Начавшаяся в октябре 2023 г. война в Газе внесла коррективы в региональную политику на Ближнем Востоке. Турции пришлось свернуть нормализацию отношений с Израилем. Иран впервые нанес удар по израильским военным целям. Заморозился процесс признания Тель-Авива со стороны арабских государств, включая ОАЭ, Бахрейн и Марокко. Но сложнее всего, пожалуй, приходится Саудовской Аравии, стремящейся балансировать между воюющими сторонами и не допустить втягивания себя в опасные авантюры, как Запада/Израиля, так и Ирана.
Перед кронпринцем Мухаммедом бен Салманом стоят несколько геополитических дилемм.
Во-первых, выбор между Палестиной и Израилем. В условиях жесточайшей военной операции ЦАХАЛ с десятками тысяч убитых мирных палестинцев, включая женщин и детей, воздерживаться от критики Израиля невозможно. В то же время за последние годы бен Салман не препятствовал усилиям США по примирению евреев и арабов в рамках Соглашений Авраама. Саудовская Аравия стоит следующей на очереди по признанию Израиля вслед за ОАЭ, Бахрейном, Марокко и Суданом. Израиль — потенциальный покупатель саудовской нефти. Израильский технологический рынок может быть интересен для вложения саудовских инвестиций.
Во-вторых, в трудное положение Мухаммеда бен Салмана ставят хуситы. После многолетней кампании против сил «Ансар Алла» в апреле 2023 года в Сане стартовали переговоры о примирении между хуситами и Саудовской Аравией. Подключение йеменских повстанцев к атакам на Израиль вызывает беспокойство саудовских властей. Дальнейшая эскалация между Израилем и «Ансар Алла» вредит нормализации отношений Эр-Рияда с обоими игроками. Кроме того, косвенная поддержка Израиля может усилить враждебность хуситов в отношении Саудовской Аравии.
В-третьих, углубление эскалации между ХАМАС/хуситами и Израилем наносит вред по процессу саудовско-иранской нормализации, с таким трудом запущенному при посредничестве Кувейта и Китая в 2023 году. Официально королевство в последних перестрелках Израиля и Ирана придерживалось нейтралитета. Для предотвращения конфронтации МИД Саудовской Аравии находится в постоянном контакте с внешнеполитическом ведомством в Тегеране. В то же время, как и в ситуации с Йеменом, Саудовская Аравия не может допустить того, чтобы она оказалась объектом перекрестного огня.
В-четвертых, сложности создает активизировавшийся процесс подписания оборонного соглашения между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией. Планируемый договор предусматривает обмен военными технологиями, поставки вооружений (включая истребители пятого поколения F-35), поддержку ядерной программы КСА, гарантии безопасности со стороны США. Американцы обуславливают сделку фиксированием продажи саудовской нефти в долларах в ущерб юаню и признанием Израиля. Признание Израиля обнуляет нормализацию между КСА и хуситами, отдаляет разрешение йеменского кризиса и обостряет противоречия саудитов и иранцев.
Главной целью политики Мухаммеда бен Салмана остается обозначенный в 2016 году проект «Видение 2030» по диверсификации и модернизации саудовской экономики. Анонсированный на саммите G20, но замороженный войной в Газе транспортный проект IMEC может дать толчок к развитию «Видения 2030». Но для успешной реализации двух проектов нужна стабильность по периметру границ королевства и шире — всего региона Ближнего Востока. Продолжающаяся война в секторе Газа в корне противоречит этим планам. Массовое убийство палестинцев и оккупация Газы срывает перспективы нормализации с Израилем и, соответственно, сводит на нет подписание выгодных экономических и военно-технологических соглашений с Соединенными Штатами. В свою очередь, разрастание конфликта между Ираном/хуситами и Израилем/США подрывает безопасность важного с точки зрения международной торговли Красного моря и создает угрозы для воздушного пространства, промышленности, инфраструктуры и территории королевства.
Потенциальная деэскалация конфликта в Газе могла бы создать условия для реализации всех задуманных бен Салманом планов по отношению к США, Израилю и Ирану, но не избавляет Эр-Рияд от будущих геополитических дилемм.
Начавшаяся в октябре 2023 г. война в Газе внесла коррективы в региональную политику на Ближнем Востоке. Турции пришлось свернуть нормализацию отношений с Израилем. Иран впервые нанес удар по израильским военным целям. Заморозился процесс признания Тель-Авива со стороны арабских государств, включая ОАЭ, Бахрейн и Марокко. Но сложнее всего, пожалуй, приходится Саудовской Аравии, стремящейся балансировать между воюющими сторонами и не допустить втягивания себя в опасные авантюры, как Запада/Израиля, так и Ирана.
Прежде чем раскрыть проблему стратегического выбора Эр-Рияда, обратимся к ключевым заявлениям и действиям, предпринятым в период последней эскалации вокруг Газы.
1. Эр-Рияд с самого начала осуждает действия ЦАХАЛ в Секторе Газа. Преступления против гражданского населения не могут быть оправданы самообороной, заявил глава МИД Саудовской Аравии принц Фейсал бен Фархан Аль Сауд.
2. В отличие от ОАЭ власти КСА избегали осуждения нападения ХАМАС на израильские кибуцы. Исключение составляют лишь слова принца Турки бен Фейсала о том, что в октябрьских событиях «не было героев». При этом он дополнил их обвинением Израиля в «неизбирательной бомбардировке ни в чем не повинных палестинских мирных жителей в секторе Газа и попытке насильственно загнать их на Синай».
3. Наследный принц Мухаммед бен Салман заявлял, что Израиль несет ответственность за преступления против гражданского населения, требуя прекратить военные действия в Газе.
4. Еще в октябре 2023 г. саудовские власти заморозили процесс нормализации с Израилем.
5. После подключения к конфликту хуситов, атаковавших суда Израиля и его союзников, США объявили об операции «Страж процветания». Саудовская Аравия не вошла в американскую коалицию по обеспечению свободы судоходства в Красном море.
6. Саудовские ПВО, по данным СМИ, участвовали в перехвате ракет хуситов, запущенных по Израилю в конце октября 2023 года. После военных маневров бойцов «Ансар Алла» у границы власти КСА отдали распоряжение привести армию в полную боевую готовность.
7. Во время апрельских ударов Израиля по иранскому консульству Эр-Рияд осудил действия ЦАХАЛ. В связи с ответными ударами Ирана по территории Израиля саудовский МИД призвал стороны к сдержанности.
8. Со штурмом Рафаха в мае 2024 г. тон МИД КСА по отношению к Израилю ужесточился. Там призвали мировое сообщество остановить «геноцид палестинского населения».
В этих сложных обстоятельствах кронпринцу Мухаммеду бен Салману приходилось принимать трудные решения. Перед ним стоят несколько геополитических дилемм.
Во-первых, выбор между Палестиной и Израилем. В условиях жесточайшей военной операции ЦАХАЛ с десятками тысяч убитых мирных палестинцев, включая женщин и детей, воздерживаться от критики Израиля невозможно. Саудовская Аравия позиционирует себя как «хранитель двух святынь», лидер исламского и арабского миров. В Эр-Рияде и Джидде проходили встречи с участием глав МИД стран Организации исламского сотрудничества и Лиги арабских государств. Кроме «фактора геноцида» саудовские власти не могут игнорировать факт продолжающейся оккупации палестинских территорий. Последняя делает перспективы создания Палестины в границах 1967 года, как того требует Эр-Рияд и большая часть мирового сообщества, туманными.
В то же время за последние годы бен Салман не препятствовал усилиям США по примирению евреев и арабов в рамках Соглашений Авраама. Саудовская Аравия стоит следующей на очереди по признанию Израиля вслед за ОАЭ, Бахрейном, Марокко и Суданом. Израиль — потенциальный покупатель саудовской нефти. Израильский технологический рынок может быть интересен для вложения саудовских инвестиций. Убийство мирных евреев и захват заложников во время нападения ХАМАС нанесли вред планам по саудовско-израильской нормализации, а также усложнили реализацию транспортного проекта IMEC, связывающего Европу и Индию через страны Персидского залива и Израиль.
Во-вторых, в трудное положение Мухаммеда бен Салмана ставят хуситы. После многолетней кампании против сил «Ансар Алла» в апреле 2023 года в Сане стартовали переговоры о примирении между хуситами и Саудовской Аравией. Одно из условий КСА — создание буферной зоны на границе с Йеменом. Подключение йеменских повстанцев к атакам на Израиль вызывает беспокойство саудовских властей. Хотя Эр-Рияд не сделал враждебных заявлений по отношению к хуситской атаке, и не занял сторону Израиля, из СМИ известно об участии ПВО КСА в перехвате ракет из Йемена. Саудовская Аравия не заинтересована в том, чтобы ее воздушное пространство превращалось в «проходной двор». Дальнейшая эскалация между Израилем и «Ансар Алла» вредит нормализации отношений Эр-Рияда с обоими игроками. Кроме того, косвенная поддержка Израиля может усилить враждебность хуситов в отношении Саудовской Аравии. Хуситы могут возобновить практику ударов по промышленности и инфраструктуре КСА, из-за которых в 2019 году нефтяные мощности саудитов упали на 50%. После бомбардировок американской коалиции хуситы посредством военных маневров вблизи саудовской границы косвенно предупредили КСА о последствиях выбора стороны США в конфликте. В долгосрочном плане ухудшаются перспективы разрешения йеменского кризиса, и сохраняется очаг напряженности прямо у границ королевства.
В-третьих, углубление эскалации между ХАМАС/хуситами и Израилем наносит вред по процессу саудовско-иранской нормализации, с таким трудом запущенному при посредничестве Кувейта и Китая в 2023 году. Как и хуситы, Тегеран тоже предупредил Эр-Рияд: «Помощь врагам Сопротивления, независимо от того, кто им помогает, определенно является харамом и действительно является преступлением», — говорилось в официальном аккаунте в Х аятоллы имама Хаменеи в марте 2024 г. Официально королевство в последних перестрелках Израиля и Ирана придерживалось нейтралитета. Для предотвращения конфронтации МИД Саудовской Аравии находится в постоянном контакте с внешнеполитическом ведомством в Тегеране. В то же время, как и в ситуации с Йеменом, Саудовская Аравия не может допустить того, чтобы она оказалась объектом перекрестного огня. Противоречия Эр-Рияда и Тегерана частично и сходят на нет, но Сирия, Ливан, Йемен, Ирак и даже Палестина остаются сферами их геополитической конкуренции. К тому же на территории Саудовской Аравии сохраняются американские военные базы. В свете ударов Ирана и его прокси по опорным пунктам США на территории Ирака и Сирии безопасность КСА находится под вопросом.
В-четвертых, сложности создает активизировавшийся процесс подписания оборонного соглашения между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией. Планируемый договор предусматривает обмен военными технологиями, поставки вооружений (включая истребители пятого поколения F-35), поддержку ядерной программы КСА, гарантии безопасности со стороны США. Американцы обуславливают сделку фиксированием продажи саудовской нефти в долларах в ущерб юаню и признанием Израиля. Кроме того, саудиты требуют от Белого дома добиться создания палестинского государства. Хуситы и Иран явно не в восторге от перспектив подключения саудитов к Соглашениям Авраама, и йеменские повстанцы уже осуждали из-за них ОАЭ. Признание Израиля обнуляет нормализацию между КСА и хуситами, отдаляет разрешение йеменского кризиса и обостряет противоречия саудитов и иранцев.
Вышеперечисленные четыре пункта формируют сложную структуру геополитических дилемм Мухаммеда бен Салмана. Главной целью его политики остается обозначенный в 2016 году проект «Видение 2030» по диверсификации и модернизации саудовской экономики. Анонсированный на саммите G20, но замороженный войной в Газе транспортный проект IMEC может дать толчок к развитию «Видения 2030». Но для успешной реализации двух проектов нужна стабильность по периметру границ королевства и шире — всего региона Ближнего Востока. Продолжающаяся война в секторе Газа в корне противоречит этим планам. Массовое убийство палестинцев и оккупация Газы срывает перспективы нормализации с Израилем и, соответственно, сводит на нет подписание выгодных экономических и военно-технологических соглашений с Соединенными Штатами. В свою очередь, разрастание конфликта между Ираном/хуситами и Израилем/США подрывает безопасность важного с точки зрения международной торговли Красного моря и создает угрозы для воздушного пространства, промышленности, инфраструктуры и территории королевства.
Несмотря на трудные обстоятельства, бен Салману все еще удается сохранить весьма хрупкий баланс во внешней политике.
В отношении Ирана курс на примирение еще раз подтвердился после недавнего инцидента с гибелью президента ИРИ Эбрахима Раиси и главы иранского МИД Хосейна Амира Абдоллахияна в авиакатастрофе. Саудовская Аравия, в отличие от своих западных союзников, не колеблясь, выразила солидарность и поддержку иранскому народу. И. о. министра иностранных дел Ирана Али Багери Кани высоко оценил совместные усилия Аболлахиана и его саудовского коллеги Фейсала бен Фархана Аль Сауда, направленные на возрождение двусторонних отношений.
Несмотря на кровавую операцию «Железные мечи» и оккупацию северной Газы, бен Салман не поставил крест и на нормализации с Израилем и готов пойти на это, как только прекратится насилие в Газе. Нормальные отношения с Ираном остаются базовыми условиями для продолжения дипломатических усилий и на йеменском направлении.
Потенциальная деэскалация конфликта в Газе могла бы создать условия для реализации всех задуманных бен Салманом планов по отношению к США, Израилю и Ирану. Конечно, здесь остается очень много «но» и «если». Если Иран ставит на сохранение власти ХАМАС в Газе, то Саудовскую Аравию и ее союзников из стран ССАГПЗ устроит формирование альтернативного правительства при активной роли ФАТХ. Госдепартамент еще с начала военных действий в Газе работает над реализацией проекта новой администрации Газы без ХАМАС, пытаясь вовлечь в него Эр-Рияд, Абу-Даби, Каир, Доху и Амман. Но даже если представить себе вариант режима прекращения огня и замораживания конфликта в Газе, то даже такой расклад не избавляет Эр-Рияд от будущих геополитических дилемм. А они будут возникать вновь и вновь по следующим причинам.
Первое — перспективы создания Палестины ввиду частичной/полной оккупации Газы со стороны ЦАХАЛ и расширения израильских поселений на Западном берегу реки Иордан становятся все более туманными. Второе — растущий Иран и его прокси с перспективой дальнейшего ослабления позиций США в регионе будут усиливать иранскую угрозу для Саудовской Аравии. И третье — попытки компенсировать укрепляющийся Иран за счет оборонного соглашения с США сужают возможности весьма выгодного многовекторного курса, включающего наращивание партнерства с незападными державами по линии БРИКС, регулирование цен на нефть вместе с Россией и дедолларизацию нефтяного экспорта.