Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Губин

К.полит.н., доцент кафедры международных отношений Восточного института ДВФУ

В настоящее время Малайзия столкнулась с замедлением роста объемов торговых операций и привлеченных зарубежных инвестиций. В числе главных причин проблемы — сокращение спроса со стороны США и стран Евросоюза из-за повышения уровня локализации производства электронных компонентов, а также усиление конкурентной борьбы с Индией, Индонезией, Вьетнамом и другими новыми промышленными лидерами. Подобные условия создают объективную необходимость для активизации усилий по диверсификации связей, прежде всего, посредством сотрудничества с Китаем.

За 12 лет совместной работы в рамках ОПОП объем взаимной торговли уже вырос с 43,5 млрд долл. в 2012 г. до 118 млрд долл. в 2024 г., при этом Китай стал крупнейшим торговым партнером Малайзии. Ключевые направления сотрудничества — железнодорожная линия до восточного побережья длиной 665 км и технологический парк Куантан. Также активно создаются совместные предприятия с акцентом на производство электроники, автомобилей и аэрокосмическую отрасль. Примечательно, что сегодня при реализации сотрудничества власти страны особое внимание уделяют соответствию программе «Цивилизованная Малайзия» (Madani Malaysia), в центре которой находятся социально значимые проекты в интересах повышения благосостояния и уровня жизни граждан. В правительстве отмечали, что двусторонние отношения выстроены не только вокруг торговли и инвестиций, значительное место занимают образование, исследования, производство продуктов питания, цифровая трансформация.

Вероятно, реализация инвестиционных соглашений через многосторонние институты и детальная проработка двусторонних форматов взаимодействия при строгом правительственном контроле в настоящее время выступает наиболее перспективным вариантом участия Куала-Лумпура в китайской инициативе «Один пояс, один путь». Помимо ориентации на приоритеты программы «Цивилизованная Малайзия» стоит ожидать усиления внимания на транспортную и производственную связанность всей Юго-Восточной Азии через последовательные отраслевые проекты со странами региона.

В настоящее время Малайзия столкнулась с замедлением роста объемов торговых операций и привлеченных зарубежных инвестиций. В числе главных причин проблемы — сокращение спроса со стороны США и стран Евросоюза из-за повышения уровня локализации производства электронных компонентов, а также усиление конкурентной борьбы с Индией, Индонезией, Вьетнамом и другими новыми промышленными лидерами. Подобные условия создают объективную необходимость для активизации усилий по диверсификации связей, прежде всего, посредством сотрудничества с Китаем.

Экспресс-разморозка

В 2017 г. Китай и Малайзия подписали меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере реализации инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП), и с того времени объем торговли ежегодно возрастал примерно на 15%. Вместе с тем в 2018–2019 гг. корифей малайзийской политики М. Мохаммад заявил об отказе от реализации ряда совместных с Китаем крупных проектов по линии ОПОП общей стоимостью более 30 млрд долл. В частности, было принято решение о «замораживании» строительства железнодорожной ветки восточного побережья (East Coast Rail Link) от Южно-Китайского моря до Малаккского пролива, а также мультипродуктового и газового трубопроводов на оcтрове Борнео. В ходе сооружения данных объектов вскрылись масштабные коррупционные схемы, а также встал вопрос о коммерческой целесообразности и конкретном вкладе в развитие экономики страны.

В официальных критических заявлениях неоднократно указывалось, что большинство масштабных проектов, предложенных китайскими партнерами, не соответствовали местным реалиям, не учитывали нужд населения и ориентировались исключительно на реализацию интересов КНР. Однако, несмотря на подобные упреки, малайзийские штаты активно боролись между собой за иностранные капиталовложения, что объяснялось интересами местных бизнесменов и усилиями влиятельного китайского лобби.

Однако во время восстановления от последствий пандемии COVID-19 правительство Малайзии отбросило сомнения в общей полезности участия в пекинской инициативе, предложив расширить сотрудничество путем совместной работы в сфере информационных технологий, освоения природо- и энергосберегающих производств и модернизации системы здравоохранения. Предполагалось, что таким образом китайские капитал, технологии и кадры помогут стране вступить в постиндустриальную фазу развития. Повышение же технологического уровня и прибыли местных предприятий, по задумке малайзийских экономистов, позволило бы отказаться от бюджетных вливаний и сэкономить средства для решения социальных задач.

Рост американо-китайских противоречий в экономической сфере объективно способствовал формированию благоприятной конкурентной среды для малайзийских производителей и появлению дополнительных возможностей для замещения на мировом рынке некоторой продукции китайских компаний. Первоначально в Куала-Лумпуре рассчитывали, что Вашингтон сможет сдержать военно-стратегические амбиции Пекина, чем окажет содействие по защите малайзийских интересов в Южно-Китайском море. Однако вскоре страна столкнулась с чрезмерной идеологизацией США противоречий с КНР и фактическим принуждением Вашингтоном стран региона к выбору приоритетного партнера. Подобное давление фактически склонило руководство страны к повышению собственной самостоятельности и поиску новых возможностей, в том числе через пересмотр параметров взаимодействия со старыми друзьями.

Новые качества

В ноябре 2024 г. премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим и его китайский коллега Ли Цян в ходе встречи на седьмой Шанхайской международной выставке подписали соглашения по плану сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Ключевая цель заключается в повышении качества двустороннего взаимодействия с помощью развития транспортной инфраструктуры, углубления финансовой коллаборации и совместных НИОКР.

По заявлению Министерства финансов Малайзии, Куала-Лумпур остается надежным партнером Пекина в сфере реализации совместных проектов в рамках ОПОП. По предварительным оценкам, кооперация принесла положительные результаты в виде количественного и качественного роста товарооборота и развития инфраструктуры. Малайзии отводится довольно значительная роль технологического и транспортного центра. Куала-Лумпур рассчитывает привлечь инвестиции из КНР, а также расширить доступ на китайский внутренний рынок.

За 12 лет совместной работы в рамках ОПОП объем взаимной торговли уже вырос с 43,5 млрд долл. в 2012 г. до 118 млрд долл. в 2024 г., при этом Китай стал крупнейшим торговым партнером Малайзии. Ключевые направления сотрудничества остались практически теми же, что и до пандемии — железнодорожная линия до восточного побережья длиной 665 км и технологический парк Куантан. Также активно создаются совместные предприятия с акцентом на производство электроники, автомобилей и аэрокосмическую отрасль. Примечательно, что сегодня при реализации сотрудничества власти страны особое внимание уделяют соответствию программе «Цивилизованная Малайзия» (Madani Malaysia), в центре которой находятся социально значимые проекты в интересах повышения благосостояния и уровня жизни граждан. В правительстве отмечали, что двусторонние отношения выстроены не только вокруг торговли и инвестиций, значительное место занимают образование, исследования, производство продуктов питания, цифровая трансформация.

Двойная выгода

Железная дорога до восточного побережья — флагманский проект в рамках реализации ОПОП совместно с Малайзией. Главным подрядчиком с китайской стороны выступает Китайская транспортная строительная компания (China Communications Construction Limited). Уникальность заключается в прокладке 40 туннелей большого диаметра, бесшовном соединении рельс на значительной протяженности и строительстве множества мостов. Проект генерирует не менее 21 тыс. новых рабочих мест и связан с деятельностью двух тыс. малайзийских компаний. Строительство началось в августе 2017 г., стоимость оценивается в 18 млрд долл. После приостановки по инициативе М. Мохаммада почти на три года работы все же были возобновлены, и по состоянию на июль 2025 г. готовность достигла уровня 86%, а полноценный запуск может состояться уже в 2028 г. Новый коридор создаст дополнительные возможности развития производственных мощностей, а также маршруты в южные провинции КНР и другие государства АСЕАН. Реализация Пекином проектов по развитию железнодорожного сообщения, например, в Индонезии и Лаосе, позволит повысить транспортную связанность всей Юго-Восточной Азии, что однозначно нельзя считать реализацией только лишь китайских интересов.

В число других проектов входят двухпутная электрифицированная железная дорога Гемас — Джохор-Бару, Транс-Сабахский газопровод на Борнео, расширение порта Куантан. Изучается вопрос о соединении Куала-Лумпура и Сингапура высокоскоростной магистралью, однако технические и финансовые условия еще не определены. Наиболее же спорным проектом до сих пор выступают так называемые «Малаккские ворота» (Melaka Gateway), стоимостью не менее 10 млрд долл. Планы предусматривали сооружение в гавани г. Малакка трех искусственных островов, где предполагалось построить гостиницы, развлекательные комплексы, жилье премиум-класса, склады, терминал для круизных лайнеров и глубоководный коммерческий порт. Реальная целесообразность и компетентность подрядчиков до сих пор остаются под вопросом, однако в Куале-Лумпуре все же не исключают начала работ под жестким централизованным контролем. Схожая судьба постигла и проект «Лесного города» (Forest City) в Джохоре, который критикуют за недостаточную проработку экологической составляющей и отсутствие понимания об окупаемости, но полностью с повестки дня концепция не исчезла.

Еще одно направление сотрудничества — параллельное создание пар технопарков, таких как Куантан (Малайзия) и Циньчжоу (пр. Гуанси, КНР). На малайзийской части реализуются 19 проектов, стоимостью около 6,2 млрд долл. Кроме того, для оптимизации транспортно-логистических операций возводятся новые склады и транзитные центры с высокой степенью роботизации. Для повышения уровня энергообеспеченности строятся солнечные, ветряные и гидроэлектростанции, хранилища аккумуляторных батарей. Также Куала-Лумпур возлагает надежды на сотрудничество в сфере цифровой трансформации и природосберегающих технологий, включая совместное производство солнечных панелей, электрического транспорта, высокоемких батарей для последующего экспорта.

Одна из перспективных идей по развитию двустороннего взаимодействия — создание Малайзийско-китайского центра развития среднего и малого бизнеса с акцентом на совершенствование механизмов государственно-частного партнерства. С использованием данной структуры, например, необходимо будет провести ревизию подписанных инвестиционных меморандумов на сумму около 41 млрд долл., из которых до сих пор неизвестно, сколько именно освоено и насколько эффективно. На фоне имевших место в Малайзии коррупционных скандалов китайскую сторону интересуют возвращение займов, срок моратория на выплаты, реальная стоимость всех работ по сметам, а также возможность расширения контроля над активами. Однако и малайзийские власти опасаются того, что Пекин будет использовать экономическое влияние в политических целях.

Ряд процедур по гармонизации правил торговли, финансовых операций и транспортировки, а также выработке гарантий проведен по линии Всеобъемлющего регионального экономического партнёрства (RCEP). Интересно, что Куала-Лумпур ещё в 2021 г. поддержал заявку Пекина на присоединение к Всеобъемлющему и прогрессивному Транстихоокеанскому партнерству (CPTPP). В июне 2025 г. Министерство торговли КНР заявило о готовности страны подключиться к этому формату в качестве равноправного партнера для продвижения принципов свободной торговли, однако этому препятствуют Австралия, Великобритания, Канада и Япония. Вероятно, гораздо быстрее состоится вступление Малайзии в БРИКС.

Формально Малайзия и Китай входят в число участников многостороннего спора о принадлежности ряда островов, рифов и части акватории в Южно-Китайском море. Тем не менее в последнее время в ходе переговоров эта проблема практически не возникает — по принципу консенсуса экономическая часть отношений отделена от вопросов безопасности. В июне 2024 г. главы правительств двух стран Анвар Ибрагим и Ли Цян сделали совместное заявление о готовности решать разногласия исключительно на основе принципов и норм международного права, в том числе Конвенции ООН по морскому праву. Политики выразили уверенность в том, что будут проявлять сдержанность в любой ситуации, а также участвовать в развитии диалога Китай — АСЕАН, в том числе в целях дальнейшего совершенствования режима свободной торговли.

***

Вероятно, реализация инвестиционных соглашений через многосторонние институты и детальная проработка двусторонних форматов взаимодействия при строгом правительственном контроле в настоящее время выступает наиболее перспективным вариантом участия Куала-Лумпура в китайской инициативе «Один пояс, один путь». Помимо ориентации на приоритеты программы «Цивилизованная Малайзия» стоит ожидать усиления внимания на транспортную и производственную связанность всей Юго-Восточной Азии через последовательные отраслевые проекты со странами региона.


(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju