Канцлерство Олафа Шольца, пожалуй, пришлось на самый напряженный период отношений Запада с Россией с конца холодной войны.
Отличие О. Шольца от его предшественников в том, что он в своих внешнеполитических маневрах ограничен волей младших партнеров по коалиции. Позиции бывших партнеров по «большой коалиции» СДПГ и ХДС/ХСС на российском направлении более-менее совпадали, поэтому Ангеле Меркель было легче маневрировать.
На Олафа Шольца давят не только «зеленый» министр иностранных дел Анналена Бербок, но и союзники Германии по НАТО — прежде всего Польша и Прибалтика. Они ожидают от Берлина более решительных действий против России и рассчитывают на блокировку «СП-2», вооружение Украины и переброску бундесвера на восточный фланг военного альянса. Кабинет О. Шольца отчаянно сопротивляется попыткам втянуть Германию в спираль конфликта, но в то же время, чтобы не быть обвиненным в «русофилии» и «предательстве», пытается оставаться солидарным с союзниками из ЕС и НАТО. После того, как США и Великобритания поставили Украине летальное оружие и противотанковые установки, немцы в качестве символического жеста направили туда 5 тыс. касок.
Несмотря на почти невыполнимую миссию, правительство О. Шольца прилагает все усилия для погашения конфронтации в Европе. И это не только желание лидера СДПГ и канцлера ФРГ, а отражение настроя всего немецкого истеблишмента. В последние два месяца немецкие политики и чиновники с разных политических флангов делают громкие заявления о необходимости поиска компромисса с Россией.
Примирительные заявления Германии обусловлены ее стремлением погасить градус напряжения в Восточной Европе, исключить возможность превентивной войны со стороны России и превентивных санкций Запада. Дальнейшая напряженность будет бить по интересам ФРГ не только на российском направлении, но и в евроатлантическом сообществе. Чем сильнее раскручивается спираль эскалации, тем меньше шансов у О. Шольца зацепиться за «Северный поток-2» и показать себя главным посредником в отношениях Запада с Россией.
Однако текущие переговоры по безопасности уже показали, что Россия намерена говорить с западным миром через Соединенные Штаты без привлечения европейских коллег. Со своей стороны США тоже готовы говорить «через голову» своих союзников. Переговоры по предложенным Россией пунктам о безопасности, подразумевающим нерасширение НАТО, проводятся в Женеве между США и Россией. Консультации в формате Россия-НАТО тоже так или иначе обходят стороной Берлин. Оттеснение Германии от переговорного процесса отчасти связано и с тем, что ее пацифистский настрой не устраивает администрацию Дж. Байдена. США не нравится, что Германия не готова блокировать «Северный поток-2» и пытается умиротворить В. Путина.
Германская позиция в текущей конъюнктуре находится в дилемме. Если О. Шольц будет вести себя сдержанно с Москвой, то рискует потерять доверие союзников и остаться в еще большей тени американо-российской конфронтации/дипломатии. Если же канцлер присоединиться к «игре мускулами» НАТО и нарастит санкции против Москвы, тогда он потеряет нити дипломатического влияния на Россию. Пока что канцлер решил сделать ставку на оба варианта. В середине января он отправил А. Бербок в Москву, благодаря чему удалось оживить минский процесс, а 7 февраля немецкий канцлер полетел в Соединенные Штаты. В ходе беседы с Дж. Байденом он сказал то, что от него давно ждали в трансатлантическом лагере. Канцлер пригрозил санкциями против России в случае нападения на Украину.
На первой очной встрече с В. Путиным немецкий лидер попытается развить миротворческий процесс, уже запущенный другим европейским лидером — Э. Макроном. Французский президент 7–8 февраля смог добиться от В. Путина и украинского коллеги В. Зеленского намерений активизировать переговоры в «нормандской четверке» и в ближайшее время провести встречу на уровне лидеров четырех стран. Готовящаяся на 10 число вторая после долгого перерыва встреча политсоветников «нормандской четверки» в Берлине может создать рамочные условия, чтобы уже на встрече О. Шольца и В. Путина определиться с датой первого спустя три года саммита четырех лидеров.
Канцлерство Олафа Шольца, пожалуй, пришлось на самый напряженный период отношений Запада с Россией с конца холодной войны. Если раньше проблемы ограничивались мимолетной критикой прав человека, то сейчас существуют коренные расхождения. Германия де-юре не может смириться с включением Крыма в состав России и не готова закрывать глаза на арест Алексея Навального. Первое событие Германия считает изменением границ в Европе и грубейшим нарушением международного права. А что касается А. Навального, то его примерно через три года должны освободить, но пока этого не произошло, его дело остается раздражителем в двусторонних делах.
На две вышеуказанных проблемы накладывается и судьба немецких НКО в России. С прошлого года три организации — «Немецко-русский обмен» («Deutsch-Russischer Austausch e.V.»), «Центр либеральной современности» («Zentrum Liberale Moderne GmbH») и «Форум русскоязычных европейцев» (Forum Russischsprachiger Europäer e.V.) — объявлены в России иноагентами. В феврале в опалу попал и Deutsche Welle. Немецкому телеканалу запретили спутниковое и иное вещание на территории России, закрыт его корреспондентский пункт в Москве, а у журналистов DW изъято аккредитование. Санкции в отношении немецкого канала приняты в ответ на ограничение вещания российского канала RT Deutsch.
Отличие О. Шольца от его предшественников в том, что он в своих внешнеполитических маневрах ограничен волей младших партнеров по коалиции. Позиции бывших партнеров по «большой коалиции» СДПГ и ХДС/ХСС на российском направлении более-менее совпадали, поэтому Ангеле Меркель было легче маневрировать. И социал-демократы, и их старшие партнеры ХДС/ХСС при А. Меркель выступали за прагматичные отношения с Россией, взывали к сохранению стратегически важного проекта «Северный поток-2», хотя и совместно критиковали присоединение Крыма к России. Социал-демократам О. Шольца в «светофорной коалиции» приходится учитывать мнение сразу двух партий. «Зеленые» и свободные демократы гораздо критичнее настроены в отношении Кремля. Они требуют ввода санкций за нарушение прав человека и выступают за блокировку «Северного потока-2».
Еще один системный контекст, накладывающий ограничения на восточную политику О. Шольца — ситуация вокруг Украины и российско-американское противостояние. С конца прошлого года в западных СМИ участились сообщения о скором вторжении 100 тыс. российских войск в Украину. Немецкая газета Bild пошла дальше своих американских коллег, опубликовав схему предполагаемого нападения с территории Беларуси и западных регионов РФ. Независимо от того, верит ли немецкое правительство в реальность «российского вторжения», сам контекст бросает вызов дипломатии Берлина. С растущей паникой «Зеленые» активнее добиваются остановки «Северного потока-2», сертификация которого приостановлена, очевидно, по политическим мотивам, а не юридическим. С другого фланга давит лидер СвДП и министр финансов Кристиан Линднер, угрожающий «высокой ценой» России в случае ее военной операции.
На Олафа Шольца давят не только «зеленый» министр иностранных дел Анналена Бербок, но и союзники Германии по НАТО — прежде всего Польша и Прибалтика. Они ожидают от Берлина более решительных действий против России и рассчитывают на блокировку «СП-2», вооружение Украины и переброску бундесвера на восточный фланг военного альянса. Кабинет О. Шольца отчаянно сопротивляется попыткам втянуть Германию в спираль конфликта, но в то же время, чтобы не быть обвиненным в «русофилии» и «предательстве», пытается оставаться солидарным с союзниками из ЕС и НАТО. После того, как США и Великобритания поставили Украине летальное оружие и противотанковые установки, немцы в качестве символического жеста направили туда 5 тыс. касок.
18 января О. Шольц начал подготовку своего дипломатического маневра в сторону снижения напряженности между США и Россией. В этот день он отправил А. Бербок на встречу с С. Лавровым. Глава немецкого МИД заявила о необходимости активизации минского процесса по урегулированию украинского конфликта. Определенный прогресс удалось достичь — спустя чуть больше недели в Париже состоялась встреча политсоветников лидеров «нормандской четверки». Однако возросший к концу января градус напряжения между Россией и США усложнил миротворческую миссию немецкого канцлера. 26 января США направили свой ответ на предложения МИД РФ по гарантиям безопасности. Понимая, что он не устроит Кремль, США вместе с союзниками для подкрепления своей решительности в вопросе сохранения дверей НАТО открытыми решили укрепить присутствие в Восточной Европе. Дания направила фрегат на Балтику и четыре F-16 в Литву. Испания подключила свои корабли к учениям НАТО в Средиземноморье, Франция пообещала перебросить войска в Румынию. Нидерланды и Испания собираются отправить истребители в Болгарию. США направили 3 тыс. военных в Польшу и Румынию и выразили готовность нарастить силы в регионе до 50 тыс. Все эти маневры предприняты в ответ на якобы концентрацию 100 тыс. российских сил у границ с Украиной. Чтобы не оставаться изгоем, министр обороны ФРГ Кристина Ламбрехт распорядилась дислокацией дополнительных немецких сил в Литве. Градус напряженности особенно повысился после слов постпреда США Линды Томас-Гринфилд — она допустила военные меры против России в случае ввода российских войск в Украину.
Несмотря на почти невыполнимую миссию, правительство О. Шольца все равно прилагает усилия для погашения конфронтации в Европе. И это не только желание лидера СДПГ и канцлера ФРГ, а отражение настроя всего немецкого истеблишмента. В последние два месяца немецкие политики и чиновники с разных политических флангов делают громкие заявления о необходимости поиска компромисса с Россией. Сначала лидер ХДС Фридрих Мерц заявил, что отключение России от платежной системы SWIFT вызовет мировой кризис. Затем глава ХСС Маркус Зедер призвал не рассматривать Россию в качестве врага и реализовать «Северный поток-2». И, наконец, сам канцлер Олаф Шольц отметил, что на повестке НАТО не стоит вопрос о включении в него Украины. Наиболее откровенно высказался глава немецких ВМС вице-адмирал Кай-Ахим Шенбах, сказавший, что Крым никогда не станет частью Украины, за что поплатился своим постом.
Примирительные заявления Германии обусловлены ее стремлением погасить градус напряжения в Восточной Европе, исключить возможность превентивной войны со стороны России и превентивных санкций Запада. Дальнейшая напряженность будет бить по интересам ФРГ не только на российском направлении, но и в евроатлантическом сообществе. Чем сильнее раскручивается спираль эскалации, тем меньше шансов у О. Шольца зацепиться за «Северный поток-2» и показать себя главным посредником в отношениях Запада с Россией.
Текущие переговоры по безопасности уже показали, что Россия намерена говорить с западным миром через Соединенные Штаты без привлечения европейских коллег. На встрече с А. Бербок С. Лавров не случайно сказал, что рассчитывает на активное участие Вашингтона в ускорении минского процесса, чем нивелировал ведущую роль ФРГ и ЕС. Со своей стороны США тоже готовы говорить «через голову» своих союзников. Переговоры по предложенным Россией пунктам о безопасности, подразумевающим нерасширение НАТО, проводятся в Женеве между США и Россией. Консультации в формате Россия-НАТО тоже так или иначе обходят стороной Берлин.
Оттеснение Германии от переговорного процесса отчасти связано и с тем, что ее пацифистский настрой не устраивает администрацию Дж. Байдена. США не нравится, что Германия не готова блокировать «Северный поток-2» и пытается умиротворить В. Путина. В январе сразу в двух авторитетных американских изданиях появились материалы о недовольстве Вашингтона поведением Берлина в отношении Москвы. «Если Соединенные Штаты и разочарованы уровнем слаженности действий Германии, они не показывают этого публично. Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил NBC в воскресенье, что немцы «полностью разделяют наши опасения и полны решимости реагировать быстро, эффективно и сообща», — пишет Foreign Policy. До этого Bloomberg спрашивало, а могут ли США положиться на Германию. «Одних разговоров с Кремлем недостаточно, нужно действовать», — отметило бизнес-издание. Под действиями подразумеваются санкции.
Германская позиция в текущей конъюнктуре находится в дилемме. Если О. Шольц будет вести себя сдержанно с Москвой, то рискует потерять доверие союзников и остаться в еще большей тени американо-российской конфронтации/дипломатии. Если же канцлер присоединиться к «игре мускулами» НАТО и нарастит санкции против Москвы, тогда он потеряет нити дипломатического влияния на Россию. Пока что канцлер решил сделать ставку на оба варианта. В середине января он отправил А. Бербок в Москву, благодаря чему удалось оживить минский процесс, а 7 февраля немецкий канцлер полетел в Соединенные Штаты.
В ходе беседы с Дж. Байденом он сказал то, что от него давно ждали в трансатлантическом лагере. Канцлер пригрозил санкциями против России в случае нападения на Украину: «Мы ясно дали понять, если дело дойдет до военной агрессии против Украины будут приняты жесткие, сообща согласованные и обширные санкции». Вдохновившись решительностью коллеги, президент США пообещал «положить конец» газопроводу «Северный поток-2», если Россия атакует Украину. Дж. Байден пообещал снабдить Европу газом в случае прекращения поставок из России. Встреча О. Шольца с Дж. Байденом должна остановить обвинения Германии в «ненадежности». При этом ясно и то, что немецкий канцлер не будет любой ценой добиваться признания со стороны США. Для Шольца безопасность в Европе превыше, чем зарабатывание политических очков. Именно поэтому в середине февраля О. Шольц совершит двойной визит в Москву и Киев.
На первой очной встрече с В. Путиным немецкий лидер попытается развить миротворческий процесс, уже запущенный другим европейским лидером — Э. Макроном. Французский президент 7–8 февраля смог добиться от В. Путина и украинского коллеги В. Зеленского намерений активизировать переговоры в «нормандской четверке» и в ближайшее время провести встречу на уровне лидеров четырех стран. Готовящаяся на 10 число вторая после долгого перерыва встреча политсоветников «нормандской четверки» в Берлине может создать рамочные условия, чтобы уже на встрече О. Шольца и В. Путина определиться с датой первого спустя три года саммита четырех лидеров.