Использование индийским правительством инструментов «мягкой силы» положительно влияет не только на имидж страны за рубежом, но и благоприятно сказывается на отношениях Индии с ее южноазиатскими соседями, от которых в значительной степени зависят безопасность и стабильность в регионе.
Одним из основополагающих столпов «мягкой силы» является дипломатия, кроме того, Индия, стремясь расширить свое политическое влияние и повысить престиж, использует энергетику в качестве инструмента «мягкой силы». Немаловажный инструмент «мягкой силы» Индии — развитие искусственного интеллекта и IT-сферы, приносящее не только экономические дивиденды, но и продвигающее индийские науку и образование. Помимо индийских новых технологий, науки и образования индустрия Болливуда оказывает огромное влияние на людей из разных стран. Еще одним из действенных способов поддержания положительного индийского образа за границей стал Международный день йоги, (провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в 2014 г.), который с 2015 г. ежегодно отмечается 21 июня.
Индия — самая большая азиатская демократия в мире. Использование индийским правительством инструментов «мягкой силы» положительно влияет не только на имидж страны за рубежом, делая Индию привлекательной для иностранных инвестиций и развития туристической отрасли, но и благоприятно сказывается на отношениях Индии с ее южноазиатскими соседями, от которых в значительной степени зависят безопасность и стабильность в регионе. В концептуальном плане индийская «мягкая сила» напрямую связана с таким понятием как ненасилие (то есть ахимсы), проходящей лейтмотивом через всю историю уже независимой Индии. Можно вспомнить выдвинутую Джавархалалом Неру концепцию позитивного нейтралитета, оформившуюся в Движение неприсоединения, а также политику и стратегию ненасильственного сопротивления Махатмы Ганди. Еще в 1946 г. Неру отметил, что Индии необходимо «держаться в стороне от блоков или группировок» (прежде всего, военных), чтобы сохранить стабильность в мире. В целом, идея ненасилия укоренилась в социальной, политической и культурной жизни Индии.
Идея использования инструментов «мягкой силы» не нова. Хотя только в XX в. «мягкая сила» оформилась в концепцию благодаря известному американскому политологу и профессору Гарвардского университета Джозефу Наю, который определил ее как «возможность влиять на поведение других для того, чтобы получить желаемое», а также «способность государств привлекать других на свою сторону путем демонстрации своих культурно-нравственных ценностей, привлекательности политического курса и эффективности политических институтов» [1]. Таким образом, в этой стратегии делается особый акцент на развитии гуманитарного сотрудничества между странами, экспорте образования, продвижении национальных культурных ценностей и идеологии.
Сегодня Индия стремится преуспеть в продвижении своих культурных ценностей и создании положительного индийского образа за рубежом. Для достижения этой цели, индийское правительство использует хорошо знакомые всем инструменты — популярное индийское кино («Болливуд») и танцы, йогу, хинди, индийскую кухню, науку и образование, новые технологии и т. д.
Одним из основополагающих столпов «мягкой силы» является дипломатия, невзирая на кардинально изменившийся политический ландшафт в условиях глобализации и появление новых акторов. Так, политико-дипломатические отношения Индии с государствами и мировыми державами строятся на взаимовыгодных условиях. Нарендра Моди стремится, сохранив добрососедские отношения с государствами-соседями, продвинуть национальные интересы страны в южноазиатском регионе, найти баланс с КНР (особенно после запуска китайским правительством в 2013 г. геостратегического проекта «Новый шелковый путь»), а также усилить сотрудничество с США во многих сферах. Кроме того, Индия нацелена выйти из рамок региональной державы, поэтому не оставляет попыток совместно с другими странами, входящими в Группу 4, получить место постоянного члена Совета Безопасности ООН. Индия активно участвует и в крупнейших международных и региональных организациях (ООН, ВТО, ШОС), а также в объединениях, например, БРИКС. Для реализации поставленных задач — продвижения культурно-ценностных ориентиров и создания благоприятного имиджа страны на международной арене — активно запускаются гуманитарные проекты, а также работают государственные институты (МИД и посольства Индии, отдел по вопросам публичной дипломатии МИД Индии, министерство Индии по делам зарубежья, индийский совет по культурным отношениям, индийский совет по международным отношениям при МИДе Индии, культурный центр имени Джавархалала Неру и т. д.).
Наряду с большой политикой энергетическая сфера сегодня играет важную роль на международной арене. Индия, стремясь расширить свое политическое влияние и повысить престиж, использует энергетику в качестве инструмента «мягкой силы». Так, индийско-российское сотрудничество в области энергетики стремительно развивается. Обе страны продвигают совместные энергетические проекты и возводят атомные станции (например, масштабный проект по строительству АЭС «Кунданкулам (Kundankulam)» в индийском штате Тамилнад). Такого рода проекты не только оказывают позитивное влияние на политическое и социально-экономическое сотрудничество между государствами, но и формируют в сознании людей имидж технологически и технически прогрессивных стран. Интересно, что параллельно с развитием программ мирного атома индийское правительство начало продвигать проекты по возобновляемым источникам энергии — в Индии ведется разработка энергоэффективных и экологически чистых технологий, вписывающихся в экосистему страны, что в будущем сможет значительно повлиять на сокращение техногенных катастроф и улучшить экологию как Индии, так и южноазиатского региона в целом.
С новыми технологиям правительство Н. Моди связывает большие перспективы для страны. Вторая в мире по величине «Кремниевая долина» расположена в индийском городе Бангалоре, где сконцентрировано около 40% индийской IT-индустрии. Ежегодно экспорт IT-сектора насчитывает почти 85 млрд долл. Каждый год индийский IT-сектор обеспечивает более 10 млн человек работой. В индийской «Кремниевой долине» находятся свыше 500 компаний. Ежегодный оборот индийского IT-сектора составляет свыше 17 млрд долл. Провозгласив программу «Делай в Индии!» («Make in India!»), Н. Моди поставил перед правительством цель активизировать промышленность и экономику страны. Кроме того, косвенно эта программа коснулась и индийской Силиконовой долины, в которой был запущен процесс привлечения большего числа иностранных IT-компаний и увеличения производства своего программного обеспечения на экспорт. Таким образом, развитие искусственного интеллекта и IT-сферы приносит не только экономические дивиденды стране, но и продвигает индийскую IT-продукцию, а также науку и образование.
В условиях глобализации ВУЗы стали новыми акторами системы международных отношений, так как они не только производят знания, но и распространяют их, а также создают инновационные образовательные продукты. Индийские университеты и научно-исследовательские центры развивают совместные с иностранными университетами и исследовательскими школами программы. Хотя индийские ВУЗы не входят в топ-100 лучших мировых университетов, инженеры и IT-специалисты из Индии, которые в большинстве своем владеют английским языком, востребованы во всем мире.
Помимо индийских новых технологий, науки и образования индустрия Болливуда оказывает огромное влияние на людей из разных стран. Так, они начинают знакомиться с индийской культурой и традициями через индийский кинематограф, увлекаться индийскими танцами, изучать хинди, готовить индийские блюда, путешествовать по Индии. Популярное индийское кино представляет сплав музыки, танца, местного колорита и интригующего сюжета. Кроме того, центры индийской культуры и языковые центры, магазины и рестораны расположены сегодня по всему миру. Индийская диаспора, одна из самых многочисленных в мире, лоббирует интересы индийских политиков и бизнесменов за рубежом. Более того, индийские праздники стали популярны во многих странах. Например, праздник Холи (фестиваль красок) сегодня отмечают не только жители Индии, но и других государств.
Еще одним из действенных способов поддержания положительного индийского образа за границей стал Международный день йоги, (провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в 2014 г.), который с 2015 г. ежегодно отмечается 21 июня. Н. Моди отметил, что многие не знают «наш язык, традиции и культуру, но они связаны с Индией благодаря йоге». Индийское правительство рассматривает йогу как один из действенных способов привлечения людей, а также в качестве одного из ключевых инструментов «мягкой силы».
Если рассмотреть известные международные рейтинги, можно увидеть прогресс Индии в различных областях. Однако пока он кажется недостаточным для завоевания сердец еще большего количества людей и привлечения инвестиций в страну. Так, по индексу человеческого развития Индия имеет средний показатель, занимает 130 строчку рейтинга. Согласно другому рейтингу — Международному индексу счастья — Индия занимает 50 место из 140 возможных. В «Рейтинге национальных брендов» («Country Brand Index»), публикуемом международной консалтинговой компанией FutureBrand, Индия занимает 42 место. В списке «50 самых узнаваемых брендов» (за 2017 г.) Индия на 8 месте.
Правительство Индии активно продвигает национальные интересы страны и поддерживает положительный индийский образ за рубежом, в том числе благодаря различным инструментам «мягкой силы». За последние десятилетия Индия сделала большой экономический, технологический и демографический скачок. Однако по-прежнему остаются нерешенными многие социально-экономические, экологические, территориальные и религиозные проблемы в стране.
1. (Nye, Joseph. Soft Power: Means to Success in World Politics. – New York: Public Affairs, 2004. – 191 pp.)