Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Прохор Тебин

К.полит.н., зав. Сектором международных военно-экономических проблем ЦКЕМИ НИУ ВШЭ

Первое, что приходит в голову при упоминании ВМС США, – это, несомненно, суперавианосец. Со времен Второй мировой войны авианосцы остаются основой американского флота и ключевым инструментом политики национальной безопасности. Несмотря на это, в американском экспертном сообществе постоянно ведутся дискуссии относительно роли и места авианосцев в современном мире и целесообразности сохранения флота авианосцев в его нынешнем виде.

Первое, что приходит в голову при упоминании Военно-морских сил (ВМС) США, – это, несомненно, суперавианосец. Со времен Второй мировой войны авианосцы остаются основой американского флота и ключевым инструментом политики национальной безопасности. Несмотря на это, в американском экспертном сообществе постоянно ведутся дискуссии относительно роли и места авианосцев в современном мире и целесообразности сохранения флота авианосцев в его нынешнем виде.

Современное состояние авианосной компоненты ВМС США

На сегодня в состав ВМС США входят 11 атомных суперавианосцев (АВМА) водоизмещением около 100 тыс. т каждый – 10 кораблей типа «Nimitz» и один типа «Enterprise». Последний неатомный авианосец – «Kitty Hawk» (CV-63) – был выведен из состава ВМС США в 2009 г. Количество американских авианосцев сократилось с 12 до 11 в 2007 г., когда из состава флота был выведен «John F. Kennedy» (CV-67).

Соответствующий закон Конгресса США (10 U.S.C. 5062(b)) предписывает ВМС США содержать в своем составе не менее 11 авианосцев. Действие этого закона будет временно приостановлено с конца 2012 г., когда из состава флота будет выведен построенный более полувека назад «Enterprise» (CVN-65), по конец 2015 г., когда флот должен получить головной АВМА нового поколения «Gerald R. Ford» (CVN-78).

Один-два авианосца обычно находятся на капитальном ремонте, а боеготовые АВМА приписываются к одной из авианосных ударных групп (АУГ). Состав АУГ может меняться, но обычно она включает, помимо АВМА, крейсер, два эсминца, атомную подводную лодку (ПЛА) и судно снабжения. Состав современного авиакрыла также может существенно различаться, но обычно в него входят 60–75 летательных аппаратов, в том числе 40–50 истребителей-бомбардировщиков, 4 самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), 4 самолета радиоэлектронной борьбы (РЭБ), два транспортных самолета и 10–12 транспортных и противолодочных вертолетов.

Закон Конгресса США предписывает ВМС США содержать в своем составе не менее 11 авианосцев.

После расформирования в конце 2011 г. Седьмой АУГ в составе флота осталось 9 таких оперативных соединений: по четыре на Атлантическом и Тихоокеанском побережье, и еще одна АУГ на постоянной основе размещена в Японии, на военно-морской базе в Йокосука.

На боевой службе в Мировом океане обычно находятся 2–3 АУГ. Текущие оперативные требования предполагают постоянное присутствие двух АУГ в регионе Персидского залива и одной – в Тихом океане. Остальные авианосцы заняты боевой подготовкой или проходят техническое обслуживание. В случае необходимости, в соответствии с Планом военно-морского реагирования, ВМС США могут развернуть в Мировом океане 6 АУГ в течение 30 дней и еще одну АУГ – в течение 90 дней.

Фото: www.atomic-energy.ru
Суперавианосец "Enterprise"

Авианосцы принимали самое активное участие практически во всех военных конфликтах, в которых участвовали США, в том числе в Ираке, Югославии и Афганистане. Постоянное присутствие авианосцев в ключевых регионах планеты позволяет сдерживать противников Вашингтона, обеспечивает существенную поддержку американской дипломатии и гарантирует возможность быстрого реагирования в случае начала кризиса или конфликта.

Авианосцы являются, прежде всего, инструментом «жесткой силы», но они также могут использоваться в политике «мягкой силы» и выполнять различные невоенные функции. Так, АВМА сыграли важную роль во время гуманитарных операций после наводнений в Индонезии в 2005 г. (Operation Unified Assistance) и в Японии в 2011 г. (Operation Tomodachi). АВМА также активно используются при выстраивании взаимодействия Вашингтона с его союзниками и партнерами – в качестве подтверждения статуса США как глобальной морской державы.

«Большой спор» о будущем американских авианосцев

Постоянное присутствие авианосцев в ключевых регионах планеты позволяет сдерживать противников Вашингтона, обеспечивает существенную поддержку американской дипломатии и гарантирует возможность быстрого реагирования в случае начала кризиса или конфликта.

Можно выделить два ключевых этапа «большого авианосного спора».

Первый этап приходится на вторую половину 1980-х – начало 1990-х годов. Одним из ключевых элементов политики Р. Рейгана по навязыванию Советскому Союзу глобального военного противостояния было строительство «флота в 600 кораблей», в том числе увеличение числа авианосцев с 12 до 15. Уже тогда этот план подвергался существенной критике. После окончания «холодной войны», в условиях увеличения дефицита бюджета и необходимости улучшения экономических показателей, сохранение даже 12 авианосцев ставилось под сомнение.

Опыт первой войны в Персидском заливе продемонстрировал, что в изменившейся международной обстановке авианосцы остаются неотъемлемым элементом американской военной силы. Американский флот победил на первом этапе «большого спора» и сохранил в своем составе 12 авианосцев.

Мировой экономический кризис и непомерное увеличение американского государственного долга стали причиной второго этапа дискуссии, начавшегося в конце 2000-х годов. Б. Обама запустил программу сокращения военных расходов примерно на 500 млрд долл. в течение десяти лет. Существовала реальная угроза сокращения численности существующих или урезания программ строительства новых авианосцев. В частности, адекватность структуры ВМС оспаривал предыдущий министр обороны США Р. Гейтс.

Идея сокращения авианосного флота вызвала резкое осуждение со стороны представителей Республиканской партии. Недопустимость ослабления морской мощи была закреплена в предвыборной программе М. Ромни, основного соперника Б. Обамы в борьбе за президентское кресло.

Второй этап «большого спора» вновь закончился победой ВМС. 12 января 2012 г. новый министр обороны Л. Панетта на борту АВМА «Enterprise» (CVN-65) объявил, что Пентагон не будет сокращать число авианосцев за исключением периода 2012–2015 гг.

«Белые слоны» и «бумажные тигры»?

Критики авианосцев упускают из вида тот факт, что до сих пор не решена проблема определения точных координат двигающегося на большом удалении от берега авианосца и обеспечения целеуказания.

Удивительно, но за двадцать лет, которые прошли между двумя этапами «большого спора», доводы противников суперавианосцев практически не изменились. Они сводятся к определению, данному в 1990 г. экспертом Центра оборонной информации Д. Айзенбергом. В своей работе «Иллюзия мощи» он назвал суперавианосцы «белыми слонами» и «бумажными тиграми». По его мнению, мощь этих кораблей существенно преувеличена, а их стоимость разорительна для бюджета.

Действительно, стоимость АВМА весьма значительна даже для американского военного бюджета. Строительство головного АВМА нового поколения «Gerald R. Ford» (CVN-78) обойдется бюджету в 12,3 млрд долл., из которых 3,3 млрд долл. пойдут на НИОКР. Стоимость первого и второго серийных АВМА этого типа составит с учетом инфляции 11,4 и 13,9 млрд долл. соответственно. Расходы на протяжении пятидесятилетнего жизненного цикла этих АВМА оцениваются примерно в 32 млрд долл. (в ценах 2012 г.).

Распространение современных противокорабельных ракет, систем ПВО и неатомных подводных лодок позволяет некоторым экспертам говорить о высокой уязвимости суперавианосцев и их авиакрыла. Особая угроза, по их мнению, исходит от китайской баллистической ракеты DF-21D дальностью более 1500 км, которую уже окрестили «убийцей авианосцев». Обычно критики авианосцев упускают из вида тот факт, что до сих пор не решена проблема определения точных координат двигающегося на большом удалении от берега авианосца и обеспечения целеуказания. Отсутствие информации об успешных испытательных пусках позволяет сомневаться в способности Китая поразить американский авианосец в случае конфликта.

Фото: www.armybase.us
USS-Theodore-Roosevelt-CVN-71

Заявления о том, что ударные функции авианосца способны полностью выполнять подводные лодки-носители крылатых ракет морского базирования (КРМБ), также не выдерживают серьезной критики. КРМБ «Tomahawk», особенно «Tactical Tomahawk», играют ключевую роль при проведении американским флотом операций «против берега», но имеют ряд недостатков в сравнении с авиакрылом АВМА.

Во-первых, в отличие от КРМБ, истребители-бомбардировщики способны эффективно поражать двигающиеся цели и оперативно оценивать меняющуюся ситуацию. Во-вторых, авиакрыло АВМА способно доставить до цели на порядок больше боеприпасов, чем КРМБ. Например, в 2001–2002 гг., во время операции в Афганистане АВМА «Theodore Roosevelt» (CVN-71) провел в море 153 дня. Его авиакрыло осуществило более 10 тыс. боевых вылетов и доставило до цели 770 т боеприпасов, что эквивалентно 1700 КРМБ «Tomahawk». Еще опыт первой войны в Персидском заливе показал, что авиакрыло авианосца способно при максимальном напряжении доставлять до цели более 110 т боеприпасов в день. В-третьих, морская авиация играет ключевую роль в борьбе с авиацией противника и в обеспечении режима бесполетных зон.

Таким образом, суперавианосцы являются ключевым условием проведения Вашингтоном крупных военных операций практически в любой точке земного шара.

Альтернативы нет

В условиях объявленной политики переориентации на Азиатско-Тихоокеанский регион сохранение и укрепление флота суперавианосцев будет неотъемлемым условием сохранения Соединенными Штатами статуса глобальной державы.

В качестве альтернативы нынешним авианосцам предлагается строить легкие авианосцы (АВЛ), предназначенные для самолетов укороченного взлета/вертикальной посадки (УВВП). Примером подобных авианосцев являются первые два универсальных десантных корабля (УДК) типа «America» водоизмещением около 45 тыс. т, которые смогут нести до 20 истребителей УВВП F-35B. Учитывая разницу в стоимости строительства АВМА и УДК, некоторые эксперты считают, что вместо одного суперавианосца можно было бы построить три-четыре подобных УДК.

Конфликт в Ливии стал первой крупной военной операцией США, в которой суперавианосец не принимал участия. Функции авианосца в этом конфликте выполнял УДК «Kearsarge» (LHD-3). Это позволило заявить, что «Kearsarge покинул базу в Норфолке как УДК, а вернулся уже как легкий авианосец.

Вместе с тем, как показывает практика, авианосцы, несущие самолеты УВВП, не способны заменить собой суперавианосцы. Прежде всего, это связано с существенными ограничениями по взлетной массе и радиусу действия самолетов УВВП. Во время операции в Афганистане американские суперавианосцы продемонстрировали способность обеспечить постоянные действия палубной авиации на дистанциях до 1350 км. Для АВЛ подобный показатель недостижим.

Размеры полетных палуб и численность авиакрыла ограничивают количество самолетовылетов, которое является одним из ключевых показателей эффективности авианосца. АВЛ может осуществлять около 30 самолетовылетов в день, а АВМА типа «Nimitz» – более 120. АВМА нового поколения будут способны производить ежедневно более 150 самолетовылетов. Более того, АВЛ не могут нести самолеты ДРЛО, являющиеся «глазами» флота, и современные самолеты РЭБ.

Наконец, размеры АВЛ делают нецелесообразным его оснащение атомной энергоустановкой. Это существенно ограничивает автономность и энергетическую мощность корабля.

Таким образом, несмотря на существенную разницу в стоимости, АВМА качественно превосходят АВЛ практически по всем показателям, и строительство даже трех-четырех таких кораблей не заменит вывода из состава американского флота одного суперавианосца.

Настоящая угроза

Преждевременно говорить о закате эпохи суперавианосцев. В условиях объявленной политики переориентации на Азиатско-Тихоокеанский регион сохранение и укрепление флота суперавианосцев будет неотъемлемым условием сохранения Соединенными Штатами статуса глобальной державы. Мощные ВМС необходимы США для проведения самостоятельной политики, не зависящей от союзников и иностранных военных баз.

В 2010–2020-х годах американская монополия в сфере строительства авианосцев будет ослабевать. Предполагается, что к 2025 г. ВМС КНР будут иметь в своем составе до 5 авианосцев, в том числе, возможно, 2 атомных суперавианосца. Флот Индии к тому времени получит 3 современных авианосца. Постоянно звучат заявления, что Россия также должна начать строительство этих кораблей для своего ВМФ.

Суперавианосцы не являются абсолютно неуязвимым оружием и нуждаются в поддержке со стороны других надводных и подводных кораблей. Технологический прогресс, в первую очередь создание палубного истребителя пятого поколения F-35C и перспективных палубных ударных и разведывательных беспилотников, может существенно увеличить мощь американских суперавианосцев. Вместе с тем именно здесь кроется одна из ключевых угроз морской мощи США.

Сокращение военных расходов, которое в случае осуществления секвестра федерального бюджета может достигнуть 1 трлн долл., способно нанести разрушительный удар по палубной авиации ВМС США. Затягивание и закрытие программ создания новых летательных аппаратов и модернизации существующих приведет к сокращению численности и старению палубной авиации. Авианосец без авиакрыла не более полезен, чем винтовка без патронов. Именно сокращение военных расходов, а не пресловутая китайская DF-21D, может стать настоящим «убийцей авианосцев» и возвестить о конце американского господства в Мировом океане.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся