Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 3.2)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Тимур Ахметов

Эксперт по Турции в международном консалтинговом агентстве Wikistrat Inc.

Предстоящие 24 июня в Турции парламентские и президентские выборы можно рассматривать как смену эпох в политической истории страны. От того, к какому политическому раскладу они приведут, будет зависеть не только повестка российско-турецких отношений в ближайшие пять лет, но и российские инициативы на Кавказе, Ближнем Востоке и в Средней Азии.

Р. Эрдоган имеет серьезные шансы на победу в президентской гонке, даже несмотря на конкуренцию харизматичных кандидатов от оппозиционных партий. В случае победы Р. Эрдоган не намерен менять нынешний курс. С одной стороны, будут продолжены попытки нормализации отношений с Западом, с другой — Р. Эрдоган рассчитывает на продолжение тесного сотрудничества с Россией как в рамках двусторонних отношений, так и по совместным дипломатическим инициативам в Сирии.

Главная интрига нынешних выборов заключается в противостоянии политических партий. Все участвующие в выборах избирательных блоков, по суммарным данным последних соцопросов, имеют почти равные шансы на победу. Тема предсказуемости и стабильности проходит красной нитью в политической программе оппозиции. Обе оппозиционные партии — Хорошая партия и Республиканская народная партия — обещают приостановить трансформацию страны в президентскую республику и вернуть всю полноту власти парламенту. Изменениям должны подвергнуться и те государственные институты, которые стали сильно политизированными в последнее время и потеряли свободу действий. Единственный пункт, во взглядах на который оппозиционные партии имеют значительные расхождения, касается урегулирования политической ситуации в восточных провинциях Турции, где проживает курдское большинство страны.

В силу того, что отношения с Турцией приобрели за последнее восемь лет важное политическое значение для России, происходящее внутри этой страны напрямую влияет на внешнюю политику Москвы. От того, к какому политическому раскладу приведут намеченные на 24 июня 2018 г. парламентские и президентские выборы, будет зависеть не только повестка двусторонних отношений в ближайшие пять лет, но и российские дипломатические инициативы на Кавказе, Ближнем Востоке и в Средней Азии — в регионах, где Турция имеет определенное влияние.

Решение турецкого руководства о проведении досрочных выборов было принято в апреле 2018 г. Официальное обоснование решения о переносе выборов с ноября 2019 г. на июнь 2018 г. — негативные экономические прогнозы и геополитическая непредсказуемость в соседних странах, прежде всего в Сирии и Ираке. С другой стороны, отмечалось, что правящие круги, имея на руках неутешительные данные соцопросов, захотели увеличить свои шансы на победу на критических выборах и рискнули провести досрочные выборы, не дав оппозиции возможности достойно подготовиться к 2019 г.

Предстоящие выборы президента и парламента Турции можно рассматривать как смену эпох в политической истории страны. После принятия в ходе референдума в 2017 г. конституционных поправок парламентская форма правления в Турции трансформируется в президентскую — исполнительная власть во главе с президентом будет обладать большей свободой политической деятельности.

Суть изменений заключается в том, чтобы лишить парламент возможности использовать инструменты вмешательства в текущую политику правительства без наличия на то веских причин. Это обстоятельство, по мнению авторов и сторонников новой конституции, позволит правительству сосредоточиться на проведении дальнейших неолиберальных экономических реформ без оглядки на конъюнктурные придирки оппозиционных партий. Основная цель правящей Партии справедливости и развития во главе с Р. Эрдоганом заключается в поддержании в Турции высоких темпов развития экономики. Именно это, по мнению правительства, будет способствовать улучшению таких статистических показателей, как ВВП на душу населения, выросшего с 3660 долл. (в 2002 г.) до более чем 11000 долл. (в 2018 г.).

Предстоящие выборы президента и парламента Турции можно рассматривать как смену эпох в политической истории страны.

Экономика — главная забота турков

Общественный запрос на решение экономических проблем в стране очевиден. Согласно результатам социологического опроса, проведенного в мае 2018 г. турецкой компанией Metropoll, 51,5% опрошенных указали экономические проблемы в стране в качестве главного вызова Турции; 13,4% граждан назвали наибольшей проблемой терроризм. С другой стороны, в Турции отмечается двузначный рост инфляции; падение стоимости турецкой лиры по отношению к доллару в 2018 г. составило более 20% — все это индикаторы перегрева экономики. При этом в случае Турции ситуация ухудшается еще и тем, что существует значительный дефицит текущего счета платежного баланса (57,1 млрд долл. по состоянию на апрель 2018 г.), когда частные и государственные игроки вынуждены заимствовать деньги из-за рубежа, все глубже загоняя себя в долги перед иностранными кредиторами.

Предвыборная программа Р. Эрдогана — логическое продолжение государственной политики прошлых лет. Акцент ставится на поддержании высоких темпов роста экономики со стимулированием отечественных отраслей реального производства. Так, в первой четверти 2018 г. экономический рост в Турции, согласно официальным данным, составил 7,4%. В среднесрочной перспективе команда Р. Эрдогана рассчитывает на удержание экономического роста в 5,5% до 2020 г. Отдельное внимание будет уделено снижению роли государства в программах социальной поддержки, а также государственным вливаниям в мега-проекты и построение эффективной исполнительной власти через гармоничную работу разнопрофильных министерств и агентств. Политическое измерение обозначенных планов заключается в дальнейшей централизации власти, расшатывании системы сдержек и противовесов и, как следствие, росте политических и экономических рисков от возможных просчетов руководства страны в будущем.

turel1.jpg
REUTERS

Внимание двух крупных оппозиционных партий — Хорошей партии (ХП) и Республиканской народной партии (РНП) — уделено в основном проблемам, которые появились в результате проводимой Партией справедливости и развития (ПСР) с 2002 г. неолиберальной экономической политики. Динамичный рост турецкой экономики сопровождался высоким уровнем безработицы, увеличением степени неравенства в доходах и снижением социальной обеспеченности среднего класса. Турецкая оппозиция, объединенная в т. н. Народный альянс, в этих условиях в качестве основы для своей предвыборной платформы выдвигает обещание придать экономическому развитию социальную стабильность, уверенность в будущем и более справедливое распределение национального дохода.

Тема предсказуемости и стабильности проходит красной нитью и в политической программе оппозиции — обе партии обещают приостановить трансформацию страны в президентскую республику и вернуть всю полноту власти парламенту, Великому национальному собранию Турции. Изменениям должны подвергнуться и те государственные институты, которые стали сильно политизированными в последнее время и потеряли свободу действий. В качестве решения обе партии предлагают ликвидацию одних органов и кадровую перестройку других.

Единственный пункт, во взглядах на который крупнейшие оппозиционные партии страны имеют значительные расхождения, касается урегулирования политической ситуации в восточных провинциях Турции, где проживает курдское большинство страны. Если РНП и ее кандидат в президенты Мухаррем Индже в качестве решения проблемы предлагают масштабные политические реформы, то ХП и ее кандидат Мерал Акшенер подчеркивают, что политические изменения должны сопровождаться решительными шагами по поддержанию безопасности — проведением активных антитеррористических операций.

Дипломатия страны в последнее время все больше зависит от политической конъюнктуры внутри Турции.

Дипломатия как часть внутренней политики

Общественные дискуссии в Турции, хоть и не в той степени, как в случае с внутриполитическими вопросами, но тем не менее активно, ведутся и вокруг внешней политики страны. Основной лейтмотив предвыборных дебатов в этой сфере заключается в том, что дипломатия страны в последнее время все больше зависит от политической конъюнктуры внутри Турции. Если главный претендент на пост президента — Реджеп Эрдоган — и его соратники говорят о возросшей роли Турции в мире и обещают и дальше настойчиво отстаивать национальные интересы страны, то оппозиционные партии указывают на то, что весь процесс принятия внешнеполитических решений испытывает перекос в сторону идеологии, а не прагматики, а соответствующие структуры потеряли автономность и подчиняются воле одного президента.

При детальном анализе программы правящей партии становится очевидно, что в случае избрания Р. Эрдоган не намерен менять нынешний курс. С одной стороны, будут продолжены попытки нормализации отношений с Западом. Речь идет об углублении экономических связей с Европейским союзом при продолжении пока бесперспективных переговоров о либерализации визового режима в среднесрочной перспективе. Будут также возобновлены переговоры о членстве Турции в ЕС в долгосрочной перспективе. Кроме того, попытки восстановить доверительные отношения с США будут предприниматься и дальше. В том числе речь идет о кооперации в Сирии, где Анкара рассчитывает на то, что Вашингтон откажется от сотрудничества с сирийскими курдами, полагаясь вместо этого на дипломатические и военно-политические ресурсы Турции для достижения общих целей в регионе.

С другой стороны, Р. Эрдоган рассчитывает на продолжение тесного сотрудничества с Россией как в рамках двусторонних отношений, так и по совместным дипломатическим инициативам в Сирии. Очевидно, что сотрудничество Анкары с Москвой в сирийском вопросе будет во многом зависеть от состояния американо-турецких отношений. Понятно и то, что даже при отсутствии заметного прогресса в отношениях с США Р. Эрдоган в случае избрания будет проводить достаточно самостоятельную политику в Сирии (например, через непризнание официального Дамаска), по возможности отдавая предпочтение западным дипломатическим инициативам, если будут серьезные гарантии их успеха.

Альтернативная внешнеполитическая программа представлена основными оппозиционными партиями и кандидатами в президенты. Так, представитель Республиканской народной партии Мухаррем Индже выступает за нормализацию отношений с западными партнерами Турции. При этом Индже указывает, что достигнутые с Москвой соглашения по С-400 и АЭС «Аккую» будут соблюдаться, а отношения с Россией и приграничными государствами будут развиваться в духе добрососедства — стабильные отношения Анкары с соседями улучшают ее образ как предсказуемого мирового игрока. Отдельного внимания заслуживает обещание кандидата в президенты от крупнейшей оппозиционной партии назначить посла в Сирию после своего избрания.

В основе программы кандидата от Хорошей партии Мерал Акшенер лежит желание прекратить изоляцию Турции в мире и регионе. Отношения с партнерами Турции должны строиться и развиваться на основе национальных интересов, определяемых не сиюминутными мотивами властей, а долгосрочной стратегией развития страны. Решение главного политического вопроса Турции — борьбы с терроризмом — должно проходить в сотрудничестве с соседними странами. Анкаре необходимо начать переговоры с действующим правительством Сирии, не полагаясь на посреднические услуги России.

Шансы на победу есть у всех

Р. Эрдоган, оставаясь одним из самых популярных политиков в истории Турции, имеет серьезные шансы на победу в президентской гонке, даже несмотря на конкуренцию харизматичных кандидатов от оппозиционных партий.

Р. Эрдоган, оставаясь одним из самых популярных политиков в истории Турции, имеет серьезные шансы на победу в президентской гонке, даже несмотря на конкуренцию харизматичных кандидатов от оппозиционных партий. Главная интрига нынешних выборов в связи с этим заключается в противостоянии политических партий.

Все участвующие в выборах избирательных блоков, по суммарным данным последних соцопросов, имеют почти равные шансы на победу. Народный альянс во главе с правящей Партией справедливости и развития вполне может получить 40–50% голосов, в то время как блок оппозиции может рассчитывать на 35–45%. При таком раскладе успех курдской Партии демократии народов, участвующей в гонке в качестве независимой силы, может оказаться решающим при формировании будущего парламента. Если курдская партия сможет преодолеть порог в 10%, то через свою поддержку оппозиционных партий Национального альянса может лишить партию Р. Эрдогана парламентского большинства. С другой стороны, если прокурдская партия не сможет получить необходимое количество голосов, то парламент перейдет под контроль лояльных Р. Эрдогану сил.

Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 3.2)
 (10 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся