте. В этом смысле администрация наталкивается на сопротивление Государственного департамента и Пентагона, что приводит к тому, что американский курс, реализуемый на практике, становится некогерентным, лишенным целостности, сопровождающимся очевидными пробуксовками и откатами назад.

Разумеется, свой сегодняшний уход из Сирии американцы пытаются осуществить не просто с минимальными имиджевыми потерями в глазах своих ближневосточных союзников, но и с «высокоподнятыми знаменами».

Именно так эта ситуация трактуется турецким аналитическим сообществом, и именно отсюда проистекает дублирование телефонных договоренностей между Д. Трампом и Р.Т. Эрдоганом твит-публикациями устрашающего характера от американского президента в адрес Турции. Непримиримая на публике риторика Д. Трампа и резкая ответная реакция Р.Т. Эрдогана — это, как можно судить, продукт, рассчитанный на внутреннюю аудиторию и позволяющий двум лидерам подогревать свои электоральные рейтинги в не слишком простой для них ситуации.

Непримиримая на публике риторика Д. Трампа и резкая ответная реакция Р.Т. Эрдогана — это, как можно судить, продукт, рассчитанный на внутреннюю аудиторию и позволяющий двум лидерам подогревать свои электоральные рейтинги в не слишком простой для них ситуации.

Попытка американцев усидеть сразу на двух стульях — не поссориться с курдами из ПДС / СНС и не упустить Турцию из орбиты своего влияния — привела к промежуточному финалу. Им стало совместное турецко-американское заявление о 120-часовом прекращении огня, обнародованное 17 октября по итогам переговоров между делегациями, возглавляемыми президентом Турции Р.Т. Эрдоганом и вице-президентом США М. Пенсом.

Оставим в стороне громкую риторику сторон, каждая из которой пытается преподнести договоренность в качестве своей внешнеполитической победы. Констатируем, что туркам обещана зона безопасности глубиной около 30 км на участке турецко-сирийской границы между Рас эль-Айном и Телль-Абъядом, освобожденная от курдских формирований СНС. Почему мы говорим об «обещании»? Потому что нынешняя администрация США приучила всех и в частности турок к тому, что договоренности с Соединенными Штатами не являются ни окончательными, ни обязательными для исполнения. Кроме того, в отношении совместного турецко-американского заявления от 17 октября возникает масса технических вопросов. Один из важнейших — сдача курдскими формированиями тяжелого оружия, на которую рассчитывает турецкая сторона, регламент которой, однако, не прописан.

Американцы, фактически разменяв интересы ПДС / СНС на зону безопасности, рассчитывают сохранить свой стратегический альянс с курдами в северной Сирии и не упустить из орбиты своего влияния Турцию, начавшую, как выражаются зарубежные наблюдатели, «дрейфовать» в сторону России.

Закупка Турцией у России систем ПВО С-400 стала серьезным сигналом для США о том, что американские производители могут потерять свое привилегированное положение на турецком оружейном рынке. Иначе как предупреждение нельзя оценивать посещение Р.Т. Эрдоганом церемонии открытия авиакосмического салона МАКС-2019 и осмотр им новейшего российского истребителя пятого поколения СУ-57 на фоне исключения Турции из программы по F-35.

Не вызывает сомнений, что рычаги давления на турецкую экономику у американцев есть. Однако, этого явно недостаточно для того, чтобы сохранить Турцию в орбите влияния США — американцы остро нуждаются в позитивной повестке, которая есть у Турции и России.

О сирийском вопросе в повестке российско-турецких отношений

Открытых противников развития отношений с Россией или критиков российско-турецких отношений среди парламентских движений страны сегодня нет. Это касается как правящей Партии справедливости и развития (ПСР), так и главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП).

В некоторых вопросах взгляд турецких республиканцев на Сирию даже ближе к российскому, чем точка зрения нынешнего руководства страны. Развернутая позиция НРП по Сирии прозвучала в ходе нашумевшей конференции, посвященной Сирии, состоявшейся в Стамбуле 28 сентября 2019 г.

Пожалуй, главным тезисом оппозиции на сегодня является то, что Турции необходимо срочно вновь установить официальный контакт с Дамаском и признать Башара Асада законным президентом страны не потому, что он не является «диктатором», а потому что на данном этапе альтернативы ему нет.

Руководство страны в этом вопросе сохраняет пусть и смягчающуюся, но все же непримиримую позицию, отказываясь вести официальный диалог и поддерживая лишь неофициальные контакты. Но при этом руководство Турции говорит об Астанинском процессе как об истории успеха в регионе и турецкая оппозиция не в состоянии с этим спорить. А посредничество с Дамаском Анкара оставляет России и Ирану, поскольку официально Анкара не признает Дамаск, или, как выражается турецкое руководство, «режим Асада», что не исключает турецко-сирийский контакт по линии военных и спецслужб.

Перспективы российско-турецкого диалога через призму Сирии

Однако тот положительный задел, который Россия создала себе в Турции, в российско-турецких отношениях, не должен приводить к самоуспокоению. Существуют некоторые факторы, на которые стоит обратить внимание и принять в расчет. Во-первых, несмотря на положительное развитие и успехи Астанинского процесса, между Россией и Турцией по-прежнему существуют серьезные разногласия, связанные с урегулированием конфликта в Сирии. Речь идет о непризнании Анкарой официального Дамаска, а также о нерешенности проблемы зоны деэскалации в Идлибе. Это создает перманентный риск возникновения в отношениях так называемого черного лебедя и требует ювелирной точности в выстраивании диалога.

Во-вторых, России и Турции при наличии множества площадок для политического и экономического диалога следует институционализировать свои отношения, возможно, под лозунгом «Астана — больше чем Астана». То есть создать перманентно действующую площадку решения региональных вопросов, используя положительный опыт по Сирии. Это обеспечит еще большую привязку стран друг к другу, создающую хоть какой-то противовес турецкому членству в НАТО. Последнее следует брать за константу, невзирая на трения между Турцией и Североатлантическим альянсом.

В третьих, согласие американцев на создание зоны безопасности в Северной Сирии в турецком формате призвано, помимо всего прочего, ослабить российско-турецкую ось. Однако представляется, что попытка американцев усидеть одновременно на двух стульях — «турецком» и «курдском» — изначально ущербна и не сулит им прорывов ни на одном, ни на другом направлении. Попытки же американской администрации компенсировать этот подход шагами навстречу Турции в других сферах обречены на проход через «фильтр» мощного антитурецкого лобби в США.

Наконец, российско-турецкие противоречия по Сирии до сих пор балансировались позитивной повесткой двусторонних торгово-экономических отношений и наличием в ней стратегических интересов. Безусловно, польза от них для турок тем более очевидна, чем хуже ее нынешние непростые отношения с Западом — США и ЕС. Однако и российско-турецкие торгово-экономические отношения не должны стагнировать — нужна постоянная положительная динамика, максимально эффективно использующая новые «окна возможностей» в российско-турецких отношениях за рамками уже существующих проектов (АЭС «Аккую», трубопровод «Турецкий поток» и системы ПВО С-400). Очевидно, что в первую очередь следует в этот период сконцентрироваться на ОПК и авиастроении.

Кроме того, следует принимать во внимание возникающую в Турции буквально на глазах новую внутриполитическую реальность: положение оппозиции после муниципальных выборов 2019 г. значительно укрепилось. Народно-республиканская партия получила мэров в главных городах Турции, включая административную столицу (Анкару) и деловую столицу (Стамбул), создавая себе задел на президентские и парламентские выборы 2023 г.

Россия, исходившая все эти годы в Турции из принципа «одного окна» и строившая отношения только с действующей властью, по большому счету, игнорировала оппозицию. Это обстоятельство внесло свой вклад в то, что турецкая оппозиция настроена сегодня, скорее, прозападно.

Большим вопросом является то, в какой мере это будет сделано за счет российских интересов в Турции, когда и если оппозиция поменяется местами с властью или получит властные рычаги, влияющие на внешнюю политику.


Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju