В ночь с 15 на 16 декабря 2015 г. ведущие представители Конгресса США достигли договоренности по законопроекту, направленному на снятие запрета на экспорт нефти, существующего с 1975 г. Законодательная инициатива должна еще пройти процесс принятия в Палате представителей и Сенате США, после чего президенту страны предстоит придать документу силу закона. Учитывая, что законопроект — продукт сотрудничества обеих политических партий, президент Б. Обама вряд ли использует право вето.
В ночь с 15 на 16 декабря 2015 г. ведущие представители Конгресса США достигли договоренности по законопроекту, направленному на снятие запрета на экспорт нефти, существующего с 1975 г. Законодательная инициатива должна еще пройти процесс принятия в Палате представителей и Сенате США, после чего президенту страны предстоит придать документу силу закона. Учитывая, что законопроект — продукт сотрудничества обеих политических партий, президент Б. Обама вряд ли использует право вето — маловероятно, что незадолго до президентских выборов он поставит нового кандидата от Демократической партии под удар своей непреклонной позицией и, по всей видимости, он решится на принятие закона.
Содержание законопроекта заслуживает внимания, так как взамен на согласие демократов поддержать снятие запрета на экспорт нефти, представители Республиканской партии согласились на продление налоговых льгот для ветряной и солнечной энергетики, продление срока действий фонда по охране окружающей среды и отказались от обструкционистского подхода в отношении экологических инициатив президета Б. Обамы. Благодаря связке продвижения возобновляемых источников энергии на территории США и разрешения экспорта за рубеж был заключен взаимовыгодный пакт, который удовлетворяет все основные политические силы США.
Запрет во имя государственной безопасности
История запрета на экспорт нефти восходит еще к 1950-м гг., когда доминирующая роль США в нефтяной отрасли не подвергалась сомнению. Уже тогда администрация Д. Эйзенхауэра ввела ограничения по импорту в отношении Венесуэлы и ближневосточных государств, ссылаясь на соображения государственной безопасности. На самом деле в этих странах себестоимость добычи была ниже американской, поэтому ограничительные меры были нужны для защиты интересов нефтедобывающих компаний. Благодаря этим мерам США смогли в 1960-е гг. нарастить объем добычи на 2,5 млн баррелей нефти в день и достичь исторического пика добычи в 1970 г., когда среднегодовой объем добычи достиг 11,3 млн баррелей в день.
Нефтяной кризис 1973 г. и последовавшее за ним резкое повышение цен на нефть в мире привели к тому, что в 1974 г. глобальные цены на нефть были в среднем на 5 долларов выше, чем американские. Чтобы ограничить вывоз американской нефти и природного газа за рубеж, президент Дж. Форд в декабре 1975 г. подписал Закон об энергетической политике и энергосбережении. Именно в нем содержится запрет на экспорт нефти, который, однако, не носит всеобъемлющего характера. По решению президента США, тому или иному государству может быть предоставлено исключение из-под общих правил — например, своему северному соседу, Канаде, американские компании поставляют 400 000 баррелей нефти в день.
Помимо поставок американской нефти в Канаду администрация Б. Обамы предприняла несколько шагов по либерализации экспортных правил. Еще в 2014 г. был дан зеленый свет экспорту конденсатов — легких фракций нефти, а в августе 2015г. Бюро промышленности и безопасности США разрешило поставки легкой нефти в Мексику взамен на тяжелые мексиканские сорта.
Реагируя на опасения ряда нефтеперерабатывающих концернов, пригрозивших ростом цен на горючее в случае принятия утвердительного решения по снятию экспорта, законопроект наделяет президента рядом чрезвычайных полномочий — если цены на бензин достигнут слишком высокой отметки, президент будет иметь право ограничить экспорт нефти, в том числе в случае недостаточного покрытия национального потребления.
В СМИ часто приводится мнение, что решение отменить запрет на экспорт нефти повлечет за собой немедленные преобразования на рынке. Существует и противоположная точка зрения — глава ОПЕК Абдалла аль-Бадри заявил, что снятие запрета окажет «нулевое» воздействие на мировые рынки. На самом деле, истина находится где-то посередине, так как в краткосрочной перспективе изменения будут минимальными — самым заметным будет сближение нефтяных котировок WTI и Brent. В прошлом котировки WTI зачастую отличались от европейского Brent на 10 долларов и более, так как запрет на экспорт нефти периодически приводил к перепроизводству на домашнем рынке ввиду невозможности переработать нефть.
Препятствия на пути
США еще не в полной мере готовы к тому, чтобы стать крупным экспортером нефти. Основная нефтяная инфраструктура находится на северном побережье Мексиканского залива, в штатах Техас и Луизиана, однако прирост добычи происходит благодаря нефтяным объектам в центральной части страны — например, месторождение Баккен находится в Северной Дакоте, откуда нефть придется транспортировать до побережья. Находящиеся на северном побереже Мексиканского залива нефтеперерабатывающие заводы, в основном, предназначены для переработки тяжелых сортов нефти из Венесуэлы, Мексики и Ближнего Востока. При сохранении нынешней динамики развития объемы добычи нефти в США в течение ближайших лет превзойдут перерабатывающие мощности страны, которые даже не заточены под легкие сорта нефти (их переработка чревата технологическими ограничениями). К тому же маловероятно, что страны Европы и Азии, имеющие свою нефтяную инфраструктуру, заинтересованы в американских нефтяных продуктах.
Что же касается самой нефти, предполагается, что после снятия запрета на экспорт США смогут к 2020 г. довести объем поставок за рубеж до 1,5 млн баррелей в день. Треть этого объема и в будущем будет приходиться на экспорт в Канаду, поэтому дополнительно США смогут экспортировать около одного млн баррелей в день. По мнению большинства американских экспертных организаций, это повлечет за собой падение глобальных цен на нефть на 1,7-3 долл. за баррель.
Отдельно стоит отметить, что данный прогноз исходит из постепенного возвращения к докризисным ценам на нефть, что вполне может не совпадать с представлениями других нефтедобывающих государств, среди прочих, и Саудовской Аравии. При сохранении нынешнего уровня цен на нефть влияние снятия запрета на экспорт будет минимальным и объемы поставляемой за рубеж американской нефти будут маргинальны. Уровень рентабельности сланцевых месторождений в США существенно выше, чем у конвенциональных залежей в Саудовской Аравии или России. Даже у таких эталонных месторождений, как Eagle Ford (50 долл. за баррель) и Bakken (65 долл. за баррель), показатель рентабельности ниже средней цены на нефть за последние пять месяцев.
В целом движение в сторону снятия запрета на экспорт американской нефти следует трактовать как стремление американской стороны обеспечить себе пространство для маневра, в зависимости от развития событий на глобальном рынке. Саудовская Аравия, Иран и другие нефтедобывающие государства мира не собираются снижать объем добычи, стремясь избежать потери удельного веса на рынке или, наоборот, укрепить свои позиции, поэтому ожидать стремительного роста цен и, как косвенное следствие, нефтяной экспансии Соединенных Штатов при прочих равных условиях не стоит. США будут лишь постепенно наращивать объемы экспорта, в первую очередь, в направлении таких восточно-азиатских стран, как Япония, и впредь также будут импортировать тяжелые сорта нефти из Латинской Америки и Ближнего Востока для покрытия своих нужд.