Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.29)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Губин

К.полит.н., доцент кафедры международных отношений Восточного института ДВФУ

Индонезия обладает обширными интересами в Тихом океане и претендует на участки акватории, на которые заявляют свои права и другие государства — Малайзия, Бруней, Филиппины, Сингапур, Австралия, Папуа-Новая Гвинея, Восточный Тимор и Китай. Настаивая на мирном урегулировании всех противоречий, Джакарта тем не менее намерена свободно вести хозяйственную деятельность в пределах исключительной экономической зоны (ИЭЗ), в международных водах и на шельфе, включая рыболовство, добычу нефти и газа. Однако границы, которые определяют сами для себя индонезийцы, не всегда совпадают с видением соседних стран, что делает флот важнейшим инструментом внешней политики и средством обеспечения национальных интересов.

По мнению исследователей, укрепление военно-морского потенциала Индонезии только приветствуется странами региона, поскольку увеличит совокупную мощь и позволит более эффективно распределять усилия по предотвращению угроз и борьбе с ними в интересах безопасности всей Юго-Восточной Азии. Тем не менее стоит отметить явный акцент Джакарты на милитаризацию, к чему можно отнести закупку боевых самолётов F-15EX и «Рафаль», береговых противокорабельных ракетных комплексов «BrahMos», развёртывание ракетных катеров на замаскированных позициях, увеличение числа объектов размещения сил Корпуса морской пехоты и т.д. Бесспорно, речь не идёт о проецировании силы или подготовке нападения, но Джакарта совершенно чётко демонстрирует готовность защищать мечту о «пятой экономике мира», от кого бы ни исходила угроза.


Индонезия обладает обширными интересами в Тихом океане и претендует на участки акватории, на которые заявляют свои права и другие государства — Малайзия, Бруней, Филиппины, Сингапур, Австралия, Папуа-Новая Гвинея, Восточный Тимор и Китай. Настаивая на мирном урегулировании всех противоречий, Джакарта тем не менее намерена свободно вести хозяйственную деятельность в пределах исключительной экономической зоны (ИЭЗ), в международных водах и на шельфе, включая рыболовство, добычу нефти и газа. Однако границы, которые определяют сами для себя индонезийцы, не всегда совпадают с видением соседних стран, что делает флот важнейшим инструментом внешней политики и средством обеспечения национальных интересов.

Океанская держава

Протяжённая береговая линия Индонезии и огромное количество островов (более 17 800, из которых только 6 000 — обитаемые) заставляют власти уделять особое внимание своевременному обнаружению угроз и реагированию на различные опасности. К наиболее острым вызовам относится нарушение государственных границ и режима исключительной экономической зоны, небезопасные манёвры кораблей и судов, нелегальная миграция, контрабанда оружия и наркотиков, нападения пиратов. Соперничество с каким-либо государством или отражение агрессии официально не рассматриваются Джакартой как возможные.

В декабре 2022 г. командующим Вооружёнными силами Индонезии назначен адмирал Ю. Маргоно, который за последние 13 лет стал первым представителем флота в высшем командовании. В связи с этим стоит ожидать пристального внимания Джакарты к состоянию военно-морских сил и потенциалу их использования для защиты интересов национальной безопасности.

В 2022 г. министр обороны П. Субианто заявил, что к 2024 г. флот получит ещё 50 новых кораблей и судов. По его словам, в самое ближайшее время будет достигнута поставленная ещё в 2005 г. цель создания минимально необходимых сил (Minimum Essential Force) в составе 274 кораблей прибрежной и ближней морской зон (green-waters navy), в том числе 12 подводных лодок, 10 авиационных эскадрилий (минимум 137 самолётов и вертолётов). Сегодня в составе ВМС только 148 кораблей и 76 летательных аппаратов, и заданная планка, конечно, за два года взята не будет, однако цель весьма показательна.

В индонезийских военных кругах встречаются и мнения о необходимости создании «флота открытого моря» (blue-water navy) к 2045 г. К этому времени ВМС должны приобрести возможности защиты интересов страны в любом районе Мирового океана. Выбор даты обусловлен тем, что, согласно стратегическому плану «Видение 2045», утверждённому президентом Дж. Видодо в 2019 г., в год столетия образования государства Индонезия должна стать пятой экономикой мира с объёмом ВВП порядка 7,5 млрд долл. и уровнем доходов не менее 25 тыс. долл. на душу населения.

Сегодня индонезийский флот представляет собой причудливую смесь из систем советского/восточноевропейского, натовского, китайского и южнокорейского образцов. Это существенно усложняет обслуживание, поддержку, модернизацию и обучение личного состава. Одним из приоритетов в Джакарте считают максимальную локализацию производства на основе передовых западных технологий. Военный бюджет страны приближается к 12 млрд долл., однако это всё равно втрое меньше, чем просят военные на реализацию амбициозных программ перевооружения и реформирования вооружённых сил. Недофинансирование неизбежно приведёт к «смещению вправо» сроков реализации планов или же полумерам в виде приобретения техники более низкого технологического уровня. Тем не менее детально линия развития сил и средств флота всё ещё до конца не определена, и пока модернизация сопряжена с рядом сложностей.

Тихоокеанские ворота

Сегодня ВМС Индонезии состоят из трёх флотов, отвечающих за оборону западной, центральной и восточной частей побережья страны. Наиболее высокая концентрация населения, промышленности, морских маршрутов традиционно отмечается в районе островов Ява и Суматра, что определяет и сосредоточение наиболее боеспособных соединений и частей в данном районе. Вместе с тем относительно неразвитые и малонаселённые восточные провинции выступают в качестве ворот в Тихий океан, от стабильного доступа к которому буквально зависят динамика социально-экономического развития и будущее страны. К тому же в имеющих высокое промысловое значение Арафурском и Тиморском морях, а также в районе архипелага Ару процветает нелегальное рыболовство, что требует вмешательства по экономическим и природоохранным причинам.

В Джакарте внимательно следят за развитием связей Пекина с островными государствами южной части Тихого океана и совместными проектами в рамках реализации инициативы «Пояс и путь» в сфере морского транспорта, связи и сопутствующего строительства объектов инфраструктуры. В интересы Индонезии также входит поддержание дружеских и продуктивных отношений со странами региона на равноправной основе. Поэтому Джакарта планирует уделить особое внимание и восточному направлению.

Патрулирование или предотвращение?

Растущая активность военно-морских сил целого ряда государств вблизи Индонезии ставит задачу надёжного обеспечения безопасности государства возможностями флота в сфере разведки и обнаружения. Ранее главной задачей ВМС фактически было только проведение полицейских операций и гуманитарных миссий. Сегодня же более широкое понятие «морская безопасность» (maritime security) включает в себя широкий спектр видов деятельности — от контроля над соблюдением национального и международного законодательства на море до боевых действий.

Для выполнения патрульных миссий достаточно относительно слабовооружённых катеров и кораблей береговой охраны, самолётов и вертолётов. Боевая ценность даже сотен такого рода единиц в военное время крайне невысока, однако как раз здесь и кроется неопределённость — до самого недавнего времени флот не имел задач сдерживания, поэтому даже относительно современные единицы обладают спорной полезностью.

Например, большие ракетные катера типа «Сампари», строящиеся с 2014 г. на государственной верфи PT PAL, имеют скорость хода только в 28 узлов и автономность в неделю, чего явно недостаточно для выполнения задач даже в ближней морской зоне. В силу высокой заметности, слабой мореходности и несовершенного радиоэлектронного оснащения также есть сомнения в способности «Сампари» применить ракетное оружие (которое, кстати, изначально вообще не было предусмотрено). Учитывая выявленные недостатки, было принято решение сократить число кораблей в серии с 18 до шести.

Наблюдаются сложности и в обучении достаточного для выполнения задач всего спектра обеспечения морской безопасности числа моряков. Программа Евросоюза «CRIMARIO» по подготовке кадров для ВМС стран Индо-Тихоокеанского региона пока одобрена только до 2025 г. и имеет ограничения по числу мест. В Джакарте в принципе не исключают расширения программ обменов и с другими странами — наблюдался интерес к взаимодействию с ВМС Индии, Китая и России, однако значительная практическая деятельность пока не была развернута.

Серьёзный вызов для флота исходит и от технологических инноваций. В январе 2021 г. индонезийские рыбаки обнаружили в водах в районе островов Анамбас автономный подводный аппарат «с нанесёнными иероглифами». По сообщению Министерства обороны страны, за последние три года это уже как минимум третий подтверждённый контакт с предположительно китайским морским дроном. Конвенция ООН по морскому праву от 1982 г. и разъяснения Отдела ООН по вопросам океана и морскому праву от 2010 г. не содержат конкретных инструкций относительно допустимой реакции на действия необитаемых систем, к тому же невозможно отличить какого именно рода деятельность ведётся. Поскольку корабли ВМС Индонезии редко используют гидроакустические системы (ГАС) в обычной обстановке, ряд специалистов предлагают установить в наиболее значимых местах стационарные сонары для отслеживания подводной активности. Однако здесь всё упирается в бюджет.

В Джакарте также обсуждается проект внутреннего нормативного документа о регулировании действий морских беспилотных аппаратов в территориальных водах и исключительной экономической зоне. Вместе с тем главный способ решения спорных вопросов в данной области — двусторонние переговоры с обладателями дронов и постоянная линия связи для недопущения опасных инцидентов на море.

Больше кораблей — хороших и разных

Сегодня наиболее боеспособными единицами индонезийского флота являются два фрегата типа «Мартадината», построенные совместно с нидерландской компанией «Дамен» по проекту «Сигма 10514» в 2014–2018 гг. Поскольку они обладают слабой системой ПВО и ограниченными возможностями контроля морской зоны, было принято решение обзавестись кое-чем посерьёзнее. Так, в прошлом году государственная судостроительная компания «PT PAL» произвела резку металла для закладки корпусов первых двух фрегатов типа «усовершенствованный Ивер Хюфельдт», известных также как проект «Эрроухэд 140». В 2021 г. индонезийские власти заключили соглашение с британской компанией «Babcock» и выделили 720 млн долл. на программу. Данные корабли водоизмещением более 6 тыс. т оснащены универсальной установкой вертикального пуска Mk. 41, способной использовать широкий набор боеприпасов — от зенитных до крылатых ракет морского базирования, а также дополнительно могут нести ПКР в контейнерах, оборудованы совершенными радарами, системой управления огнём и ГАС. Такие фрегаты уже несут службу в ВМС Великобритании и Дании. Конечно, маловероятно, что индонезийцы обзаведутся «томагавками» для ударов по наземным целям, но потенциально такая возможность появится. Главной задачей все же станет обеспечение ПВО баз и соединений. Намеченные к постройке корабли уже получили неофициальное наименование «красно-белые фрегаты» в честь национального флага и станут наиболее сильно вооружёнными боевыми единицами.

Индонезия также подписала контракт с итальянской компанией «Fincantieri» на строительство совместно с национальной верфью шести фрегатов класса FREMM. Бюджет первых пока не предусматривает данной статьи расходов, и, вероятно, какие-либо работы начнутся в следующем финансовом году на заёмной основе. Строительство представителей двух типов крупных надводных кораблей будет вестись параллельно, что позволит заменить максимальное число устаревших боевых единиц в сжатые сроки. В дополнение к «фреммам», возможно, будут закуплены два выводящихся из состава ВМС Италии фрегата типа «Маэстрале» с последующим дооборудованием.

Изучается и приобретение у Японии фрегатов типа «Могами», обладающих, по заявлениям японцев, крайне малой заметностью и высокими боевыми возможностями. Однако пока главным доводом против этой инициативы является стоимость закупок — около 400 млн долл. (европейские аналоги стоят 250–350 млн долл.).

В планах Джакарты также обновление подводного флота. Сегодня основу составляют ДЭПЛ класса «Нагапаса», представляющие собой южнокорейскую версию германского проекта 209. У корейской DSME заказаны ещё три такие лодки. Однако флот нуждается в более современных боевых единицах; скорее всего, во Франции будут приобретены две-четыре субмарины класса «Скорпэн» с воздухонезависимой силовой установкой.

Индонезийские военные планируют иметь в составе флота более 20 кораблей класса «корвет» современных типов. Первые четыре корабля, построенные по нидерландскому проекту «Сигма 9113», проходят модернизацию, направленную на улучшение возможностей обнаружения во всех средах, а также повышение качества и скорости обработки боевой информации. В будущем не исключается и совместное строительство современных французских кораблей типа «Говинд», выполненных по модульной схеме, что обеспечивает гибкость применения в зависимости от характера приоритетных задач.

***

По мнению исследователей, укрепление военно-морского потенциала Индонезии только приветствуется странами региона, поскольку увеличит совокупную мощь и позволит более эффективно распределять усилия по предотвращению угроз и борьбе с ними в интересах безопасности всей Юго-Восточной Азии. Тем не менее стоит отметить явный акцент Джакарты на милитаризацию, к чему можно отнести закупку боевых самолётов F-15EX и «Рафаль», береговых противокорабельных ракетных комплексов «BrahMos», развёртывание ракетных катеров на замаскированных позициях, увеличение числа объектов размещения сил Корпуса морской пехоты и т.д. Бесспорно, речь не идёт о проецировании силы или подготовке нападения, но Джакарта совершенно чётко демонстрирует готовность защищать мечту о «пятой экономике мира», от кого бы ни исходила угроза.


Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.29)
 (7 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju