В 2019 г. президент Индонезии Джоко Видодо официально утвердил провинцию Восточный Калимантан в качестве места строительства будущей новой столицы Индонезии — города Нусантара. В феврале 2022 г. вступил в силу Закон «О государственной столице», согласно которому Джакарта утрачивала свое столичное положение, и начался перенос государственных учреждений в новую столицу.
Необходимость переноса столицы определяется перенаселенностью Джакарты, инфраструктурными и экологическими проблемами мегаполиса, а также стремлением к сбалансированному социально-экономическому развитию западных и восточных регионов страны. Важную роль здесь играет и политический аспект, так как остров Ява и яванские элиты практически всю историю Индонезии значительно влияли на политическую и экономическую жизнь ее народов.
Джоко Видодо поддерживает идею создания экологически чистого «зеленого» и «умного» города с нулевыми выбросами и удобной инфраструктурой. Новая столица выступает «идеологическим» выражением ожиданий и надежд президента на прогресс и высокотехнологичное будущее для своей страны. Правительство надеется, что к 2045 г., столетнему юбилею независимости Индонезии, в Нусантаре будет создано более 4,8 млн рабочих мест в таких секторах, как технологии, нефтехимия и возобновляемые источники энергии. Тогда же планируется окончательно достроить городскую инфраструктуру и полностью переселить туда чиновников и их семьи.
Возводить столицу планируется с нуля, и стоимость постройки составит от 33 до 35 млрд долл., преимущественно за счет привлечения иностранных инвестиций. В настоящее время свою заинтересованность в развитии Нусантары выразили такие важные политические и экономические партнеры Джакарты, как Австралия, Китай, ОАЭ, Саудовская Аравия, США, Южная Корея и Япония.
Несмотря на это, ситуация по привлечению иностранных инвестиций пока остается непредсказуемой. В марте 2022 г. из проекта вышел японский инвестиционный конгломерат SoftBank. Японская корпорация инвестиций в зарубежную инфраструктуру для транспорта и городского развития также отказалась от участия в строительстве столицы, хотя изначально предполагалось, что именно японские системы «умных» городов и управления транспортом будут использованы в архитектуре города.
В условиях продолжающегося санкционного давления и необходимости трансформации экономики России программа строительства индонезийской столицы Нусантара выглядит привлекательной при условии проработки международных рисков совместно с индонезийской стороной. В Индонезии достаточно высок интерес к московскому опыту строительства транспортной и городской инфраструктуры. С учетом того, что японские инвестиционные компании вышли из проекта, Россия может заполнить образовавшийся вакуум.
Перспективы этого направления очевидны и для госкорпораций, таких как Росатом, Ростех и Роскосмос, поскольку планы по строительству «зеленого» смарт-города включают технологии управления транспортной инфраструктурой, интернет вещей, космические технологии для контроля строительства и системы энергоснабжения столицы или будущих экономических зон вокруг нее. Опыт российских госкорпораций по строительству инфраструктурных объектов «под ключ» с последующим сопровождением здесь может особенно пригодиться, так как готовое решение сэкономит много времени и повысит инвестиционную привлекательность проекта для сторонних наблюдателей.
История проекта новой столицы Индонезии
В 2019 г. президент Индонезии Джоко Видодо официально утвердил провинцию Восточный Калимантан в качестве места строительства будущей новой столицы Индонезии — города Нусантара, которая будет находиться в курортной зоне, богатой природными ресурсами, между двумя крупнейшими городами острова — Баликпапан и Самаринда. Название «Нусантара» отражает принятое в индонезийской культуре обозначение исторической территории империи Маджапахит, которая в XIV–XV вв. контролировала большую часть территории Малайского архипелага. Это также общепринятое самоназвание Индонезии и наименование региона проживания народов австронезийской языковой семьи. Название новой столицы вполне можно расценивать как заявку на возвращение Индонезии к своей лидерской роли в регионе и стремление играть большую роль в мировых делах.
Возводить столицу планируется с нуля, и стоимость постройки составит от 33 до 35 млрд долл. Более того, Джоко Видодо поддерживает идею создания экологически чистого «зеленого» и «умного» города с нулевыми выбросами и удобной инфраструктурой. 20% стоимости строительства будет покрыта из государственного бюджета, в то время как остальные 80% планируется привлечь в качестве иностранных инвестиций.
Вопрос о переносе столицы поднимался еще с 2017 г., но такие планы были и ранее, при президентах Сукарно и Сухарто. Необходимость переноса столицы определяется перенаселенностью Джакарты, инфраструктурными и экологическими проблемами мегаполиса, а также стремлением к сбалансированному социально-экономическому развитию западных и восточных регионов страны. Важную роль здесь играет и политический аспект, так как остров Ява и яванские элиты практически всю историю Индонезии значительно влияли на политическую и экономическую жизнь ее народов, также Ява остается и самым населенным, и самым хозяйственно развитым регионом. Считается, что перенос столицы на Калимантан поможет преодолеть этот дисбаланс.
Для президента Индонезии проект стал флагманским с точки зрения внутренней политики и внешнеполитического имиджа страны. После переизбрания в 2019 г. Джокови последовательно продвигает идею технологической революции в Индонезии, поощряет создание возможностей для развития индустрии 4.0, привлечение инвестиций от таких крупных мировых компаний, как Toyota Motors, Tesla, SpaceX, Apple, Google, Microsoft, Samsung, TSMC и др. Уделяется внимание совместным предприятиям и развитию индонезийских национальных гигантов и ТНК в различных сферах.
На волне кризиса здравоохранения в июле 2021 г. Джокови критиковали за нереалистичность такого грандиозного проекта, однако сейчас можно наблюдать проявление политической воли по возвращению его в повестку дня, что крайне важно в аспекте того, какой «идеологический» фундамент будет формировать социальную и политическую идентичность индонезийцев к выборам 2024 г. Немаловажно и то, что 15 февраля 2022 г. вступил в силу Закон «О государственной столице», согласно которому Джакарта утрачивала свое столичное положение, и начался перенос государственных учреждений в новую столицу — Нусантару.
Идея о величии Индонезии как глобального и регионального актора, смелый перенос столицы на Калимантан, несмотря на экономические последствия пандемии и сложную мировую ситуацию, определенно выглядят как демонстрация государственной стабильности.
Новая столица выступает «идеологическим» выражением ожиданий и надежд президента на прогресс и высокотехнологичное будущее для своей страны. Предполагается, что Нусантара будет похожа на Вашингтон, округ Колумбия, Путраджаю или Метро Манила, то есть станет именно сосредоточием небольших правительственных зданий, административных, дипломатических и жилых кварталов без мощной урбанизации. В то же время стремление к ее «смартизации» и экологичности отражает новую роль Индонезии как лидера «зеленого» перехода в Юго-Восточной Азии. В 2024 г. планируется закончить возведение президентского дворца в Нусантаре, от которого город будет строиться дальше. Правительство также надеется, что к 2045 г., столетнему юбилею независимости Индонезии, в Нусантаре будет создано более 4,8 млн рабочих мест в таких секторах, как технологии, нефтехимия и возобновляемые источники энергии. Тогда же планируется окончательно достроить городскую инфраструктуру и полностью переселить туда чиновников и их семьи.
Для управления Нусантарой, в соответствии с принятым 18 января 2022 г. законом, была образована Администрация государственной столицы Нусантары (индон. Otorita Ibu Kota Negara Nusantara) c «гибридными» полномочиями, сочетающая функции правительственного ведомства и властей территориальной единицы. Ее главой стал Бамбанг Сусантоно, заместитель министра транспорта Индонезии (2009–2014), а его заместителем был назначен архитектор и бизнесмен Дони Рахаю, один из разработчиков программы переноса столицы.
При всей амбициозности проекта главным вопросом остается привлечение внешних инвестиций, поиск партнеров и воплощение в жизнь их инвестиционных обязательств. Президентский срок Джоко Видодо заканчивается уже в 2024 г., поэтому для президента реализация его главного внутриполитического замысла становится первостепенной задачей. Таким образом, среди приоритетов экономической «постковидной» дипломатии Индонезии особенно выделяется поиск партнеров для строительства столицы. Следуя традиции индонезийской дипломатии, привлечение соинвесторов осуществляется на равной основе для всех заинтересованных участников.
Кто уже присоединился к проекту?
В настоящее время свою заинтересованность в развитии Нусантары выразили такие важные политические и экономические партнеры Джакарты, как Австралия, Китай, ОАЭ, Саудовская Аравия, США, Южная Корея и Япония. В 2022 г. Джоко Видодо, помимо прочего, опирался на площадку G20 и B20 в целях продвижения проекта столицы среди потенциальных инвесторов. В начале 2023 г. глава администрации Нусантары Бамбанг Сусантоно выступил на ВЭФ в Давосе, где также рассказал о масштабном строительстве жилых кварталов для госслужащих, которых постепенно будут переводить на новое место.
Несмотря на это, ситуация по привлечению иностранных инвестиций пока остается непредсказуемой. Например, в марте 2022 г. из проекта вышел японский инвестиционный конгломерат SoftBank. Японская корпорация инвестиций в зарубежную инфраструктуру для транспорта и городского развития также отказалась от участия в строительстве столицы, хотя изначально предполагалось, что именно японские системы «умных» городов и управления транспортом будут использованы в архитектуре города и позволят сделать его более автоматизированным через интернет вещей.
Ключевым партнером с фондом в более чем 10 млрд долл. для развития двустороннего сотрудничества остаются ОАЭ. Президент страны и правитель Абу-Даби шейх Мухаммад ибн Заид Аль Нахайян также вошел в управляющий комитет по строительству столицы вместе с бывшим премьер-министром Великобритании Тони Блэром.
Со стороны Южной Кореи Hyundai Motor Group и Земельная и жилищная корпорация Южной Кореи также подписали меморандумы о взаимопонимании с администрацией Нусантары. Австралия, в свою очередь, предложила техническую экспертизу для планирования новой столицы.
В процесс строительства города вовлечены и такие крупные игроки, как Китай и США, однако и их участие пока не выглядит активным. Так, одним из главных операторов американских вложений в Нусантару остается Агентство США по международному развитию (USAID), которое сотрудничает с администрацией города с целью содействия имплементации «умных» и «зеленых» технологий в городское строительство.
Китайские инвестиции в основном были сосредоточены не на Калимантане, а в других регионах Индонезии в рамках горнодобывающей, нефтяной, металлургической и никелевой промышленности. Китай инвестировал в цементный завод в Восточном Калимантане и высказывал заинтересованность в поддержке строительства Индонезийского индустриального парка в Северном Калимантане. Государственная Китайская железнодорожная строительная корпорация также заинтересована в развитии транспортной системы Нусантары, однако пока китайские инвесторы не проявили себя, в том числе и из-за отсутствия четкого плана развития новой столицы, находящегося в процессе разработки.
Единственным крупным проектом с китайским участием считается возможный план жилищного строительства в Нусантаре более чем на 2,7 млрд долл. от китайской строительной компании CCFG-RBN. Однако администрация столицы также рассматривает южнокорейскую фирму Korea Land и Housing Corp как подрядчика и предложения от местного застройщика PT Summarecon Agung.
Китайское участие в подобного рода инициативах широко политизируется, в том числе из-за опасений непропорционального присутствия Китая в разработке ресурсов Калимантана и строительстве новой столицы, что, по мнению некоторых политических фракций, угрожает экономической безопасности страны и рабочим местам для ее граждан.
Среди стран Юго-Восточной Азии свою заинтересованность в проекте выразила Малайзия. В ходе двухдневного визита премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим договорился с президентом Джоко Видодо о совместном сотрудничестве в развитии будущей столицы и острова Калимантан в целом, так как на острове находятся малайзийские штаты Сабах и Саравак.
Есть среди потенциальных инвесторов и тайваньская ТНК Foxconn, которую индонезийская сторона привлекла для разработки технологических решений по возобновляемым источникам энергии.
Что получат потенциальные инвесторы?
Несмотря на заинтересованность многих держав в развитии Нусантары, каких-либо конкретных обязательств между сторонами пока достигнуто не было, что, с одной стороны, открывает широкие возможности для развития сотрудничества, а с другой, сигнализирует о том, что потенциальные партнеры могут уйти, если ситуация с выработкой конкретных решений «на земле» затянется.
Однако правительство Индонезии не стоит на месте и уже завершает разработку постановления, которое предлагает ряд фискальных и нефискальных стимулов для привлечения иностранных инвесторов в Нусантару, среди которых 30-летние налоговые льготы для инвестиций в коммунальные услуги и инфраструктуру, инвестиционные налоговые вычеты для исследований и научных разработок в Нусантаре, а также 20-летние налоговые льготы для инвестиций в туризм и строительство конференц-залов, выставочных комплексов и отелей на территории Нусантары. Нефискальные меры поддержки включают облегчение импорта и экспорта материалов, упрощенную процедуру получения бизнес-лицензий, доступность земли для строительства и недвижимости в целом.
Может ли Россия стать участницей данного проекта?
5 января 2023 г. в интервью РИА Новости посол Индонезии в России Жозе Антонио Морато Тавареш официально заявил, что Индонезия приглашает инвесторов из России к участию в строительстве новой столицы Нусантара на острове Калимантан. Эта позиция отражает заинтересованность индонезийской стороны в участии в проекте российских компаний. Ранее, летом 2022 г., посол России в Индонезии Людмила Воробьева также сообщила, что России предложили присоединиться к проекту по переносу столицы.
В условиях западных санкций и пресловутого «поворота на Восток» участие России в строительстве новой столицы Индонезии видится более чем выгодным с политической и экономической точек зрения, поскольку российские компании, в том числе и крупные госкорпорации, могут получить допуск к долгосрочной программе строительства, которая гарантированно будет поддерживаться дружественным государством. Принципы государственно-частного партнерства в Индонезии довольно близки к российским кейсам, когда интересы национальных корпораций продвигаются в том числе при поддержке государственных институтов.
При достижении политической договоренности и взаимных переговоров профильных министерств и органов власти с обеих сторон российские компании смогут занять свою нишу. Безусловно, для поддержки таких договоренностей потребуется активное вовлечение не только дипломатов, но и экспертов и представителей гражданского общества.
В Индонезии достаточно высок интерес к московскому опыту строительства транспортной и городской «умной» инфраструктуры. Здесь открывается возможность и для переговоров по линии Администрации Нусантары и Правительства Москвы. Перспективы этого направления очевидны и для госкорпораций, таких как Росатом, Ростех и Роскосмос, поскольку планы по строительству «зеленого» смарт-города включают технологии управления транспортной инфраструктурой, интернет вещей, космические технологии для контроля строительства и системы энергоснабжения столицы или будущих экономических зон вокруг нее. С учетом того, что японские инвестиционные компании вышли из проекта, Россия может заполнить образовавшийся вакуум.
Примечательно, что госкомпания «Российские железные дороги» уже имеет ряд договоренностей с индонезийской стороной. Так, в 2018 г. министерства транспорта РФ и Индонезии договорились о подготовке дорожной карты при формировании совместных транспортных инициатив, среди которых был план строительства железнодорожной линии и связанной с ней инфраструктуры на острове Калимантан. На встрече с президентом Индонезии Джоко Видодо в Москве 30 июня 2022 г. президент России Владимир Путин отдельно подчеркнул сохраняющийся интерес российской стороны к осуществлению данного транспортного проекта с последующим его подключением к реализации масштабной инициативы руководства Индонезии о переносе столицы страны на остров Калимантан.
Есть ли риски в условиях международного кризиса?
Хотя западные санкции против России и общее конфликтное состояние системы международных отношений серьезно затрудняют конкуренцию с вышеперечисленными державами за участие в проекте развития индонезийской столицы, Индонезия способна защищать интересы инвесторов. Страна с момента своего образования придерживается принципов независимой и активной внешней политики, а также миротворческой дипломатии, которые предполагают содействие разрешению мировых конфликтов через сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами и учет их точек зрения по сложным вопросам мировой повестки.
Однако не стоит забывать, что Индонезия — активный участник глобальной экономической и финансовой системы, и ее экономика также находится под угрозой прямых и косвенных санкций, которые могут выступить орудием давления на Джакарту. При этом тесное двусторонние сотрудничество, последовательные переговоры, взаимный интерес и конкретные предложения с обеих сторон способны подготовить компании к потенциальным рискам. Необходимо также помнить и о том, что Россия не единственный обладатель высоких технологий и инфраструктурных решений, а индонезийская сторона тщательно подходит к анализу возможностей компаний, их опыта и качества продукции и услуг.
Уязвимыми местами взаимодействия Индонезии и ее партнеров остается отсутствие реализуемых предложений и осторожная позиция инвесторов, которые выжидают то более выгодных условий вовлечения в программу строительства, то первопроходцев, способных трансформировать свои венчурные капиталы в городские объекты. Опыт российских госкорпораций по строительству каких-либо инфраструктурных объектов «под ключ» с последующим сопровождением здесь может особенно пригодиться, так как готовое решение сэкономит много времени и повысит инвестиционную привлекательность проекта для сторонних наблюдателей, что выгодно и индонезийской стороне.
***
Таким образом, довольно перспективный экономический проект новой индонезийской столицы Нусантара на данном этапе остается, скорее, политической инициативой, поддержанной нынешним правительством Индонезии во главе с президентом Джоко Видодо. Он, в свою очередь, рассматривает перенос столицы как главный внутриполитический итог двух своих президентских сроков и намерен запустить и частично построить ключевые объекты города до выборов в 2024 г. Несмотря на значительный интерес со стороны инвесторов из стран-партнеров, компании занимают выжидательную позицию, заключают меморандумы о взаимопонимании и тщательно прорабатывают возможности реализации потенциальных проектов.
Некоторые игроки выходят из строительства, как это случилось с японскими инвестиционными компаниями, но остаются и те, кто его поддерживает или вовлекается частично в те или иные инициативы. Для России, с учетом потенциала ее технологических, экономических и ресурсных возможностей, участие в строительстве Нусантары представляется выгодным с точки зрения проявления интересов страны в регионе Юго-Восточной Азии и укрепления политических и экономических отношений с Индонезией. Последняя также официально заинтересована в привлечении российских компаний к строительству своей новой столицы.
< Международная позиция Индонезии, ее авторитет в региональных и мировых делах в свете успешного председательства в G20 в 2022 г. и председательства в АСЕАН в 2023 г. определяют страну как надежного партнера в реализации проектов, в том числе крупных экономических инициатив. В условиях продолжающегося санкционного давления и необходимости трансформации экономики России программа строительства индонезийской столицы Нусантара выглядит привлекательной при условии проработки международных рисков совместно с индонезийской стороной.
Остается надеяться, что новая столица Нусантара будет построена в соответствии с амбициозными планами руководства Индонезии и превратится в ведущий «зеленый» цифровой экономический хаб Юго-Восточной Азии, несмотря на экономические и политические вызовы внутри страны и за ее пределами.