Read in English
Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 2.85)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Игорь Матвеев

К.и.н., действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса, доцент кафедры международного бизнеса Факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Октябрь 2020 г. реанимировал внимание мирового сообщества к событиям в Идлибе на фоне сообщений о возобновившихся ударах ВКС РФ по отрядам местной вооруженной оппозиции, передислокации турецких наблюдательных постов и участии сирийских боевиков в карабахском конфликте.

Предпочтительным представляется компромиссный сценарий урегулирования идлибской проблемы — по сути, адаптированное к местной специфике замирение, которое основывалось бы на принципах четырех «Д»: дерадикализация оппозиции, деидеологизация региональной элиты, демилитаризация идлибской зоны, децентрализация. В практической плоскости это могло бы подразумевать принятие отдельной социально-экономической программы по восстановлению Идлиба с международным финансированием и созданием условий для вертикальной интеграции региональной элиты в общенациональную после роспуска «Сирийского правительства спасения».

Являясь ведущим внешним актором сирийского конфликта, Российская Федерация обладает реальными возможностями уже сейчас внести активный вклад в приближение мирного урегулирования проблемы Идлиба, а именно — 1) ориентировать сирийские власти не на блицкриг, а на замирение; 2) содействовать, в том числе совместно с Турцией, подключению конструктивно настроенных представителей региональной элиты к инклюзивному сирийскому мирному процессу; 3) продолжать оказывать военную поддержку сирийским правительственным силам с целью предотвращения провокаций со стороны идлибских радикалов, направленных на подрыв перспектив мирного урегулирования.

Идлиб сохраняет ценность для Турции, однако, в отличие от зоны безопасности в северной Сирии, его нельзя признать «красной линией» в архитектуре турецких национальных интересов, за которые Анкара намерена сражаться до конца.

Октябрь 2020 г. реанимировал внимание мирового сообщества к событиям в Идлибе на фоне сообщений о возобновившихся ударах ВКС РФ по отрядам местной вооруженной оппозиции, передислокации турецких наблюдательных постов и участии сирийских боевиков в карабахском конфликте. Важно рассмотреть сценарии развития ситуации в свете общих и особенных черт Идлиба и других неподконтрольных властям САР территорий, расстановки сил внутри идлибского «котла», интересов Турции и других внешних сил, а также модальностей военного или политического урегулирования и действий Москвы.

Идлиб — «уникальная мятежная провинция»?

На первый взгляд, по аналогии с территорией курдской Автономной администрации северной и восточной Сирии (ААСВС), в Идлибе сложилась параллельная официальной, то есть подконтрольной властям САР, экономика вооруженного конфликта. Однако в отличие от нефтеносных курдских районов, которые заодно являются «хлебной житницей» Сирии, здесь совсем нет запасов полезных ископаемых. До войны Идлиб представлял из себя слаборазвитую провинцию, ориентированную на традиционное сельское хозяйство — в основном, выращивание оливок. Следствием этого стала гораздо большая, по сравнению с ААСВС, уязвимость Идлиба перед действиями внешних акторов и амбициозными планами Дамаска по восстановлению силовым путем территориальной целостности страны. Идлиб не только не стал — и не мог стать, по объективным причинам — успешным проектом сирийской оппозиции, но превратился в заложника зарубежной донорской помощи.

Как и в Сирии в целом, в Идлибе налицо признаки гуманитарного кризиса. Если, согласно проводившейся в 2004 г. переписи населения, в провинции проживали немногим более 1 млн 258 тыс. жителей, по состоянию на 7 августа 2020 г. численность местного населения достигла 4,1 млн человек. 2,7 млн из них составляли внутренне перемещенные лица из других мухафаз, 2,8 млн обитателей Идлиба нуждались в поставках продовольствия и медикаментов (данные Управления по координации гуманитарных вопросов ООН). Очередной массовый исход некомбатантов в Идлиб произошел после успешного наступления Сирийской арабской армии (САА) в декабре 2019-марте 2020 гг. Принимая во внимание политизированность иностранной помощи — на слуху история о том, как американские и британские НПО перекрывали в сентябре 2018 г. ее доставку из Турции через КПП «Баб эль-Хава», чтобы лишить дивидендов идлибских радикалов, — несложно спрогнозировать, что изменение «кавалерийским наскоком» статус-кво в пользу Дамаска приведет к ограничению донорской поддержки и, как следствие, гуманитарной катастрофе.

Идлиб стал «котлом» для оппозиции, «зажатым» между районами, освобожденными САА, и Турцией. При этом в противоположность зоне безопасности на Севере, которая формально подчиняется «временному правительству Сирии», но реально контролируется Анкарой, в Идлибе, к неудовольствию турок, первую скрипку до сих пор играют не лояльные им боевики из Фронта национального освобождения (ФНО), а строптивые джихадисты из Хайят Тахрир аш-Шам (ХТШ) (организация признана террористической, ее деятельность запрещена на территории России), прежде связанные с Аль-Каидой (организация признана террористической, ее деятельность запрещена на территории России).

Локальные замирения в Идлибе в принципе не представлялись возможными: если ранее сюда стекались непримиримые оппозиционеры с юга страны и Дамасской области, дальше бежать им было некуда — Турция всегда выступала против приема непредсказуемых радикалов на своей территории. Идлибские джихадисты решительным образом отвергали замирения с властями САР, признавая вынужденное участие в них лишь гражданских лиц, но не «собратьев по оружию», которых уничижительно прозвали «лягушками» за готовность «прыгнуть» в правительственный лагерь. Положение начало меняться недавно в свете перебазирования некоторых групп радикалов из Идлиба в зоны ливийского и карабахского конфликтов. Данное обстоятельство усилило интернационализацию «идлибского досье», в то же время означая, что логика дальнейшего развития ситуации является волатильной, заключая в себе элемент случайности. Повышенная интернационализация обусловлена и вниманием к идлибскому «котлу» со стороны максимального числа внешних акторов. Так, именно Идлиб и только он остается предметом озабоченности Китая в Сирии ввиду присутствия на Западе данной провинции уйгурских радикалов из Туркестанской исламской партии.

«Слоеный пирог» вооружённой оппозиции: радикалы и «деловые люди»

Руководствуясь аксиомой о сложности любого выхода из идлибского тупика, стоит сказать несколько слов о том, что представляют из себя местные вооруженные группировки и как управляется идлибская экономика — поскольку это может пролить свет на некоторые перспективные модальности урегулирования.

Изначально в основе административной системы Идлиба лежал принцип децентрализации, напоминающий автономную архитектуру местных органов власти в Рожаве (Сирийском Курдистане). Были сформированы 144 муниципальных совета, которые занимались оказанием широкого спектра услуг — от управления булочными до поддержания в рабочем состоянии дорог и уборки мусора. Знаковым стал их статус прямых реципиентов зарубежных донорских поставок. Как метко выразился один из западных гуманитарных работников, «в случае если [в Идлибе – прим. авт.] человек не носит оружия…, он приобщается к власти через [гуманитарную — прим. авт.] помощь». Таким образом, реальное отличие идлибской децентрализации от системы управления, утвердившейся в курдских районах, заключалось в наличии чрезмерной зависимости от внешней поддержки при отсутствии собственной экономической программы и транспарентности.

Характерно, что сложившееся в Идлибе доминирование местных экономических авторитетов в сочетании с настороженным отношением населения к внедрению исламского образа жизни (шариата) заставили идеологов Фронта ан-Нусра (организация признана террористической, ее деятельность запрещена на территории России) после захвата провинциального центра в марте 2015 г. воздержаться — не последовав примеру ИГ (организация признана террористической, ее деятельность запрещена на территории России) — от провозглашения исламского «Эмирата» и избрать гибкую тактику. Было заявлено о стремлении учитывать различные интересы, не допуская нарушений. При этом принцип «приглашения» или «исламского мессианства» подразумевал идейную обработку населения посредством общения «лицом к лицу» и публичного порицания в форме кампаний против курения и ношения светской одежды.

Идеологи сменившей ан-Нусру группировки ХТШ, консолидировавшей военный контроль над Идлибом в январе 2019 г., сохранили приверженность прагматизму. Лидер ХТШ Абу Мухаммед аль-Джулани назвал приоритетом сохранение в Идлибе единой светской администрации, имея ввиду созданное 2 ноября 2017 г. зонтичное Сирийское правительство спасения (СПС), в состав которого вошли и сторонники ХТШ, и независимые технократы. Полевые командиры ХТШ из числа сирийцев, невзирая на сопротивление сторонников жесткой линии из Египта и Иордании, начали позиционировать себя в качестве деловых людей, рассматривающих контроль над Идлибом как экономический проект (а на самом деле — средство для личного обогащения).

Негативной стороной «коммерциализации» ХТШ явились попытки подмять под себя транзитную торговлю через КПП «Баб эль-Хава» и поставки в Идлиб турецкого топлива компанией-монополистом «Watad Petroleum». 11 мая 2017 г. ХТШ объявило о создании Общественного учреждения по валютному регулированию и защите прав потребителя с функциями контроля за финансовыми операциями. Большинство этих операций осуществлялись на принципах хавала (основанной на доверии системы неформальных расчетов между брокерами и трейдерами) через местный валютно-финансовый «хаб» — город Сармада в непосредственной близости от КПП «Баб эль-Хава».

Претензии ХТШ на экономическое доминирование не раз вызывали противодействие идлибских авторитетов, использовавших недовольство населения низким уровнем жизни. В октябре-ноябре 2019 г. они смогли вывести на улицы демонстрантов с требованиями отставки СПС и Абу Мухаммеда аль-Джулани. Хотя требование протестующих о смене состава «правительства» было удовлетворено, боевики ХТШ взяли штурмом город Кафр-Тахарим, жители которого отказались уплачивать налог на производство оливкового масла. Новым вызовом стала пандемия Covid-19 — несмотря на поддержку руководством ХТШ карантинно-профилактических мер СПС, многие рядовые боевики отказались подчиниться, продолжив пятничные молитвы в мечетях, исключающие социальное дистанцирование.

Идлиб для Турции: красная линия или пешка в большой игре?

Безусловным приоритетом для Турции было и остается обеспечение безопасности южных рубежей и противодействие курдскому сепаратизму. В этом смысле сохранение контроля над зоной безопасности на севере Сирии и недопущение военного реванша сирийских курдов, очевидно, являются более важными задачами, чем присутствие в Идлибе — при необходимости Анкара готова сделать его предметом уступок в обмен на укрепление своих позиций на Севере с полным оттеснением курдских отрядов самообороны от границы.

Означает ли это, что турки уже сейчас готовы пожертвовать Идлибом? Безусловно, нет. Это доказывает операция турецких вооруженных сил (ТВС) «Весенний щит» 27 февраля – 6 марта 2020 г., остановившая локальное наступление САА, а также последующее усиление контингента ТВС. Зарубежные эксперты отмечают, что с 2 февраля по 20 октября 2020 г. в Идлиб были передислоцированы 10 615 единиц боевой техники и автотранспорта ТВС. В условиях внутренних экономических трудностей на фоне пандемии Covid-19 турецкая сторона не готова к приему новых волн идлибских беженцев в случае быстрой военной победы Дамаска. Тем более, что в рядах беженцев окажутся непримиримые джихадисты, способные вызвать всплеск терроризма в самой Турции; оптимальным для Анкары сценарием мог бы стать их транзит в горячие точки (такие как Ливия, Нагорный Карабах).

Кажущаяся решительность турок в Идлибе мотивируется далеко не в последнюю очередь их стремлением сохранить на территории САР «заповедники для оппозиции». Привязав их к себе экономически (в зоне безопасности на севере Сирии и Идлибе турецкая лира сменяет сирийский фунт на фоне действия американского «Акта Цезаря»), турецкое руководство делает ставку на «козырную карту мятежных территорий» в торге с Дамаском, Москвой и Тегераном по поводу будущего политического устройства Сирии. В том же ключе следует рассматривать усилия Турции по созданию в Идлибе альянса из «Сирийского корпуса» и других участников ФНО с «конструктивными элементами» ХТШ, утечки о которых попали на интернет-ресурсы, близкие к сирийской оппозиции.

Наконец, руководство Турции во главе с Р.Т. Эрдоганом все чаще смотрит на «идлибский вопрос» через призму непростого диалога с Россией в плоскости ливийского и карабахского конфликтов (российские СМИ охарактеризовали авиаудар ВКС РФ по боевикам «Сирийского корпуса» в Идлибе 26 октября 2020 г. по формуле «Бах за Карабах»). Начавшаяся передислокация восьми наблюдательных постов ТВС в Идлибе, оказавшихся блокированными в освобожденной САА зоне (пост в Мореке был эвакуирован 19–20 октября 2020 г.) объясняется не только соображениями безопасности, но и стремлением избежать жесткой конфронтации с Москвой в Сирии, не отвечающей интересам Анкары в свете поддержки турками азербайджанского наступления в Нагорном Карабахе.

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод о том, что Идлиб сохраняет ценность для Турции, однако, в отличие от зоны безопасности в северной Сирии, его нельзя признать «красной линией» в архитектуре турецких национальных интересов, за которые Анкара намерена сражаться до конца.

Военный сценарий или политический компромисс?

Не сбрасывая со счетов гипотетическую возможность восстановления властями САР контроля над Идлибом военным путем — при содействии союзников в лице России и Ирана, — подобный сценарий сегодня представляется маловероятным. Он будет иметь резко негативные последствия для самих сирийцев, вызвав локальную гуманитарную катастрофу, хаос, а также резкое ухудшение криминогенной обстановки (наблюдавшееся, например, после победы правительственных сил над отрядами оппозиции на юге Сирии летом 2018 г.) и даже бегство разрозненных групп террористов в другие районы страны.

Предпочтительным представляется компромиссный сценарий урегулирования идлибской проблемы — по сути, адаптированное к местной специфике замирение, которое основывалось бы на принципах четырех «Д»:

дерадикализация оппозиции (в первую очередь, ХТШ); она возможна после ухода из Идлиба непримиримых и «профессиональных» боевиков, в основном иностранцев; в этом сходятся интересы внешних акторов;

деидеологизация региональной элиты — отход от идей джихадизма в пользу реализации консенсусной программы социально-экономического строительства с участием местных групп влияния и технократов;

демилитаризация идлибской зоны — постконфликтная интеграция бывших боевиков в территориальные правоохранительные органы и муниципальные структуры;

децентрализация — придание Идлибу особого переходного статуса в составе единой Сирии. В практической плоскости это могло бы подразумевать принятие отдельной социально-экономической программы по восстановлению Идлиба с международным финансированием и созданием условий для вертикальной интеграции региональной элиты в общенациональную после роспуска «Сирийского правительства спасения».

Роль России в решении проблемы Идлиба

Являясь ведущим внешним актором сирийского конфликта, Российская Федерация обладает реальными возможностями уже сейчас внести активный вклад в приближение мирного урегулирования проблемы Идлиба, а именно — 1) ориентировать сирийские власти не на блицкриг, а на замирение; 2) содействовать, в том числе совместно с Турцией, подключению конструктивно настроенных представителей региональной элиты к инклюзивному сирийскому мирному процессу; 3) продолжать оказывать военную поддержку сирийским правительственным силам с целью предотвращения провокаций со стороны идлибских радикалов, направленных на подрыв перспектив мирного урегулирования.

Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 2.85)
 (13 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju