Второй срок Х. Роухани на посту президента Ирана будет не менее сложным, и ему придется решать много задач как во внутренней, так и во внешней политике, противостоя различным вызовам. Во многом успех его деятельности на международной арене будет зависеть от реакции в мире и регионе. Предвыборная кампания показала лицо нового Х. Роухани, более твердого, более решительного, готового жестко отстаивать свою позицию, сохраняя при этом талант «шейха дипломатии».
Упрочение отношений с исламским миром будет оставаться приоритетом международной деятельности Х. Роухани. Очевидно, что и на других направлениях правительство продолжит курс, проводимый в последние четыре года. Иран будет добиваться полного выполнения обязательств по СВПД, однако в случае нарушений соглашения реакция Ирана будет жесткой. Сегодня Х. Роухани проявляет большую осторожность и осознает важность поддержки аятоллы для контактов с Западом. Нет сомнений, что правительство будет способствовать реализации всех договоренностей с Россией, достигнутых в ходе визита Х. Роухани в Москву в конце марта 2017 г.
Оценивая итоги выборов и первые программные заявления Х. Роухани, аналитики в Иране отмечают, что второй срок президента будет не менее сложным и ему придется решать много задач как во внутренней, так и во внешней политике, устраняя многочисленные препятствия и противостоя различным вызовам. Чтобы избежать противодействия внутри страны, Х. Роухани придется проводить прагматическую политику, при этом сохраняя иранский менталитет, и добиваться поддержки духовного лидера. Во многом успех его деятельности на международной арене будет зависеть от реакции в мире и регионе. Однако предвыборная кампания показала лицо нового Х. Роухани, более твердого, более решительного, готового жестко отстаивать свою позицию, сохраняя при этом талант «шейха дипломатии».
Лозунг тех, кто голосовал за Х. Роухани, — «мы не хотим вернуться в прошлое». Поддержка населением президента — свидетельство стремления большинства иранцев к либерализации экономической и социально-политической сферы, получению свободного доступа к инновациям и большей открытости Ирана.
Х. Роухани как представитель сил умеренного и реформаторского спектра за прошедшие четыре года сумел вывести Иран из международной изоляции, договориться с международным сообществом по ядерной проблематике и положил начало снятию санкций. Это позволило ему приостановить экономический спад, снизить инфляцию и даже добиться экономического роста. Однако его правительству не удалось решить проблему безработицы, достойно поддержать низшие слои общества, остановить снижение уровня жизни и рост бедности.
Оппоненты Х. Роухани из консервативного лагеря связали его экономические неудачи с излишней опорой на внешние силы, в частности на страны Запада, и потребовали вернуться к более жесткой позиции во внешнеполитической сфере, опираться исключительно на исламские и революционные ценности, ограничить распространение элементов «западного образа жизни» и «западной культуры» в иранском обществе. Нет сомнений в том, что консерваторы будут, как и прежде, прилагать значительные усилия, чтобы воспрепятствовать осуществлению программы реформ, представленных президентом. Уже сейчас появилась информация о попытках его оппонентов сформировать теневой кабинет. Деятельность правительства будут осложнять многочисленные структуры в сложной системе государственного устройства ИРИ, находящиеся под контролем консерваторов. Немалую роль в поддержке или блокировании политики президента будут играть и религиозные институты.
В ходе предвыборной кампании Х. Роухани сосредоточил основное внимание на экономических проблемах. В обнародованной за несколько дней до голосования новой программе президента «Вновь Иран. Свобода, безопасность, спокойствие и прогресс» была представлена программа реформирования экономики. В ней Х. Роухани отмечает необходимость создания 950 тыс. новых рабочих мест в год, решения вопроса занятости молодежи, борьбы с коррупцией, большего развития частного сектора, ограничения деятельности многочисленных экономических структур «неподвластных» правительству. Он также заявляет о необходимости развития внутренних производственных мощностей и готовности обеспечить прирост ненефтяного экспорта на 25% в год. Привлечение капиталовложений и рост новых производств помогут решить проблемы занятости населения.
Второй важный аспект деятельности будущего правительства — достижение большей открытости в социально-политической и культурной сфере. Х. Роухани обещает добиваться обеспечения гражданских прав и свобод, широкого участия этнических и религиозных меньшинств в общественной и политической жизни, снятия некоторых ограничений в культурной сфере, решения гендерных проблем. Особое внимание должно уделяться молодежи, которая внесла значимый вклад в предвыборную кампанию и поддержала Х. Роухани.
В своей программе и заявлениях, сделанных после выборов, Х. Роухани обозначил направления внешней политики, в основу которой будут положены принципы умеренности и разумности. Упрочение отношений с исламским миром будет оставаться приоритетом международной деятельности. Очевидно, что и на других направлениях правительство продолжит курс, проводимый в последние четыре года. Х. Роухани акцентировал необходимость развития отношений со всеми странами на основе взаимного уважения и учета национальных интересов и продолжение линии Совместного всеобъемлющего плана действий. Считая это соглашение основным достижением своего первого президентского срока, он заявил, что Иран останется верен всем взятым на себя обязательствам и будет добиваться полного выполнения обязательств со стороны группы шести государств. Однако в случае нарушения соглашения противоположной стороной реакция Ирана будет жесткой. Х. Роухани поставил задачу постепенного снятия санкций, не связанных непосредственно с ядерной программой, но увязал ее решение с получением одобрения духовного лидера. Переговоры правительства с ЕС и США в предыдущие годы вызывали много нареканий в обществе. Очевидно, сегодня «шейх дипломатии» проявляет большую осторожность и осознает важность поддержки сверху для контактов с Западом. Он подчеркивает необходимость развития с западными странами торговых связей и привлечения их капиталовложений для хозяйственного развития.
В вопросе сирийского урегулирования Х. Роухани считает основным путем не военный, а политический и приветствует усилия сирийского правительства и Турции, отмечает опыт взаимодействия с Россией.
Хотя тема отношений Ирана с Россией отдельно не поднималась в программных заявлениях президента, нет сомнений, что правительство будет способствовать реализации всех договоренностей, достигнутых в ходе визита Х. Роухани в Москву в конце марта 2017 г. Иран проявил интерес к осуществлению совместных экономических проектов, один из которых — транспортный коридор Север–Юг, и об этом президент также упомянул, говоря о развитии трехстороннего формата Иран–Россия–Азербайджан. Визит секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана адмирала Шамхани в Россию, его переговоры с Н. Патрушевым и участие 23 мая 2017 г. в заседании представителей стран-членов антитеррористической коалиции можно рассматривать как подтверждение линии Тегерана на укрепление взаимодействия с Москвой. Это ответ экспертам, которые неоднократно накануне выборов заявляли, что в интересах России — избрание консервативно настроенного кандидата, политика которого будет направлена на разжигание антизападных настроений и противодействие политике США по всем направлениям.