Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Михаил Троицкий

К.полит.н, доцент, директор Института международных отношений и управления МГИМО МИД России, эксперт РСМД

Выступая на пресс-конференции в Ханое по итогам переговоров с руководством Социалистической Республики Вьетнам 23 мая 2016 г., президент США Барак Обама объявил о полном снятии запрета на поставки американских вооружений Вьетнаму. Эмбарго, действовавшее с 1975 г., было частично снято два года назад. Его окончательное прекращение стало очередным шагом к полноценному сотрудничеству двух некогда враждовавших государств.

Выступая на пресс-конференции в Ханое по итогам переговоров с руководством Социалистической Республики Вьетнам 23 мая 2016 г., президент США Барак Обама объявил о полном снятии запрета на поставки американских вооружений Вьетнаму. Эмбарго, действовавшее с 1975 г., было частично снято два года назад. Его окончательное прекращение стало очередным шагом к полноценному сотрудничеству двух некогда враждовавших государств.

Крупнейший экспортер товаров в США среди стран Юго-Восточной Азии, Вьетнам уже играет роль приоритетного торгового партнера США в регионе. Эти экономические связи были институционализированы соглашением о Транстихоокеанском партнерстве, подписанном Вьетнамом, Соединенными Штатами и еще десятью странами Азиатско-тихоокеанского региона в феврале 2016 г. В этом контексте важной задачей президента Б. Обамы во время визита во Вьетнам было получение гарантий вьетнамской стороны относительно упрощения правил организации профсоюзов на вьетнамских предприятиях, продукция которых экспортируется в США. До сих пор попытки самоорганизации работников вьетнамских предприятий жестко подавлялись властями, что служит одним из аргументов противников ратификации соглашения о ТТП среди американских сенаторов.

Вьетнам вряд ли станет провоцировать Китай закупками явно наступательных вооружений.

Не менее важно для Вашингтона было продемонстрировать, что американские интересы пересекаются с вьетнамскими не только в экономической, но и военно-стратегической области. Вьетнам рассматривается США в качестве страны, на которую давит Китай — держава, претендующая на региональную гегемонию. Несколько недель назад министр обороны США Эштон Картер заявил в интервью CNN, что нажим со стороны Пекина на Ханой и другие соседние государства по вопросам принадлежности островов, разграничения морских пространств и добычи ресурсов в Южно-Китайском море подталкивает даже такую самостоятельную державу, как Вьетнам, к военному

REUTERS/Eric Vidal
Антон Цветов:
Вьетнамский год свободной торговли
сотрудничеству с США.

Вьетнамские официальные лица обычно подчеркивают, что Ханой способен и без внешней поддержки справиться с вызовами своей безопасности со стороны кого бы то ни было. Вьетнам имеет опыт успешного военного сдерживания КНР в ходе войны февраля-марта 1979 г., однако в условиях нарастающих противоречий с Китаем счел за благо укрепить отношения с США.

Однако эти отношения пока еще далеки даже от состояния квази-альянса, участники которого, не обязуясь защищать друг друга от агрессии со стороны третьих стран, договариваются о консультациях при возникновении внешних угроз их безопасности. В отличие от Филиппин или Таиланда Вьетнам не становится союзником США. Заявление же о снятии с Вьетнама эмбарго на поставки американских вооружений имеет в основном символическое значение и предназначено, в первую очередь, служить в качестве сигнала Пекину о готовности США к сдерживанию китайских устремлений в районе Южно-китайского моря.

Не менее важно для Вашингтона было продемонстрировать, что американские интересы пересекаются с вьетнамскими не только в экономической, но и военно-стратегической области.

Несмотря на явную заинтересованность американских производителей вооружений, наладить военно-техническое сотрудничество США и Вьетнама будет непросто. Во-первых, проблему составляет ограниченный (пусть и бурно растущий в последние годы) военный бюджет Вьетнама. Во-вторых, сделки по экспорту американских вооружений подлежат одобрению Конгрессом США, где сильны позиции правозащитников и антикоммунистической вьетнамской диаспоры, указывающих на сохранение во Вьетнаме жесткого авторитарного режима. Выступая в Ханое 23 мая 2016 г., президент Б. Обама также указал на обусловленность поставок вооружений соблюдением вьетнамскими властями прав и свобод человека (под этим, очевидно, понимается отсутствие вопиющих случаев нарушения прав в период, непосредственно предшествующий заключению контракта).

Наконец, Вьетнам вряд ли станет провоцировать Китай закупками явно наступательных вооружений. Пока вьетнамские и международные эксперты говорят лишь о заинтересованности Ханоя в передовых радиолокационных средствах, позволяющих отслеживать перемещения китайского ВМФ на морских пространствах по соседству с Вьетнамом.

В свою очередь официальный Пекин проявил мудрость, отказавшись от критики договоренностей между Пекином и Ханоем. МИД КНР приветствовал нормализацию американо-вьетнамских отношений и снятие с Вьетнама американского оружейного эмбарго. Сам Китай находится под таким эмбарго не только со стороны США, но и Европейского союза с 1989 г. и поэтому вряд ли мог осудить снятие ограничений с государства-соседа. При этом официальные и полуофициальные китайские СМИ предостерегли Вьетнам против втягивания в военно-политическую орбиту США, указывая на то, что подобный шаг «не содействовал бы укреплению стабильности в регионе Юго-Восточной Азии».

Так или иначе, как уже указали многие эксперты, одним из итогов снятия американского эмбарго с Вьетнама станет усиление конкурентного давления на Россию, являющейся крупнейшим экспортером вооружений во Вьетнам. Возможно, Ханой воспользуется новыми договоренностями с США, чтобы поднять ставки в военно-техническом сотрудничестве с Москвой и попытаться получить от России наиболее передовые технологии и разработки.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся