Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 3.86)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Виталий Наумкин

Научный руководитель Института востоковедения РАН, академик РАН, вице-президент РСМД

Алистер Берт

Почетный член Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI)

В последние годы отношения между Великобританией и Россией находятся на низком уровне. Однако некоторое совпадение интересов двух стран в ближневосточном регионе может быть использовано в качестве отправной точки в двустороннем диалоге.

Геополитика региона меняется. Региональные державы становятся все более настойчивыми. Они считают, что эпоха господства великих держав закончилась, и что они намерены принимать собственные решения относительно будущего региона. Эти государства, похоже, больше не видят необходимости присоединяться ни к Востоку, ни к Западу и проводят собственную внешнюю политику. Реальные или воображаемые внешние инструменты влияния, которые Лондон или Москва имели в прошлом, стали более ограничены. Бывшие соперники разговаривают друг с другом, если не решая, то хотя бы подводя итоги региональных споров, создавая новые союзы и принимая новые реалии.

Однако внешние силы не исчезают полностью, и мы существенно расходимся во мнениях относительно видения дальнейшего присутствия США, а также интересов и роли Китая в регионе. Но есть проблемы, по которым обе стороны могут достичь согласия. Участники экспертного российско-британского диалога считают, что Великобритания и Россия в равной степени заинтересованы в возобновлении ядерной сделки с Ираном, которая рассматривается ими в качестве ключевого инструмента ограничения распространения ядерного оружия в регионе. Они также считают любые инициативы внутрирегионального диалога, в том числе между давними соперниками — Ираном и Саудовской Аравией, достойными поощрения и поддержки. Есть множество точек соприкосновения в отношении израильско-палестинского конфликта и «Соглашений Авраама».

Великобритания и Россия поддерживают нормализацию отношений между Израилем и арабскими странами, считая, что урегулирование конфликта при этом остается жизненно важной необходимостью для стабилизации ситуации в регионе. В частности, коллеги из Великобритании, полагают, что при отсутствии прогресса в деле разрешения конфликта, внутренняя политика Израиля будет все больше заставлять Великобританию и другие западные страны принимать трудные решения.

Кроме того, британские и российские эксперты едины в своих оценках о том, что регион Леванта (в частности, Сирия, Ирак и Ливан) представляет собой серьезный источник нестабильности — как для БВСА, так и для всего мира в целом. Они признают свои значительные разногласия по некоторым вопросам, связанным с Сирией, а именно — по возвращению беженцев, гуманитарной ситуации и поддержке восстановления в районах, находящихся под контролем Дамаска. Но они также согласны с тем, что только международный и региональный диалог может привести к решению этих проблем.

В последнее десятилетие отношения между Великобританией и Россией складывались непросто. Это хорошо видно на примере региона Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА), где Лондон и Москва нередко занимают противоположные позиции как в отношении Сирии, так и по ряду других вопросов. И хотя находятся те, кто считает, что государства обязательно должны уладить все свои разногласия прежде, чем приступят к вдумчивому диалогу, наш коллективный опыт показывает, что можно извлечь много полезного из открытой дискуссии о том, как каждый из нас видит мир. Оспаривая предположение о том, что Великобритания и Россия автоматически должны быть конкурентами или оппонентами в решении различных проблем безопасности на Ближнем Востоке, считаем важным поддерживать диалог и укреплять взаимопонимание.

Вот почему RUSI и РСМД запустили экспертный диалог, собрав вместе российских и британских ученых, аналитиков и бывших официальных лиц для проведения серии дискуссий. Цель диалога — изучить британские и российские интересы и подходы в странах Ближнего Востока и Северной Африки, а также способствовать открытому обмену мнениями о том, как Лондон и Москва оценивают возможность разрешения конфликтов в регионе в ближайшие пять-десять лет. Мы считаем, что такая инициатива будет способствовать пониманию, необходимому для дальнейших шагов, которые могут предпринимать другие игроки для разрядки напряженности в интересах всего международного сообщества.

В последнее время все чаще звучит мнение о том, что Ближний Восток и Северная Африка выпадают из политической повестки. Изменение приоритетов в торговле, энергетике и глобальной конкуренции влияет на тех, кто устал от ближневосточной тематики, поэтому они перестали уделять должное внимание той области, откуда может исходить потенциальный вызов. Мы с этим не согласны и утверждаем, что для наших государств БВСА остается очень важным, одновременно захватывающим и разочаровывающим, полным надежд и возможностей регионом в быстро меняющемся мире.

Разные подходы, общие интересы

После наших первых встреч стало понятно, что в подходах Великобритании и России имеются различия.

Наши российские коллеги считают участие Москвы в делах Ближнего Востока и Северной Африки как ограниченное, но четко определенное законными интересами. Они подчеркивают, что амбиции России часто преувеличиваются, и что у нее нет намерения или желания заменить США в качестве основного внешнего поставщика решений и гаранта безопасности в регионе. Политика России в регионе БВСА, возможно, лучше всего объясняется через призму географии. Главный приоритет Москвы — пояс стран Центральной Азии и Южного Кавказа, за которым следует пояс их соседей (Турции, Ирана и Афганистана), а затем — и весь арабский мир. В целом Россия главным образом делает упор на страны Леванта и государства Северной Азии, Северной Африки и Южного Кавказа, но не на Аравийский полуостров, хотя некоторые страны Залива имеют для нее большой приоритет.

Между тем британские коллеги охарактеризовали текущую вовлеченность Великобритании в дела Ближнего Востока и Северной Африки как переходную фазу. После войны в Ираке и интервенции в Ливии, реагируя на снижение интереса США к региону и пересматривая свою внешнюю политику и роль в мире после Brexit, Лондон переживает то, что можно назвать перезагрузкой политики в отношении стран ближневосточного региона. Комплексный обзор (Integrated Review) заложил основу, а разрабатываемая британским МИД стратегия по Ближнему Востоку и Северной Африке внесет дальнейшую ясность в отношении того, куда хочет двигаться Великобритания. Однако некоторые основные внешнеполитические направления уже ясны: Соединенное Королевство рассматривает Залив как центральное звено во взаимодействии с регионом и считает Оман и Иорданию своими ключевыми региональными партнерами, с которыми у него сложились особенные, давние и институционально близкие отношения. Несмотря на то, что главная задача Лондона после Brexit — развитие торговли, он все еще сохраняет существенные интересы в области безопасности на Ближнем Востоке и в Северной Африке — начиная от противодействия распространению терроризма и экстремизма и заканчивая борьбой с этими явлениями, что в целом совпадает с российскими интересами в регионе и создает возможности для конструктивного диалога.

Общее восприятие меняющегося региона

В то время как британские и российские участники экспертного диалога признают экономическое и геополитическое значение Ближнего Востока и Северной Африки, а также важность обеспечения безопасности в этом регионе, они также разделяют мнение о том, что геополитика региона меняется. Региональные державы становятся все более настойчивыми. Они считают, что эпоха господства великих держав закончилась, и что они намерены принимать собственные решения относительно будущего региона. Эти государства, похоже, больше не видят необходимости присоединяться ни к Востоку, ни к Западу и проводят собственную внешнюю политику. Реальные или воображаемые внешние инструменты влияния, которые Лондон или Москва имели в прошлом, стали более ограничены. Бывшие соперники разговаривают друг с другом, если не решая, то хотя бы подводя итоги региональных споров, создавая новые союзы и принимая новые реалии.

Однако внешние силы не исчезают полностью, и мы существенно расходимся во мнениях относительно видения дальнейшего присутствия США, а также интересов и роли Китая в регионе. КНР рассматривается Россией в качестве ключевого глобального стратегического партнера. Российские коллеги отмечают, что Москва приветствует растущую вовлеченность Пекина в дела БВСА. Британские коллеги, в свою очередь, не отрицают ценности Китая для будущих экономик региона, однако они не считают китайскую систему управления той моделью, которою можно взять за основу странам региона.

Лондон и Москва считают, что Вашингтон стремится уменьшить свое присутствие в регионе и что он может отходить от задач демократизации и смены режимов, которые реализовывали его предыдущие администрации. В этой связи у Великобритании возникает необходимость пересмотра своей роли в регионе вне зависимости от того, как у нее складываются отношения с США. Между тем российские коллеги считают, что сохранение американского присутствия на Ближнем Востоке и в Северной Африке в основном направлено на противодействие российскому и китайскому влиянию в регионе, и назвали ответ на эту угрозу ключевым фактором политики Москвы в БВСА. Например, российская сторона обеспокоена военным присутствием США в Сирии, которое считает незаконным, и полагает, что Запад ведет в регионе кампанию по подрыву репутации российской вакцины от COVID-19 Спутник V.

На пути к определению сфер сотрудничества

Тем не менее есть проблемы, по которым обе стороны могут достичь согласия. Участники диалога считают, что Великобритания и Россия в равной степени заинтересованы в возобновлении ядерной сделки с Ираном, которая рассматривается ими в качестве ключевого инструмента ограничения распространения ядерного оружия в регионе. Они также считают любые инициативы внутрирегионального диалога, в том числе между давними соперниками — Ираном и Саудовской Аравией, достойными поощрения и поддержки. Есть множество точек соприкосновения в отношении израильско-палестинского конфликта и «Соглашений Авраама». Великобритания и Россия поддерживают нормализацию отношений между Израилем и арабскими странами, считая, что урегулирование конфликта при этом остается жизненно важной необходимостью для стабилизации ситуации в регионе. В частности, коллеги из Великобритании, полагают, что при отсутствии прогресса в деле разрешения конфликта, внутренняя политика Израиля будет все больше заставлять Великобританию и другие западные страны принимать трудные решения.

Кроме того, британские и российские эксперты едины в своих оценках о том, что регион Леванта (в частности, Сирия, Ирак и Ливан) представляет собой серьезный источник нестабильности — как для БВСА, так и для всего мира в целом. Они признают свои значительные разногласия по некоторым вопросам, связанным с Сирией, а именно — по возвращению беженцев, гуманитарной ситуации и поддержке восстановления в районах, находящихся под контролем Дамаска. Но они также согласны с тем, что только международный и региональный диалог может привести к решению этих проблем.

Россия считает себя одним из основных игроков в сфере дипломатии и безопасности в регионе, который может сыграть решающую роль в качестве посредника в разрешении региональных конфликтов, и она заинтересована в сотрудничестве с Великобританией везде, где это только возможно. Между тем Великобритания также считает себя приверженной поддержке стабилизации ситуации в регионе БВСА и признает, что Москва может иметь рычаги воздействия там, где их нет у Лондона и его союзников — государств Запада.

Чтобы найти способы преодоления разногласий и определения областей, в которых Великобритания и Россия действительно могут сотрудничать, жизненно важен диалог на экспертном и правительственном уровне. Такой диалог позволит уменьшить ошибочные представления о политике друг друга и укрепить взаимопонимание.


Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 3.86)
 (7 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся