Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.83)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Анастасия Толстухина

К.полит.н., руководитель программного направления, редактор сайта РСМД

В условиях обострения системной конкуренции с Китаем и долгосрочного глобального тренда на технологический суверенитет в США происходят глубинные трансформации в экономической, политической и технологической сферах. Администрация Трампа-Вэнса взяла курс на укрепление мощи Америки, осуществляя переход от неолиберальной модели к активной промышленной и технологической политике и пересматривая традиционные взгляды на роль государства в экономике.

На формирование идеологического каркаса новой модели оказывают влияние как сам президент Соединенных Штатов Д. Трамп, так и его ближайшее окружение — бизнес-элита, интеллектуалы и активисты Республиканской партии, поддерживающие движение Make America Great Again (MAGA). Эта группа нацелена не просто на корректировку экономического и технологического курса страны, а на глубинную перестройку общественного сознания и базовых ценностных ориентиров американского общества. Прежняя либерально-глобалистская парадигма объявлена утратившей актуальность, поскольку способствует размыванию американского суверенитета, деиндустриализации и пренебрежению национальными интересами.

В данном контексте внимания заслуживает монография «Технологическая республика: жесткая сила, мягкое убеждение и будущее Запада» (Technological Republic: Hard Power, Soft Belief, Future of the West), вышедшая в свет в феврале 2025 года. Ее авторами выступили А. Карп, сооснователь и генеральный директор компании Palantir Technologies, и Н. Замиска, руководитель отдела корпоративных связей и юрисконсульт этой компании.

Книга вызвала заметный резонанс в экспертной среде. Одни называют ее «призывом к оружию» (The Washington Post), другие — «руководством по спасению души Америки» (The New Yorker). В свою очередь российский политолог Г. Кузнецов полагает, что книга служит идеологической основой для программы действий второй администрации Д. Трампа.

Интерес к этой книге подогревают два важных обстоятельства. Во-первых, компания Palantir Technologies — один из ключевых подрядчиков Пентагона и разведывательных служб США — представляет собой действующую модель стратегического партнерства между технологическим сектором и государством. Во-вторых, наряду с А. Карпом сооснователем Palantir Technologies является П. Тиль, один из главных спонсоров вице-президента Дж.Д. Вэнса. Учитывая это, логично предположить, что рецензируемый труд раскрывает идеалы и стратегическое видение людей из ближайшего окружения действующей администрации, способных оказывать на нее непосредственное влияние.

Проникновение философии А. Карпа и Н. Замиски в стратегию Вашингтона, которая содержит элементы национал-либерализма и милитаризма, представляет серьезную угрозу для системы международной стабильности и безопасности. Очевидно, что авторы концепции «технологической республики» продвигают идеи, стимулирующие опасную гонку ИИ-вооружений. А. Карп и Н. Замиска идут по пути эскалации конфликта, а не сотрудничества между технологически развитыми державами, к чему, например, апеллирует Кай-Фу Ли, автор книги «Сверхдержавы искусственного интеллекта».

Следует отметить, что подавляющее большинство экспертов сходится во мнении о наличии широкого спектра рисков, связанных с развитием ИИ, — от беспрецедентных возможностей манипуляции человеческим сознанием до катастрофических сбоев в критической инфраструктуре или случайного провоцирования военных конфликтов. А. Карп и Н. Замиска признают проблему растущих угроз со стороны ИИ, включая непредсказуемость последствий интеграции ИИ в системы вооружения, особенно в гипотетическом сценарии обретения программами самосознания. Однако, находясь перед выбором между сдерживанием разработок передовых технологий искусственного интеллекта и курсом на ускоренные эксперименты, авторы сознательно выбирают второе. Их позиция заключается не в отрицании рисков, а в ставке на создание архитектурных и нормативных рамок, которые позволят интегрировать автономные системы в энергосети, оборону и управление, обеспечив при этом подчинение машин человеку. При этом А. Карп и Н. Замиска признаются, что принципы работы генеративных моделей не до конца понятны даже их создателям. В этом контексте их тезис о необходимости контроля человека над ИИ выглядит утопичным: если механизм работы технологии непрозрачен, невозможно гарантировать ее предсказуемость и безопасность. Такой подход адептов «технологической республики» можно охарактеризовать словами автора книги «Большой обман больших языковых моделей» Г. Маркуса – «гигантский, неконтролируемый эксперимент над всем человечеством».

В условиях обострения системной конкуренции с Китаем и долгосрочного глобального тренда на технологический суверенитет в США происходят глубинные трансформации в экономической, политической и технологической сферах. Администрация Трампа-Вэнса взяла курс на укрепление мощи Америки, осуществляя переход от неолиберальной модели к активной промышленной и технологической политике и пересматривая традиционные взгляды на роль государства в экономике.

На формирование идеологического каркаса новой модели оказывают влияние как сам президент Соединенных Штатов Д. Трамп, так и его ближайшее окружение — бизнес-элита, интеллектуалы и активисты Республиканской партии, поддерживающие движение Make America Great Again (MAGA). Эта группа нацелена не просто на корректировку экономического и технологического курса страны, а на глубинную перестройку общественного сознания и базовых ценностных ориентиров американского общества. Прежняя либерально-глобалистская парадигма объявлена утратившей актуальность, поскольку способствует размыванию американского суверенитета, деиндустриализации и пренебрежению национальными интересами.

В данном контексте внимания заслуживает монография «Технологическая республика: жесткая сила, мягкое убеждение и будущее Запада» (Technological Republic: Hard Power, Soft Belief, Future of the West)[1], вышедшая в свет в феврале 2025 года. Ее авторами выступили А. Карп, сооснователь и генеральный директор компании Palantir Technologies, и Н. Замиска, руководитель отдела корпоративных связей и юрисконсульт этой компании.

Книга вызвала заметный резонанс в экспертной среде. Одни называют ее «призывом к оружию» (The Washington Post),[2] другие — «руководством по спасению души Америки» (The New Yorker)[3]. В свою очередь российский политолог Г. Кузнецов полагает, что книга служит идеологической основой для программы действий второй администрации Д. Трампа[4].

Интерес к этой книге подогревают два важных обстоятельства. Во-первых, компания Palantir Technologies — один из ключевых подрядчиков Пентагона и разведывательных служб США[5] — представляет собой действующую модель стратегического партнерства между технологическим сектором и государством. Во-вторых, наряду с А. Карпом сооснователем Palantir Technologies является П. Тиль, один из главных спонсоров вице-президента Дж.Д. Вэнса[6]. Учитывая это, логично предположить, что рецензируемый труд раскрывает идеалы и стратегическое видение людей из ближайшего окружения действующей администрации, способных оказывать на нее непосредственное влияние.

Монография «Технологическая республика», написанная на стыке геополитики, технологий и идеологии, ориентирована на политиков и государственных деятелей, представителей военно-промышленного комплекса и технологических компаний, а также на широкую аудиторию, интересующуюся политикой и технологиями.

Концепция «технологической республики», вынесенная в заглавие книги, предлагается авторами для реорганизации западного (прежде всего американского) общества с целью сохранения доминирующего положения США в XXI веке. Ее архитектура зиждется на двух взаимодополняющих основаниях: «жесткой силе» (hard power) и глубоких мировоззренческих принципах.

Авторы постулируют, что в политике решающим фактором становится «способность одной стороны нанести ущерб другой», то есть — «жесткая сила», а не моральные или этические оценки. Вместе с тем они отмечают, что в XXI в. «жесткая сила» претерпевает значительную трансформацию — ее краеугольным камнем становятся не ядерные арсеналы, танки, корабли и самолеты, а информационные технологии. По мнению А. Карпа и Н. Замиски, в условиях, когда на смену «атомному веку» приходит «век программного обеспечения», военная мощь оказывается в зависимости от наличия автономных систем, киберпотенциала и возможностей в области информационных операций, а ИИ станет ключевым театром глобального стратегического соперничества в текущем столетии. С целью укрепления «жесткой силы» в книге звучит призыв к государственному вмешательству в технологическую сферу через прямые инвестиции, стратегическое планирование и тесное взаимодействие с технологическим сектором, что знаменует отход от либеральной модели, делегирующей технологическое развитие исключительно рынку. Необходимость таких изменений обосновывается стремительным развитием и внедрением ИИ в различные системы вооружений у конкурентов США, в частности у Китая, где уже сегодня, например, ведутся работы над созданием роев беспилотников, способных координировать свои действия в сложных условиях[7]. А. Карп и Н. Замиска настаивают на том, что отказ от прорывных разработок в сфере ИИ под предлогом возрастающих рисков будет стратегической ошибкой. Этот же тезис продвигают Г. Киссинджер, Э. Шмидт и Д. Хаттенлокер в книге «Искусственный разум и новая эра человечества» — они убеждены в том, что нельзя допускать получения первенства в этой сфере теми государствами, которые «не особенно заинтересованы в соблюдении прав человека и развитии демократии»[8]. В свою очередь авторы «Технологической республики» призывают Соединенные Штаты и их союзников в срочном порядке инициировать новый Манхэттенский проект в области искусственного интеллекта. Следует отметить, что в преддверии инаугурации нового правительства США в 2024 г. с подобной инициативой в духе Манхэттенского проекта выступила и Комиссия по обзору экономики и безопасности США и Китая (USCC), предложившая снять существующие технологические барьеры для достижения прогресса в области разработки общего искусственного интеллекта (artificial general intelligence, AGI)[9].

Вторая важнейшая опора «технологической республики» — сформированная система ценностных ориентиров и коллективных убеждений — служит вектором ее эффективного развития, определяет ее миссию и задачи, делает ее неуязвимой для чужеродных идей и ценностей. Однако, по мнению А. Карпа и Н. Замиски, на фоне продолжительного доминирования принципа инклюзивности и культуры запрета на выражение любых твердых взглядов в американском обществе наблюдается системный дефицит этого важного компонента. Попытка сделать Запад «открытым для всех» привела к отказу от коллективной идентичности. Моральный компас целого поколения лидеров ограничился абстрактными принципами вроде справедливости, в то время как фундаментальные вопросы о «добродетельной жизни», национальной идее и коллективной цели оказались за пределами размышлений. Образовательные институты и культура Америки воспитали в США класс «технологических агностиков», чья движущая сила — «сам процесс создания, а не привязанность к крупным мировоззренческим или политическим проектам». «Мягкие убеждения» (soft belief), по мнению авторов, не только оставили нацию «без руля и направления», но и сделали ее инструментом глобалистов. В сложившихся условиях для Соединенных Штатов возникает необходимость возродить общий «гражданский проект» для сплочения нации. При этом инженерная элита Кремниевой долины должна принимать непосредственное участие в формулировании общественных интересов и национальной идеи. «Те, кто работает над технологиями, которые изменят нашу жизнь, должны открыто и ответственно выражать свои взгляды», — считают авторы книги.

Таким образом, «технологическая республика» предстает как холистический проект, где технологическое развитие неотделимо от ценностно-идеологического. Ее устойчивость обеспечивается как обладанием необходимыми технологиями, в том числе использующимися в военной сфере («жесткая сила»), так и наличием системы ценностей и национальной идеи, что в совокупности и составляет формулу выживания и доминирования Запада в новом веке.

Как представляется, основная цель монографии А. Карпа и Н. Замиски — переосмысление взаимоотношений между технологическими корпорациями Кремниевой долины и государством в сторону усиления сотрудничества, без чего немыслимо воплощение в жизнь концепции «технологической республики». По мнению авторов, компании Кремниевой долины «совершили стратегическую ошибку, представив себя как игроков, независимых от страны, в которой они были основаны, и работающих вне ее интересов». IT-гиганты обвиняются в ориентированности на потребительскую культуру, уходе от традиции сотрудничать с государством и сосредоточении усилий на узкоспециализированных потребительских товарах (онлайн-рекламе, цифровой торговле, социальных сетях, компьютерных играх и т.д.), а не на значимых для нации технологиях, призванных обеспечить безопасность и благополучие американского общества. Такое размежевание с американским истеблишментом, начавшееся в 1960–1970-х гг., объясняется влиянием движения за гражданские права и разочарованием военными авантюрами правительства. Зарождавшаяся в то время цифровая революция, при которой стали появляться персональные компьютеры и программное обеспечение, воспринималась не как инструмент для продвижения национальных интересов, а как средство расширения прав и возможностей отдельного человека против государства. В условиях «мира без войны» такое смещение фокуса стало возможным. Однако А. Карп и Н. Замиска критикуют не только технологическую индустрию, но и само государство, которое перестало проявлять прежние амбиции и интерес к научно-техническим достижениям и крупным прорывам, подобным атомной бомбе и Интернету. Именно поэтому, по мнению авторов, случился спад в инновациях в таких ключевых областях, как медицина, космические исследования и военные разработки.

Однако такая позиция, сводящая значимость вклада Кремниевой долины к разработке узкоспециализированных потребительских товаров, представляется чрезмерно упрощенной. Достаточно обратиться к успехам американских ИИ-стартапов в медицинской сфере (радиология, диагностика, разработка лекарств на основе ИИ)[10] или к достижениям компании SpaceX в космической отрасли (которая была упомянута в книге в виде исключения). Призыв к синергии государства и технологических корпораций хотя и концептуально обоснован, но строится на спорном преувеличении неспособности частного сектора к самостоятельным технологическим прорывам в социально значимых областях. Подобная риторика может, с одной стороны, отражать коммерческий интерес Palantir Technologies, бизнес-модель которой в значительной степени зависит от государственных контрактов в силу фокуса компании на военных технологиях, а с другой стороны — подчеркивать идейные установки ее основателей, настаивающих на том, чтобы компании Кремниевой долины отказались от «технологического агностицизма» и имели привязанность к крупным мировоззренческим и политическим проектам.

Книгу «Технологическая республика» можно рассматривать как своеобразный манифест, в котором авторы выступают со своей системой убеждений и принципов, определяющих стратегические контуры развития Америки в качестве «технологической республики» в эпоху ИИ. Однако монография не предлагает подробной программы действий и сформулированной национальной идеи, вокруг которой мог бы развиваться новый «гражданский проект».

Важно отметить, что значительная часть тезисов, изложенных в «Технологической республике», находит отражение в практических шагах администрации Трампа-Вэнса. Среди них следует выделить:

  • Масштабные инвестиции в ИИ, воплощенные в инициативе Stargate стоимостью 500 млрд долл., нацеленной на создание национальной физической и виртуальной инфраструктуры для поддержки искусственного интеллекта следующего поколения. Спонсорами проекта, стартовавшего в январе 2025 г., выступают OpenAI, SoftBank и Oracle[11].

  • Дерегуляция ИИ-сферы, озвученная в речах вице-президента Дж.Д. Вэнса[12] и реализуемая через AI Action Plan, представленный общественности 23 июля 2025 года[13]. Согласно этому плану, не только активизируются ускоренное наращивание инновационного потенциала и создание современной ИИ-инфраструктуры в США, но и отменяются федеральные нормативные акты предыдущей администрации, препятствующие разработке и внедрению ИИ. В частности, снимаются ограничения на использование ИИ в государственном секторе[14], а также отменяется требование соблюдения этических норм и обязательного тестирования ИИ-моделей на безопасность и дискриминацию[15]. Нынешнее республиканское правительство отдает приоритет скорости, оттеснив риски развития ИИ на второй план, что находится в полном соответствии с идеями А. Карпа и Н. Замиски.

Кроме того, происходят изменения в корпоративной культуре Кремниевой долины — все больше компаний готовы работать в области военных технологий. А. Карп и Н. Замиска в своей книге жалуются на отказ многих предприятий, создающих новые формы ИИ, сотрудничать с правительством США и подписывать контракты с силовыми ведомствами. Однако уже в июне 2025 г. наряду с Palantir Technologies руководители технических служб таких крупных технологических компаний Кремниевой долины, как Meta (признана в России экстремистской организацией и запрещена), OpenAI и Thinking Machines Lab, приняли военную присягу в звании подполковников в резервных формированиях сухопутных войск США. Они обязались сформировать «Отряд 201», призванный работать над целевыми проектами, «помогая находить быстрые и масштабируемые технологические решения для сложных проблем»[16]. Месяцем позже Пентагон заключил контракты с Anthropic, Google, xAI и OpenAI[17] на разработку ИИ-моделей, которые будут применяться в военной сфере[18]. Разумеется, это не единственные примеры расширяющегося сотрудничества силовых ведомств с цифровыми гигантами. Здесь можно упомянуть и Red Hat (дочернюю компанию IBM), которая совместно с американским оборонным концерном Lockheed Martin занялась разработкой для Пентагона автономных БПЛА нового поколения[19], и многие другие проекты. Вместе с тем важно подчеркнуть, что технологические компании и раньше работали с силовыми и разведывательными ведомствами США. Стоит хотя бы вспомнить контракт Google, Oracle, Amazon и Microsoft с Минобороны США стоимостью 9 млрд долл., подписанный в 2022 г. и направленный на предоставление безопасных облачных сервисов для Пентагона[20]. Авторы монографии склонны преувеличивать степень размежевания государства и технологического сектора, оставляя без внимания реальные кейсы сотрудничества, которое, бесспорно, за последний год только расширилось.

В своем отзыве на «Технологическую республику» А.Ф. Расмуссен, бывший генеральный секретарь НАТО (2009–2014), отметил, что «эта книга — тревожный сигнал для технологических предпринимателей в Кремниевой долине и за ее пределами». Данная оценка представляется обоснованной на фоне скупки правительством США акций компаний в различных отраслях, включая полупроводниковую промышленность и искусственный интеллект, под предлогом обеспечения национальной и экономической безопасности[21]. Так, в августе 2025 г. правительство объявило о покупке 10% акций компании Intel за 9 млрд долларов[22]. Кроме того, Белый дом также нацелен на покупку акций крупных оборонных предприятий, включая Lockheed Martin, Palantir Technologies и Boeing[23]. План Белого дома заключается в том, чтобы подтолкнуть компании к переносу производства в Соединенные Штаты, снизить зависимость от Китая, укрепить цепочки поставок критически важной продукции и пополнить государственную казну[24]. Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, в официальном дискурсе администрации Трампа-Вэнса сохраняется приверженность традиционным для республиканцев постулатам: дерегулированию и фискальному стимулированию через налоговые послабления[25]. С другой стороны, наблюдается усиление прямого государственного вмешательства в стратегические сектора экономики через долевое участие в акционерном капитале частных компаний. Таким образом, администрация Трампа-Вэнса стремится не просто усилить контроль над бизнесом, но и принимать непосредственное участие в жизни предприятий — диктовать, где они должны производить свою продукцию, у кого закупать необходимое сырье или оборудование, кому продавать продукцию, а также забирать долю от дохода.

А. Карп и Н. Замиска сетуют, что технологические компании Кремниевой долины были созданы и добились успеха в условиях, которые предоставила им нация, и теперь предприниматели должны вернуть американскому обществу некий долг, и «бесплатной электронной почты будет здесь недостаточно». По всей видимости, текущее вмешательство государства в частный сектор и есть та самая плата за «огромную свободу действий компаний в широких областях экономики». По оценке ряда экспертов, такая интервенция, включающая механизмы долевого участия государства в критически важных компаниях, «вступает в противоречие с устоявшимися принципами американской экономической модели и ведет к скатыванию в социализм»[26].

С началом работы второй администрации Д. Трампа Соединенные Штаты действительно начали приобретать некоторые черты «технологической республики», концептуализированной в манифесте А. Карпа и Н. Замиски. Это проявляется через активную промышленную политику, снятие регуляторных барьеров для ИИ, строительство критически важной инфраструктуры, включая фабрики по производству полупроводников и центры обработки данных, а также углубление сотрудничества компаний Кремниевой долины с силовыми ведомствами США.

Проникновение философии А. Карпа и Н. Замиски в стратегию Вашингтона, которая содержит элементы национал-либерализма и милитаризма, представляет серьезную угрозу для системы международной стабильности и безопасности. Очевидно, что авторы концепции «технологической республики» продвигают идеи, стимулирующие опасную гонку ИИ-вооружений. А. Карп и Н. Замиска идут по пути эскалации конфликта, а не сотрудничества между технологически развитыми державами, к чему, например, апеллирует Кай-Фу Ли, автор книги «Сверхдержавы искусственного интеллекта». В частности, он не поддерживает «тотальную борьбу государств за военное превосходство»[27] и обращает внимание на необходимость развития международной кооперации, направленной на выработку оптимальных моделей адаптации рынка труда и общества к воздействию искусственного интеллекта, что мотивировано осознанием системных рисков, связанных с его повсеместным внедрением[28].

Следует отметить, что подавляющее большинство экспертов сходится во мнении о наличии широкого спектра рисков, связанных с развитием ИИ, — от беспрецедентных возможностей манипуляции человеческим сознанием[29] до катастрофических сбоев в критической инфраструктуре или случайного провоцирования военных конфликтов[30]. А. Карп и Н. Замиска признают проблему растущих угроз со стороны ИИ, включая непредсказуемость последствий интеграции ИИ в системы вооружения, особенно в гипотетическом сценарии обретения программами самосознания. Однако, находясь перед выбором между сдерживанием разработок передовых технологий искусственного интеллекта и курсом на ускоренные эксперименты, авторы сознательно выбирают второе. Их позиция заключается не в отрицании рисков, а в ставке на создание архитектурных и нормативных рамок, которые позволят интегрировать автономные системы в энергосети, оборону и управление, обеспечив при этом подчинение машин человеку. При этом А. Карп и Н. Замиска признаются, что принципы работы генеративных моделей не до конца понятны даже их создателям. В этом контексте их тезис о необходимости контроля человека над ИИ выглядит утопичным: если механизм работы технологии непрозрачен, невозможно гарантировать ее предсказуемость и безопасность. Такой подход адептов «технологической республики» можно охарактеризовать словами автора книги «Большой обман больших языковых моделей» Г. Маркуса – «гигантский, неконтролируемый эксперимент над всем человечеством»[31].


Впервые опубликовано в журнале «Международная аналитика. 2025. Том 16(3)»

Для цитирования:

Толстухина, А.Ю. Возрождение «технологической республики» // Международная аналитика. 2025.

Том 16 (3). С. 237–246. https://doi.org/10.46272/2587-8476-2025-16-3-237-246


Список литературы

Кeниг, Г. Конец индивидуума. Путешествие философа в страну искусственного интеллекта. М: Individuum, 2023.

König, Gaspar. The End of the Individual. Adventures of a Philosopher in the World of Artificial Intelligence. М: Individuum, 2023 [In Russian].

Киссинджер, Г. Искусственный разум и новая эра человечества. М: Альпина, 2022.

Kissenger, Henry. The Age of AI: And Our Human Future. Moscow: Alpina, 2022 [In Russian].

Ли, Кай-Фу. Сверхдержавы искусственного интел- лекта. Китай, Кремниевая долина и новый мировой порядок. М: Манн, Иванов и Фербер, 2019.

Lee, Kai-Fu. AI Superpowers: China, Silicon Valley, and the New World Order. Moscow: Mann, Ivanov, Ferber, 2019 [In Russian].

Маркус, Г. Большой обман больших языковых моделей. Новый подход к ИИ и регулированию тех- нологических гигантов. Ереван: Fortis Press, 2024.

Marcus, Gary. The Big Deception of Large Language Models. A New Approach to AI and Regulation of Technology Giants. Erevan: Fortis Press, 2024 [In Russian].

Karp, Alexander, and Zamiska, Nicholas.

The Technological Republic: Hard Power, Soft Belief, Future of the West. Random House, 2025.


[1] Karp, Zamiska 2025

[2] Bob Ivry, “A Call to Arms (Literally) for Tech Bros,” The Washington Post, February 21, 2025, accessed September 22, 2025, https://www.washingtonpost.com/books/2025/02/21/technological-republic-alexander-karp-nicholas-zamiska-review/.

[3] Gideon Lewis-Kraus, “The Palantir Guide to Saving America’s Soul,” The New Yorker, February 19, 2025, accessed September 22, 2025, https://www.newyorker.com/books/under-review/the-palantir-guide-to-saving-americas-soul.

[4] Кузнецов, Г. «За трампистским техноимпериализмом в изложении Вэнса на самом деле стоит сформулированная идеология» // Telegram. 22 февраля 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://t.me/glebsmith77/244 (дата обращения: 22.09.2025).

[5] Palantir Technologies – разработчик программного обеспечения для анализа данных и технологий ИИ. Основные заказчики – оборонные ведомства и разведывательные службы США и их союзников. В 2025 г. компания стала ключевым интегратором данных для вооруженных сил США, а ее капитализация превысила 400 млрд долл. См.: Капитализация поставщика ПО для разведки США Palantir превысила $400 млрд // РБК. 6 августа 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/quote/news/article/689353749a79475b6580e576 (дата обращения: 22.09.2025).

[6] “The Billionaire Who Fueled JD Vance’s Rapid Rise to the Trump VP Spot – Analysis,” CBS News, July 16, 2024, accessed Septem- ber 23, 2025, https://www.cbsnews.com/news/jd-vance-trump-vp-peter-thiel-billionaire/.

[7] Рой автономных дронов способен ориентироваться в бамбуковом лесу // Новая наука. 6 мая 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://new-science.ru/roj-avtonomnyh-dronov-sposoben-orientirovatsya-v-bambukovom-lesu/ (дата обращения: 22.09.2025).

[8] Киссинджер 2022, 68.

[9] Zhu Shuai, “US Manhattan Project-Style AI Plan Exposes Its Urge to Maintain Tech Dominance,” Global Times, December 30, 2024, accessed September 23, 2025, https://www.globaltimes.cn/page/202412/1326025.shtml.

[10] Топ-10 мировых разработчиков искусственного интеллекта для здравоохранения // Webiomed. 9 января 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://webiomed.ru/blog/top-10-razrabotchikov-ii/ (дата обращения: 22.09.2025).

[11] Трамп объявил о крупнейшем ИИ-проекте в истории на $500 млрд // РБК. 22 января 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/22/01/2025/6790abbc9a7947c418ec83f1 (дата обращения: 22.09.2025).

[12] “Quotes from US Vice President JD Vance’s AI Speech in Paris,” Reuters, February 11, 2025, accessed September 23, 2025, https:// www.reuters.com/technology/quotes-us-vice-president-jd-vances-ai-speech-paris-2025-02-11/.

[13] “Winning the AI Race: America’s AI Action Plan,” The White House, July, 2025, accessed September 23, 2025, https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2025/07/Americas-AI-Action-Plan.pdf.

[14] США запретили властям использовать ИИ, который ущемляет американцев // 3D News. 28 марта 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://3dnews.ru/1102437/beliy-dom-sformuliroval-politiku-primeneniya-iskusstvennogo-intellekta-dlya-federalnih-agentstv (дата обращения: 22.09.2025).

[15] Joseph R. Biden, JR., “Executive Order 14110 – Safe, Secure, and Trustworthy Development and Use of Artificial Intelligence,” The American Presidency Project, October 30, 2023, accessed September 23, 2025, https://www.presidency.ucsb.edu/documents/executive-order-14110-safe-secure-and-trustworthy-development-and-use-artificial.

[16] “Palantir, Meta, OpenAI Execs to Commission into Army Reserve, form ‘Detachment 201,’” Breaking Defense, June 13, 2025, ac- cessed September 23, 2025, https://breakingdefense.com/2025/06/anduril-meta-openai-execs-to-commission-into-army-reserve-form-detachment-201/.

[17] В начале 2024 г. OpenAI сняла полный запрет на военные приложения.

[18] Пентагон заключил контракты на разработку систем ИИ для своих нужд // Коммерсантъ. 15 июля 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7889882 (дата обращения: 22.09.2025).

[19] Lockheed Martin и IBM разработают умный рой дронов для Пентагона // Хайтек+. 2 июня 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://hightech.plus/2025/06/02/lockheed-martin-i-ibm-razrabotayut-umnii-roi-dronov-dlya-pentagona (дата обращения: 22.09.2025).

[20] Google, Oracle, Amazon и Microsoft разделят контракт на поставку облачных услуг Пентагону // Интерфакс. 8 декабря 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/875934 (дата обращения: 22.09.2025).

[21] “Exclusive: Trump Targets Deals in Pharma, AI, Energy, Mining Before Midterm Elections,” Reuters, October 2, 2025, accessed September 23, 2025, https://www.reuters.com/business/healthcare-pharmaceuticals/trump-administration-targets-deals-dozens-industries-before-midterms-2025-10-02/.

[22] США стали совладельцами Intel // РБК. 23 августа 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/23/08/2025/68a900a29a7947a63dccb3ea (дата обращения: 22.09.2025).

[23] Администрация Трампа хочет владеть акциями таких оборонных компаний, как Palantir, Boeing, Lockheed // Cryptopolitan.

27 августа 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cryptopolitan.com/ru/trump-govt-shares-in-defense-companies/ (дата обращения: 22.09.2025).

[24] “Exclusive: Trump Targets Deals in Pharma, AI, Energy, Mining Before Midterm Elections.”

[25] Трамп подписал «прекрасный билль» о бюджете США // РБК. 5 июля 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/politics/05/07/2025/68684fde9a7947cef4845473 (дата обращения: 22.09.2025).

[26] “Trump’s Intel Deal Explained: The Case For and Against Government Ownership in Big Tech,” Election Central, August 27, 2025, accessed September 23, 2025,  https://www.uspresidentialelectionnews.com/2025/08/trumps-intel-deal-explained-the-case-for-and-against-government-ownership-in-big-tech/.

[27] Ли 2019, 253.

[28] Ли 2019, 254.

[29] Кeниг 2023, 334.

[30] Маркус 2024, 13–14.

[31] Ibid., 14.

(Голосов: 6, Рейтинг: 4.83)
 (6 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся