В воскресенье, 1 марта, в Эстонии прошли выборы в парламент – Рийгикогу. По данным избирательной комиссии Эстонии (VVK), на 101 место в парламенте страны претендовали 872 человека. В парламент проходят 6 партий. Изначально несбалансированный, правый во внешней и внутренней политике политический спектр Эстонии смещается в том же правом направлении.
В воскресенье, 1 марта, в Эстонии прошли выборы в парламент – Рийгикогу. По данным избирательной комиссии Эстонии (VVK), на 101 место в парламенте страны претендовали 872 человека. В предстоящих выборах приняли участие 10 партий и 11 независимых кандидатов, при этом преодолеть пятипроцентный барьер попытались все четыре партии, представленные в нынешнем парламенте страны. Порога явки в Эстонии нет. Отметим также две особенности парламентских выборов в Эстонии. Во-первых, голосуют только граждане Эстонии. В результате, примерно 80 000 апатридов лишены возможности сделать свой политический выбор. Во-вторых, система предварительного голосовании в республике предполагает электронное голосование. Эту не знакомую нам форму использовали более 127 000 избирателей из общего количества примерно в 900 000.
Рассмотрим некоторые особенности данного электорального цикла.
Во-первых, очевиден кризис идей и экономических проектов в условиях стагнации экономики и роста военных и инфраструктурных расходов.
Банк SEB оставил составленный ранее прогноз роста экономики Эстонии на 2015 год на прежнем уровне в 1,8%. По сравнению с 2013 годом в 2014 году по приросту внутреннего валового продукта (ВВП) Эстония занимала третье место среди стран Балтии. Годовой прирост ВВП Латвии составил 2,4%, Литвы - 2,9%, Эстонии - 1,8%.
Однако есть иные точки зрения: совокупный экспорт из стран Балтии в Россию в 2015 году может сократиться на 18-25%, вследствие чего экономики Литвы, Латвии и Эстонии рискуют недополучить 780 млн долларов. Рост балтийских экономик в 2015 году будет на 1,3-1,7 процентных пункта меньше, чем в прошлом году. В денежном эквиваленте это сокращение равносильно тому, что эти страны недополучат 1,58 млрд долларов. Учет этого обстоятельства означает рост эстонской экономики в 2015 году на уровне 1%. Кризис модели развития, реализуемой уже десятилетие, очевиден.
Во-вторых, на прошедших выборах была уникально значима внешнеполитическая составляющая. Реформисты агитировали электорат и буквально умоляли людей прийти на выборы и защитить страну от Э. Сависсара и, естественно, В. Путина – т.е. проголосовать за правящую коалицию. «Скоро выяснится, как будут управлять Эстонией в предстоящие четыре года. Началась решающая неделя, от которой зависит, продолжит ли работу проэстонское правительство, для которого важно сотрудничество с НАТО и западными государствами. Или будет иначе». В настоящее время уже можно сказать – получилось.
В-третьих, масштабное расхождение между обещаниями и их выполнением. Как сказал премьер-министр: «Правительство Эстонии в лице правящей праволиберальной Реформистской и Социал-демократической партий выстояло и смогло выполнить львиную долю своих обещаний. По словам премьера Таави Рыйваса, из 199 предложений, содержавшихся в коалиционном договоре, полностью выполнено 141 обещание (71% от общего числа), частично выполнены 17% и не выполнены 12% предложений. «Все основные цели, которые мы перед собой ставили, достигнуты», — отметил глава кабинета министров. Премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас, открывая избирательную кампанию, заявил в октябре 2014 года, что в течение трех предстоящих лет ВВП будет в среднем расти на 7,7% в год, а к 2018 году ВВП повысится на 25%, если внедрить реформу трудоспособности и удержать молодежь от слишком раннего прекращения получения образования. За 2014-2015 год рост составит 2.5-3.0%, так что в оставшиеся три года Эстонии придется обогнать Китай по темпам роста.
В-четвертых, в этом избирательном цикле наблюдается предельно жесткая политическая борьба и ранний старт эстонской элиты в направлении парламентских выборов. Это движение началось с заменой премьер-министра А. Ансипа на Т. Рыйваса в середине 2014 года. Таави Рыйвас сразу же попытался «освежить» восприятие избирателями правящей коалиции.
В парламенте Эстонии уходящего избирательного цикла были представлены четыре партии, обладающие близким числом мест:
- Партия реформ - Eesti Reformierakond (праволиберальная) – 33,
- Центристская партия - Eesti Keskerakond, (ориентация в целом соответствует названию) – 26,
- Союз отечества и Res Publica Erakond - Isamaa ja Res Publica Liit (консервативная, с явно выраженным оттенком национализма) – 23,
- Социал-демократическая партия (условно левоцентристская) – 19.
В новом парламенте ситуация изменилась. Теперь в нем представлено шесть партий.
Реформисты получили на три мандата меньше – 30, Центристы на один мандат больше – 27, Союз отечества на девять мандатов меньше – 14, Социал-демократы на четыре мандата меньше – 15.
Добавились: Свободная партия Эстонии - Eesti Vabaerakond была учреждена 20 сентября 2014. Ее политическое лицо еще не совсем ясно. Однако очевидна ее правоконсервативная ориентация. Что же касается Консервативной партии - Eesti Konservatiivne Rahvaerakond, это, естественно, консерваторы, опять же националисты и правые.
Таким образом, изначально несбалансированный, правый во внешней и внутренней политике политический спектр Эстонии смещается в том же правом направлении.
В Эстонии – парламентской республике правительство формируют победившие партии. Коалиция теоретически может быть создана при участии Партии реформ и Центристов. Это был бы оптимальный вариант для страны, но наихудший для политической элиты. Вариант Центристы с Социал-демократами рассматривается с вероятностью высадки марсиан на Ратушной площади Таллинна. А вот правые коалиции с декоративным участием «социал-демократов» возможны в любом варианте. Наконец, теоретически возможна и коалиция без социал-демократов, но с моей точки зрения, реформисты и их действующие союзники на это не пойдут.
Еще один важный результат. В Эстонии скоро выборы президента, который избирается на пятилетний срок депутатами парламента или же коллегией выборщиков, в состав которой кроме парламентариев входят представители органов местного самоуправления. Победа реформистов и сохранение действующей коалиции будет означать политическую возможность выдвижения экс-премьера А. Ансипа на пост президента. В этом случае экономический и политический курс Эстонии в еще большей степени будет сориентирован на конфронтацию с Россией.
Подведем итоги. Почти двадцать лет назад выдающийся ученый, эксперт по проблемам постсоветского пространства Д.Фурман писал: «Даже республики Прибалтики самой своей бурной реакцией на события в Москве и на все, что говорит, как им кажется, о ее имперских поползновениях, показывают, что психологически они из (постсоветского) пространства еще окончательно не вышли» [1]. Увы, ситуация так и не изменилась. Выборы проходят под лозунгом национальной мобилизации и конфронтации с Россией, победить, таким образом, для правых оказалось, возможно. Развивать экономику – нет.
1. Фурман Д.Е. О будущем «постсоветского пространства» Свободная мысль. 1996. № 6. С.38