Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Дмитрий Кику

К.полит.н., эксперт РСМД

В преддверии 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН постоянный представитель США при этой организации Л. Томас-Гринфилд выступила с программной речью в Сан-Франциско. В числе заявленных постпредом США приоритетных тем — реформирование Совета Безопасности ООН и других органов организации, использование постоянными членами СБ ООН права вето, а также проведение «на полях» 77-й сессии Генассамблеи ООН Саммита по продовольственной безопасности, в котором на правах соорганизатора планируется участие президента США Дж. Байдена.

Предпочтения Вашингтона в отношении кандидатов на вхождение в Совет Безопасности ООН в качестве постоянных членов в целом не претерпели изменений — в сентябре 2021 г. Дж. Байден выразил поддержку кандидатуре Индии в качестве постоянного члена в реформированном Совете Безопасности ООН, и «другим странам, являющимся важными поборниками многостороннего сотрудничества и претендующим на постоянные места в СБ ООН» , впрочем, не указав конкретные государства. В мае 2022 г. аналогичная поддержка была высказана Японии. В определенной мере поддержка индийской и японской кандидатур продиктована стремлением США включить Нью-Дели и Токио в Четырехсторонний диалог по безопасности (Quadrilateral Security Dialogue, Quad), который эксперты окрестили «антикитайским военным союзом» и «азиатским НАТО».

Говоря об использовании при голосовании в Совете Безопасности ООН права вето, Л. Томас-Гринфилд подчеркнула, что США будут воздерживаться от его применения «за исключением редких, чрезвычайных ситуаций». Однако именно благодаря неоднократно применявшемуся российско-китайскому вето удалось не допустить развития ситуации в Сирии по ливийскому сценарию. Инициатива США представляется тревожным сигналом, который предупреждает о стремлении к демонтажу зарекомендовавшей себя системы взаимного контроля великих держав и переносу центра тяжести принятия главных решений из Совета Безопасности ООН на уровень подконтрольных Вашингтону НАТО, «Группы семи» и Европейского союза.

В рамках сегмента высокого уровня 77-й сессии Генеральной ассамблеи ООН планируется участие Дж. Байдена в работе саммита по продовольственной безопасности с целью продвижения дорожной карты, которую в настоящее время подписали 103 государства. В изложении Л. Томас-Гринфилд США находятся в авангарде, предоставляя миллиарды долларов на гуманитарную помощь. Одновременно с этим на фоне безосновательных обвинений в провоцировании мирового продовольственного кризиса в адрес России целесообразно напомнить о проводимой США и примкнувшими к ним государствами деструктивной линии при голосовании в Генеральной Ассамблее ООН по вопросам достижения Целей устойчивого развития и борьбы с голодом.

В преддверии 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН постоянный представитель США при этой организации Л. Томас-Гринфилд выступила с программной речью в Сан-Франциско, где в 1945 году по инициативе СССР, США и Великобритании проходила конференция представителей государств-учредителей ООН. Пафосно сославшись на высказывание открывшего Сан-Францисскую конференцию 33-го президента США Г. Трумэна о том, что «ответственность великих государств состоит в том, чтобы служить народам мира, а не господствовать над ними», американка сразу дала понять «кто правит бал», подчеркнув роль Вашингтона в качестве крупнейшего плательщика в бюджет ООН. Одновременно она сравнила размер национального взноса с финансовыми вкладами России и Китая. Учитывая, что нападки на Москву и Пекин стали рутинной практикой накануне крупных международных мероприятий, Л. Томас-Гринфилд не обошлась без огульной критики специальной военной операции на Украине и ситуации с правами человека в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая.

В числе заявленных постпредом США приоритетных тем — реформирование Совета Безопасности ООН и других органов организации, использование постоянными членами СБ ООН права вето, а также проведение «на полях» 77-й сессии Генассамблеи ООН Саммита по продовольственной безопасности, в котором на правах соорганизатора планируется участие президента США Дж. Байдена.

Реформирование Совета Безопасности ООН

В контексте реформирования СБ ООН Л. Томас-Гринфилд заявила, что «мы не должны отстаивать неустойчивый и устаревший статус-кво, а вместо этого мы должны продемонстрировать гибкость и готовность идти на компромисс во имя повышения авторитета и легитимности». США продолжат усилия, подобные американскому соавторству принятой 26 апреля 2022 г. резолюции № 76/262 Генеральной Ассамблеи ООН, постановившей, что председатель Генассамблеи созывает в течение 10 рабочих дней после применения вето одним или более постоянными членами Совета Безопасности официальное заседание для проведения прений по ситуации, в отношении которой было применено вето.

Уместно также отметить, что американка не представила какой-либо конкретики по изменению состава Совета Безопасности ООН, обмолвившись лишь, что «мы должны добиваться консенсуса в отношении разумных и заслуживающих доверия предложений по расширению членского состава Совета Безопасности».

Предпочтения Вашингтона в отношении кандидатов на вхождение в Совет Безопасности ООН в качестве постоянных членов в целом не претерпели изменений — в сентябре 2021 г. Дж. Байден выразил поддержку кандидатуре Индии в качестве постоянного члена в реформированном Совете Безопасности ООН, и «другим странам, являющимся важными поборниками многостороннего сотрудничества и претендующим на постоянные места в СБ ООН», впрочем, не указав конкретные государства. В мае 2022 г. аналогичная поддержка была высказана Японии. В определенной мере поддержка индийской и японской кандидатур продиктована стремлением США включить Нью-Дели и Токио в Четырехсторонний диалог по безопасности (Quadrilateral Security Dialogue, Quad) [1] , который эксперты окрестили «антикитайским военным союзом» и «азиатским НАТО».

В вопросе реформирования Совета Безопасности ООН, однако, необходимо учитывать не только декларативные заявления главы одного государства-постоянного члена данного органа, но и позицию остальных его участников. С учетом того, что Индия и Япония — военно-политические соперники Китая, Пекин однозначно будет торпедировать заявки Нью-Дели и Токио на постоянное членство в СБ ООН. Разумеется, с учетом применения Японией нелегитимных односторонних санкций против России и японских территориальных претензий, а также очевидной «вассальной» зависимости Токио от США невозможно ожидать поддержки официальной Москвой японской кандидатуры. То же самое касается заявки ФРГ на членство в элитном клубе. Как отметил в июне 2022 г. министр иностранных дел России С. Лавров, «включение Германии и Японии в Совет Безопасности ООН в качестве постоянных членов не добавит никакой ценности этому органу. Это будет послушное большинство западных стран. Мы уже сказали, что Индия, Бразилия — это сильные претенденты и что при этом обязательно нужно увеличить представительство Африканского континента».

Институт вето

Говоря об использовании при голосовании в Совете Безопасности ООН права вето, Л. Томас-Гринфилд подчеркнула, что США будут воздерживаться от его применения «за исключением редких, чрезвычайных ситуаций». В этой связи она указала, что, начиная с 2009 года (вероятно, в качестве даты отсчета имеется в виду приход к власти в США демократической администрации во главе с 44-м президентом Б. Обамой) США применили право вето 4 раза, в то время как Россия — 26 раз, 12 из которых совместно с Китаем. Тем самым постпред подтверждает, что реализации запущенного при Б. Обаме сценария «арабской весны» с целью свержения неугодного Вашингтону президента Сирии Б. Асада мешает последовательная линия, проводимая в Совете Безопасности ООН Россией и Китаем. Именно благодаря неоднократно применявшемуся российско-китайскому вето удалось не допустить развития ситуации в Сирии по ливийскому сценарию. Разумеется, принципиальной для Москвы стала блокировка 25 февраля 2022 г. проекта «украинской» резолюции СБ ООН, в котором Россия обвинялась в агрессии против Украины.

При этом, если взглянуть на доступную на интернет-сайте ООН новейшую историю применения права вето, то с 1990 по 2009 гг. США явно злоупотребляли своим правом, наложив вето 15 раз, Россия — 3 раза, Китай — 2 раза, дважды сработала российско-китайская блокировка. Например, перспектива применения Вашингтоном права вето — чувствительный фактор для Палестины, которая пока не рискует подавать официальную заявку на полноценное членство в ООН, учитывая, что процедура принятия новых членов предусматривает голосование в Совете Безопасности.

Л. Томас-Гринфилд, однако, не упомянула, что именно Вашингтон стал инициатором права вето, проистекавшего из требования единогласия пяти великих держав. На уже упомянутой конференции 1945 г. в Сан-Франциско, где шла работа над Уставом ООН, Австралия и страны Латинской Америки подняли «восстание» против института вето. Но представитель США Т. Коннелли театральным жестом разорвал свой экземпляр Устава и бросил несогласным: «Ну, что ж, отправляйтесь по домам и доложите, что торпедировали вето. Но не забудьте добавить, что тем самым вы уничтожили Устав ООН».

Аргументация тогдашних противников права вето немногим отличается от той, которую используют их современные единомышленники. В ее основе лежал следующий тезис: принцип суверенного равенства государств, заложенный в фундамент ООН, несовместим с тем положением, когда ряд стран обладает существенными дополнительными полномочиями. Критики принципа единогласия постоянных членов стремились добиться сужения сферы применения права вето. В частности, предпринимались попытки фактически вывести из-под юрисдикции СБ ООН часть международных конфликтов, возложив главную ответственность за их урегулирование на соответствующие региональные структуры.

Так, в 2013 г. Франция инициировала дискуссию о необходимости добровольного отказа пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН от использования права вето в ситуациях, когда совершаются массовые преступления. С такой инициативой 24 сентября 2013 г. на 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН выступил президент Пятой республики Ф. Олланд. Он предложил постоянным членам СБ ООН в контексте ситуации в Сирии выработать «кодекс добросовестного поведения» и в случае совершения массовых преступлений сообща воздерживаться от использования права вето. Как затем пояснил французский министр иностранных дел Л. Фабиус, пять постоянных членов СБ могли бы договориться о добровольном регулировании использования права вето, что не потребовало бы внесения поправок в Устав ООН. Подразумевалось, что если Совет Безопасности должен будет принять решение в отношении совершенного массового преступления, то его постоянные члены могут согласиться не применять право вето. Критерием для такого рода шагов французы считали обращение к Генеральному секретарю ООН по меньшей мере 50 государств-членов (около четверти от общего количества) для определения характера преступления. В случае принятия им положительного решения немедленно вступил бы в силу «кодекс добросовестного поведения».

С учетом того, что инициатива Парижа была направлена на ограничение использования права вето Россией и Китаем, которые начиная с 2011 года совместно заблокировали принятие ряда односторонних резолюций СБ ООН по Сирии, она была успешно купирована Москвой и Пекином. Похоже, то же самое произойдет и с американским заходом.

Важно понимать, что право вето — одна из основных «несущих конструкций» Устава ООН. Вето — это не привилегия, а колоссальная ответственность и гарант того, что принимаемые Советом Безопасности решения отражают сбалансированное мнение мирового сообщества. Не будет преувеличением утверждать, что без права вето СБ ООН утратил бы свое предназначение.

В связи с этим инициатива США представляется тревожным сигналом, который предупреждает о стремлении к демонтажу зарекомендовавшей себя системы взаимного контроля великих держав и переносу центра тяжести принятия главных решений из Совета Безопасности ООН на уровень подконтрольных Вашингтону НАТО, «Группы семи» и Европейского союза.

Устойчивое развитие и продовольственная безопасность

Как указывалось выше, в рамках сегмента высокого уровня 77-й сессии Генеральной ассамблеи ООН планируется участие Дж. Байдена в работе саммита по продовольственной безопасности с целью продвижения дорожной карты, которую в настоящее время подписали 103 государства. В изложении Л. Томас-Гринфилд США находятся в авангарде, предоставляя миллиарды долларов на гуманитарную помощь.

Одновременно на фоне безосновательных обвинений в провоцировании мирового продовольственного кризиса в адрес России целесообразно напомнить о проводимой США и примкнувшими к ним государствами деструктивной линии по вопросам достижения Целей устойчивого развития и борьбы с голодом. Несмотря на крайне негативные социально-экономические последствия пандемии нового коронавируса COVID-19 для международного сообщества, позиция США по недопущению принятия резолюций Генеральной Ассамблеи ООН (всего их 14), направленных на содействие обеспечению устойчивого развития и прочного мира, а также противодействие применению односторонних финансово-экономических мер, не претерпела изменений и направлена на купирование усилий человечества по обеспечению права на развитие и достойную жизнь.

Так, уже при администрации Дж. Байдена США совместно с Израилем проголосовали против ежегодно принимаемой резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 2021 г. № 76/166 «Право на питание», которая представляет один из важнейших элементов реализации цели № 2 Целей устойчивого развития, направленной на ликвидацию голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства. В частности, в резолюции Генеральная Ассамблея ООН подтверждает необходимость воздерживаться от односторонних мер, не согласующихся с нормами международного права и положениями Устава ООН и ставящих под угрозу продовольственную и алиментарную безопасность. То есть фактически указывает Вашингтону на негативное влияние американских санкций на уязвимые группы населения.

1. Помимо Индии и Японии участниками являются США и Австралия.


Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся