В последние несколько месяцев Венгрия оказалась под прицелом острой критики со стороны Европейского Союза. Жестко критикует Будапешт и Вашингтон. Политику нынешнего венгерского правительства ругают за активное вмешательство в экономику и отход от демократических принципов. В то же время в защиту венгерского кабинета Виктора Орбана выступила соседняя Польша, а само венгерское руководство заявляет о необходимости налаживания стратегических отношений с Россией.
Правительство Виктора Орбана с весны 2010 г. проводит масштабный эксперимент, пытаясь реализовать достаточно радикальный право-консервативный проект вывода страны из затяжного кризиса. Многие элементы этого проекта не соответствуют господствующим сейчас на Западе установкам.
Венгерский опыт интересен тем, что на примере деятельности правительства Орбана можно понять, как выглядит правая альтернатива нынешней либеральной европейской парадигме.
Виктор Орбан – один из ветеранов венгерской политики. В 2010 г. возглавляемая им правая партия ФИДЕС одержала сокрушительную победу на парламентских выборах, заручившись поддержкой 52 % избирателей и получив 2/3 мест в парламенте.
Экономические преобразования
Победив на выборах, Орбан начал энергичные преобразования в экономике. Он во многом отказался от политики, предлагаемой МВФ и ЕС, которая реализовывалась его предшественником социалистом Ференцом Дюрчанем и привела к массовым акциям протеста в 2006 г.
Кабинет Орбана ввел специальный налог на банки. Так называемым кризисным налогом обложили крупные корпорации, главным образом в сферах телекоммуникации и энергетики. Очередной новацией стала плоская шкала подоходного налога со ставкой 16%.
В отличие от других европейских стран правительство Орбана начало выкупать доли в стратегических предприятиях (многие государства в период кризиса, наоборот, стремятся пополнить бюджет за счет приватизации). Венгерский кабинет национализировал пенсионные фонды. Был также одобрен закон, согласно которому правительство может расходовать валютные резервы Центробанка. При этом считается, что в соответствие с новым законом о Центробанке власти получили возможность взять его под свой контроль.
В то же время правительство правых, как и в других странах региона, было вынуждено уменьшить социальные расходы, сократив возможности для раннего выхода на пенсию и выплаты инвалидам.
Орбан утверждает, что благодаря принятым мерам удалось сократить государственный долг, уменьшить дефицит бюджета и предотвратить развитие событий по «греческому сценарию». Бюджетный дефицит в 2011 г. составил 2,8%, в 2012 г. планируется 2,5%, тогда как за первые три квартала 2010 г. он достиг 4,7%.
Внешний долг в 2010 г. оценивался в 90%, а годом позже он был уже на 10% меньше.
В то же время курс национальной валюты – форинта – нестабилен, а три ведущих мировых рейтинговых агентства понизили суверенный рейтинг Венгрии до «мусорного» уровня.
СМИ, оппозиция, судьи
Оппоненты ставят в вину правительству правых стремление контролировать СМИ, маргинализировать оппозицию и оказывать влияние на судей. Шквал критики обрушивается и на новую конституцию страны, вступившую в силу с января 2012 г.
Действительно, кабинетом Орбана было создано управление по защите информации, которое, как опасаются, может заниматься цензурой масс-медиа. При этом правящая партия определяет деятельность созданного органа по контролю за СМИ. Правительством Орбана были инициированы и новые высокие штрафы за сообщаемую СМИ недостоверную информацию.
Правые изменили положение Конституционного суда, частично ограничив его полномочия. Был значительно снижен пенсионный возраст судей, что позволило серьезно повлиять на состав судейского корпуса страны: на пенсию отправили порядка 270 судей.
Политические противники критикуют Орбана и за реформу избирательных округов, в результате которой, по их мнению, правящая партия получает известные преимущества.
«Преступная организация»
Недоброжелатели Орбана не без оснований утверждают, что он демонизирует оппозицию.
Согласно новой конституции, Венгерская рабочая социалистическая партия, управлявшая страной весь послевоенный период, когда Венгрия входила в социалистический лагерь, и ее предшественники – это «преступные организации, чьи лидеры несут неограниченную ответственность за сохранение и управление репрессивным режимом».
В конституции также говорится, что находящаяся ныне в оппозиции Социалистическая партия «разделяет всю ответственность с государственной (Венгерской рабочей социалистической) партией».
При этом утверждается, что Венгрия была лишена суверенитета в марте 1944 г. с введением в страну гитлеровских войск и не имела его вплоть до созыва первого постсоветского парламента в мае 1990 г.
Помимо этого в новой конституции содержится много других положений, обращающих на себя внимание. Так, новый Основной закон запрещает аборты, признает браком исключительно союз мужчины и женщины. Претендовать на венгерское гражданство теперь может любой этнический венгр. Полтора десятка религиозных общин лишились официального признания со стороны государства.
В конституции содержится ссылка на преемственность Венгрии по отношению к своей средневековой предшественнице, что, как некоторые опасаются, может потенциально послужить основой для выдвижения территориальных претензий к соседям Венгрии.
При этом отношения с некоторыми из них, например, со Словакией и Румынией, и так иногда складываются непросто. В обеих странах существует значительная венгерская диаспора.
Изменилось и название страны – из него исчезло слово «республика».
Из вышеперечисленных реформ возмущение ЕС вызвали закон о Центробанке и меры в отношении СМИ. В Брюсселе запущена процедура введения санкций против Будапешта. Венгрия может лишиться европейских средств. Она также может не получить новый транш от МВФ.
При этом правительство Орбана нуждается в финансовой помощи со стороны: оно уже было вынуждено обратиться к фонду, несмотря на первоначальные громкие заявления о необходимости покончить с зависимостью страны от МВФ.
Свой голос к хору критиков Орбана добавила госсекретарь США Хиллари Клинтон, заявившая об обеспокоенности Соединенных Штатов состоянием демократии в Венгрии.
Венгерскому премьеру сложно противостоять такому давлению. В ходе своего визита в Брюссель в конце января 2011 г. ему пришлось немного «сдать назад», заявив, что серьезных противоречий с ЕС у Венгрии нет, и что правительство может найти компромисс с Евросоюзом.
В то же время венгерский кабинет поддержал премьер Польши Дональд Туск, заявивший, что в Венгрии не происходит ничего, выходящего за рамки европейской демократии. Польский премьер также сказал, что будет защищать своего венгерского коллегу от преувеличенных обвинений, выдвигаемых в ЕС в адрес Будапешта.
Судя по всему, поддержка польского премьера связана с желанием Туска защитить право восточно-европейской страны на принятие самостоятельных решений. Cам Орбан демонстрирует неортодоксальные взгляды и в том, что касается внешней политики, в частности, отношений с Россией. Выступая в Лондонской школе экономики, Орбан заявил, что «идея о стратегическом альянсе между Россией и ЕС витает в воздухе». В то же время венгерский лидер оговорился, что из-за опыта прошлого, когда страны Восточной Европы становились заложниками отношений между Москвой и Западом, в случае такого альянса он настаивает на гарантиях для Будапешта со стороны России и Евросоюза в том, что касается безопасности, энергетики и торговли.
Ответ на кризис либерализма
Очевидно, что деятельность правительства Орбана представляет собой ответ на вызовы, которые появились в результате кризиса либерального общества, вызванного, в свою очередь, глобализацией и экономической рецессией.
В рамках ЕС формируется неолиберальный ответ на этот вызов, когда основной упор делается на сокращение социальных обязательств государства. Меры Орбана – иного характера. Венгерский премьер делает ставку на усиление роли государства, пытается переложить часть бремени кризиса на финансовый сектор и крупный бизнес.
В то же время возникает вопрос, есть ли у Орбана и его команды поле для маневра? На венгерское правительство уже оказывается сильное давление из Брюсселя и Вашингтона, со стороны МВФ и рейтинговых агентств.
Скорее всего, давление на его кабинет будет возрастать и внутри страны. Последовательная реализация достаточно радикального правого проекта вызывает сопротивление у части общества, так как процесс концентрации власти в руках правых не устраивает слишком многих. Проявлением этого стала, в частности, массовая антиправительственная демонстрация, состоявшаяся в Будапеште в конце декабря 2011 г.
В такой обстановке едва ли можно предположить, что у венгерского право-радикального эксперимента есть серьезное будущее. Правда, сначала Европейскому Союзу предстоит пережить период турбулентности и постараться сохраниться в нынешнем виде. Если же структуры ЕС окажутся не в состоянии противостоять кризисным явлениям, у венгерских правых появится дополнительный шанс.
В этих условиях заявления Орбана о желательности стратегического союза Евросоюза с Россией – это вполне естественная реакция на давление со стороны Брюсселя, а также на те вызовы, главным образом в экономике, с которыми столкнулась Венгрия. Изменение характера отношений Европы и России может расширить поле для маневра Будапешта, создать для него новые возможности как в политическом, так и в экономическом плане.