Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Илья Крамник

Научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН, эксперт РСМД

Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный (НИТКА),– построенный в СССР на рубеже 1970-80-х годов вблизи города Саки в Крыму, судя по всему, доживает свои последние годы. Колебания украинского руководства в вопросах военно-технического сотрудничества привели к тому, что Россия, являющаяся основным пользователем НИТКА, начала строить собственный объект подобного назначения. Таким же образом поступили и остальные страны, получившие в свое распоряжение авианесущие корабли советской постройки, – Индия и Китай.

Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный (НИТКА),– построенный в СССР на рубеже 1970-80-х годов вблизи города Саки в Крыму, судя по всему, доживает свои последние годы. Колебания украинского руководства в вопросах военно-технического сотрудничества привели к тому, что Россия, являющаяся основным пользователем НИТКА, начала строить собственный объект подобного назначения. Таким же образом поступили и остальные страны, получившие в свое распоряжение авианесущие корабли советской постройки, – Индия и Китай.

Спор славян между собою

Комплекс НИТКА был введен в строй 30 лет назад: в августе 1982 года с построенного трамплина впервые взлетел Т-10К – прототип палубного истребителя Су-27К, запущенного затем в серию как Су-33. До конца 1980-х годов на комплексе проводилось немало интересных экспериментов, включая испытания первых советских паровых катапульт, которые должны были появиться на атомном авианесущем крейсере «Ульяновск», заложенном в 1988 году, но так и не достроенном. После 1991 года испытания новой техники на НИТКА практически прекратились, но полеты палубных самолетов продолжались. Каждый год российские самолеты Су-25УТГ и Су-33 на полтора-два месяца прибывали в Крым для тренировок. Ситуация начала меняться с приходом к власти Виктора Ющенко, который взял курс на сворачивание сотрудничества с Россией. Очередная серия учебных полетов, запланированная на сентябрь 2008 года, была сорвана после того, как 9 августа 2008 года МИД Украины заявил о нецелесообразности тренировок российской палубной авиации в Крыму в связи с использованием Черноморского флота ВМФ России в боевых действиях против Грузии. Российские летчики, уже прибывшие на аэродром Остров под Псковом в ожидании разрешения на перелет в Крым, были вынуждены вернуться на свою авиабазу Североморск-3 под Мурманском, несмотря на то, что «учебный сезон» 2008 года уже был оплачен.

Фото: crimso.msk.ru
Су-27КУБ взлетает с трамплина полигона
НИТКА

Тренировки в Крыму возобновились в 2010 году, однако к этому моменту руководство России уже приняло решение о строительстве собственного комплекса. В прессе сообщалось о различных вариантах его размещения, предполагалось, что он будет находиться в Архангельске или на Дальнем Востоке, пока наконец не стало известно о строительстве объекта в Ейске, на побережье Азовского моря.

Сообщения о строительстве комплекса в Ейске поступили в 2011 году, весной 2012-го появились фотографии, свидетельствующие о монтаже на взлетно-посадочной полосе конструкций трамплина, а осенью 2012 года на аэродроме началась установка блока аэрофинишеров – тросов, предназначенных для торможения самолета после посадки на палубу. Считается, что полеты палубной авиации с нового комплекса начнутся уже в 2013 году, а его окончательная сдача в эксплуатацию намечена на 2015 год.

Фото: russianplanes.net / Ейский Ят
Монтаж комплекса НИТКА в Ейске

Строительство собственного объекта подобного рода стоимостью в миллиарды рублей свидетельствует, среди прочего, о понимании российским военным руководством роли палубной авиации и необходимости поддержания накопленного потенциала. В частности, это позволяет сделать выводы о готовности Минобороны России возобновить строительство авианесущих кораблей. Ведь для одного «Адмирала Кузнецова», срок службы которого истекает в следующем десятилетии, создание подобного объекта было бы явно избыточным.

Дополнительным стимулом к постройке собственного комплекса стала легкость доступа к крымскому объекту НИТКА зарубежных специалистов, прежде всего, китайских, с которыми Украина охотно делилась информацией и образцами оборудования. Понятно, что нельзя запретить Украине распоряжаться ее собственностью, полученной в ходе раздела Черноморского флота и другого военного наследства СССР, но мириться с риском утечки уже собственно российских секретов было неразумно.

Китай: изучить и воспроизвести

Китай был реальным претендентом на использование комплекса НИТКА, однако сотрудничество с КНР оказалось совсем не таким, каким его видели с украинской стороны. Китай интересовала, прежде всего, организация подобного объекта и оборудование, необходимое для развития собственной палубной авиации.

Китай был еще одним реальным претендентом на использование комплекса НИТКА, однако сотрудничество с КНР оказалось совсем не таким, каким его видели с украинской стороны. Китай интересовала, прежде всего, организация подобного объекта и оборудование, необходимое для развития собственной палубной авиации. Наиболее ценными образцами, которые КНР удалось получить на Украине, стал нелетающий экземпляр Т-10К, некогда использовавшийся на объекте НИТКА, а также некоторые детали оборудования аэрофинишеров из ремонтного комплекта. Кроме того, китайские специалисты получили возможность подробно осмотреть действующие финишеры самого комплекса. Следует отметить, что тщательный подход к изучению иностранных образцов вообще характерен для авианосной программы Китая. Первым объектом подобного рода, попавшим в руки китайских специалистов, стал списанный австралийский легкий авианосец «Мельбурн». Этот корабль построили в Великобритании в 1943-45 годах, и тогда он носил название «Маджестик». В связи с окончанием Второй мировой войны авианосец был сразу же законсервирован у достроечной стенки. Его ввели в строй лишь в 1955 году и передали Австралии, где корабль и переименовали в «Мельбурн». В 1982 году на волне сокращения военных расходов Австралия решила отказаться от содержания авианосца. В 1985 году списанный «Мельбурн» был продан на слом Китаю за 1,4 миллиона австралийских долларов. С корабля демонтировали все радиоэлектронное оборудование, но паровая катапульта, аэрофинишеры и оптическая система привода на посадку остались на месте. Разборка на металл продолжалась много лет. По некоторым данным, окончательно «Мельбурн» разобрали лишь в 2002 году, когда в КНР уже прибыл купленный на Украине «Варяг».

Фото: www.fyjs.cn
Полномасштабная бетонная модель
авианосца со взлетно-посадочной полосой
и башней управления возведена недалеко
от города Ухань в провинции Хубэй
Даже если индийские пилоты и начнут обучение в Крыму, долгим этот процесс не будет. Еще в феврале 2012 стало известно о строительстве в Индии объекта SBTF - Shore-Based Test Facility. Новый комплекс, возводимый в штате Гоа, является прямым аналогом НИТКА.

Таким образом, знакомство с «живым», пусть и списанным авианосцем, а также многолетнее изучение комплекса НИТКА и полученное с него оборудование во многом подготовили КНР к созданию собственной инфраструктуры обеспечения палубной авиации и созданию авианосного флота. Реконструкцией «Варяга», введенного в строй в сентябре 2012 года под именем «Ляонин», китайские специалисты занимались, уже зная, что именно они хотят получить на выходе.

В 2000-х годах в КНР началось строительство двух учебных центров для подготовки кадров авианосного флота. Наиболее известный объект, воспроизводящий очертания палубы и надстройки авианосца, находится в городе Ухань (провинция Хубэй). Однако высказывавшиеся в российской прессе предположения о том, что он предназначен для подготовки летчиков палубной авиации, неверны. Задачей этого комплекса является подготовка экипажа собственно авианосца, прежде всего, технических специалистов авиакрыла.

Тренировку палубной авиации планируется осуществлять на другом объекте, построенном на острове Хулудао в Желтом море. Строительство тренажерного комплекса с трамплином и аэрофинишером началось на этом острове в 2009 году. Созданные на основе советского Су-33 китайские истребители J-15 уже совершали полеты с нового аэродрома.

Таким образом, сегодня Китай больше не нуждается в украинском объекте – все, что можно было оттуда получить, Пекин уже получил.

Несбывшиеся индийские надежды

Фото: news.nordportal.ru
Авианосец «Викрамадитья»

Индия, которая с середины 1990-х годов вела с РФ переговоры о возможном приобретении авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» (ныне – авианосец «Викрамадитья») была еще одним потенциальным кандидатом на использование крымского объекта НИТКА. В августе 2012 года появились сообщения о том, что там планируется подготовка летчиков для авианосца «Викрамадитья», который должен быть передан Индии в 2013 году. Но даже если индийские пилоты и начнут обучение в Крыму, долгим этот процесс не будет. Еще в феврале 2012 стало известно о строительстве в Индии объекта SBTF - Shore-Based Test Facility [1]. Новый комплекс, возводимый в штате Гоа, является прямым аналогом НИТКА. Проектированием объекта занималась российская организация ОАО «Невское ПКБ», в России было произведено и соответствующее оборудование: аэрофинишеры, оптическая система привода на посадку, радиотехническое и телевизионное оборудование. Предполагается, что SBTF будет введен в строй в 2013 году. Фотографии объекта, опубликованные в сети Интернет, не противоречат этому сроку.

Фото: tarmak007.blogspot.com
Строительство на базе авиации ВМС Индии
Hansa в Гоа наземного учебно-
испытательного комплекса палубной авиации
Shore-Based Test Facility (SBTF)

Строительство индийского объекта обесценивает крымский комплекс: все страны, использующие авианесущие корабли «советской школы», получают собственную инфраструктуру подготовки пилотов и специалистов. А для подготовки палубных летчиков под авианосцы иного происхождения этот комплекс непригоден. Таким образом, к концу 2013 или в 2014 году крымский объект окончательно утратит свое значение, и перед Украиной встанет вопрос его практического использования. Логичным продолжением была бы организация на базе комплекса НИТКА музея, в создании которого могла бы принять участие и российская сторона. По крайней мере, это лучшая участь, чем растаскивание железобетонных и металлических конструкций, которое произойдет в ином случае. Что касается финансовых потерь Украины из-за прекращения аренды Россией комплекса НИТКА, то они будут заметны, хотя и не очень существенны. Арендная плата вплоть до последнего года составляла 700 тысяч долларов ежегодно, и лишь в начале 2012 года она была увеличена до двух миллионов. Репутационные потери, впрочем, куда выше: свои выводы из истории с комплексом НИТКА, скорее всего, сделали все действующие и потенциальные партнеры Украины по военно-техническому сотрудничеству.

1. BMPD, 19.02.2012: Строительство индийской НИТКА в Гоа

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся