Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.83)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Гао Цзисян

Главный научный сотрудник Института России, Восточной Европы и Центральной Азии (ИРВЕЦА) Китайской академии общественных наук (КАОН)

В 2015 г. Китай и Россия приняли Совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в котором высокотехнологичный сектор обозначен как одно из важнейших направлений стратегической стыковки Инициативы пояса и пути (ИПП) и ЕАЭС. Совместное заявление — это стратегический выбор двух стран, основанный на историческом фундаменте, реальном положении дел и потенциале развития.

Что касается истории, китайско-советское научно-техническое взаимодействие выступало магистральным направлением сотрудничества Китая с зарубежными странами. Оно оказало значительное влияние на формирование научно-исследовательской базы, подготовку высококвалифицированных кадров, создание и совершенствование системы научных и технических инноваций в стране. В настоящее время благодаря совместным усилиям центральных правительств, местных органов власти, университетов и научно-исследовательских институтов (НИИ), непрерывному продвижению фундаментальных исследований, всестороннему совершенствованию прикладных технологий, поддержке различных платформ и развитию баз научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) Китаю и России удалось выработать эффективную модель научно-технического сотрудничества.

С точки зрения перспектив взаимодействия новый виток научно-технической революции и промышленные преобразования привели к трансформации структуры мировой экономики и изменили конкурентную среду. Роль технологий и инноваций в национальном экономическом развитии стала более заметной, поскольку именно они стали драйверами роста, обеспечения национальной безопасности и повышения международного статуса стран. Хотя сегодня глобализация осложнена рядом препятствий, общая тенденция состоит в том, что научно-технические инновации должны развиваться во всех государствах. Инновационное развитие национальной экономики возможно только за счет укрепления международного сотрудничества, интеграции в мировые инновационные цепочки, интенсивного использования ресурсов глобальных инноваций, а также эффективного продвижения собственных разработок. В связи с этими факторами научно-техническое и инновационное сотрудничество в рамках сопряжения «Одного пояса, одного союза» имеет практическую ценность и глубокое стратегическое значение.


В 2015 г. Китай и Россия приняли Совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в котором высокотехнологичный сектор обозначен как одно из важнейших направлений стратегической стыковки Инициативы пояса и пути (ИПП) и ЕАЭС. Совместное заявление — это стратегический выбор двух стран, основанный на историческом фундаменте, реальном положении дел и потенциале развития.

Что касается истории, китайско-советское научно-техническое взаимодействие выступало магистральным направлением сотрудничества Китая с зарубежными странами. Оно оказало значительное влияние на формирование научно-исследовательской базы, подготовку высококвалифицированных кадров, создание и совершенствование системы научных и технических инноваций в стране. В настоящее время благодаря совместным усилиям центральных правительств, местных органов власти, университетов и научно-исследовательских институтов (НИИ), непрерывному продвижению фундаментальных исследований, всестороннему совершенствованию прикладных технологий, поддержке различных платформ и развитию баз научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) Китаю и России удалось выработать эффективную модель научно-технического сотрудничества.

С точки зрения перспектив взаимодействия новый виток научно-технической революции и промышленные преобразования привели к трансформации структуры мировой экономики и изменили конкурентную среду. Роль технологий и инноваций в национальном экономическом развитии стала более заметной, поскольку именно они стали драйверами роста, обеспечения национальной безопасности и повышения международного статуса стран. Хотя сегодня глобализация осложнена рядом препятствий, общая тенденция состоит в том, что научно-технические инновации должны развиваться во всех государствах. Инновационное развитие национальной экономики возможно только за счет укрепления международного сотрудничества, интеграции в мировые инновационные цепочки, интенсивного использования ресурсов глобальных инноваций, а также эффективного продвижения собственных разработок. В связи с этими факторами научно-техническое и инновационное сотрудничество в рамках сопряжения «Одного пояса, одного союза» [1] имеет практическую ценность и глубокое стратегическое значение.

Прогресс научно-технического и инновационного сотрудничества в рамках «Одного пояса, одного союза»

После подписания Совместного заявления 2015 г. научно-техническое и инновационное сотрудничество в рамках сопряжения получило развитие. Взаимодействие на данном направлении включает фундаментальные исследования, создание технопарков, специализированных центров, совместных лабораторий и платформ для предоставления научно-технических услуг, а также продвижение масштабных инновационных проектов и установление связей между научно-исследовательскими институтами.

Заметно увеличилось количество совместных проектов и направлений сотрудничества в фундаментальных исследованиях. В строительстве технопарков также заметен прогресс: в Алматы открыта Китайско-казахстанская демонстрационная зона сельскохозяйственных инноваций, в Чанчуне завершено строительство Китайско-белорусского научно-технологического парка, сначала в Сиане, а затем в Москве открылся Китайско-российский парк высоких технологий и инноваций «Шелковый путь». Помимо этого, активно создаются научные и технические центры, среди которых Китайско-белорусский центр сотрудничества в области трансформации научно-технических достижений, Китайско-российский инновационный центр (Шанхай), Китайско-российский центр исследования сверхпроводимых протонов (Шанхай), Китайско-российский исследовательский институт по работе с технологиями искусственного интеллекта (Москва), Китайско-российский центр исследований и разработки интеллектуальных технологий в машиностроении, Китайско-российский арктический научно-исследовательский центр и Исследовательский центр экологии и окружающей среды Центральной Азии Академии общественных наук КНР (Казахстан, Кыргызстан). Был открыт ряд совместных лабораторий: Китайско-российская международная медицинская лаборатория, Китайско-российская совместная лаборатория по полярным технологиям и оборудованию, Китайско-казахстанская лаборатория сельскохозяйственных наук. Одна за другой создаются платформы оказания технологических услуг, в том числе Китайско-казахстанская платформа обслуживания сетевых технологий, электронная площадка «ИнтерТехЛинк ПуЭ» и Китайско-российская сервисная платформа научно-технического и инновационного сотрудничества (Тяньцзинь).

Для развития научно-технического и финансового сотрудничества были созданы Китайско-российский фонд поддержки высокотехнологического производства и Китайско-российский технологический фонд, готовится к открытию Китайско-российский научно-технический инновационный фонд. Развивается ряд масштабных совместных проектов, в том числе создание китайско-российского широкофюзеляжного пассажирского самолета CR929 и тяжелого вертолета с грузоподъемностью 40 т, а также использование глобальных навигационных спутниковых систем «BeiDou» и «ГЛОНАСС». Ожидается, что Китай и Россия продолжат сотрудничество в аэрокосмической сфере, проводя исследования на Луне и в дальнем космосе, разрабатывая специальные материалы и спутниковые системы, применяя технологии дистанционного зондирования и отслеживая космический мусор.

Определенные успехи достигнуты и в сфере взаимодействия научно-исследовательских институтов Китая и ЕАЭС. Так, Российская академия наук (РАН) и Казахстанская академия наук стали первыми участницами Альянса международных научных организаций региона ИПП, возглавляемого Академией наук КНР. Академия наук КНР и РАН подписали Дорожную карту сотрудничества в области науки, научных исследований и инноваций. Таким образом, в ходе научно-технического и инновационного сотрудничества в рамках ИПП постепенно проявляется акцент на фундаментальных исследованиях, совместных разработках и кооперации в высокотехнологичной промышленности.

Новые возможности научно-технического и инновационного сотрудничества в рамках «Одного пояса, одного союза»

Сегодня в развитии научно-технических и инновационных связей в рамках «Одного пояса, одного союза» основная роль отводится китайско-российскому двустороннему взаимодействию, а объем многостороннего сотрудничества остается относительно небольшим. В будущем растущее стремление к сотрудничеству, коренная трансформация глобальной инновационной модели и непрерывное развитие научно-технического потенциала Китая откроют новые возможности для осуществления технологического взаимодействия в рамках «Одного пояса, одного союза» на более высоком уровне и в большем масштабе.

Стремление всех сторон к инновационному развитию создает мощный стимул к углублению сотрудничества. На XIX Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая был разработан двухэтапный план всеобъемлющего развития страны: к 2035 г. КНР станет государством инновационного типа, а к 2050 г. — ведущей научно-технической и инновационной державой. Приоритетом России является осуществление научно-технологического прорыва, страна реализует Стратегию научно-технологического развития и национальный проект «Наука». Казахстан намерен развивать экономику будущего за счет инноваций. Беларусь осуществляет Государственную программу инновационного развития на 2016-2020 гг. и уже занимается подготовкой нового документа. Одной из ключевых составляющих Стратегии трансформации Армении до 2050 г. также выступают инновации.

Смена глобальной инновационной парадигмы предоставляет возможности для углубления сотрудничества. Глобальная модель научно-технических инноваций претерпевает глубокую трансформацию. Значение фундаментальных исследований возрастает, а интеграция различных дисциплин становится общей тенденцией, однако риски при переходе к передовому инновационному курсу не снижаются, и технологические прорывы в основном совершаются коллективно. В связи с этим стремление к инновационному развитию требует укрепления международного сотрудничества. Китай переходит от следования за инновациями, адаптации к ним и их интеграции к частичному внедрению инновационных проектов и всесторонней трансформации. Необходимо стремиться к развитию передовых мировых технологий за счет усилий всех сторон. Таким образом, объединение научно-технической мощи стран ЕАЭС с инновационным потенциалом стран ИПП в ключевых сферах для осуществления технологического прорыва и совместного использования выгод связано с потребностью Китая в адаптации к глобальной инновационной трансформации и представляет собой путь реализации концепции сообщества единой судьбы человечества в сфере науки и техники.

Доклад РСМД, ИДВ РАН и ИМИ Фуданьского университета
Российско-китайский диалог: модель 2020

Развитие научно-технического и инновационного потенциала Китая заложило прочную основу для углубления сотрудничества. С начала реализации политики реформ и открытости научно-технический потенциал Китая значительно возрос. КНР заняла второе место в мире по доле научных статей в мировых изданиях, количеству патентов и объему расходов на НИОКР, а по количеству научно-исследовательского персонала вышла на первую позицию. Государству удалось добиться прорывного развития на таких важных направлениях научно-технической революции, как цифровые технологии, искусственный интеллект, большие данные и суперкомпьютеры. Научно-технический потенциал Китая постоянно возрастает, что позволяет заложить прочную основу для углубления инновационного сотрудничества в рамках сопряжения «Одного пояса, одного союза».

Новые вызовы, стоящие перед сотрудничеством в рамках «Одного пояса, одного союза» в научно-технической сфере

Наряду с возможностями существует и множество вызовов научно-техническому и инновационному сотрудничеству в рамках «Одного пояса, одного союза».

Как регулировать отношения между государством и рынком? Сегодня коммерциализация инновационных платформ, диверсификация субъектов инновационного процесса и капитализация инновационных проектов стали основными характеристиками глобального научно-технического развития, то есть рыночные механизмы играют все более значимую роль в распределении соответствующих ресурсов. Безусловно, государство остается незаменимым на двух направлениях. Во-первых, для развития научно-технического потенциала необходимо сосредоточить силы и ресурсы в ключевых технологических сферах, связанных со стратегическими потребностями страны. Во-вторых, государство играет важную роль в оптимизации инновационной среды, поскольку как главный «проектировщик, строитель и защитник» оно несет ответственность за экологический аспект развития инноваций. В настоящий момент в сфере науки, технологий и инноваций Китай и страны ЕАЭС уделяют большее внимание роли государства, а не рынка. В ходе сотрудничества в рамках «Одного пояса, одного союза» необходимо в полной мере использовать решающую роль рынка в распределении ресурсов, при этом придавая значение вкладу государства в осуществление высококачественного развития.

Каким образом стимулировать спрос и продвигать технологии? Как известно, промышленное развитие — это стимулирование спроса на технологические инновации, а инновации — это драйвер промышленного развития, они дополняют друг друга и содействуют взаимному росту. В Китае и странах — участницах ЕАЭС научно-исследовательские учреждения и компании, выступающие основной движущей силой инноваций, пока не сформировали связь между спросом и продвижением технологий. С одной стороны, темы исследований, определяемые НИИ на основе технологических трендов, часто не соответствуют реальным потребностям предприятий. С другой стороны, компаниям не хватает энтузиазма для внедрения инноваций. В 2017 г. технологические новшества внедрили менее 9,6% промышленных предприятий России. Компании редко ищут технологии, основываясь на рыночном спросе, а НИИ не стремятся к передаче и трансформации результатов научных исследований. Иными словами, инновационная цепочка не связана с производственной цепочкой, что является основной причиной проблем, стоящих перед «Одним поясом, одним союзом».

Как способствовать интеграции инноваций и финансов? В странах ЕАЭС наблюдается нехватка инвестиций в научно-техническую сферу. Сейчас расходы на данную область в России составляют около 1,1% ВВП, в других государствах-членах они варьируются от 0,12% до 0,6%. Еще более остро стоит проблема недостаточного финансирования НИОКР со стороны предприятий. Например, в России на инвестиции компаний в НИОКР приходится менее 30%. Технико-инновационная сфера характеризуется высокой рискованностью и высокой доходностью, большая часть работающих в этой области компаний — это малые и средние предприятия. Финансовые учреждения неохотно предоставляют финансирование небольшим технологическим компаниям и инновационным проектам. В будущем всем сторонам представляется целесообразным создать специализированные государственные фонды, поощрять участие венчурного капитала, совершенствовать технологии и системы кредитования, усиливать защиту интеллектуальной собственности и развивать механизмы компенсации рисков.

В перспективе адаптация к новым виткам научно-технической революции и новым тенденциям трансформации промышленности, непрерывное углубление инновационного сотрудничества в рамках «Одного пояса, одного союза», инициативность и использование всех возможностей в глобальной конкуренции за стратегическое лидерство станут неизбежным выбором Китая и стран ЕАЭС. Пока заинтересованные стороны будут достигать консенсуса, использовать доступные возможности и эффективно отвечать на вызовы, технологическое и инновационное сотрудничество в рамках «Одного пояса, одного союза» будет постоянно приносить большие результаты.

1. Термин «Один пояс, один союз» используется в китайской академической среде для обозначения сопряжения Инициативы пояса и пути и Евразийского экономического союза (прим. перев.).


(Голосов: 6, Рейтинг: 4.83)
 (6 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju