Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 15, Рейтинг: 3.47)
 (15 голосов)
Поделиться статьей
Дмитрий Марьясис

К.э.н., руководитель отдела изучения Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН, эксперт РСМД

Без сомнения, 2022 год войдёт в историю как один из самых значимых в развитии международных отношений в XXI в. На фоне кардинально изменившего текущую повестку дня российско-украинского конфликта наметившаяся позитивная динамика в развитии отношений между Израилем и Турцией выглядит не столь значительным событием. Вместе с тем как для Восточного Средиземноморья, так и для Ближнего Востока нормализация турецко-израильских отношений может иметь существенное значение.

Если данная тенденция продлится сколь-либо значимое время, то это приведёт к определенным изменениям в системе региональных отношений. Во-первых, с учётом похожих процессов между Турцией и другими странами Ближнего Востока, а также Авраамовых соглашений, подписанных в 2020 г. Израилем, впервые можно будет говорить о принципиальном изменении в интеграционном взаимодействии всего региона как с точки зрения экономических процессов, так и с точки зрения системы безопасности и решения вопросов устойчивого развития. Во-вторых, это ухудшает геополитические позиции Ирана, противостояние с которым может стать ещё более эффективным, хотя вряд ли следует ожидать полной изоляции исламской республики, тем более в случае заключения ею второй ядерной сделки (несмотря на активные протесты Израиля). В-третьих, можно ожидать более ответственного поведения обеих стран, в частности, на сирийском направлении.

Так или иначе любая позитивная повестка на двустороннем треке оказывает позитивное воздействие не только на договаривающиеся стороны, но и на более широкий круг стран. И это, как представляется, само по себе — позитивное явление.

Без сомнения, 2022 год войдёт в историю как один из самых значимых в развитии международных отношений в XXI в. На фоне кардинально изменившего текущую повестку дня российско-украинского конфликта наметившаяся позитивная динамика в развитии отношений между Израилем и Турцией выглядит не столь значительным событием. Вместе с тем как для Восточного Средиземноморья, так и для Ближнего Востока нормализация турецко-израильских отношений может иметь существенное значение.

Попытаемся ответить на три вопроса: что привело к современному сближению двух стран; может ли текущая тенденция быть долгосрочной; какие последствия для региона будет иметь нормализация отношений между Турцией и Израилем?

Краткая историческая подоплёка [1]

Несмотря на то, что Турция была первой страной с мусульманским большинством населения, признавшей Израиль (это произошло в 1949 г.), в течение многих лет отношения между этими странами носили характер постоянных, но скрытых связей — в основном из-за боязни турков попасть под критический огонь со стороны арабских стран. При этом для Израиля Турция была интересным и важным партнёром в его стратегии формирования так называемого периферийного альянса — партнёрских отношений с неарабскими странами Ближнего Востока. События Шестидневной войны (1967 г.) и исламской революции в Иране (1979 г.) не только свели на нет само существование альянса, но и способствовали ухудшению турецко-израильских связей. С 1980 по 1991 гг. между странами существовали лишь символические дипломатические отношения.

В 1990-е гг. маятник качнулся в другую сторону. Судя по всему, в то время на первый план вышла экономическая заинтересованность обеих стран друг в друге, которая привела к вступлению в силу в 1997 г. соглашения о создании Зоны свободной торговли [2]. Однако уже в начале 2000-х гг. ситуация стала меняться. Приход к власти в Турции Партии справедливости и развития во главе с Р.Т. Эрдоганом, уделяющей большое значение исламским ценностям, что повлияло и на внешнеполитический курс страны, обозначил тренд на постепенное охлаждение двусторонних отношений, особенно в сфере общественно-политических связей. Р.Т. Эрдоган не стеснялся антиизраильской риторики, поддерживая весьма тесные связи с Хамас, считающейся в Израиле террористической организацией. Однако всё же в первом десятилетии XXI в. отношения оставались приемлемыми, особенно с учётом по-прежнему активных экономических контактов.

Первый серьёзный звонок прозвенел в 2008 г., когда в период израильско-сирийских переговоров, проходивших при турецком посредничестве, Израиль начал в Газе операцию «Литой свинец», что привело к резкой критике Израиля со стороны турецкого руководства. Печально известные события, связанные с действиями израильских коммандос против турецкого судна «Мави мармара», хотевшего вопреки установленной процедуре прорвать морскую блокаду Сектора Газа, привели ко второму за 30 лет существенному понижению Турцией двусторонних дипломатических отношений. В 2016–2018 гг. произошло некоторое улучшение во взаимоотношениях двух стран. Однако перенос посольства США в Израиле в Иерусалим и последовавшие за этим серьёзные столкновения израильских военных с палестинцами вновь привели к понижению уровня дипломатических связей между Израилем и Турцией. Интересно, что при этом экономические связи двух стран в том или ином виде сохранялись. Безусловно, сотрудничество в области безопасности было прервано, сократился и туризм из Израиля в Турцию, приостановлены или отменены некоторые двусторонние инвестиционные проекты, но о полном разрыве экономической кооперации говорить нельзя.

После четырехлетнего разрыва, в марте 2022 г. появились первые очевидные признаки улучшения турецко-израильских отношений — президент Израиля Х. Герцог посетил Турцию. Вслед за этим — впервые за 15 лет — турецкий министр иностранных дел М. Чавушоглу посетил Израиль. Началось активное сотрудничество спецслужб обеих стран по предотвращению возможных террористических атак на израильтян в Турции со стороны иранских структур. В итоге в августе в ходе телефонного разговора премьер-министра Израиля Я. Лапида с президентом Турции Р.Т. Эрдоганом было решено обменяться послами.

Причины сближения [3]

Перед тем, как перейти непосредственно к рассмотрению причин сближения между Израилем и Турцией, следует сделать два важных замечания. Во-первых, именно Турция стала инициатором данного процесса (впервые за всю историю двусторонних отношений). То есть у Израиля в данном случае есть более значительная свобода манёвра при переговорах с турецкими коллегами. Во-вторых, процесс нормализации отношений с Израилем происходит на фоне подобных процессов между Турцией и ОАЭ, Саудовской Аравией, Египтом.

Представляется, что для турецко-израильского сближения есть ряд причин. При этом все они лежат в плоскости именно турецкой политики и экономики, хотя Израиль, безусловно, тоже заинтересован в определённой нормализации двусторонних отношений.

Существенным для Турции является блок причин, связанных с экономикой. Турецкая экономика сегодня переживает тяжелые времена. Не исключено, что посредством нормализации отношений с Израилем (как и с другими странами Ближнего Востока) руководство страны рассчитывает улучшить экономический климат и тем самым способствовать привлечению в Турцию иностранных инвестиций, что всегда позитивно действует на оживление национального хозяйства.

Одним из самых значительных вопросов (если не самым значительным в данном контексте) экономического блока является вопрос сотрудничества в области энергетики. Израильский газ позволит Турции не только существенно диверсифицировать источники поставок этого углеводорода (сегодня основными поставщиками газа в эту страну являются Россия и Иран), но и стать мощнейшим транзитным хабом энергоносителей в Восточном Средиземноморье в случае, если именно через Турцию пойдёт основной экспорт израильского газа в Европу.

Довольно разнообразен блок причин, связанных с вопросами политики и безопасности. Так, судя по всему, Р.Т. Эрдоган надеется, что улучшение отношений с Израилем позволит ему усилить свои позиции в США как самим фактом данного достижения (а США при каждом ухудшении двусторонних отношений давили на обе стороны с тем, чтобы они преодолели свои разногласия), так и используя возможности произраильского лобби. Причём стремление к улучшению американо-турецких отношений является не абстрактным желанием, а определяется, в частности, необходимостью обеспечить турецкую армию самолётами F-16. Опыт 1990-х гг. показал, что турецко-израильское сотрудничество позитивно воспринимается американским военным истеблишментом, что положительно сказывается на возможностях Турции приобретать американские вооружения.

Существенен также и общерегиональный контекст. Руководство Турции изначально негативно отнеслось к Авраамовым соглашениям и ожидало, что они сойдут на нет после ухода из Белого дома администрации Д. Трампа, приложившей значительные усилия для их подписания. Однако спустя два года после формальной нормализации отношений Израиля с ОАЭ, Бахрейном, Марокко и Суданом как минимум с первыми тремя странами у еврейского государства развиваются позитивные контакты. Это означает кардинальную смену системы отношений на Ближнем Востоке — благодаря включению Израиля в эту систему, появляются существенные перспективы повышения уровня региональной интеграции в различных аспектах. Судя по всему, Р.Т. Эрдоган почувствовал, что он может остаться вне этого процесса. Поэтому руководство Турции начало проводить активную политику по восстановлению и развитию позитивных связей с рядом стран региона, о чём было упомянуто ранее. Израиль, безусловно, является важной частью данной программы.

Как представляется, следует также обратить внимание на общее повышение активности Турции, затрагивающее не только непосредственно Ближний Восток, но и Южный Кавказ (армяно-азербайджанские отношения), а также Восточную Европу (российско-украинский кризис). Возникает ощущение, что Анкара пытается на определённом уровне воспроизвести российскую модель поведения на Ближнем Востоке, когда Москваа, опираясь на равноудаленные позитивные отношения с большинством стран региона, старается выступать в качестве посредника между разными сторонами ряда региональных конфликтов. Поскольку современная Турция большое значение в региональной политике придаёт палестинскому направлению, возобновление позитивного диалога с Израилем может позволить предложить себя в качестве посредника и в данном случае.

Как долго продлится сближение

Несмотря на то, что Израиль при формировании рамок нынешнего сближения занимает более выгодные позиции, поскольку это процесс явно существенно более выгоден Турции, еврейское государство не будет определять длительность нынешнего тренда, как это и было раньше.

Представляется, что есть два основных вопроса, которые могут привести к тому, что нынешний тренд тоже окажется краткосрочным. Во-первых, это палестинская проблема. Турция не готова отказаться от активной поддержки палестинцев в их противостоянии с Израилем, в частности, не готова изгнать Хамас со своей территории. От Израиля также вряд ли стоит ожидать существенных изменений в политике по отношению к решению палестинской проблемы. Любое ухудшение ситуации на палестино-израильском треке способно вернуть ситуацию на турецко-израильском направлении в конфронтационный период.

Во-вторых, существует проблема газового сотрудничества. Дело в том, что разрыв с Турцией заставил Израиль направить свои усилия на развитие отношений с Грецией и Кипром. В частности, именно эти страны — основные партнёры по реализации проекта доставки газа в Европу (через Кипр в Грецию, откуда уже по континенту) сегодня. Для Турции эта тема крайне болезненна. Если на углубление кооперации этих стран с Израилем в принципе, как представляется, Анкара готова не обращать существенного внимания, то газовым вопросом она пренебрегать не будет ввиду указанных ранее причин. Возникает вопрос о том, как поступить Израилю в этой ситуации. С одной стороны, Турция, с точки зрения экономической целесообразности, выглядит более выгодным вариантом. С другой — у израильтян нет уверенности в надёжности Турции как долгосрочного партнёра, а этот проект, безусловно, долгосрочный. Поскольку отношения между Турцией и Грецией с Кипром сегодня представляются напряженными, в частности из-за шельфовых месторождений газа, обсуждать компромиссные варианты вряд ли возможно.

Думается, что если Израиль и Турция успеют вовлечься в один или несколько долгосрочных совместных (или общерегиональных) проектов, имеющих для Турции существенное экономическое значение, идеологические соображения в Турции отойдут на второй план. Газовый проект может как раз быть одним из них. Однако пока всё это видится довольно проблематичным. В этой связи нет оснований говорить о том, что у происходящего на наших глазах сближения между Турцией и Израилем есть большой потенциал продлиться длительное время.

Что ожидать от сближения Турции и Израиля Ближнему Востоку

Если данная тенденция продлится сколь-либо значимое время, то это приведёт к определенным изменениям в системе региональных отношений. Во-первых, с учётом похожих процессов между Турцией и другими странами Ближнего Востока, а также Авраамовых соглашений, подписанных в 2020 г. Израилем, впервые можно будет говорить о принципиальном изменении в интеграционном взаимодействии всего региона как с точки зрения экономических процессов, так и с точки зрения системы безопасности и решения вопросов устойчивого развития. Во-вторых, это ухудшает геополитические позиции Ирана, противостояние с которым может стать ещё более эффективным, хотя вряд ли следует ожидать полной изоляции исламской республики, тем более в случае заключения ею второй ядерной сделки (несмотря на активные протесты Израиля). В-третьих, можно ожидать более ответственного поведения обеих стран, в частности, на сирийском направлении.

Так или иначе любая позитивная повестка на двустороннем треке оказывает позитивное воздействие не только на договаривающиеся стороны, но и на более широкий круг стран. И это, как представляется, само по себе — позитивное явление.

1. Основным источником информации при написании данной части служил работа: Efron S. The Future of Israeli-Turkish Relations. RAND Corporation. Santa Monica, 2018.

2. Подробнее о развитии экономических отношений между Израилем и Турцией в 1990-е и начале 2000-х см. Марьясис Д.А. Израиль в системе международных экономических отношений (1985–2005 гг.). ИВ РАН и ИБВ, Москва, 2007 г. с.114–116.

3. При написании этого и следующих разделов использовались материалы: Isaac D. Renewal of Israel-Turkey ties a ‘win-win’ for both countries and the region, say analysts // Jewish New Syndicate, 21.08.2022. URL: https://www.jns.org/renewal-of-israel-turkey-ties-a-win-win-for-region-say-analysts/; Hoffman M. Can Israel Trust Turkey? // All Israel News. 19.08.2022. URL: https://www.allisrael.com/can-israel-trust-turkey; Ackerman G., Akman B. Israel and Turkey Resume Full Diplomatic Ties After a Long Rift // Bloomberg. 17.08.2022. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-08-17/israel-and-turkey-agree-to-resume-full-diplomatic-ties#xj4y7vzkg; Cook S.A. How Israel and Turkey Benefit From Restoring Relations // Council for Foreign Relations. 23.08.2022. URL: https://www.cfr.org/in-brief/how-israel-and-turkey-benefit-restoring-relations (all materials accessed at: 25.08.2022)


Оценить статью
(Голосов: 15, Рейтинг: 3.47)
 (15 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся