Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Иван Тимофеев

К.полит.н., программный директор РСМД, член РСМД

Августовский кризис в Белоруссии вернул на повестку дня вопрос о западных санкциях. Угрозы ограничительных мер на фоне массовых протестов после президентских выборов 9 августа произносили как в Брюсселе, так и в Вашингтоне. Правовые механизмы для использования подобных мер существуют уже давно. С учетом изменившейся ситуации властям США и ЕС не потребуется изобретать велосипед. Они могут просто снова расширить списки или отменить исключения, используя уже действующие механизмы.

События августа США и ЕС не могут оставить без последствий. Смена режима в пользу оппозиции была бы для них оптимальным сценарием. Но у действующего президента остаются высокие шансы взять ситуацию под контроль. Поэтому экономическая блокада или изоляция Белоруссии для Запада будет означать обнуление курса последних лет и утрату инициативы в пользу соперников на Востоке. Если ситуация в стране не перерастет в открытый и кровавый гражданский конфликт, санкции Запада ограничатся лишь точечным расширением списка заблокированных лиц.

В то же время США и ЕС вполне могут отыграться на Москве. Если Россия в той или иной форме задействует силовой ресурс в отношении протестов, санкции против России с большой вероятностью последуют незамедлительно.

Августовский кризис в Белоруссии вернул на повестку дня вопрос о западных санкциях. Угрозы ограничительных мер на фоне массовых протестов после президентских выборов 9 августа произносили как в Брюсселе, так и в Вашингтоне. Правовые механизмы для использования подобных мер существуют уже давно.

Американский режим базируется на исполнительном указе 13405 от 2006 года. То решение было принято после президентских выборов в Белоруссии в связи с подрывом демократии, нарушением прав человека, коррупцией и репрессиями. Под санкции попало десять белорусских должностных лиц и ряд крупных предприятий (в настоящее время в черном списке числится 12 компаний). Европейский союз вводил свои ограничения по аналогичным причинам еще с 2004 года, хотя отдельные меры, такие как снижение уровня партнерства или временные визовые ограничения, применялись и раньше. Механизм санкций ЕС против Белоруссии оформился к 2012 году в виде решения Совета ЕС 2012/642/CFSP. Вводились ограничения на поставки спецтехники для силовых структур, а также блокирующие и визовые санкции против лиц и организаций, причастных (по мнению ЕС) к нарушениям прав человека. Список был намного внушительнее американского. В то время в нем оказалось 243 человека (включая Александра Лукашенко) и 32 предприятия.

Впоследствии санкции против Белоруссии постепенно уменьшались в масштабах. И США, и ЕС сохранили правовой механизм, регулярно продлевая его действие. Однако черные списки радикально сократились. В списках ЕС уже к 2016 году осталось лишь четыре человека. В американском списке — Specially Designated Nationals (SDN) не числятся белорусские чиновники. А в отношении большинства остающихся в нем компаний действует генеральная лицензия Минфина США. Она подразумевает исключения и разрешает ведение бизнеса с компаниями под санкциями, хотя и требует отдельной отчетности по сделкам. Последняя редакция генлицензии выпущена в октябре 2019 года на два года — это весьма длительный срок для подобных документов.

С учетом изменившейся ситуации властям США и ЕС не потребуется изобретать велосипед. Они могут просто снова расширить списки или отменить исключения, используя уже действующие механизмы.

Несмотря на грозную риторику, Вашингтон и Брюссель пока избегают решительных действий. В последние годы наметилось потепление отношений с белорусским лидером. Запад условно закрывал глаза на историю с правами человека, по всей видимости, рассчитывая на дистанцирование Минска от Москвы. Рост давления означал бы более тесную интеграцию с Россией. На горизонте также появился и другой влиятельный игрок — Китай. События августа США и ЕС не могут оставить без последствий. Смена режима в пользу оппозиции была бы для них оптимальным сценарием. Но у действующего президента остаются высокие шансы взять ситуацию под контроль. Поэтому экономическая блокада или изоляция Белоруссии для Запада будет означать обнуление курса последних лет и утрату инициативы в пользу соперников на Востоке. Если ситуация в стране не перерастет в открытый и кровавый гражданский конфликт, санкции Запада ограничатся лишь точечным расширением списка заблокированных лиц.

США и ЕС вполне могут отыграться на Москве. Если Россия в той или иной форме задействует силовой ресурс в отношении протестов, санкции против России с большой вероятностью последуют незамедлительно.

Западные лидеры пока не высказываются на этот счет, но соблазн выплеснуть фрустрацию на Москву будет большим. Здесь неопределенность гораздо выше, чем в отношении Белоруссии. Скорее всего, речь пойдет о новых режимах ограничений. Кремль будет «назначен» виновным, а «ястребы» получат карт-бланш под лозунгами «не допустим 1968 год!». Для русофобов это будет настоящий подарок. Судя по всему, в Москве это хорошо понимают и с резкими движениями тоже не спешат. Тем более что с Белоруссией у России свои отношения и богатый арсенал взаимного влияния.

Впервые опубликовано в Коммерсанте.

Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей

Текущий опрос

Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов

Прошедший опрос

  1. Как вы оцениваете угрозу от нового коронавируса и реакцию на него?
    Реакция на коронавирус гипертрофирована и представляется более опасной, чем сам вирус  
     369 (43%)
    В мире всё ещё недооценивается угроза вируса — этим и объясняется пандемический характер распространения заболевания  
     277 (32%)
    Реакция на коронавирус адекватна угрозе, представляемой пандемией COVID-19  
     211 (25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся