В настоящее время Малайзия столкнулась с замедлением роста объемов торговых операций и привлеченных зарубежных инвестиций. В числе главных причин проблемы — сокращение спроса со стороны США и стран Евросоюза из-за повышения уровня локализации производства электронных компонентов, а также усиление конкурентной борьбы с Индией, Индонезией, Вьетнамом и другими новыми промышленными лидерами. Подобные условия создают объективную необходимость для активизации усилий по диверсификации связей, прежде всего, посредством сотрудничества с Китаем.
За 12 лет совместной работы в рамках ОПОП объем взаимной торговли уже вырос с 43,5 млрд долл. в 2012 г. до 118 млрд долл. в 2024 г., при этом Китай стал крупнейшим торговым партнером Малайзии. Ключевые направления сотрудничества — железнодорожная линия до восточного побережья длиной 665 км и технологический парк Куантан. Также активно создаются совместные предприятия с акцентом на производство электроники, автомобилей и аэрокосмическую отрасль. Примечательно, что сегодня при реализации сотрудничества власти страны особое внимание уделяют соответствию программе «Цивилизованная Малайзия» (Madani Malaysia), в центре которой находятся социально значимые проекты в интересах повышения благосостояния и уровня жизни граждан. В правительстве отмечали, что двусторонние отношения выстроены не только вокруг торговли и инвестиций, значительное место занимают образование, исследования, производство продуктов питания, цифровая трансформация.
Вероятно, реализация инвестиционных соглашений через многосторонние институты и детальная проработка двусторонних форматов взаимодействия при строгом правительственном контроле в настоящее время выступает наиболее перспективным вариантом участия Куала-Лумпура в китайской инициативе «Один пояс, один путь». Помимо ориентации на приоритеты программы «Цивилизованная Малайзия» стоит ожидать усиления внимания на транспортную и производственную связанность всей Юго-Восточной Азии через последовательные отраслевые проекты со странами региона.
В настоящее время Малайзия столкнулась с замедлением роста объемов торговых операций и привлеченных зарубежных инвестиций. В числе главных причин проблемы — сокращение спроса со стороны США и стран Евросоюза из-за повышения уровня локализации производства электронных компонентов, а также усиление конкурентной борьбы с Индией, Индонезией, Вьетнамом и другими новыми промышленными лидерами. Подобные условия создают объективную необходимость для активизации усилий по диверсификации связей, прежде всего, посредством сотрудничества с Китаем.
Экспресс-разморозка
В 2017 г. Китай и Малайзия подписали меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере реализации инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП), и с того времени объем торговли ежегодно возрастал примерно на 15%. Вместе с тем в 2018–2019 гг. корифей малайзийской политики М. Мохаммад заявил об отказе от реализации ряда совместных с Китаем крупных проектов по линии ОПОП общей стоимостью более 30 млрд долл. В частности, было принято решение о «замораживании» строительства железнодорожной ветки восточного побережья (East Coast Rail Link) от Южно-Китайского моря до Малаккского пролива, а также мультипродуктового и газового трубопроводов на оcтрове Борнео. В ходе сооружения данных объектов вскрылись масштабные коррупционные схемы, а также встал вопрос о коммерческой целесообразности и конкретном вкладе в развитие экономики страны.
В официальных критических заявлениях неоднократно указывалось, что большинство масштабных проектов, предложенных китайскими партнерами, не соответствовали местным реалиям, не учитывали нужд населения и ориентировались исключительно на реализацию интересов КНР. Однако, несмотря на подобные упреки, малайзийские штаты активно боролись между собой за иностранные капиталовложения, что объяснялось интересами местных бизнесменов и усилиями влиятельного китайского лобби.
Однако во время восстановления от последствий пандемии COVID-19 правительство Малайзии отбросило сомнения в общей полезности участия в пекинской инициативе, предложив расширить сотрудничество путем совместной работы в сфере информационных технологий, освоения природо- и энергосберегающих производств и модернизации системы здравоохранения. Предполагалось, что таким образом китайские капитал, технологии и кадры помогут стране вступить в постиндустриальную фазу развития. Повышение же технологического уровня и прибыли местных предприятий, по задумке малайзийских экономистов, позволило бы отказаться от бюджетных вливаний и сэкономить средства для решения социальных задач.
Рост американо-китайских противоречий в экономической сфере объективно способствовал формированию благоприятной конкурентной среды для малайзийских производителей и появлению дополнительных возможностей для замещения на мировом рынке некоторой продукции китайских компаний. Первоначально в Куала-Лумпуре рассчитывали, что Вашингтон сможет сдержать военно-стратегические амбиции Пекина, чем окажет содействие по защите малайзийских интересов в Южно-Китайском море. Однако вскоре страна столкнулась с чрезмерной идеологизацией США противоречий с КНР и фактическим принуждением Вашингтоном стран региона к выбору приоритетного партнера. Подобное давление фактически склонило руководство страны к повышению собственной самостоятельности и поиску новых возможностей, в том числе через пересмотр параметров взаимодействия со старыми друзьями.
Новые качества
В ноябре 2024 г. премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим и его китайский коллега Ли Цян в ходе встречи на седьмой Шанхайской международной выставке подписали соглашения по плану сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Ключевая цель заключается в повышении качества двустороннего взаимодействия с помощью развития транспортной инфраструктуры, углубления финансовой коллаборации и совместных НИОКР.
По заявлению Министерства финансов Малайзии, Куала-Лумпур остается надежным партнером Пекина в сфере реализации совместных проектов в рамках ОПОП. По предварительным оценкам, кооперация принесла положительные результаты в виде количественного и качественного роста товарооборота и развития инфраструктуры. Малайзии отводится довольно значительная роль технологического и транспортного центра. Куала-Лумпур рассчитывает привлечь инвестиции из КНР, а также расширить доступ на китайский внутренний рынок.
За 12 лет совместной работы в рамках ОПОП объем взаимной торговли уже вырос с 43,5 млрд долл. в 2012 г. до 118 млрд долл. в 2024 г., при этом Китай стал крупнейшим торговым партнером Малайзии. Ключевые направления сотрудничества остались практически теми же, что и до пандемии — железнодорожная линия до восточного побережья длиной 665 км и технологический парк Куантан. Также активно создаются совместные предприятия с акцентом на производство электроники, автомобилей и аэрокосмическую отрасль. Примечательно, что сегодня при реализации сотрудничества власти страны особое внимание уделяют соответствию программе «Цивилизованная Малайзия» (Madani Malaysia), в центре которой находятся социально значимые проекты в интересах повышения благосостояния и уровня жизни граждан. В правительстве отмечали, что двусторонние отношения выстроены не только вокруг торговли и инвестиций, значительное место занимают образование, исследования, производство продуктов питания, цифровая трансформация.
Двойная выгода
Железная дорога до восточного побережья — флагманский проект в рамках реализации ОПОП совместно с Малайзией. Главным подрядчиком с китайской стороны выступает Китайская транспортная строительная компания (China Communications Construction Limited). Уникальность заключается в прокладке 40 туннелей большого диаметра, бесшовном соединении рельс на значительной протяженности и строительстве множества мостов. Проект генерирует не менее 21 тыс. новых рабочих мест и связан с деятельностью двух тыс. малайзийских компаний. Строительство началось в августе 2017 г., стоимость оценивается в 18 млрд долл. После приостановки по инициативе М. Мохаммада почти на три года работы все же были возобновлены, и по состоянию на июль 2025 г. готовность достигла уровня 86%, а полноценный запуск может состояться уже в 2028 г. Новый коридор создаст дополнительные возможности развития производственных мощностей, а также маршруты в южные провинции КНР и другие государства АСЕАН. Реализация Пекином проектов по развитию железнодорожного сообщения, например, в Индонезии и Лаосе, позволит повысить транспортную связанность всей Юго-Восточной Азии, что однозначно нельзя считать реализацией только лишь китайских интересов.
В число других проектов входят двухпутная электрифицированная железная дорога Гемас — Джохор-Бару, Транс-Сабахский газопровод на Борнео, расширение порта Куантан. Изучается вопрос о соединении Куала-Лумпура и Сингапура высокоскоростной магистралью, однако технические и финансовые условия еще не определены. Наиболее же спорным проектом до сих пор выступают так называемые «Малаккские ворота» (Melaka Gateway), стоимостью не менее 10 млрд долл. Планы предусматривали сооружение в гавани г. Малакка трех искусственных островов, где предполагалось построить гостиницы, развлекательные комплексы, жилье премиум-класса, склады, терминал для круизных лайнеров и глубоководный коммерческий порт. Реальная целесообразность и компетентность подрядчиков до сих пор остаются под вопросом, однако в Куале-Лумпуре все же не исключают начала работ под жестким централизованным контролем. Схожая судьба постигла и проект «Лесного города» (Forest City) в Джохоре, который критикуют за недостаточную проработку экологической составляющей и отсутствие понимания об окупаемости, но полностью с повестки дня концепция не исчезла.
Еще одно направление сотрудничества — параллельное создание пар технопарков, таких как Куантан (Малайзия) и Циньчжоу (пр. Гуанси, КНР). На малайзийской части реализуются 19 проектов, стоимостью около 6,2 млрд долл. Кроме того, для оптимизации транспортно-логистических операций возводятся новые склады и транзитные центры с высокой степенью роботизации. Для повышения уровня энергообеспеченности строятся солнечные, ветряные и гидроэлектростанции, хранилища аккумуляторных батарей. Также Куала-Лумпур возлагает надежды на сотрудничество в сфере цифровой трансформации и природосберегающих технологий, включая совместное производство солнечных панелей, электрического транспорта, высокоемких батарей для последующего экспорта.
Одна из перспективных идей по развитию двустороннего взаимодействия — создание Малайзийско-китайского центра развития среднего и малого бизнеса с акцентом на совершенствование механизмов государственно-частного партнерства. С использованием данной структуры, например, необходимо будет провести ревизию подписанных инвестиционных меморандумов на сумму около 41 млрд долл., из которых до сих пор неизвестно, сколько именно освоено и насколько эффективно. На фоне имевших место в Малайзии коррупционных скандалов китайскую сторону интересуют возвращение займов, срок моратория на выплаты, реальная стоимость всех работ по сметам, а также возможность расширения контроля над активами. Однако и малайзийские власти опасаются того, что Пекин будет использовать экономическое влияние в политических целях.
Ряд процедур по гармонизации правил торговли, финансовых операций и транспортировки, а также выработке гарантий проведен по линии Всеобъемлющего регионального экономического партнёрства (RCEP). Интересно, что Куала-Лумпур ещё в 2021 г. поддержал заявку Пекина на присоединение к Всеобъемлющему и прогрессивному Транстихоокеанскому партнерству (CPTPP). В июне 2025 г. Министерство торговли КНР заявило о готовности страны подключиться к этому формату в качестве равноправного партнера для продвижения принципов свободной торговли, однако этому препятствуют Австралия, Великобритания, Канада и Япония. Вероятно, гораздо быстрее состоится вступление Малайзии в БРИКС.
Формально Малайзия и Китай входят в число участников многостороннего спора о принадлежности ряда островов, рифов и части акватории в Южно-Китайском море. Тем не менее в последнее время в ходе переговоров эта проблема практически не возникает — по принципу консенсуса экономическая часть отношений отделена от вопросов безопасности. В июне 2024 г. главы правительств двух стран Анвар Ибрагим и Ли Цян сделали совместное заявление о готовности решать разногласия исключительно на основе принципов и норм международного права, в том числе Конвенции ООН по морскому праву. Политики выразили уверенность в том, что будут проявлять сдержанность в любой ситуации, а также участвовать в развитии диалога Китай — АСЕАН, в том числе в целях дальнейшего совершенствования режима свободной торговли.
***
Вероятно, реализация инвестиционных соглашений через многосторонние институты и детальная проработка двусторонних форматов взаимодействия при строгом правительственном контроле в настоящее время выступает наиболее перспективным вариантом участия Куала-Лумпура в китайской инициативе «Один пояс, один путь». Помимо ориентации на приоритеты программы «Цивилизованная Малайзия» стоит ожидать усиления внимания на транспортную и производственную связанность всей Юго-Восточной Азии через последовательные отраслевые проекты со странами региона.