Оценить статью
(Голосов: 22, Рейтинг: 4.95)
 (22 голоса)
Поделиться статьей
Павел Каневский

К.полит.н., доцент кафедры современной социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

С момента начала предвыборной кампании Дональда Трампа и особенно после его возвращения в Белый дом не было сомнений, что тарифная политика станет одним из столпов торговой стратегии США. Уже в 2024 г. Д. Трамп обозначил возможные параметры новых пошлин — от 10% до 60% на весь импорт, включая 25% на товары из Мексики и (кроме энергоносителей) Канады, а также дополнительные 10% на товары из Китая к уже действовавшим 25-процентным пошлинам на ряд товаров, сохранившихся с первого президентства Д. Трампа. В феврале 2025 г. были установлены, а в марте вступили в силу универсальные 25-процентные тарифы на сталь и алюминий из всех стран мира, а также 10-процентные тарифы на товары из Китая, которые в марте были увеличены еще на 10 п.п. Хотя до обещанных 60-процентных пошлин для китайского импорта администрация Белого дома пока не дошла, Д. Трамп оставляет возможности как для их дальнейшего повышения, так и для пересмотра в случае изменений в американо-китайских торгово-экономических отношениях. С февраля начались волны ответных пошлин со стороны Китая, Мексики, Канады и Евросоюза. Главная цель тарифной политики Трампа заключается в усилении давления на мировые экономики для увеличения экспорта американской продукции, роста налоговых поступлений, а также поддержки внутреннего рынка за счет стимулирования спроса на товары американского производства вместо китайских и мексиканских.

Главная проблема для Европы, как и для других торговых партнеров США, заключается в малой предсказуемости решений Д. Трампа. Он предпочитает сначала действовать, а затем вступать в переговоры с озадаченными, а порой и шокированными контрагентами, оставляя им меньше пространства для маневра. В покере это называется «стратегией маньяка», когда игрок действует максимально агрессивно, почти никогда не пасует безотносительно карт на руках, повышает ставки и давит на соперников. В какой степени такая стратегия будет успешной в выстраивании новой и теоретически более выгодной для США архитектуры международной торговли — покажет время. Не следует забывать, что другие страны тоже знают слабые места США и ответные действия могут причинять вред как американской экономике, так и электоральной базе Д. Трампа и республиканцев. Уже сегодня ответные тарифы, вводимые Китаем, Канадой и Евросоюзом, оказали негативный эффект на 7,7 млн рабочих мест в США, из которых 4,5 миллиона расположены в округах, поддержавших президента на последних выборах. Это не означает автоматического увольнения 7,7 млн работников, однако у конкретных предприятий возрастает риск сокращения экспорта и прибыли, что повышает шансы в том числе и оптимизации персонала. Учитывая, что Д. Трамп обещал борьбу с инфляцией и защиту американских рабочих мест, у Вашингтона не так много времени для поиска более оптимальной формулы международной торговли.

Данная статья была написана накануне объявленных 2 апреля 2025 г. пошлин Дональдом Трампом и угрозы введения дополнительных 50-процентных тарифов против Китая, анонсированных 7 апреля. И то и другое превосходит по своему масштабу большинство прогнозов. Впрочем, этот шаг вполне вписывается в логику, обрисованную в статье. Трамп действует максимально агрессивно, рассчитывая, что краткосрочные издержки в виде инфляции и неопределенности на финансовых рынках не превысят долгосрочную выгоду в виде усиления суверенитета американской экономики и одновременного повышения ее привлекательности для мировых инвесторов.

Абстрагируясь от обоснованности размера анонсированных пошлин, следует задаться лишь одним вопросом — в какой степени Белый дом продумал дальнейшие шаги? Здесь есть два возможных ответа: а) это часть плана по глубинной и долгой реструктуризации всей американской экономики со всеми вытекающими рисками; б) это часть ситуативной многоходовки, цель которой заключается в вынуждении партнеров по всему свету пересмотреть торговые отношения с США. Судя по реакции американского бизнеса, у него есть вопросы, потому что большинство отраслей экономики пока не могут понять стратегическое направление тарифного маховика Трампа.

Покупай американское

С момента начала предвыборной кампании Дональда Трампа и особенно после его возвращения в Белый дом не было сомнений, что тарифная политика станет одним из столпов торговой стратегии США. Уже в 2024 г. Д. Трамп обозначил возможные параметры новых пошлин — от 10% до 60% на весь импорт, включая 25% на товары из Мексики и (кроме энергоносителей) Канады, а также дополнительные 10% на товары из Китая к уже действовавшим 25-процентным пошлинам на ряд товаров, сохранившихся с первого президентства Д. Трампа. В феврале 2025 г. были установлены, а в марте вступили в силу универсальные 25-процентные тарифы на сталь и алюминий из всех стран мира, а также 10-процентные тарифы на товары из Китая, которые в марте были увеличены еще на 10 п.п. Хотя до обещанных 60-процентных пошлин для китайского импорта администрация Белого дома пока не дошла, Д. Трамп оставляет возможности как для их дальнейшего повышения, так и для пересмотра в случае изменений в американо-китайских торгово-экономических отношениях. С февраля начались волны ответных пошлин со стороны Китая, Мексики, Канады и Евросоюза. Главная цель тарифной политики Трампа заключается в усилении давления на мировые экономики для увеличения экспорта американской продукции, роста налоговых поступлений, а также поддержки внутреннего рынка за счет стимулирования спроса на товары американского производства вместо китайских и мексиканских.

Федор Лукьянов:
Перестройка? Бис!

Д. Трамп уже опробовал данный подход в годы своего первого президентства и считает полученный опыт крайне успешным для американской экономики. Тем не менее, по расчетам Oxford Economics, тарифы, установленные президентом в 2018–2019 гг., возымели скорее негативный эффект, приведя к потере 245 тыс. рабочих мест, 0,5% ВВП и сокращению доходов домохозяйств в среднем на 675 долл. Впрочем, смена администрации в Белом доме в 2021 г. привела лишь к точечным изменениям в тарифной политике, не поменяв кардинально ее вектор. Джо Байден смог восстановить нормальные торговые отношения с Евросоюзом, но не стал отменять большинство пошлин, направленных против Китая. Демократическая администрация была уверена, что цель вводимых ограничений — защитить американских производителей и заставить Китай покупать больше американских товаров — оправдывает средства, то есть дополнительные издержки для импортеров и рост инфляции.

Впрочем, Д. Трамп с самого начала рассматривал политику своего предшественника как слишком мягкотелую по отношению к основным торговым партнерам, требуя более активных действий. Неудивительно, что он был готов продолжить начатое семь лет назад с первых же дней нового срока, не теряя времени. Стремительность, с которой глава государства принимает решения — будь то в экономике или глобальной политике, — стала одной из отличительных черт его нынешнего правления. Отчасти это обусловлено его характером и кавалеристским стилем управления, отчасти тем, что сейчас, в условиях доминирования республиканцев в обеих палатах Конгресса, сложился благоприятный политический климат.

Торговая стратегия администрации Д. Трампа — это один из базовых элементов большого плана по реструктуризации американской экономики. Часть этого плана была еще в 2023 г. очерчена в «Проекте 2025», стратегической программе ряда сторонников Трампа и движения MAGA, подготовленного ведущим консервативным центром Фондом «Наследие» (Heritage Foundation). Примечательно, что в части торговых отношений авторы «Проекта 2025» изначально не имели единой позиции. В частности, экономист и давний соратник Д. Трампа Питер Наварро выступал с откровенно протекционистских позиций, в то время как другой автор доклада, глава «Института конкурентного предпринимательства» Кент Лассман, придерживался мнения, что свободная и безбарьерная торговля более выгодна для США. П. Наварро в итоге занял пост советника президента по торговле и промышленности, что стало подтверждением выбранного протекционистского курса.

В центре экономической философии Д. Трампа находится взгляд на мировую торговлю как на пространство нечестной борьбы, в которой каждый участник стремится к максимизации собственной выгоды в ущерб остальным. Будучи сам порождением неолиберальной эпохи, политик полностью поддерживает идеи дерегулирования и уменьшения роли государства в экономике, выступая при этом против глобальной части неолиберализма, а именно свободной торговли между нациями. По мнению Д. Трампа, от либерализации торговли страдают простые американцы, чьи рабочие места либо переносят за рубеж, либо американскую продукцию меньше покупают в мире, что ведет к сокращению производства в США и, как следствие, росту безработицы. Экономическим идеалом нынешней администрации и значительной части сторонников MAGA остается промышленная Америка образца 1950–1960-х гг., когда участие в рабочей силе (преимущественно белых мужчин) достигало 97%, рынок был практически полностью самодостаточен, при этом американский бизнес осуществлял активную внешнюю экспансию.

Впрочем, сегодняшнюю динамику американской и мировой экономики определяют совершенно иные факторы. На первое место выходит развитие инновационных технологий и роботизация. Снижение занятости в высокотехнологических секторах экономики и модернизация производства, где требуется меньше работников, относятся к общемировым тенденциям. В США больше рабочих мест пропадает из-за внедрения роботов, чем из-за переноса производства за рубеж. Как и любая другая развитая экономика, страна зависит от глобального рынка, а технологические компании получают больше выгоды, чем издержек от свободной торговли. Впрочем, технологический сектор изначально и не рассматривался как целевая группа новой тарифной политики, речь шла преимущественно о тех отраслях, которые, по мнению Д. Трампа, в большей степени подвержены рискам демпинга и нечестной конкуренции. В первую очередь, речь идет о сталелитейной и алюминиевой промышленности, представители которого активно поддерживают новые пошлины.

Тем не менее далеко не все представители американской промышленности с ними согласны. Многие производители, от автомобилей до бытовой техники, и энергетические компании выигрывают от более дешевой зарубежной стали, видя в новых тарифах риски дополнительной инфляции, сокращения бюджетов и, как следствие, волн потенциальных увольнений. Например, по этой причине компании и ассоциации автомобильной индустрии, на которую приходится 3% ВВП США, начали лоббистские кампании. Их цель заключалась в том, чтобы убедить президента не допустить введения 25-процентных пошлин на сталь и алюминий, так как это решение ударит по их производственным и логистическим цепочкам, и в итоге поставит в более выигрышное положение конкурентов из Японии и Кореи.

Больше, чем экономическая конкуренция

За новой тарифной стратегией США стоит нечто большее, чем желание защитить своих производителей — многих американцев и лично Д. Трампа не устраивает сама архитектура мировой торговли. Еще в предыдущий свой срок республиканец обозначил главные проблемы глобальной экономики, которые он в последнее время усиленно гипертрофирует: Соединенные Штаты стали слишком зависимы от соглашений и институтов свободной торговли, они заключили слишком много ненужных договоров, таких как NAFTA (Североамериканская зона свободной торговли); при этом все страны в мире не стесняются использовать протекционистские меры, чтобы защищать своих производителей, параллельно добиваясь для них привилегированных позиций на американском рынке.

В этом отношении показательной является история с реформой NAFTA и превращением ее в 2020 г. в «Соглашение между США, Мексикой и Канадой» (USMCA), которое в большей степени отвечает, по мнению Д. Трампа, американским интересам. Сегодня президент фактически заявляет, что и USMCA перестает быть выгодным соглашением для США. Соглашение подлежит пересмотру странами-участницами к июлю 2026 г. Введением пошлин Трамп пытается усилить переговорные позиции Америки. В частности, Вашингтон возлагает на Мексику вину за растущий торговый дефицит. В реальности причины торгового дефицита, будь то с Мексикой, Китаем или любыми другими партнерами США, представляется более сложной.

В мировой экономике Соединенные Штаты относятся к категории стран, которые больше тратят, чем сберегают, поэтому реальная доходность капитала в ней выше, чем за границей. Именно данный фактор предопределяет постоянный торговый дефицит во внешней торговле. Данная проблема находится в фокусе американских экономистов с 1980-х гг., но ни одна реформа не смогла изменить положения дел. Вместе с тем, американская экономика продолжает оставаться наиболее привлекательной для мировых инвесторов, а США продолжают сильно зависеть от притока капитала. Введение пошлин для иностранных производителей не изменит в корне проблему торгового дефицита, зато может привести к оттоку иностранного капитала.

Впрочем, политика Д. Трампа определяется скорее краткосрочной перспективой, он предпочитает достигать цели здесь и сейчас. Именно поэтому он резко усиливает давление на разные страны с целью, чтобы у них было меньше времени для обдумывания ответной стратегии и конкретных действий. Например, администрация намерена вынудить Мексику покупать американскую кукурузу, которая на 90% генетически модифицирована. В Мексике действует запрет на ГМО, а действующий президент страны Клаудия Шейнбаум его активно поддерживает. Однако Д. Трамп фактически ставит Мексику перед выбором — либо повышение пошлин, либо пересмотр позиции по покупке кукурузы из США.

При этом Вашингтон выводит новую волну торга за пределы исключительно экономических отношений, включая в него элементы, связанные с национальной безопасностью. Это, прежде всего, вопросы более эффективного контроля миграционных потоков и ограничения влияния наркокартелей в случае с Мексикой, а также трафика наркотического вещества фентанила из Мексики и Канады, который угрожает, по мнению Д. Трампа, здоровью и безопасности нации. Хотя администрация Белого дома заверяет, что не хочет торговых войн, Канада и Мексика воспринимают это именно так. Отчасти Оттава и Мехико соглашаются с необходимостью переговоров, отчасти предпочитают действовать зеркально и вводят ответные пошлины против американской продукции.

Еще более сложная ситуация складывается в трансатлантических отношениях. В отличие от Мексики и Канады, государства — члены ЕС в гораздо большей степени зависят от американской поддержки в области безопасности. Д. Трамп фактически увязывает торговые отношения с Европой с ее готовностью более активно вносить вклад в финансирование собственной обороны и НАТО. Во время выступления на последнем форуме в Давосе в январе 2025 г. он открыто заявил, что будет требовать от европейских союзников увеличения оборонных бюджетов до 5% ВВП, а от европейских компаний — более активно покупать американские энергоресурсы (прежде всего, сжиженный газ) и инвестировать в американскую экономику; в противном случае европейских производителей будут ждать новые пошлины.

Подобная политика Д. Трампа сеет в Европе мрачные настроения. С одной стороны, европейские страны вводят ответные ограничения против американских производителей, с другой — продолжают надеяться на успешные переговоры с американским лидером, которые снизят накал раскручивающейся торговой войны. Проблема усугубляется и тем, что Д. Трамп в принципе не слишком радушно относится к Европе, называя Евросоюз «одним из самых враждебных и недобросовестных тарифных органов в мире». Кроме того, в ответ на попытки предпринять ответные действия Д. Трамп продолжает резко поднимать ставки, угрожая заградительными 200-процентными пошлинами на европейские вина. Однако Д. Трамп не торопится встречаться с европейскими переговорщиками. Поездка еврокомиссара по торговле Маруша Сефковича в Вашингтон в феврале 2025 г. оказалась безрезультатной, а сам президент не ищет личной встречи с высокими чиновниками из Брюсселя. Европейцы были изначально готовы к двусторонним контактам, однако пока их американский коллега предпочитает односторонние действия. В европейских столицах подобные действия Вашингтона оживили дискуссии о необходимости достижения большей автономии — экономической, технологической и оборонной. Однако реальные перспективы такого суверенитета пока остаются предметом споров, и единого понимания среди европейских лидеров нет. Таким образом, недоговоренность и неопределенность остаются на настоящий момент главными элементами в отношениях между Евросоюзом и США.

В отличие от Евросоюза, с Китаем администрация Трампа поддерживает более активные контакты в части урегулирования торговых споров. Хотя КНР еще с середины 2010-х гг. была главной целью протекционистских мер со стороны США, сегодня и в Вашингтоне, и в Пекине есть понимание, что слишком серьезные масштабы торговой войны между двумя странами могут приносить больше вреда, чем пользы. Китай осознает высокую степень зависимости от американской экономики, в то время как многие американские производители, включая сторонников Д. Трампа, например, И. Маска с его завязанными на Китай бизнес-моделями, понимают, что тарифы будут иметь и обратный эффект.

***

Главная проблема для Европы, как и для других торговых партнеров США, заключается в малой предсказуемости решений Д. Трампа. Он предпочитает сначала действовать, а затем вступать в переговоры с озадаченными, а порой и шокированными контрагентами, оставляя им меньше пространства для маневра. В покере это называется «стратегией маньяка», когда игрок действует максимально агрессивно, почти никогда не пасует безотносительно карт на руках, повышает ставки и давит на соперников. В какой степени такая стратегия будет успешной в выстраивании новой и теоретически более выгодной для США архитектуры международной торговли — покажет время. Не следует забывать, что другие страны тоже знают слабые места США и ответные действия могут причинять вред как американской экономике, так и электоральной базе Д. Трампа и республиканцев. Уже сегодня ответные тарифы, вводимые Китаем, Канадой и Евросоюзом, оказали негативный эффект на 7,7 млн рабочих мест в США, из которых 4,5 миллиона расположены в округах, поддержавших президента на последних выборах. Это не означает автоматического увольнения 7,7 млн работников, однако у конкретных предприятий возрастает риск сокращения экспорта и прибыли, что повышает шансы в том числе и оптимизации персонала. Учитывая, что Д. Трамп обещал борьбу с инфляцией и защиту американских рабочих мест, у Вашингтона не так много времени для поиска более оптимальной формулы международной торговли.


Оценить статью
(Голосов: 22, Рейтинг: 4.95)
 (22 голоса)
Поделиться статьей
Выберите
Выберите

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся