Read in English
Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.1)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Юлия Рокнифард

К.и.н., доцент Ноттингемского университета (Малайзия)

Хамидреза Азизи

К.п.н., старший преподаватель Университета им. Шахида Бехешти (Тегеран)

Переговоры между В. Путиным, Х. Рухани и Р. Эрдоганом, состоявшиеся 22 ноября 2017 г. в Сочи, оптимисты медиа-цеха международников уже окрестили знаковыми. Однако можно ли считать их прорывом на сирийском направлении?

Обсуждение планов Турции по проведению операции против Сил национальной самообороны в районе курдского Африна, и запланированный Россией всесирийский конгресс в Сочи — элементы более масштабного плана Москвы и ее союзников по созданию эскиза собственной роли в сирийском послевоенном будущем. На фоне В. Путина и Р. Эрдогана иранский истеблишмент поддерживает относительную тишину по поводу результатов переговоров. Для этого есть причины, и все они объединены беспокойством Тегерана в отношении сохранения своего влияния.

При текущем региональном раскладе и непростых отношениях даже между партнерами «тройки» Астанинского процесса оптимизм по поводу будущего переговоров остается крайне сдержанным. Затаенное ожидание в Тегеране относительно дальнейших действий Москвы, ее желании и способности убедить остальных в необходимости действительно всеобъемлющего процесса с включением всех стейкхолдеров становится все более напряженным. Сохраняется вопрос, какое место в Сирии конфигурация международных сил определит для Ирана и какую роль Москва отведет Тегерану в расстановке собственных приоритетов и сообразно открывающимся возможностям.


Переговоры между В. Путиным, Х. Рухани и Р. Эрдоганом, состоявшиеся 22 ноября 2017 г. в Сочи, оптимисты медиа-цеха международников уже окрестили знаковыми. «Прорыв на сирийском направлении благодаря оси Москва — Тегеран — Анкара» — это ли произошло на саммите глав государств в Сочи, которому предшествовали встречи министров иностранных дел и главнокомандующих вооруженными силами, а также личная встреча В. Путина с Б. Асадом днем ранее?

Тем, кто рассматривает состоявшиеся переговоры как бесспорное достижение на пути сирийского урегулирования, следует немного остыть. Очередная веха, попытка Москвы консолидировать силы перед женевским марш-броском, демонстрация собственной кредитоспособности в качестве медиатора в непростом процессе с разнонаправленными интересами участников, набор очков в переговорах с западными партнерами и придание уверенности своим соратникам по Астанинскому процессу — не эти ли описания лучше подходят для прошедшей встречи, тем более в глазах других участников Астанинской «тройки»?

Назад в Женеву

Судя по совместному заявлению, Иран, Россия и Турция придают большое значение Астанинскому процессу, в ходе которого, как подчеркнули стороны на встрече 22 ноября, было достигнуто то, чего не смогли сделать другие посредники и участники процесса в Женеве. А именно — России при поддержке ее ближневосточных партнеров удалось собрать за столом переговоров необходимых участников для, по крайней мере, разграничения зон деэскалации.

Очевидно, в интересах Москвы — сохранить избранную ею роль нейтрального посредника в процессе урегулирования в целом. Так, МИД России неоднократно заявлял, что Астанинский процесс ни в коем случае не является заменой Женевскому, а представляет собой лишь предварительную стадию по урегулированию военных конфликтов и подготовке почвы к последующему политическому процессу. Конгресс сирийского национального диалога в Сочи, который, по мысли Москвы, должен собрать представителей основных этнических и конфессиональных групп, называют промежуточной стадией между евразийской и европейской столицами, ставшими центрами переговоров по Сирии. В Москве с удовлетворением отмечают, что смогли привлечь за стол переговоров различные группировки, участие которых необходимо для того, чтобы начать договариваться сначала о прекращении огня, а потом и о будущем страны. В МИД России также напоминают своим западным партнерам о том, что именно Астанинский процесс позволил оживить Женеву, находящуюся в некотором роде анабиозе.

Тем временем представители Женевского процесса, в том числе представитель генсека ООН Фархан Хак, отметили, что видят в сочинской встрече ступеньку к политическому урегулированию в рамках все той же Женевы, а не Астаны. Так что России приходится искусно лавировать на поле международной дипломатии, чтобы достичь осязаемых результатов.

Идея трехстороннего саммита в Сочи

России приходится искусно лавировать на поле международной дипломатии, чтобы достичь осязаемых результатов.

Саммит глав трех государств-гарантов зон деэскалации в Сирии прошел именно в духе такого маневрирования. С одной стороны, Москве необходимо убедить своих партнеров, что их непосредственные интересы в Сирии будут соблюдены, с другой — показать дипломатическое международное лицо, готовое к восьмому раунду переговоров под эгидой ООН в Женеве, где планировалось сосредоточиться уже на вопросе выборов и выработке новой конституции Сирии. При этом отложенный с 18 ноября конгресс сирийского национального диалога предполагалось провести еще до начала нового женевского раунда, но, похоже, времени на него совсем не осталось.

Ко встрече 22 ноября стороны подошли основательно, хотя и без лишней огласки. Министры иностранных дел С. Лавров, М. Чавушоглу и М. Дж. Зариф встречались 19 ноября в Анталье. Тогда они обсудили возможности для «инклюзивного межсирийского диалога с целью поиска и достижения компромиссов в интересах единой и сильной Сирии» согласно резолюции № 2254 СБ ООН. Мероприятию также предшествовали двусторонние личные и телефонные переговоры на различных уровнях.

Х. Рухани высоко отозвался о встрече 22 ноября, отметив, что «последние 11 месяцев доказали, что усилия трех стран смогли способствовать снижению напряженности в Сирии и подготовить почву для установления мира и стабильности в этой стране, и все это стало результатом Астанинского процесса». В. Путин, в свою очередь, сделал акцент на важной роли Ирана и Турции, без которых не было бы зон деэскалации и других результатов.

Одной из основных интриг переговоров на высоком уровне стал курдский вопрос, на чем и сконцентрировались многие медиа, — каким образом и на каких условиях Москве удастся убедить Анкару в необходимости участия курдов в процессе политического урегулирования. В Тегеране, правда, интересуются вопросом не столько в контексте Рабочей партии Курдистана, как этим озабочены в Анкаре, сколько перспективой федерализации Сирии, где курды могут получить собственную автономию. В Иране при наличии собственного курдского населения, часть которого в последние годы принимала участие в боевых действиях в Сирии и Ираке, против этого естественным образом имеются серьезные возражения.

Однако, похоже, что и обсуждение планов Турции по проведению операции против Сил национальной самообороны в районе курдского Африна, и запланированный Россией всесирийский конгресс в Сочи — элементы более масштабного плана Москвы, а затем и ее союзников по созданию эскиза собственной роли в сирийском послевоенном будущем, которое уже близко. На фоне В. Путина и Р. Эрдогана иранский истеблишмент поддерживает относительную тишину по поводу результатов переговоров. Для этого есть причины, и все они объединены беспокойством в отношении сохранения своего влияния: Москва признала необходимость присутствия Ирана за столом переговоров для решения вопросов военного характера «на земле», но что будет, когда начнется полноценное политическое урегулирование?

Если России Астанинский процесс видится в большей степени как неотложный и комплементарный по отношению к Женеве, направленный на решение вопросов «на земле», то ее партнеры по «тройке», в особенности Иран, рассматривают его как основную площадку для реализации своих интересов.

Так что если в Анкаре переживают по поводу включения курдов в политическое урегулирование, в Тегеране незримо присутствует ранее укоренившийся и не беспочвенный страх того, что Москва в удобный для себя момент готова будет пренебречь интересами своих союзников, которых она, скорее всего, считает временными для реализации собственных интересов. Они заключаются в том, чтобы продемонстрировать другим сторонам процесса политического урегулирования, что без России достичь результата не удастся; что при отсутствии желания в Эр-Рияде, Абу-Даби и Вашингтоне вести конструктивные переговоры с Тегераном Москва готова вовлекать необходимые стороны, договариваться и как минимум сообщать о результатах. Однако если России Астанинский процесс видится в большей степени как неотложный и комплементарный по отношению к Женеве, направленный на решение вопросов «на земле», то ее партнеры по «тройке», в особенности Иран, рассматривают его как основную площадку для реализации своих интересов. Поэтому заявления Москвы, направленные на внешних по отношению к «тройке» наблюдателей о важности Женевского процесса, рассматривают настороженно, как и инициативу по созыву конгресса сирийского национального диалога в Сочи, несмотря на заверения иранской стороны в согласии на его проведение.

Ожидания Ирана от будущего Сирии

Виталий Наумкин:
Что ждет Сирию?

В качестве основных вопросов на переговорах стороны отметили борьбу с терроризмом — почти завершенную — и согласие по поводу проведения конгресса в Сочи, тем самым подчеркивая свою значимую роль в продвижении процесса вперед. Было сделано также несколько акцентов в духе «оси сопротивления», о возможности формирования новой версии которой, уже при участии России, говорили иранские аналитики, — в частности, о том, что будущее Сирии должно решаться ее народом, а не внешними силами.

Сформулировать ожидания Тегерана по поводу будущего Сирии на основе заявлений официальных лиц или представителей академической элиты довольно сложно. Отчасти из-за различного рода задач, решаемых одновременно политиками в столице Ирана и военными «на земле» в Сирии на различных уровнях, и равнозначности вовлеченных внутренних игроков. Отчасти это связано, возможно, с отсутствием четкого видения при наличии многих внешних неизвестных.

На встрече в Сочи Х. Рухани солидарно со своими коллегами упомянул в качестве основополагающих принципов политического процесса целостность Сирии, а также сохранение суверенитета и независимость государства. «Мы рады, что все три страны стремятся к одному и тому же и что мы так плотно взаимодействовали по этим вопросам», — заявил иранский президент. К тому, что было озвучено в официальном порядке, следует добавить и еще одно важное ожидание Тегерана. Он рассчитывает, что в результате процесса политического урегулирования к власти не придет правительство, лояльное Израилю. При этом оно не должно быть непременно антизападным, но и не прозападным тоже. Израиль, кстати, был упомянут еще в одном заявлении в духе «оси сопротивления», частью и направляющей которой традиционно видит себя Иран: Х. Рухани выразил удовлетворение по поводу безуспешности тех, кто «хотел нарушить целостность сирийских границ и вмешиваться в решение внутренних вопросов», в частности американцев, «сионистов» и других стран региона.

В противовес «нарушителям спокойствия» Иран, по словам Х. Рухани, стремится только к сохранению стабильности и плодотворному сотрудничеству в регионе. Следует обратить внимание на это заявление на фоне попыток региональных противников Тегерана как изменить течение процесса урегулирования в Сирии, так и провести ре-секьюритизацию Ирана в целом, обвиняя руководство Исламской Республики в экспансионистских настроениях.

Выражая умеренную поддержку политическому урегулированию в целом и идее конгресса, предложенной Россией, Тегеран все же ждет, когда будут приняты более конкретные решения, в особенности о его включенности в окончательный процесс урегулирования.

И главное, что говорит об ожиданиях иранской стороны, — своей речью Х. Рухани сделал задел на участие в политическом процессе по окончании решения вопросов военного характера. «Наша сегодняшняя встреча — это начало усилий по установлению мира в Сирии, и успехи Астанинского процесса демонстрируют способность трех стран способствовать достижению согласия в рамках мирного процесса», — сказал иранский президент. Он, очевидно, рассматривает завершение этого этапа сотрудничества как начало нового в том же или расширенном составе, но при непременном существенном участии Тегерана. В связи с попыткой показать собственную равнозначность Иран, несмотря на собственные сомнения по поводу амбиций Москвы, также приветствовал намерение России провести конгресс в Сочи.

Россия, скорее всего, преуспела в разъяснении партнерам по «тройке» своих конструктивных намерений при планировании конгресса и в процессе сирийского урегулирования, поскольку иранское руководство на официальном уровне высказалось о мероприятии исключительно позитивно. Спикер иранского меджлиса Али Лариджани на Азиатской парламентской ассамблее, прошедшей в Стамбуле 21–24 ноября, назвал сочинский трехсторонний саммит «поворотной точкой» ситуации в регионе, а опыт успешного сотрудничества трех стран — заделом для того, чтобы играть совместную и вескую роль в азиатском контексте в целом. Его поддержал участник той же ассамблеи, заместитель министра иностранных дел Ирана Хасан Кашкави, сообщивший турецкому агентству «Анадолу», что у Тегерана позитивные ожидания от переговоров и что данная встреча — естественное продолжение Астанинского процесса. М. Дж. Зариф, выезжая на переговоры, также написал в своем аккаунте в Твиттере, что процесс движется в правильном направлении. Советник меджлиса по международным вопросам Хоссейн Амир Абдоллахиян назвал сотрудничество трех стран дипломатическим успехом, а «раздробление костей такфиристского терроризма» его результатом

Иранская реформистская газета Bahar Daily со ссылкой на свои источники предположила две основные цели трехсторонней встречи — сделать заявление о важности достигнутых соглашений и по результатам «Астаны» разработать совместный план действий, который должен быть представлен на предстоящих переговорах в Женеве. Но несмотря на информированность источника, сообщение снова умалчивает о главном беспокойстве — о чем Москва будет договариваться с другими участниками процесса политического урегулирования, с которыми Иран на официальном уровне не поддерживает коммуникацию?

Иран, как всегда, выжидает: выражая умеренную поддержку политическому урегулированию в целом и идее конгресса, предложенной Россией, Тегеран все же ждет, когда будут приняты более конкретные решения, в особенности о его включенности в окончательный процесс урегулирования. На это молчание обратило внимание даже арабское издание Al-Quds, которое, правда, истолковывает его несогласием Ирана с достигнутыми договоренностями и одновременным желанием не нарушать процесс, по крайней мере внешне выглядящий согласованным.

Иран уже был обеспокоен тем, что переговоры о создании еще одной зоны безопасности на Юге Сирии, состоявшиеся в июле 2017 г. в Иордании, прошли в его отсутствие. На фоне визита саудовского короля Салмана бен Абдель Азиза бен Сауда в Москву в октябре 2017 г. и достигнутых в Москве договоренностей, в том числе о перспективах поставок Эр-Рияду ЗРК С-400, это беспокойство усилилось многократно. Затем появилось совместное заявление В. Путина и Д. Трампа по Сирии, согласованное в ноябре на саммите АТЭС в Дананге. Сразу же после встречи в Сочи о результатах переговоров с Р. Эрдоганом и Х. Рухани В. Путин проинформировал Б. Нетаньяху и Д. Трампа. Кроме того, 23 ноября, по данным израильских источников, Израиль посетил глава российской службы внешней разведки С. Нарышкин «для информирования израильских коллег о трехсторонней встрече в Сочи 22 ноября». Именно такие действия Москвы вызывают недоумение и опасения в Тегеране, который по-прежнему предпочитает сохранять молчание, но уже не тешит себя иллюзией о большей стратегической близости с Россией, как это могло показаться, в частности, после принятия в августе 2017 г. в США «Акта о противодействии врагам Америки с помощью санкций», нацеленного на Россию, Иран и Северную Корею.

Иран предпочитает выждать, когда сложится конфигурация сторон, занимающихся политическим урегулированием в Сирии. На конференции Эр-Рияд-2 22–24 ноября, совпавшей с сочинским саммитом, Тегеран снова обвинили в деструктивной деятельности в регионе и выразили протест присутствию иранских сил в Сирии. На саммите Лиги арабских государств незадолго до это звучали примерно те же согласованные ноты арабских государств. А в ноябрьском интервью The New York Times, вышедшем сразу после трехсторонней встречи, наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман в крайне жестких и некорректных терминах обвинил верховного лидера Ирана аятоллу Али Хаменеи в экспансионистских амбициях в регионе. В Иране, конечно, поспешили ответить. Х. Рухани назвал враждебность КСА «попыткой прикрыть свои поражения в регионе и проблемы внутри страны». Эр-Рияд, кстати, на этом не остановился, и 26 ноября в столице Королевства на первом саммите министров обороны Исламской военной антитеррористической коалиции, представленной 41 государством (многие из которых, кстати, понимают террористическую угрозу в свете собственных внешних и внутренних условий), Тегеран вновь значился в повестке КСА на одной из первых позиций.

При таком региональном раскладе и непростых отношениях даже между партнерами «тройки» Астанинского процесса, не говоря уже о многочисленных противниках вовлечения Ирана в последующие итерации и присутствие Ирана в Сирии, оптимизм по поводу будущего переговоров остается крайне сдержанным. Затаенное ожидание в Тегеране относительно дальнейших действий Москвы, ее желании и способности убедить остальных в необходимости действительно всеобъемлющего процесса с включением всех стейкхолдеров, как об этом в разнообразных формулировках говорил В. Путин, становится все более напряженным. Сохраняется вопрос, какое место в Сирии конфигурация международных сил в итоге определит для Ирана и, что немаловажно, какую роль Москва отведет Тегерану в расстановке собственных приоритетов и сообразно открывающимся возможностям.


Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.1)
 (10 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju