Оценить статью
(Голосов: 24, Рейтинг: 3.46)
 (24 голоса)
Поделиться статьей
Руслан Мамедов

К.и.н., научный руководитель Центра внешнеполитического сотрудничества им. Е. М. Примакова, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН

В условиях постсаддамовского Ирака ключевой позицией во властной архитектуре стало место премьер-министра страны и его кабинет, за который и разворачивалась борьба на каждом электоральном цикле.

Премьер-министр Ирака стал ключевой из трех фигур иракских лидеров, формировавших «ар-руаса ас-саляса» (формат обсуждения важных государственных вопросов президентским советом или тремя лидерами страны). В этот неформальный совет входят представители главных иракских общин от арабов-суннитов (обычно — спикер парламента), курдов (президент), арабов-шиитов (премьер-министр).

10 октября 2021 г. прошли очередные парламентские выборы, которые состоялись на шесть месяцев раньше законодательно установленного срока.

По итогам выборов садристское движение «Саирун» во главе с Муктадой ас-Садром получило 73 места в парламенте. Другие партии, в первую очередь проиранская коалиция «Аль-Фатх», посчитали этот результат несправедливым. Сама «Аль-Фатх», включающая в себя лидеров проиранских военизированных группировок из «аль-Хашд аш-Шаабий», получила лишь 17 мест. Вернулся в большую политику и главный антагонист М. Садра Нури аль-Малики во главе «Правового государства», получив 33 депутатских места.

Муктада ас-Садр заявил о своем намерении сформировать правительство «национального большинства». Такой подход разнится с формированием правительств по итогам предыдущих электоральных циклов, когда позиции распределялись пропорционально между блоками и согласно договоренностям.

Однако другие шиитские политические силы выступили за сохранение этноконфессиональных и партийных квот, а также не согласились с идеей Садра сформировать правительство «национального большинства».

После трех неудачных попыток избрать президента ас-Садр отказался от формирования правительства. 12 июня он принял решение о сложении полномочий своих 73 депутатов в парламенте. Риски были очевидны — выход садристов из политического поля не означал потери популярности самого движения, а вопрос легитимности и политического представительства в парламенте встал весьма остро. Часть политических лидеров заявили, что будет сложно добиться формирования стабильного правительства без садристов.

Политические силы все также не способны принять какого-либо (даже плохого) решения. Процесс формирования правительства неоправданно затягивается. Следующий шаг — избрание президента Ирака — до сих пор не состоялся ввиду неспособности курдских политических сил договориться о кандидате.

Потенциально в политическую ситуацию может вмешаться офис духовного лидера шиитов Ирака Али ас-Систани. Ранее действия и заявления равноудаленного от всех политических сил религиозного лидера шиитов Ирака вносили вклад в стабилизацию ситуации и влияли на политические элиты страны, особенно в кризисные периоды. Если этого не случится, то нынешнее правительство будет продолжать «исполнять обязанности», что означает продолжение кризиса, выход на новые досрочные выборы и изменение электорального законодательства перед этим, что также требует времени и только усугубит ситуацию.

«… и облик его исчез, и осталось только имя его»

Ибн Баттута о Багдаде, 1327 г.

Когда в начале XIV в. средневековый арабский путешественник Ибн Баттута посетил Багдад, он писал, что этот город обладает «священным роком и возвышенным достоинством». По его мнению, это был город «местопребывания халифов» и «резиденции ученых». Но упомянутое им величие Багдада в исламской истории контрастировало с реальным состоянием города и всего Ирака, который застал путешественник. Напомним, что события происходили через полвека после завоевания некогда великого Багдада монголами. Ибн Баттута привел слова другого путешественника Абуль Хусейна бен Джубейра: «Хотя сохраняется присутствие Аббасидского халифата, и он остается местом призыва курайшитского имамата, облик его исчез, и осталось только имя его».

Так обстоят дела и с современным Ираком. Хотя он и пережил вторжение США, а затем и ИГИЛ, облик некогда одного из сильнейших арабских государств исчез. Нынешние квазиэлиты, сотрясаемые скандалами и интригами, не способны взять ситуацию под контроль.

В условиях постсаддамовского Ирака ключевой позицией во властной архитектуре стало место премьер-министра страны и его кабинет, за который и разворачивалась борьба на каждом электоральном цикле.

Премьер-министр Ирака стал ключевой из трех фигур иракских лидеров, формировавших «ар-руаса ас-саляса» (формат обсуждения важных государственных вопросов президентским советом или тремя лидерами страны). В этот неформальный совет входят представители главных иракских общин от арабов-суннитов (обычно — спикер парламента), курдов (президент), арабов-шиитов (премьер-министр).

10 октября 2021 г. прошли очередные парламентские выборы, которые состоялись на шесть месяцев раньше законодательно установленного срока. Стоит отметить, что вопреки ожиданиям населения и экспертов проведение досрочных выборов сильно затянулось, поскольку они были обещаны еще с момента прихода к власти премьер-министра М. аль-Казыми в мае 2020 г. Он рассматривался экспертами как человек, который должен был решить технические вопросы организации выборов. Сами же выборы должны были отразить чаяния протестовавшей в 2019–2020 гг. «иракской улицы».

По итогам выборов садристское движение «Саирун» во главе с Муктадой ас-Садром получило 73 места в парламенте. Другие партии, в первую очередь проиранская коалиция «Аль-Фатх», посчитали этот результат несправедливым. Сама «Аль-Фатх», включающая в себя лидеров проиранских военизированных группировок из «аль-Хашд аш-Шаабий», получила лишь 17 мест. Вернулся в большую политику и главный антагонист М. Садра — Нури аль-Малики во главе «Правового государства», получив 33 депутатских места.

Муктада ас-Садр заявил о своем намерении сформировать правительство «национального большинства». Такой подход разнится с формированием правительств по итогам предыдущих электоральных циклов, когда позиции распределялись пропорционально между блоками и согласно договоренностям. Суть этих договоренностей заключалась в распределении мест в парламенте и правительстве в зависимости от этноконфессиональной принадлежности представителей политических сил (мухасаса таифийя), что в последние годы эволюционировало в смешанную этноконфессионально-партийную принадлежность (мухасаса хизбийя). Намерение М. ас-Садра же выражало стремление не допустить включения неугодных ему политических сил в будущее правительство под брендом продвижения над и вне этноконфессиональных дележек.

Крупнейшая коалиция «Спасение родины» или «тройственный союз», как его неофициально прозвали в СМИ, включила: садристское движение «Саирун» во главе с Муктадой ас-Садром, альянс «Суверенитет» (38 мест) во главе с Хамисом аль-Ханджаром (суннит), Демократическую партию Курдистана (33 места) во главе с Масудом Барзани (в общей сложности с независимыми депутатами на их стороне около 180 из 329 мест). Большинство в парламенте помогло им добиться избрания спикера парламента — свой пост сохранил Мухаммад аль-Хальбуси (суннит). Однако впереди была основная борьба за пост премьер-министра. При этом до премьер-министра надо было обязательно избрать президента страны.

«Спасение родины» предложило на пост президента члена ДПК, курда Ребара Халида, что также в некотором роде можно рассматривать как слом сложившейся практики, поскольку пост президента обычно занимает представитель второй крупной курдской фракции — Патриотического союза Курдистана (нынешний президент Бархам Салех — также из ПСК).

В свою очередь, другие шиитские политические силы выступили за сохранение этноконфессиональных и партийных квот, а также не согласились с идеей Садра — «правительством большинства». Они собрались в блок «Координационной структуры (или рамки)» (Аль-Итар ат-Тансикий) во главе с Нури аль-Малики, бывшим до 2014 г. дважды премьер-министром. В блок вошли коалиция аль-Фатх (рук. Х. аль-Амири), блок Национальной мудрости (рук. А. аль-Хаким), аль-Абади и др. «Координационная структура» подорвала все попытки М. Садра избрать президента, выводя своих депутатов и не допуская набора необходимого кворума (2/3 депутатов должно присутствовать).

После трех неудачных попыток избрать президента ас-Садр отказался от формирования правительства, предоставив своим политическим соперникам 40 дней, начиная с 31 марта. «Координационная структура» же в ответ отказалась от каких-либо сроков. Все политические силы ушли на рамадан без президента и премьер-министра и вернулись к этой политической активности уже после завершения священного для мусульман поста. В течение месяца шли активные переговоры.

Ключевым game changer’ом называли блок Тишрин — независимых депутатов (около 33 мест), вышедших из мощного протестного движения октября 2019 г. Проблема в том, что для «Координационной структуры» было сложно договориться с лидерами Тишрин, поскольку шиитские группировки обвиняются в убийствах демонстрантов. Тишриновцы не терпят А М. Садра из-за его попыток осуществить слияние их движения со своим и, как следствие, «распылить» его.

В сложившихся условиях инициативы исполняющего обязанности премьер-министра М. Аль-Казыми блокировались, поскольку кабинет министров не обладает всей полнотой легитимности. Не добившись своих целей и не получив необходимой поддержки для формирования правительства М. ас-Садр выдвинул ультиматум. Он заключался в том, что если политические силы не найдут консенсуса, то Садр выведет своих депутатов из парламента — они просто сложат полномочия. Такая ситуация привела бы к замене депутатов движения Садра на следующих по спискам, которым удалось бы набрать необходимые голоса. Так и произошло — 12 июня Муктада Садр принял решение о сложении полномочий своих 73 депутатов в парламенте. Риски были очевидны — выход садристов из политического поля не означал потери популярности самого движения, а вопрос легитимности и политического представительства в парламенте встал весьма остро. Часть политических лидеров заявили, что будет сложно добиться формирования стабильного правительства без садристов. Однако с этим мнением оказались не согласны другие иракские политики, например — Нури аль-Малики. Он посчитал преувеличенными риски отсутствия представителей садристов и выразил позицию необходимости завершения процесса формирования правительства.

23 июня 2022 г. иракский парламент созвал внеочередную сессию, на которой вместо депутатов, лояльных Муктаде ас-Садру, были приведены к присяге новые. Институционально руки у «Координационной структуры» были развязаны, однако политические лидеры Ирака не смогли прийти к консенсусу даже спустя месяц после приведения к присяге новых депутатов. При этом сам М. Садр не забывал напоминать о себе. Так, 15 июля, в пятницу (традиционно важный молитвенный день мусульман) сотни тысяч сторонников Садра вышли на улицы. Масштабные демонстрации прошли с целью показать реальное влияние на массы — то, чего нет у других политических сил в стране. Сам же Садр заявил: «Мы находимся на сложном перепутье в формировании правительства теми, кому мы не доверяем». Далее он развил свою мысль до того, что аль-Хашд аш-Шаабий «должен быть реорганизован, а недисциплинированные элементы должны быть удалены». Здесь, безусловно, Садр настраивает политические силы Ирака на необходимость удаления вооруженных группировок из политики, что выглядит непосильной задачей в сложившейся политической структуре.

Политический скандал разразился в стране в результате «Малики Викиликс» — публикации аудиозаписей речей бывшего премьер-министра Нури аль-Малики. Этот компромат содержал в себе крайне жесткие заявления бывшего премьера, среди которых можно отметить угрозы М. ас-Садру и другим иракским политическим деятелям, негативное отношение к иракскому народу и многое другое. Записи содержали даже то, что племя Н. аль-Малики (бану малик) будет воевать на стороне аль-Малики против сторонников Садра в случае начала войны, если Садр придет к власти.

Сначала М. ас-Садр призвал пропустить поступавшую информацию об этих аудиозаписях, но затем его позиция стала меняться. Все больше специалистов стали придерживаться мнения, что аудиозаписи — не фейк, несмотря на убеждения самого аль-Малики. М. Садр выступил с заявлением, где призвал аль-Малики покинуть политику и «сдаться в руки правосудия в надежде на прощение». Сам аль-Малики и племя, из которого он родом, выступили с опровержениями содержащихся в записях данных. Этот скандал только углубил раскол в иракском политическом поле.

Политические силы все так же не способны принять какого-либо (даже плохого) решения. Процесс формирования правительства неоправданно затягивается. Следующий шаг — избрание президента Ирака — до сих пор не состоялся ввиду неспособности курдских политических сил договориться о кандидате. Хади аль-Амери, один из лидеров Координационной структуры, призвал курдов выдвинуть единого кандидата в президенты страны. Но даже он предположил, что если ДПК и ПСК не договорятся о едином кандидате, то «пусть они договорятся о механизме, а мы договоримся в парламенте». По итогам предыдущих выборов Бархам Салех также был избран в иракском парламенте, и интрига сохранялась до последнего дня. Сейчас такое развитие событий — один из вариантов выхода из кризисной точки, но вопрос, как всегда, в более широких договоренностях.

Стоит отметить достаточно позитивную ситуацию на мировом рынке нефти для Ирака. В этом году был зафиксирован самый высокий ежемесячный доход с 1972 г. Cредний экспорт сырой нефти в марте достиг 3,24 млн баррелей в сутки. Ирак экспортировал более 100,56 млн баррелей сырой нефти в марте, что принесло доход в размере 11,07 млрд долларов. В июне же, по данным министерства нефти Ирака, экспорт нефти в среднем составил еще больше — 3,37 млн баррелей в сутки. Нефтяные доходы от такого уровня экспорта позволяют временно купировать риски от политического тупика.

Потенциально в политическую ситуацию может вмешаться офис духовного лидера шиитов Ирака Али ас-Систани. Он уже не раз делал так в периоды кризисов. Ранее действия и заявления равноудаленного от всех политических сил религиозного лидера шиитов Ирака вносили вклад в стабилизацию ситуации и влияли на политические элиты страны, особенно в кризисные периоды. Если этого не случится, то нынешнее правительство будет продолжать «исполнять обязанности», что означает продолжение кризиса, выход на новые досрочные выборы и изменение электорального законодательства перед этим, что также требует времени и только усугубит ситуацию.

Оценить статью
(Голосов: 24, Рейтинг: 3.46)
 (24 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju