Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Керим Хас

К. полит. н., эксперт в области международных и турецко-российских отношений, эксперт РСМД

Внешнеполитическая деятельность Турции в последний месяц испытывает значительный подъем. На волне смягчения напряженности в российско-турецком диалоге после почти шестилетнего перерыва возобновляются отношения по оси Анкара – Тель-Авив. Стоит напомнить, что ухудшение отношений началось в 2009 г., когда Израиль усилил свои позиции в секторе Газа и вскоре начал открытую интервенцию.

Внешнеполитическая деятельность Турции в последний месяц испытывает значительный подъем. На волне смягчения напряженности в российско-турецком диалоге после почти шестилетнего перерыва возобновляются отношения по оси Анкара – Тель-Авив. Стоит напомнить, что ухудшение отношений началось в 2009 г., когда Израиль усилил свои позиции в секторе Газа и вскоре начал открытую интервенцию. На проходившем в том же году Всемирном экономическом форуме в Давосе Р. Эрдоган выступил со знаменитой речью, которую впоследствии назвали «one minute talk», резко критикуя действия руководства Израиля. Обострение отношений пришлось на май 2010 г. после инцидента с турецким судном «Мави Мармара», когда, пытаясь прорвать израильскую блокаду и доставить гуманитарный груз в сектор Газа, Израиль убил 10 граждан Турции. Впоследствии политические и дипломатические отношения резко сошли на нет.

Анкара выдвинула три условия, выполнение которых могло привести к смягчению кризиса в двусторонних отношениях: официальные извинения, выплата компенсации семьям погибших и, самое главное, снятие морской, воздушной и сухопутной блокады сектора Газа, которая длилась с 2006 г. В 2013 г. при посредничестве президента США Б. Обамы Тель-Авив согласился принести официальные извинения турецкой стороне и выплатить компенсацию. Это можно рассматривать как первый шаг к нормализации отношений, но вопросы о сумме выплаты потерпевшим и снятии блокады так и не были поставлены на повестку дня.

Отсутствие государственности во многих странах Ближнего Востока и набирающая обороты дестабилизация вынуждают Анкару и Тель-Авив искать общие точки соприкосновения.

С другой стороны, израильская сторона также предъявила ряд требований, которые для Анкары в то время были невыполнимы. Одним из них стало прекращение судебного преследования израильских военных, в результате действий которых были убиты граждане Турции. Это фактически обеспечивало бы их неприкосновенность на международном уровне. В то же время Тель-Авив не мог пойти на полное снятие блокады сектора Газа. Более того, израильская сторона настаивала на том, чтобы турецкое руководство существенно сократило количество представительств движения «Хамас» (которое рассматривается Израилем как военная угроза) в стране и в краткосрочной перспективе прекратило все имеющиеся контакты с ним. Очевидно, что ни внутриполитический климат в обоих государствах, ни внешнеполитическая обстановка не предоставили возможность Анкаре и Тель-Авиву пойти на уступки. Несмотря на то, что политические и военные контакты, которые прежде развивались весьма успешно, после 2010 г. резко сократились, экономическая составляющая турецко-израильских отношений, напротив, испытала существенный подъем и многократное увеличение торгового оборота. Более того с 2014 г. большая часть нефти по новому трубопроводу из Иракского Курдистана транспортируется через наземную территорию Турции, портовые сооружения («Джейхан») и далее в Израиль. Подобное развитие событий лишний раз доказывает, что ни та, ни другая сторона не были заинтересованы в полном разрыве отношений. А итоги парламентских выборов, прошедших в Турции 1 ноября 2015 г., где правящая партия получила почти 50% голосов, дали возможность Анкаре проводить более смелый внешнеполитический курс, в том числе на сближение с Тель-Авивом.

Нормализация отношений или вынужденная кооперация?

Очевидно, что события на Ближнем Востоке и в Сирии стали принципиальными моментами для определения нового курса внешнеполитической деятельности не только для государств, имеющих непосредственное отношение к региону, но и для внерегиональных игроков, прежде всего стран Запада, России и США. В этом контексте и Турция, и Израиль – это именно те страны, которые в той или иной степени вовлечены в конфликт и внутриполитическая обстановка в которых напрямую зависит от принятия решений на внешнеполитической арене. Так, в последнее время постепенно стало приходить понимание, что поиск общих точек соприкосновения – необходимость.

Во-первых, Турция и Израиль – два неарабских государства Ближнего Востока, от позиций и действий которых во многом зависит развитие всего Большого Ближнего Востока. Это во многом послужило отправной точкой к недавнему сближению Анкары и Тель-Авива. В то же время и Турция, и Израиль на протяжении длительного времени выступают в роли мишени для крупномасштабных террористических атак. Именно поэтому совместная борьба с бандформированиями и радикальными группами, как ИГ и ему подобные, могли бы существенно усилить возможное двустороннее сотрудничество. Отсутствие государственности во многих странах Ближнего Востока и набирающая обороты дестабилизация вынуждают Анкару и Тель-Авив искать общие точки соприкосновения.

В то же время нельзя забывать о том, что вмешательство ВКС РФ в Сирии не отвечало региональным интересам Анкары и, таким образом, предоставило возможность налаживания турецко-израильского диалога. Еще большему сближению двух стран поспособствовало заключенное с Тегераном ядерное соглашение (Р5+1), что открыло перед Ираном новую страницу в развитии регионального влияния и упрочнения позиций на мировой арене. И Турция, и Израиль отрицательно относятся к возрастающему влиянию Тегерана на Ближнем Востоке, таким образом, сотрудничество между Анкарой и Тель-Авивом стало необходимостью. Несмотря на то, что остается открытым вопрос о том, кому из двух стран подобное сближение представляется наиболее выгодным, возобновление диалога – это не что иное, как отражение политики «Realpolitik». Безусловно, сближение не может полностью решить кризисы и разногласия, которых и до сирийского кризиса у Турции и Израиля было достаточно, но оно в состоянии минимизировать возрастающие риски процессов дестабилизации.

Во-вторых, внешнеполитический курс Анкары во многом способствовал изоляции Турции от региональных процессов, в которые вмешались внерегиональные акторы: Россия, США и страны Запада. Существенное охлаждение в российско-турецких отношениях стало спусковым механизмом в преодолении турецко-израильского кризиса. Характерным моментом можно назвать пересмотр в мае 2016 г. позиции Турции в отношении права вето на открытие представительств Израиля в Брюсселе по взаимодействию с НАТО. Анкара на протяжении длительного времени выступала против подобной кооперации.

Стоит все же заметить, что, несмотря на то, что на официальном уровне сотрудничество Израиль-НАТО было не столь продуктивным, сотрудничество с Вашингтоном на двусторонней основе компенсировало это. Более того в последнее время Турция переживает напряженность в отношениях со своими западными партнерами, в том числе и с США. Тель-Авив в глазах Анкары стал мостом для улучшения диалога с Вашингтоном ввиду большого влияния израильского лобби в государственных структурах страны.

В-третьих, несмотря на политические предпосылки налаживания отношений, существует и не менее значимый энергетический аспект. На территории Восточного Средиземноморья в последние 5-6 лет существенным образом меняется энергетическая ситуация, активно ведется геологическая разведка. Если еще 10 лет назад обсуждались вопросы возможности экспорта российского газа в Израиль, то теперь речь идет о том, каким образом Тель-Авив может продавать собственный газ странам Европы, фактически становясь конкурентом Москвы. Одни из самых крупных новых месторождений – это открытые в 2009 г. «Тамар» и в 2010 г. «Левиафан».

Впоследствии, принимая во внимание отсутствие возможности найти консенсус в турецко-израильском диалоге, Тель-Авив был готов продавать собственный газ Египту, с которым у Анкары также возникли политические разногласия. Сближение Каира и Тель-Авива было так же невыгодно Анкаре, как увеличение иранского влияния в регионе. Таким образом, Турция была вынуждена пойти на смягчение позиций, чтобы не допустить еще большего сближения государств, с которыми у Анкары был конфликт. Однако в 2015 г. Египет обнаружил собственные шельфовые месторождения. Израиль же был вынужден экспортировать свой газ в северном и западном направлениях. Существует предположение, что если бы разведка углеводородного сырья показала существенные запасы газа в Израиле на момент кризиса в турецко-израильских отношениях, то инцидент с «Мави Мармара» не имел бы столь тяжелых последствий. Однако, как известно, история не терпит сослагательного наклонения.

Существенное охлаждение в российско-турецких отношениях стало спусковым механизмом в преодолении турецко-израильского кризиса.

Сближение Израиля с Кипром и Грецией также стало раздражительным фактором для Анкары из-за территориальной близости государств и очевидной заинтересованности Анкары в этом направлении. Возможность экспорта природного газа в эти страны была заманчивой возможностью для Тель-Авива, но финансовая составляющая возможной прокладки новой ветки газопровода в направлении Греции и Кипра себя не оправдала, в том числе и потому, что ни та, ни другая страна не потребляют столько энергетического сырья, сколько заинтересован экспортировать Израиль.

Очевидно также, что Восточное Средиземноморье — нестабильный регион. Территориальные споры и вопросы юрисдикции водной границы оставляют за собой много рисков, при минимизации которых Тель-Авиву пришлось бы вновь договариваться с Анкарой. В то же время транспортировка израильского газа через территорию Турции на европейский рынок представляется более выгодной с финансовой точки зрения. С другой стороны, кризис российско-турецких отношений негативно сказался на возможности диверсификации энергетических источников для Турции, что повысило роль таких стран-экспортеров газа, как Азербайджан, Катар, Ирак и Израиль.

В-четвертых, не только Турция, но и Израиль в последнее время стали испытывать на себе международное давление из-за действий на палестинских территориях. В то же время фактор Ирана, также раздражающий для Тель-Авива из-за того, что он не только получает весомый статус регионального игрока, но и имеет поддержку со стороны Запада, России и Китая. Ядерное соглашение также поспособствовало тому, что государства, которые раньше не могли найти общий язык, стали говорить о возможности сотрудничества. Это произошло в отношениях Израиля с Саудовской Аравией. Более того, и Израиль, и Турция полагают, что со временем Тегеран усилит свои позиции в Сирии, Йемене и других государствах Ближнего Востока, что не отвечает ни интересам Анкары, ни Тель-Авива.

Договоренности на чьих условиях?

Возвращаясь к тому, что нормализация турецко-израильского диалога требовала от Тель-Авива выполнения трех пунктов, основной из них – полное снятие блокады с сектора Газа – так и не был реализован. Все же в конце июня 2016 г. сторонам удалось прийти к консенсусу и подписать договор, в соответствии с которым Анкара вправе отправлять гуманитарный груз в израильский порт Ашдод для сектора Газа с разрешением израильских властей и досмотром содержимого. В то же время были достигнуты договоренности о совместном с Германией строительстве электростанции в Газе. Турецкие подрядчики готовы также осуществлять проект строительства больницы и сооружений по очистке воды.

Тель-Авив в глазах Анкары стал мостом для улучшения диалога с Вашингтоном.

Фактически заключенное соглашение отправляет обе стороны к периоду, предшествовавшему событиям «Мави Мармара». Израиль выдвигает все те же требования, что и прежде, а Турция предполагает, что смогла добиться смягчения блокады. Анкара согласилась с требованием Тель-Авива прекратить всяческое преследование израильских военных, виновных в гибели турецких граждан и сократить количество представительств движения «Хамас» в стране. Те представительства, которые все же останутся на территории Турции, должны будут играть дипломатическую роль. Это стало своего рода символическим жестом турецкого руководства в отношении Израиля.

Несмотря на прогресс в турецко-израильском диалоге, существует риск обострения отношений ввиду непредсказуемости развития событий в секторе Газа и палестино-израильских отношений. Более того, как известно, в последнее время Египет также проводит политику блокады сектора Газа из-за тесных связей Хамас и «Братьев-мусульман». В этом контексте очевидно, что Турции в ближайшей перспективе придется налаживать отношения как с Тель-Авивом, так и с Каиром не только для более действенной внешнеполитической стратегии, но и для решения внутриполитических вопросов.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся