Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.9)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Гульнара Краснова

Д. филос. н., профессор, главный научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

БРИКС — неформальное объединение пяти быстроразвивающихся стран: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Сфера науки выступает одной из приоритетных областей сотрудничества между странами. В ее правовой основе лежит «Меморандум о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций между правительствами Федеративной Республики Бразилия, Российской Федерации, Республики Индия, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики», подписанный в 2015 г.

Научно-техническое сотрудничество между странами БРИКС активно развивается в течение последнего десятилетия, и государства добились значительного прогресса в реализации совместных проектов и инициатив в таких областях, как информационные технологии, биотехнологии, аэрокосмическая промышленность и возобновляемые источники энергии. Для разработки дальнейшей стратегии и определения принципов научно-технологического сотрудничества между странами БРИКС было бы целесообразно провести комплексный анализ их научно-технического потенциала и инвестиционной привлекательности. Это позволит определить целесообразность и перспективы конкретных направлений сотрудничества, общие для всех стран БРИКС вопросы, а также приоритетные направления для их решения.

Для развития взаимодействия между странами БРИКС в области научно-технологической инфраструктуры, по мнению специалистов, требуется создание центра по сбору и обработке данных, разработка дополнительных программ в области астрономии и астрофизики, создание зеркальных лабораторий на базе уже существующих центров коллективного использования и уникальных научных установок, создание единой международной информационной базы и поддержка BRICS Nano Network.

Ускорить процесс передачи знаний и технологий между странами БРИКС и увеличить публикационную активность позволит создание совместной базы научного цитирования и центра трансфера технологий по приоритетным направлениям научного сотрудничества, а также включение ведущих журналов из стран БРИКС в формируемый «белый список» журналов, который предполагается использовать для оценки публикационной активности российских ученых.

Расширению научных контактов и увеличению академической мобильности будет способствовать снятие визовых ограничений между странами БРИКС, а также заключение межгосударственных соглашений с государствами-участниками о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании.

Вместе с тем, по оценке экспертов, в целом непреодолимых препятствий для реализации совместных проектов стран БРИКС нет. Правительства, министерства и учреждения образования и науки стран-участниц нацелены на конструктивное взаимодействие, есть нормативно-правовая база и механизмы управления и координации, позитивный опыт реализованных мероприятий и проектов.

Общая характеристика

БРИКС — неформальное объединение пяти быстроразвивающихся стран: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР, инициатором которого в 2006 г. выступила Россия. Партнерство в рамках БРИКС строится на основе Устава ООН, принципах и нормах международного права, а также принципах, согласованных на III саммите БРИКС в г. Санья (Китай) 13–14 апреля 2011 г., а именно открытость, прагматизм, солидарность, неблоковый характер, ненаправленность против третьих сторон.

Сфера науки выступает одной из приоритетных областей сотрудничества между странами — участницами БРИКС. В ее правовой основе лежит «Меморандум о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций между правительствами Федеративной Республики Бразилия, Российской Федерации, Республики Индия, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики», подписанный в 2015 г. В документе определены следующие направления сотрудничества:

  • продовольственная безопасность и устойчивое сельское хозяйство;
  • изменение климата и минимизация последствий природных катастроф;
  • новые и возобновляемые источники энергии, сохранение энергии;
  • космос, аэронавтика, астрономия и наблюдение Земли;
  • медицина и биотехнологии;
  • высокотехнологичные зоны, научные парки и инкубаторы;
  • передача технологий.

Также указаны формы сотрудничества: программы обмена специалистами; организация практических семинаров, симпозиумов и конференций; реализация совместных программ и проектов; создание механизмов совместного финансирования; проведение совместных конкурсов и сотрудничество национальных научных, инженерных и исследовательских организаций. Финансирование научного сотрудничества осуществляется за счет равных вкладов государств — участников БРИКС в рамках трехлетних и пятилетних периодов.

Институциональной основой сотрудничества в сфере науки выступают совещание министров науки, технологий и инноваций; совещание старших должностных лиц в сфере науки, технологий и инноваций; а также рабочая группа по науке, технологиям и инновациям государств — участников БРИКС.

Координацию научного сотрудничества выполняет Управляющий комитет БРИКС в области науки, технологий и инноваций, созданный по российской инициативе странами БРИКС в 2019 г. На страновом уровне координирующие функции выполняют Институт прикладных экономических исследований — в Бразилии, научно-исследовательский фонд Observer Research Foundation — в Индии, Китайский совет научно-исследовательских центров БРИКС — в Китае, Южноафриканский научно-исследовательский центр БРИКС — в ЮАР, Национальный комитет по исследованию БРИКС (НКИ БРИКС) — в России (его учредителями в 2011 г. стали Российская академия наук и фонд «Русский мир», председатель правления НКИ БРИКС выступает председатель правления фонда «Русский мир» В.А. Никонов). Основными направлениями деятельности НКИ БРИКС являются:

  • взаимодействие с гражданским обществом и молодежными организациями;
  • организация и проведение конкурсов и международных стажировок для студентов;
  • участие в работе Экспертного совета стран БРИКС;
  • поддержка молодых исследователей и содействие в подготовке кадрового резерва;
  • участие в международных организациях и мероприятиях по вопросам БРИКС;
  • экспертное обеспечение внешней и внешнеэкономической политики России в БРИКС;
  • формирование интегрированного научно-информационного пространства;
  • проведение и координация исследований роли стран БРИКС в мировой политике и экономике;
  • продвижение российской позиции и оценок по вопросам БРИКС в международном экспертном сообществе;
  • создание экспертно-политических каналов консультаций со странами БРИКС, а также другими странами и международными организациями;

  • поддержка исследовательской работы в области БРИКС российских ученых и научных организаций;
  • реализация многосторонних и двусторонних научно-исследовательских обменов со странами объединения;
  • издательская деятельность, в том числе с 2012 г. выпуск на регулярной основе бюллетеня, в котором публикуется информация о наиболее интересных российских и зарубежных исследованиях по тематике БРИКС, новости НКИ БРИКС, дается обзор предстоящих мероприятий.

В 2016 г. странами БРИКС было подписано многостороннее соглашение о создании Ассоциации научно-образовательных центров стран БРИКС. Цель ее деятельности — укрепление единого научно-образовательного пространства БРИКС и содействие научно-технологическому развитию стран объединения, распространению глобального влияния вузов и научных центров стран БРИКС на мировую науку и образование [1]. В качестве основных тематических направлений ее деятельности определены следующие:

  • создание международного рейтинга вузов, основанного на справедливом измерении качества образования;
  • развитие академических обменов;
  • продвижение в странах БРИКС лучших образовательных технологий;
  • создание и развитие совместных научных проектов;
  • поддержка сотрудничества технопарков и инновационных кластеров при ведущих вузах и научных организациях;
  • поддержка общественных движений, объединяющих молодых людей стран БРИКС, поддержка талантливой молодежи и молодых лидеров.

Состояние многостороннего научного сотрудничества в рамках БРИКС

Флагманские проекты. В 2015 г. после подписания Меморандума о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций странами БРИКС была запущена рамочная программа, в рамках которой финансируются исследовательские проекты, получившие название флагманских. Это проекты научных исследований и опытно-конструкторских работ, нацеленные на решение актуальных вызовов, общих для стран объединения, в определенных стратегических научных областях и для задач, имеющих значительный размер с точки зрения масштаба научных вопросов и выделяемого финансирования, количества партнеров в проекте и его продолжительности.

За последние годы странами было поддержано 93 проекта в 11 научных областях, из них 59 проектов были реализованы при поддержке России. В сентябре 2022 г. Минобрнауки России объявило о 33 проектах, которые победили в конкурсном отборе на предоставление грантов для проведения совместных научных исследований российскими организациями с организациями стран БРИКС. Всего в отборе участвовали 83 проекта. В научно-исследовательских проектах, одержавших победу в конкурсе, были задействованы 27 российских, 17 бразильских, 27 индийских, 26 китайских и 15 южноафриканских организаций. Тематика совместных проектов в рамках конкурса: астрономия, медицина, информационно-коммуникационные технологии, материаловедение и нанотехнологии, возобновляемые источники энергии.

Поддержка молодых ученых. В 2022 г. состоялся конкурс «Молодые инноваторы стран БРИКС» в рамках седьмого Форума молодых ученых стран БРИКС. Отбор производился по пяти тематическим направлениям: биомедицина, возобновляемые источники энергии, низкоуглеродные технологии, искусственный интеллект и сельское хозяйство. В конкурсном отборе участвовали 90 заявок. По результатам отбора первое место занял научный проект исследователя из Китая, два вторых места разделили между собой участники из России и Китая, а бронза досталась молодым ученым из России, Бразилии и Китая.

Международная научно-образовательная программа «Школа БРИКС» проводится на ежегодной основе НКИ БРИКС при поддержке МИД России с целью расширить пул молодых экспертов-бриксологов для формирования кадрового резерва и дальнейшего развития молодежного трека взаимодействия в рамках БРИКС. В ноябре 2022 г. в Москве при поддержке Фонда президентских грантов и Фонда общественной дипломатии им. А. Горчакова состоялась VI «Школа БРИКС». Ее участниками стали 45 человек из 11 стран мира — России, Бразилии, Индии, Китая, Южной Африки, а также Казахстана, Украины, Франции, Эквадора, Гондураса и Республики Корея. Среди них — молодые дипломаты, ученые и исследователи, журналисты, предприниматели, студенты, а также аспиранты в возрасте от 18 до 35 лет.

Исследовательские инфраструктуры. Страны БРИКС предоставляют друг другу доступ к объектам научной инфраструктуры, такие как лаборатории и научно-исследовательские центры, в рамках Глобальной сети передовых исследовательских инфраструктур BRICS GRAIN — платформы, созданной по инициативе России, которая предоставляет доступ ученым из стран БРИКС к проектам класса «мегасайенс». На платформе собраны исследовательские установки в странах БРИКС, которые позволяют проводить исследования в области нанотехнологий, биологии, астрономии, энергетики и фундаментальной физики. Россия представила шесть действующих объектов инфраструктуры, Бразилия — четыре, Индия — шесть, Китай — четыре, ЮАР — один. В настоящее время дополнительно разрабатывается семь объектов исследовательской инфраструктуры, из которых по одному находится в ЮАР, Индии и Бразилии и четыре — в России. Среди участников BRICS GRAIN — экспериментальный усовершенствованный сверхпроводящий токамак EAST (КНР), импульсный быстрый реактор ИБР-2 (ОИЯИ, РФ), Лаборатория синхротронного света SIRIUS (Бразилия) и другие установки.

Платформа BRICS GRAIN обеспечивает единую точку доступа к крупнейшим объектам исследовательской инфраструктуры, содержит полную информацию об их возможностях и условиях участия, а также формирует научную сеть для развития международного научно-технического сотрудничества, что позволяет странам БРИКС объединять свои усилия в различных научных областях и создавать новые технологии, которые могут применяться в различных сферах жизни, включая экономику, медицину и окружающую среду.

Форматы взаимодействия. Основным форматом взаимодействия экспертов стран БРИКС являются разного рода форумы.

Академический форум БРИКС проводится на регулярной основе с 2009 г. Его основная цель заключается в расширении контактов между академическими и научными центрами, исследовательскими и высшими учебными заведениями пяти стран, а также в укреплении диалога между правительством и научными кругами стран-участниц. На форуме обсуждаются актуальные вопросы в области науки и образования, а также обмен опытом и знаниями между участниками. Последний форум состоялся в мае 2022 г. Его темой стало «Укрепление интеллектуальной поддержки БРИКС с акцентом на общее развитие».

Форум молодых ученых БРИКС проводится с 2016 г. и является коммуникационной площадкой для молодых ученых по обмену опытом, расширению сети профессиональных знакомств и возможностей проведения совместных исследований. В рамках Форума проходит конкурс «Молодые инноваторы стран БРИКС», цель которого — поощрение новаторских инициатив молодых исследователей в четырех отраслях знаний: низкоуглеродные технологии, биомедицина, искусственный интеллект, возобновляемые источники энергии и сельское хозяйство. От каждой из стран БРИКС участвуют по пять ученых в возрасте до 40 лет, имеющих ученую степень по каждой из перечисленных выше специальностей, а также десять инноваторов с проектами в возрасте до 40 лет.

Форум популяризаторов науки стран БРИКС впервые состоялся в октябре 2022 г. в Москве. Организатор — Минобрнауки России совместно с секретариатом Российского совета по научно-техническому и инновационному сотрудничеству стран БРИКС. В Форуме очно и онлайн приняли участие более 3,5 тыс. участников из Бразилии, Индии, Китая и ЮАР.

Сетевой университет БРИКС был создан и функционирует в соответствии с «Меморандумом о взаимопонимании по поводу создания Сетевого университета БРИКС» от 18 ноября 2015 г. В нем дано определение СУ БРИКС как сети учреждений высшего образования государств — членов БРИКС, объединившихся для сотрудничества по данному проекту. В рамках СУ БРИКС развиваются двусторонние и многосторонние краткосрочные образовательные программы, а также образовательные программы магистратуры и аспирантуры (PhD) в рамках шести приоритетных тематических направлений, включая энергетику, компьютерные науки и информационную безопасность, исследования стран БРИКС, экологию и изменения климата, водные ресурсы и очищение загрязнений, и экономику (в будущем допускается изменение этих областей).

К настоящему времени СУ БРИКС успешно прошел вводный этап создания нормативно-правовых и организационно-содержательных основ. В 2020 г. были приняты Концепция функционирования и развития СУ БРИКС, дорожная карта СУ БРИКС на краткосрочный и среднесрочный периоды.

Совместные публикации

Совместные публикации исследователей из стран БРИКС демонстрируют число контактов ученых и результаты их взаимодействия. По данным библиометрического анализа, совпадение научных интересов стран БРИКС зафиксировано в следующих областях: физика и астрономия, технические науки, материаловедение, медицина и здравоохранение.

Количество публикаций в целом увеличилось в 2,4 раза с 2000 по 2018 гг. (Scopus). За 2015 –2019 гг. рост числа научных работ, опубликованных в сотрудничестве со странами БРИКС, составил в Бразилии в 1,6 раза; России и Индии — в 2 раза; Китай — в 2,3 раза; ЮАР — в 1,8 раза. Лидируют по числу совместных публикаций со странами объединения ученые из ЮАР — 19,2% от общего числа публикаций, Россия и Индия — 16,4%; Бразилия — 10,2%; Китай — 4,4%.

Перспективы многостороннего научного сотрудничества в рамках БРИКС

Научно-техническое сотрудничество между странами БРИКС активно развивается в течение последнего десятилетия, и государства добились значительного прогресса в реализации совместных проектов и инициатив в таких областях, как информационные технологии, биотехнологии, аэрокосмическая промышленность и возобновляемые источники энергии.

К настоящему времени созданы и функционируют целый ряд совместных проектов и инициатив. Для разработки дальнейшей стратегии и определения принципов научно-технологического сотрудничества между странами БРИКС было бы целесообразно провести комплексный анализ их научно-технического потенциала и инвестиционной привлекательности. Это позволит определить целесообразность и перспективы конкретных направлений сотрудничества, общие для всех стран БРИКС вопросы, а также приоритетные направления для решения этих вопросов [2].

Ими, по мнению экспертов, могут стать решение общих социально-экономических проблем и унификация работы, учитывая особенности развития всех стран — членов БРИКС без ущерба их национальным интересам и целям; учет основных трендов мирового глобального макроэкономического развития; обеспечение высокой конкурентоспособности конечной продукции инновационного и научно-технологического сотрудничества; выбор наиболее важных и перспективных направлений науки и технологий для дальнейшего сотрудничества; использование последних и самых эффективных инструментов инновационной политики в сфере технологического сотрудничества.

Более четко определить направления сотрудничества и сосредоточить усилия на достижении конкретных целей может помочь разделение приоритетов на тематические и функциональные. Тематические приоритеты могут быть связаны с поиском перспективных направлений сотрудничества в области информационных технологий, прикладных исследований и разработок, таких как энергетика, здравоохранение, финансовые системы, биотехнологии и др.

Функциональные приоритеты представляют собой задачи, которые необходимо развивать в первую очередь для достижения позитивного эффекта от международного взаимодействия в этих областях. К ним можно отнести развитие человеческого и интеллектуального потенциала БРИКС, промышленный выпуск конечной продукции инноваций и технологий, продвижение фундаментальных исследований и разработок и др.

Для развития взаимодействия между странами БРИКС в области научно-технологической инфраструктуры, по мнению специалистов, требуется создание центра по сбору и обработке данных, разработка дополнительных программ в области астрономии и астрофизики, создание зеркальных лабораторий на базе уже существующих центров коллективного использования и уникальных научных установок, создание единой международной информационной базы и поддержка BRICS Nano Network (Сетевой центр материаловедения и нанотехнологий стран БРИКС) [3].

Ускорить процесс передачи знаний и технологий между странами БРИКС и увеличить публикационную активность позволит создание совместной базы научного цитирования и центра трансфера технологий по приоритетным направлениям научного сотрудничества, а также включение ведущих журналов из стран БРИКС в формируемый «белый список» журналов, который предполагается использовать для оценки публикационной активности российских ученых.

Расширению научных контактов и увеличению академической мобильности будет способствовать снятие визовых ограничений между странами БРИКС, а также заключение межгосударственных соглашений с государствами-участниками о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании. На настоящий момент признание документов об образовании в рамках БРИКС не регламентируется. Все вопросы, касающиеся признания, относятся к международным конвенциям ЮНЕСКО и двухсторонним соглашениям между странами.

К числу факторов, тормозящих реализацию совместных проектов в сфере науки стран БРИКС, эксперты относят следующие:

  • недостаточная координация деятельности по определению приоритетов сотрудничества с учетом интересов стран и наиболее перспективных областей;
  • проблемы конкуренции и защиты прав интеллектуальной собственности в связи с открытостью науки;
  • недостаток интенсивного информационного обмена о национальных научно-технических и инновационных системах, научном потенциале, стратегических приоритетах, исследовательских программах, выделяемых средствах и механизмах взаимодействия;
  • неравномерность развития научно-технической сферы стран БРИКС. Среди стран БРИКС безусловным лидером по научно-технологическому развитию является Китай;
  • проблема языкового барьера становится серьезным вызовом для международного сотрудничества. Обмен знаниями и технологиями между странами БРИКС требует перевода большого объема технической информации. Задача усложняется тем, что в разных областях используется собственная терминология и отсутствуют отраслевые глоссарии [3];
  • визовый режим тормозит развитие академических и научных обменов между странами БРИКС;
  • высокая стоимость транспортных расходов. С учетом того, что страны БРИКС не имеют общих границ и фактически находятся на разных континентах, высокая стоимость транспортных расходов является самым серьезным тормозом развития такой мобильности для студентов, преподавателей и исследователей.

Вместе с тем, по оценке экспертов, в целом непреодолимых препятствий для реализации совместных проектов стран БРИКС нет. Правительства, министерства и учреждения образования и науки стран-участниц нацелены на конструктивное взаимодействие, есть нормативно-правовая база и механизмы управления и координации, позитивный опыт реализованных мероприятий и проектов.

1. Меморандум о создании Ассоциации научно-образовательных центров БРИКС // Глобальные процессы и новые форматы многостороннего сотрудничества: Сборник научных трудов участников конференции IV Международной научной конференции, Москва, 24–26 мая 2016 года / Под редакцией И.В. Ильина. – Москва: Межрегиональная общественная организация содействия изучению, пропаганде научного наследия Н.Д. Кондратьева, 2016. С. 7–10.

2. Олейник Г.В. Национальные интересы БРИКС в сфере научно-технологического сотрудничества // Российский внешнеэкономический вестник, 2023, № 3. С. 29–40.

3. Герасимов В.И., Коданева С.И. Научно-технологическое и инновационное сотрудничество стран БРИКС: тенденции, перспективы и вызовы // Управление наукой: теория и практика, 2023, Т. 5, № 1. С. 204–229.


(Голосов: 10, Рейтинг: 4.9)
 (10 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju