Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Екатерина Колдунова

К.полит.н., директор Центра АСЕАН, доцент кафедры востоковедения МГИМО МИД России

Законность введения военного положения вызывает вопросы, как в самом Таиланде, так и в мире. США уже объявили о приостановке военной помощи Таиланду, одному из своих ключевых «партнеров вне НАТО». Более того, пока что нет ясности, что конкретно последует за действиями армии. Очевидно, однако, что в среднесрочной перспективе Таиланд будет отброшен назад в плане экономического развития и будет по-прежнему находиться на политическом распутье.

Напряженность в Таиланде сохранялась с ноября 2013 г. Именно тогда в знак протеста против попытки бывшего премьер-министра Йинглак Чиннават принять в парламенте закон об амнистии оппозиция, возглавляемая представителем Демократической партии Сутхепом Тхыоксубаном начала массовые митинги в Бангкоке. Недовольство оппозиции было вызвано тем, что принятие закона открывало бы возможность для возвращения в Таиланд экс-премьер-министра и брата Йинглак, Таксина Чиннавата, отстранение от власти которого в 2006 г. разделило страну и стало началом циклического воспроизводства политической нестабильности.

Однако правительство и оппозиция не были единственными игроками в этом процессе. Армия и Конституционный суд также не единожды оказывались участниками противостояния сторонников и противников Т. Чиннавата. Сам Чиннават был отстранен от власти в результате военного переворота. Дважды в 2008 г. ставленники Т. Чиннавата, Самак Сунтхаравет и Сомчай Вонгсават, были смещены с поста главы правительства в результате решений Конституционного суда. Тем не менее на этот раз судьи и военные сохраняли нейтралитет на протяжении почти что полугода и, казалось, были не склонны вмешиваться в ситуацию.

Однако в начале мая Конституционный суд вынес решение отстранить Й. Чиннават от занимаемой должности по обвинению в превышении должностных полномочий. В 2011 г. она сняла с поста секретаря Совета национальной безопасности Тхавина Пленсери. Эта перестановка, согласно выводу суда, была выгодна ей и ее партии «Пхыа Тхай». Спустя лишь две недели после решения суда армейское руководство объявило о введении военного положения, арестовало Йинглак Чиннават и ряд государственных чиновников, распустило Сенат, ввело комендантский час и наложило ограничения на вещание телевизионных каналов. При этом, однако, военные заявили, что все происходящее – не военный переворот.

justmedia.ru
Йинглак Чиннават

По всей видимости армия действительно не является главным политическим игроком в данном случае. Ситуация в Юго-Восточной Азии вряд ли благоприятствует возвращению к прямому военному правлению в одной из некогда наиболее экономически динамичных стран региона, в конце 1990-х годов ставшей к тому же, казалось бы, успешным примером демократизации. Поэтому вмешательство армии в политический процесс скорее всего инструментально. Цель его заключается в том, чтобы очистить политическое поле от любых фигур, которые могут быть ассоциированы с Т. Чиннаватом и, вероятно, также от лидеров оппозиционного движения, дискредитировавших себя излишне агрессивными действиями в ходе гражданского противостояния. Более вероятные претенденты на роль реальной движущей силы текущего момента – это так называемые традиционалисты, представители старой политической элиты, и Тайный совет при короле. С конца 1990-х гг. они вполне успешно контролировали процесс принятия политических решений в стране, оставаясь вне формальных рамок политической системы. Однако такое положение дел было нарушено вмешательством Т.Чиннавата. Его популистская политика, привлекательная для существенной части населения страны, надеявшейся на улучшение своего благосостояния, и быстрое усиление Чиннавата, поставили под угрозу сложившуюся систему и серьезно пошатнули позиции традиционалистов.

По сути, именно демократизация политической системы после принятия конституции 1997 г. привела к тому, что в политическом процессе смогли участвовать те, кто раньше вряд ли мог бы это сделать и в лучшем случае транслировал свои интересы через посредников. Однако уже совсем скоро выяснилось, что реальные демократические механизмы не справляются с произошедшими политическими изменениями и помимо них продолжают действовать традиционные элементы, завязанные на Тайный совет, армию и судей. Прошедшие полгода гражданского противостояния показали, что политические силы Таиланда далеки от того, чтобы принять демократические нормы как единственно возможные правила игры, хотя одновременно происходил рост вовлеченности населения в политический процесс и значительная часть населения не одобряла недемократические варианты выхода из политического кризиса. Введение военного положения в мае этого года, однако, окончательно продемонстрировало, что неформальные элементы политического процесса взяли верх над конституционно закрепленными нормами.

www.thegatewaypundit.com
Армейские руководители объявляют
о введении военного положения

Действия армии не дают оснований надеяться на быстрое решение всех проблем, хотя, скорее всего, именно такие намерения стояли за ее вмешательством. Современная ситуация гораздо сложнее 2006 г. и простое устранение от власти сторонников Т.Чиннавата вряд ли способно избавить Таиланд от необходимости общенационального диалога и политической реформы. За прошедшее десятилетие в стране сформировался большой сегмент электората, устойчиво голосующий за Т.Чиннавата или его ставленников, и острота противостояния последних лет свидетельствует о том, что интересы этих избирателей не могут быть проигнорированы. Более того, скорее всего в настоящее время в партии «Пхыа Тхай» уже идет перегруппировка сил и ведется поиск тех, кто сможет и дальше представлять эту партию в политическом процессе.

Законность введения военного положения вызывает вопросы, как в самом Таиланде, так и в мире. США уже объявили о приостановке военной помощи Таиланду, одному из своих ключевых «партнеров вне НАТО». Более того, пока что нет ясности, что конкретно последует за действиями армии. Очевидно, однако, что в среднесрочной перспективе Таиланд будет отброшен назад в плане экономического развития и будет по-прежнему находиться на политическом распутье, когда старая система политических сдержек и противовесов уже не работает, но всеми силами сопротивляется происходящим изменениям. И, тем самым, все больше сокращает пространство для общенационального компромисса.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся