Оценить статью
(Голосов: 25, Рейтинг: 3.04)
 (25 голосов)
Поделиться статьей
Дмитрий Кравцов

Руководитель Бюро изучения стран Латинской Америки и Карибского бассейна

Представление о том, что Латинская Америка — это изолированная «периферия», уже давно не соответствует действительности. Аргентина, Бразилия и Мексика входят в «Группу двадцати», а регион в целом значительно более тесно связан с миром, чем когда-либо ранее. Сегодня Латинская Америка выступает важным источником сырья, необходимого для новой экономики, поэтому страны региона имеют все возможности для разработки политики привлечения иностранных инвестиций и создания производственных мощностей для снабжения мировых рынков.

До последнего времени в политических расчетах США этот регион оставался на втором плане, но с приходом к власти в 2021 г. демократической администрации пришла и решимость изменить этот подход. Однако демократам полностью не удалось реализовать намеченные планы — время и ресурсы отнимали озабоченность активной деятельностью Китая, разворачивающийся конфликт в восточной части европейского континента, наплыв в страну нелегальных мигрантов и принятый в августе 2022 г. Конгрессом США Inflation Reduction Act.

Интересы Китая в латиноамериканском регионе вызывают наибольшую озабоченность США. Во многом это связано со строительством китайскими компаниями системы телекоммуникаций 5G и созданием структуры облачных вычислений (в первую очередь речь идет об Аргентине, Бразилии, Колумбии, Мексике, Перу и Чили), где им противостоит американская компания Google. Известно, что развитие этой инфраструктуры тесным образом связано с вопросами безопасности, так как она обеспечивает работу важнейших объектов (от банковских до энергетических) и поддерживает передовые технологии, такие как искусственный интеллект, которые могут использоваться в качестве инструментов контроля и слежки. Вызывают опасения и китайские разработки в космической сфере: наземные станции выполняют функции телеметрии, слежения и управления, обеспечивая работу спутников и помогая наблюдать за десятками тысяч объектов на орбите Земли, что в экспертных кругах получило определение «космическая ситуационная осведомленность». Несколько объектов, используемых Китаем, расположены в Латинской Америке и обеспечивают покрытие неба над Южным полушарием.

США не могут не реагировать на действия Китая на «своем заднем дворе», призывая свои компании к сокращению технологического присутствия в этой стране и переводе производственных мощностей в другие азиатские юрисдикции. 9 августа 2023 г. президент США Джозеф Байден подписал указ, который приостанавливает новые инвестиции в китайскую промышленность полупроводников, квантовых вычислений и искусственного интеллекта и дополняет ранее принятые в сентябре и октябре 2022 г. меры. Между тем эти решения даются действующей американской администрации все труднее — экономики двух стран глубоко интегрированы, Китай является третьим по величине торговым партнером США после партнеров по T-MEC (USMCA) и основным поставщиком импорта, в то время как США — крупнейший торговый партнер Китая и покупатель китайского экспорта.

Китайская экономика обладает сложной структурой, и нынешние экономические проблемы страны обусловлены множеством факторов, однако при этом становится очевидным, что, несмотря на то что цепочки создания стоимости между двумя странами по-прежнему тесно переплетены, тарифы, введенные предыдущей американской администрацией, все же оказали негативное влияние на двустороннюю торговлю. Однако главным в текущей ситуации для США и Латинской Америки становится межамериканская система безопасности, а не экономическое взаимодействие. США все еще не удается изменить концепции «или-или» (США или Китай) и признать сложность современного мира, но такой подход не работает в регионе, который все больше склоняется к многостороннему сотрудничеству. Продолжая рассматривать западное полушарие как борьбу «автократии» и «демократии», американская элита все больше снижает уровень своего влияния в регионе.

Современная политическая реальность на территории Латинской Америки как никогда изменчива, сложна и трудна, и остается неясным, сможет ли этот регион в полной мере реализовать тот значительный потенциал, который существует для экономических преобразований и более глубокой интеграции в мировые рынки. Годы медленного роста, масштаб коррупции, приход к власти левых политиков, растущее неравенство и разрушительные последствия пандемии ставили под сомнение способность демократии обеспечить результат и укрепляли мнение о «потерянном десятилетии» для Латинской Америки: по оценкам Международной организации труда и Экономической комиссии для Латинский Америки и Карибского бассейна (CEPAL), в 2020 г. в регионе было потеряно более 25 млн рабочих мест, а уровень бедности достиг 33,7%. Между тем несмотря на то, что правительства латиноамериканских стран поглощены внутренними проблемами, они активно стремятся к многостороннему сотрудничеству и в первую очередь ищут поддержку у США, которые, со своей стороны, решают насущные национальные и глобальные задачи.

Первые шаги на этом направлении формировали у региональной элиты определенный оптимизм: в середине 2021 г. в мире произошли значительные изменения — в связи с разрывом глобальных цепочек поставок новую силу стали набирать дискуссии о переводе производств в страны «периферии», что открывало новые возможности для латиноамериканских государств. Тропические леса, возобновляемые и углеводородные энергоресурсы, запасы важнейших полезных ископаемых (которые в избытке имеются в Латинской Америке) начали приобретать все большее значение, поскольку изменение климата вновь стало предметом внимания развитых стран, заставляя их осуществлять крупные инвестиции в энергетический переход.

С ростом этих тенденций улучшались и перспективы интеграции в Западном полушарии, несмотря на то, что пришедшие к власти в 2021 г. новые правительства были нацелены на внутренние преобразования, направленные на обеспечение социальной справедливости и модернизацию национальной экономики. После своей инаугурации в январе 2021 г. президент США Джозеф Байден сообщил о готовности взаимодействовать с новыми лидерами Латинской Америки, и левые правительства, избранные в 2020–2021 гг. в Боливии, Гондурасе, Перу и Чили, были нацелены закрепить политический вектор на выстраивание конструктивного сотрудничества с США, начавшийся с побед Андреса Мануэля Лопеса Обрадора в Мексике в 2018 г. и Альберто Фернандеса в Аргентине в 2019 г. В 2022 г. к ним присоединились Густаво Петро в Колумбии и Луис Инасиу Лула да Силва в Бразилии.

Однако выраженное им доверие не привело к тем преобразованиям, на которые рассчитывали многие избиратели. Дело в том, что появление первой волны левых правительств во главе с Уго Чавесом в Венесуэле, Луисом Инасиу Лула да Силва в Бразилии и Кристиной Фернандес де Киршнер в Аргентине во многом было связано с сырьевым бумом, в отличие от гораздо более сложной политической и экономической ситуации, с которой сталкиваются сегодня их преемники. Также у новых администраций нет четких избирательных мандатов на более гибкое управление, так как большинство из них были избраны с минимальным перевесом поляризованным электоратом. Например, в Бразилии разница между победителем и его соперником составила менее 2% голосов, а в Чили правящая власть не имеет явного большинства в законодательном органе, а экономика страны находится на траектории медленного роста. В Перу попытка переворота, предпринятая президентом страны Педро Кастильо (который набрал во втором туре выборов менее чем на 1% больше голосов, чем его соперница), привела к его конституционному отстранению от власти национальным конгрессом, где до настоящего времени доминирует оппозиция. В Колумбии начинает раскручиваться скандал, связанный с незаконным финансированием избирательной кампании президента страны Густаво Петро. В Мексике инициативы действующей администрации блокируются как подрывающие независимость судебной системы и Центрального банка, а в Аргентине действующее правительство борется с высокой инфляцией и ведет переговоры с Международным валютным фондом, перманентно находясь в состоянии дефолта. В этом контексте на передний план выдвигается вопрос: смогут ли левые правительства в Латинской Америке скорректировать курс, чтобы ответить на стоящие перед ними вызовы? Если нет, то их власть может оказаться более ограниченной, чем у их предшественников в 2000-х гг.

Нужно отметить, что в Латинской Америке есть группа государств, жители которых выбрали иных лидеров: в Гватемале, Доминиканской Республике, Коста-Рике, Панаме, Парагвае, Сальвадоре, Уругвае и Эквадоре действуют популистские и правоцентристские правительства (хотя в Эквадоре и Гватемале в 2023 г. возможен сдвиг влево). Отдельная тема — это режимы в Венесуэле, на Кубе и в Никарагуа, имевшие в ХХ в. достаточно высокий уровень влияния в регионе, но в настоящее время утратившие его. При этом большинство правительств латиноамериканских государств предпочитает придерживаться ортодоксальной макроэкономической политики, борясь с инфляцией и сокращая бюджетный дефицит, возникший в результате чрезмерных расходов во время пандемии. Несмотря на то, что многие из них были избраны с амбициозными программами реформ, они вынуждены тратить время и ресурсы на решение традиционных проблем безопасности граждан. Не всем это удается: яркий пример представляет Сальвадор, где меры действующего правительства привели к значительному снижению уровня преступности за счет того, что более 60 тыс. человек были помещены в пенитенциарные учреждения.

Парадоксально то, что, несмотря на сложную политическую и социальную обстановку, она не стала серьезным препятствием для роста региональной экономики: к концу 2021 г. ВВП в более чем половине стран Латинской Америки превысил уровень, существовавший до пандемии, а в 2022 г. темпы роста в регионе составили около 4%, и прогнозы роста на 2023 г. уже пересматриваются в сторону повышения. Действительно, представление о том, что Латинская Америка — это изолированная «периферия», уже давно не соответствует действительности. Аргентина, Бразилия и Мексика входят в «Группу двадцати», а регион в целом значительно более тесно связан с миром, чем когда-либо ранее. Сегодня Латинская Америка выступает важным источником сырья, необходимого для новой экономики: там сосредоточено 40% мировых запасов меди и лития, а также находятся значительные месторождения никеля, кобальта и других важнейших минералов, поэтому страны региона имеют все возможности для разработки политики привлечения иностранных инвестиций и создания производственных мощностей для снабжения мировых рынков. Например, Мексика может стать крупным производителем полупроводников при наличии четкой инвестиционной стратегии, а Чили уже является вторым в мире производителем лития.

В Латинской Америке исключительно низкий уровень выбросов углекислого газа, доля возобновляемых источников энергии в производстве самая высокая в мире, и в эту сферу вкладываются значительные средства, принимаются государственные обязательства по расширению этого потенциала. Поэтому такие страны, как Аргентина, Бразилия, Колумбия и Мексика, могут достаточно быстро создать условия для экспорта природного газа по мере перехода мировой экономики на более чистую энергию. Кроме того, Аргентина и Бразилия являются одними из наиболее развитых агропромышленных производителей (в текущей ситуации прекрасную динамику в секторе демонстрируют Перу и Чили), а регион в целом уже сейчас играет роль крупнейшего в мире нетто-экспортера продовольствия, и прогнозируется, что к 2031 г. на него будет приходиться 18% мировых поставок, включая зерно, мясо, птицу, рыбу и фрукты.

В Латинской Америке хорошо развит сектор услуг (лучше, чем это иногда представляется за рубежом), и иностранные инвесторы реагируют на это, наращивая свое присутствие в странах, где макроэкономическое управление стабильно: прошлый год стал знаменательным для прямых иностранных инвестиций в регионе, которые составили более 220 млрд долл. Но есть и трудности — региональная экономическая интеграция остается скорее мечтой, чем реальностью; отчасти это объясняется наследием левой идеологии, которая, как нигде в мире, господствует в политической сфере Латинской Америки.

До последнего времени в политических расчетах США этот регион оставался на втором плане, но с приходом к власти в 2021 г. демократической администрации пришла и решимость изменить этот подход. Первые предложения по возобновлению взаимодействия с Латинской Америкой были представлены на Саммите Америк, прошедшем в июне 2022 г. в Лос-Анжелесе, и все говорило о том, что у новой американской администрации во взаимоотношениях с латиноамериканскими лидерами наступил «медовый месяц», чему также свидетельствовала частота их визитов в США. Вместе с тем демократам полностью не удалось реализовать намеченные планы — время и ресурсы отнимали озабоченность активной деятельностью Китая, разворачивающийся конфликт в восточной части европейского континента, наплыв в страну нелегальных мигрантов и принятый в августе 2022 г. Конгрессом США Inflation Reduction Act. Эти события отвлекали от продвижения американцами более инновационной повестки в странах Латинской Америки, что отразилось на сумме расходов, предусмотренных на это направление, — около 2,5 млрд долл. на 2023 г.

Несмотря на определенные сложности, работа по включению латиноамериканского региона в свою орбиту продолжилась и в текущем году. В январе 2023 г. в рамках Американского партнерства ради экономического процветания (APEP) состоялась первая встреча государственного секретаря Энтони Блинкена и торгового представителя США Кэтрин Тай с лидерами 11 стран, преимущественно латиноамериканских, для обсуждения стратегий развития. В апреле 2023 г. в американском Денвере состоялся Саммит городов Америки. В июне 2023 г. вице-президент США Камала Харрис, участвуя во встрече лидеров стран Карибского бассейна и США на Багамах, сообщила партнерам о выделении 100 млн долл. на обеспечение энергетической устойчивости, гуманитарной помощи и продовольственной безопасности. Американская администрация оказывает поддержку Эквадору и Аргентине в переговорах с МВФ по рефинансированию их международных финансовых обязательств; в центральноамериканском регионе расширяется сотрудничество в области миграции, где активное участие принимает южное командование США.

Вместе с тем в ходе формирования новой философии отношений США все еще не удается изменить концепции «или-или» (США или Китай) и признать сложность современного мира, но такой подход не работает в регионе, который все больше склоняется к многостороннему сотрудничеству. Продолжая рассматривать Западное полушарие как борьбу «автократии» и «демократии», американская элита все больше снижает уровень своего влияния в регионе: например, в 2021–2022 гг. в США обучалось почти полмиллиона студентов из Индии и Китая, в то время как из Бразилии и Мексики — менее чем по 15 тыс. человек. Это касается и экономики — все еще ждут положительного ответа от американской стороны просьбы о заключении соглашений о свободной торговле со стороны таких стран, как Уругвай и Эквадор; аналогична ситуация и в отношении реакции на новую инициативу Доминиканской Республики, Коста-Рики и Панамы по позиционированию себя в качестве интегрированной части цепочек поставок в Северной Америке, которая пока находится на начальной стадии. Упомянутый диалог APEP, как и Индо-Тихоокеанская экономическая структура (IPEF), практически не предлагают рыночных уступок. Предложенный Конгрессом США Americas Act, направленный на развитие торговли в регионе, в значительной степени зависит от того, как латиноамериканские страны будут выстраивать отношения с Китаем.

Именно интересы Китая в латиноамериканском регионе вызывают наибольшую озабоченность США. Если рассматривать политический аспект, можно наблюдать разворот стран региона от многолетнего сотрудничества с подконтрольными США тайваньскими партнерами в пользу КНР. Первым, кто изменил своей ориентации, была Коста-Рика в 2007 г.; в 2017 г. за ней последовала Панама; в 2018 г. — Доминиканская Республика; в 2021 г. — Никарагуа, а в марте 2023 г. — Гондурас. Еще один аспект — инновационный. Во многом он связан со строительством китайскими компаниями системы телекоммуникаций 5G и созданием структуры облачных вычислений (в первую очередь речь идет об Аргентине, Бразилии, Колумбии, Мексике, Перу и Чили), где им противостоит американская компания Google. Известно, что развитие этой инфраструктуры тесным образом связано с вопросами безопасности, так как она обеспечивает работу важнейших объектов (от банковских до энергетических) и поддерживает передовые технологии, такие как искусственный интеллект, которые могут использоваться в качестве инструментов контроля и слежки. Также лидер Китая неоднократно призывал превратить страну в ведущую космическую державу, а в тезисах национального правительства в 2022 г. упоминается, что космическая отрасль Китая «служит общей национальной стратегии». Наземные станции выступают ключевым звеном космической инфраструктуры Китая, выполняя функции телеметрии, слежения и управления, обеспечивая работу спутников и помогая наблюдать за десятками тысяч объектов на орбите Земли, что в экспертных кругах получило определение «космическая ситуационная осведомленность». Несколько объектов, используемых Китаем, расположены в Латинской Америке и обеспечивают покрытие неба над Южным полушарием.

Безусловно, США не могут спокойно реагировать на действия Китая на «своем заднем дворе», призывая свои компании к сокращению технологического присутствия в этой стране и переводе производственных мощностей в другие азиатские юрисдикции. Продолжая линию своего предшественника, 9 августа 2023 г. президент США Джозеф Байден подписал указ, который приостанавливает новые инвестиции в китайскую промышленность полупроводников, квантовых вычислений и искусственного интеллекта и дополняет ранее принятые меры экономической политики по соображениям национальной безопасности (включая правила экспортного контроля), опубликованные в сентябре и октябре 2022 г. Между тем эти решения даются действующей американской администрации все труднее. Дело в том, экономики двух стран глубоко интегрированы — Китай является третьим по величине торговым партнером США после партнеров по T-MEC (USMCA), а также основным поставщиком импорта. В тоже время США — крупнейший торговый партнер Китая и крупнейший покупатель китайского экспорта. Эти отношения постоянно развиваются: например, в 2022 г. общий объем двусторонней торговли достиг рекордного уровня в 690,6 млрд долл.

Учитывая и без того сложные отношения между державами, ослабление китайской экономики ставит перед США два ключевых вопроса: в какой степени нынешние экономические проблемы Китая стали результатом экономических ограничений со стороны США, и как эти проблемы могут влиять двусторонние отношения в будущем? Чтобы получить ответы на эти вопросы, в начале сентября 2023 г. министр торговли США Джина Раймондо посетила Китай для того, чтобы, вернувшись, предложить действующей администрации ряд сценариев. В период своего визита она придерживалась стратегии успокоить конфликтную ситуацию, действуя в унисон с политикой Европейского союза, формулируя свои торговые и инвестиционные ограничения как «снятие рисков», а не как «изоляцию» Китая, заявив: «Хотя мы никогда не пойдем на компромисс в защите нашей национальной безопасности, я хочу четко заявить, что мы не стремимся к разрыву связей или сдерживанию китайской экономики».

Китайская экономика обладает сложной структурой, и нынешние экономические проблемы страны обусловлены множеством факторов, однако при этом становится очевидным, что, несмотря на то что цепочки создания стоимости между двумя странами по-прежнему тесно переплетены, тарифы, введенные предыдущей американской администрацией, все же оказали негативное влияние на двустороннюю торговлю: например, по итогам первого полугодия 2023 г. объем импорта США из Китая по всем отраслям сократился на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. Это также относится и к потоку прямых иностранных инвестиций: согласно данным, опубликованным Государственным управлением по валютным операциям Китая, прямые иностранные инвестиции в Китай во II квартале 2023 г. сократились на 76% по сравнению с предыдущим кварталом, и только в августе 2023 г. иностранные инвесторы продали китайских акций на 12,4 млрд долл. Заметны результаты и последних ограничительных решений, о чем говорят показатели крупнейшей китайской микроэлектронной компании Semiconductor Manufacturing International Corporation: после введения США осенью 2022 г. правил экспортного контроля ее доходы упали на 20%. В этой связи представляется, что правительство Китая в краткосрочной перспективе сделает попытку не допустить ухудшение отношений с США, поскольку это может еще больше оттолкнуть иностранных инвесторов, а их за пределами «коллективного Запада» не так много.

В этом разрезе интересной представляется американская стратегия сдерживания: в то время как региональные блоки, такие как недавно созданный альянс AUKUS или НАТО с ее новой стратегической концепцией коллективной обороны, демонстрируют намерение изменить стратегическую конкуренцию, реалии продолжающегося конфликта в восточной части европейского континента заставляют военных стратегов задуматься об использование вспомогательных негосударственных акторов в случае возникновения реальных угроз. В ежегодном докладе Annual Threat Assessment of the U.S. Intelligence Community, подготовленном специальными службами США в 2022 г., отмечается, что в краткосрочной перспективе латиноамериканский регион будет характеризоваться нестабильностью и неопределенностью в ряде областей, что станет препятствием для ряда государств континента улучшить условия жизни населения, бороться с нелегальными потоками, контрабандой, уклонением от уплаты налогов, коррупцией, противодействовать изменению климата, а также защищаться от внешнего политико-идеологического влияния. Именно последний фактор американские стратегии связывают с активной работой Китая с правительствами «стран-кризисов», к которым они относят в первую очередь Аргентину, Венесуэлу, Кубу, Никарагуа.

Таким образом, главным в текущей ситуации для США и Латинской Америки становится межамериканская система безопасности, а не экономическое взаимодействие (хотя, безусловно, и оно будет важным), так как борьба за отстаивание различных интересов и кооптацию через структурные зависимости будет становиться все более актуальной в современном геополитическом контексте. Латиноамериканский регион вновь оказался на глобальной шахматной доске, и в этой ситуации придерживаться линии нейтралитета между США и Китаем не получится — ему предстоит бросить кости.


(Голосов: 25, Рейтинг: 3.04)
 (25 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju