Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Елена Дунаева

К.и.н., ст.н.с. Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока ИВ РАН, доцент МГИМО (У) МИД России, эксперт РСМД

Второй срок Х. Роухани на посту президента Ирана будет не менее сложным, и ему придется решать много задач как во внутренней, так и во внешней политике, противостоя различным вызовам. Во многом успех его деятельности на международной арене будет зависеть от реакции в мире и регионе. Предвыборная кампания показала лицо нового Х. Роухани, более твердого, более решительного, готового жестко отстаивать свою позицию, сохраняя при этом талант «шейха дипломатии».

Упрочение отношений с исламским миром будет оставаться приоритетом международной деятельности Х. Роухани. Очевидно, что и на других направлениях правительство продолжит курс, проводимый в последние четыре года. Иран будет добиваться полного выполнения обязательств по СВПД, однако в случае нарушений соглашения реакция Ирана будет жесткой. Сегодня Х. Роухани проявляет большую осторожность и осознает важность поддержки аятоллы для контактов с Западом. Нет сомнений, что правительство будет способствовать реализации всех договоренностей с Россией, достигнутых в ходе визита Х. Роухани в Москву в конце марта 2017 г.


Оценивая итоги выборов и первые программные заявления Х. Роухани, аналитики в Иране отмечают, что второй срок президента будет не менее сложным и ему придется решать много задач как во внутренней, так и во внешней политике, устраняя многочисленные препятствия и противостоя различным вызовам. Чтобы избежать противодействия внутри страны, Х. Роухани придется проводить прагматическую политику, при этом сохраняя иранский менталитет, и добиваться поддержки духовного лидера. Во многом успех его деятельности на международной арене будет зависеть от реакции в мире и регионе. Однако предвыборная кампания показала лицо нового Х. Роухани, более твердого, более решительного, готового жестко отстаивать свою позицию, сохраняя при этом талант «шейха дипломатии».

Предвыборная кампания показала лицо нового Х. Роухани, более твердого, более решительного, готового жестко отстаивать свою позицию, сохраняя при этом талант «шейха дипломатии».

Лозунг тех, кто голосовал за Х. Роухани, — «мы не хотим вернуться в прошлое». Поддержка населением президента — свидетельство стремления большинства иранцев к либерализации экономической и социально-политической сферы, получению свободного доступа к инновациям и большей открытости Ирана.

Х. Роухани как представитель сил умеренного и реформаторского спектра за прошедшие четыре года сумел вывести Иран из международной изоляции, договориться с международным сообществом по ядерной проблематике и положил начало снятию санкций. Это позволило ему приостановить экономический спад, снизить инфляцию и даже добиться экономического роста. Однако его правительству не удалось решить проблему безработицы, достойно поддержать низшие слои общества, остановить снижение уровня жизни и рост бедности.

Оппоненты Х. Роухани из консервативного лагеря связали его экономические неудачи с излишней опорой на внешние силы, в частности на страны Запада, и потребовали вернуться к более жесткой позиции во внешнеполитической сфере, опираться исключительно на исламские и революционные ценности, ограничить распространение элементов «западного образа жизни» и «западной культуры» в иранском обществе. Нет сомнений в том, что консерваторы будут, как и прежде, прилагать значительные усилия, чтобы воспрепятствовать осуществлению программы реформ, представленных президентом. Уже сейчас появилась информация о попытках его оппонентов сформировать теневой кабинет. Деятельность правительства будут осложнять многочисленные структуры в сложной системе государственного устройства ИРИ, находящиеся под контролем консерваторов. Немалую роль в поддержке или блокировании политики президента будут играть и религиозные институты.

Сегодня «шейх дипломатии» проявляет большую осторожность и осознает важность поддержки сверху для контактов с Западом.

В ходе предвыборной кампании Х. Роухани сосредоточил основное внимание на экономических проблемах. В обнародованной за несколько дней до голосования новой программе президента «Вновь Иран. Свобода, безопасность, спокойствие и прогресс» была представлена программа реформирования экономики. В ней Х. Роухани отмечает необходимость создания 950 тыс. новых рабочих мест в год, решения вопроса занятости молодежи, борьбы с коррупцией, большего развития частного сектора, ограничения деятельности многочисленных экономических структур «неподвластных» правительству. Он также заявляет о необходимости развития внутренних производственных мощностей и готовности обеспечить прирост ненефтяного экспорта на 25% в год. Привлечение капиталовложений и рост новых производств помогут решить проблемы занятости населения.

Второй важный аспект деятельности будущего правительства — достижение большей открытости в социально-политической и культурной сфере. Х. Роухани обещает добиваться обеспечения гражданских прав и свобод, широкого участия этнических и религиозных меньшинств в общественной и политической жизни, снятия некоторых ограничений в культурной сфере, решения гендерных проблем. Особое внимание должно уделяться молодежи, которая внесла значимый вклад в предвыборную кампанию и поддержала Х. Роухани.

В своей программе и заявлениях, сделанных после выборов, Х. Роухани обозначил направления внешней политики, в основу которой будут положены принципы умеренности и разумности. Упрочение отношений с исламским миром будет оставаться приоритетом международной деятельности. Очевидно, что и на других направлениях правительство продолжит курс, проводимый в последние четыре года. Х. Роухани акцентировал необходимость развития отношений со всеми странами на основе взаимного уважения и учета национальных интересов и продолжение линии Совместного всеобъемлющего плана действий. Считая это соглашение основным достижением своего первого президентского срока, он заявил, что Иран останется верен всем взятым на себя обязательствам и будет добиваться полного выполнения обязательств со стороны группы шести государств. Однако в случае нарушения соглашения противоположной стороной реакция Ирана будет жесткой. Х. Роухани поставил задачу постепенного снятия санкций, не связанных непосредственно с ядерной программой, но увязал ее решение с получением одобрения духовного лидера. Переговоры правительства с ЕС и США в предыдущие годы вызывали много нареканий в обществе. Очевидно, сегодня «шейх дипломатии» проявляет большую осторожность и осознает важность поддержки сверху для контактов с Западом. Он подчеркивает необходимость развития с западными странами торговых связей и привлечения их капиталовложений для хозяйственного развития.

В вопросе сирийского урегулирования Х. Роухани считает основным путем не военный, а политический и приветствует усилия сирийского правительства и Турции, отмечает опыт взаимодействия с Россией.

Хотя тема отношений Ирана с Россией отдельно не поднималась в программных заявлениях президента, нет сомнений, что правительство будет способствовать реализации всех договоренностей, достигнутых в ходе визита Х. Роухани в Москву в конце марта 2017 г. Иран проявил интерес к осуществлению совместных экономических проектов, один из которых — транспортный коридор Север–Юг, и об этом президент также упомянул, говоря о развитии трехстороннего формата Иран–Россия–Азербайджан. Визит секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана адмирала Шамхани в Россию, его переговоры с Н. Патрушевым и участие 23 мая 2017 г. в заседании представителей стран-членов антитеррористической коалиции можно рассматривать как подтверждение линии Тегерана на укрепление взаимодействия с Москвой. Это ответ экспертам, которые неоднократно накануне выборов заявляли, что в интересах России — избрание консервативно настроенного кандидата, политика которого будет направлена на разжигание антизападных настроений и противодействие политике США по всем направлениям.


Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие глобальные угрозы, по вашему мнению, представляют наибольшую опасность для человечества в ближайшие 20 лет? Укажите не более 5 вариантов.

    Загрязнение окружающей среды  
     474 (59.03%)
    Терроризм и экстремизм  
     390 (48.57%)
    Неравномерность мирового экономического развития  
     337 (41.97%)
    Глобальный системный кризис  
     334 (41.59%)
    Гонка вооружений  
     308 (38.36%)
    Бедность и голод  
     272 (33.87%)
    Изменение климата  
     251 (31.26%)
    Мировая война  
     219 (27.27%)
    Исчерпание природных ресурсов  
     212 (26.40%)
    Деградация человека как биологического вида  
     182 (22.67%)
    Эпидемии  
     158 (19.68%)
    Кибератаки на критическую инфраструктуру  
     152 (18.93%)
    Недружественный искусственный интеллект  
     74 (9.22%)
    Падение астероида  
     17 (2.12%)
    Враждебные инопланетяне  
     16 (1.99%)
    Другое (в комментариях)  
     10 (1.25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся