Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Елена Супонина

К. филос. наук, советник директора РИСИ, специалист по Азии и Ближнему Востоку

В связи с событиями на Ближнем Востоке сегодня многие говорят об исходе беженцев и о терроризме как об общих бедах. Но есть еще один аспект, который упоминается реже: сирийский конфликт, не являющийся религиозным по своей сути, нередко провоцирует вражду на религиозной почве.

В связи с событиями на Ближнем Востоке сегодня многие говорят об исходе беженцев и о терроризме как об общих бедах. Но есть еще один аспект, который упоминается реже: сирийский конфликт, не являющийся религиозным по своей сути, нередко провоцирует вражду на религиозной почве.

О том, что из Сирии бегут многие христиане, говорил 22 января 2014 года в Швейцарии министр иностранных дел России Сергей Лавров, открывая международную конференцию по Сирии. Еще одна фраза из его выступления, наверняка, привлекла внимание не только специалистов: «Все более опасные масштабы в преломлении сирийского кризиса принимают противоречия внутри ислама, которым нельзя позволить возобладать».

От войны в Сирии выигрывают экстремисты

Речь идет, в первую очередь, о противоречиях между мусульманами-шиитами и мусульманами-суннитами. Раскол в исламе возник почти четырнадцать веков назад, сразу же после смерти пророка Мухаммада. В истории были периоды стабильности, когда различные общины в тех или иных государствах мирно уживались друг с другом, но периодически случались и конфликты. И сейчас на Ближнем и Среднем Востоке мы наблюдаем очередной всплеск напряженности.

Хотя, на мой взгляд, о масштабной войне между шиитами и суннитами речи пока не идет, эта угроза резко возрастет, если международные посредники не смогут остановить разрушительные процессы в Сирии.

PEW Forum on Religion and Public Life

В отличие от многих других стран (Тунис, Египет, Ливия), мозаичная с точки зрения религиозного и национального состава Сирия при резкой и кардинальной смене режима окажет гораздо более ощутимое влияние на расстановку сил на Ближнем Востоке.

Но и продолжение войны в Сирии, как это происходит сейчас, тоже не сулит ничего хорошего. Чем дольше люди воюют, тем ожесточеннее они становятся, тем больше с обеих сторон радикалов, а они воспринимают ситуацию упрощенно. Некоторые противники Асада, например, считают, что более сорока лет у власти в Сирии находится шиитское меньшинство, за которым сегодня стоит шиитский Иран, а противостоит ему суннитское большинство, опирающееся на поддержку арабских суннитских монархий.

Этот тезис примитивен и отражает лишь малую часть общей картины. Но если в самом начале сирийский конфликт не носил религиозного характера, то сегодня можно привести немало примеров гибели людей в Сирии только из-за «иной» религиозной принадлежности.

Для европейцев здесь уместно провести параллели с религиозными войнами средневековья. Сегодня мало кому из католиков придет в голову убить протестанта только потому, что он иначе мыслит и молится. Но в XVI веке дело доходило и до массовой резни, вспомним трагедию Варфоломеевской ночи.

Опасность заключается еще и в том, что обостряющиеся противоречия уже не ограничиваются сирийской территорией. Вслед за Сирией жертвами религиозного конфликта становятся, учитывая географическую близость, состав населения и политическую нестабильность, соседние Ирак и Ливан, которые уже давно сталкиваются с подобными проблемами. Но религиозный вопрос актуален не только для этих государств и затрагивает не только регион Ближнего Востока.

Шииты и сунниты – соседи и даже родственники

В отличие от других стран мозаичная с точки зрения религиозного и национального состава Сирия при резкой и кардинальной смене режима окажет гораздо более ощутимое влияние на расстановку сил на Ближнем Востоке.

Мусульмане-шииты составляют, по разным оценкам, 10–15% от всей численности мусульман, т.е. являются меньшинством [1]. Нет сомнений в том, что и в будущем сунниты будут составлять большинство в мусульманской общине, насчитывающей почти 1,5 млрд человек.

Тем не менее, в четырех государствах – Иране, Ираке, Азербайджане и Бахрейне – сложилось шиитское большинство (60% и более). В частности, в 34-миллионном Ираке мусульман-шиитов насчитывается примерно 60%, в то время как мусульман-суннитов, по разным данным, – от 20% до 30%. При этом еще недавно в Ираке шииты были оттеснены от власти.

Шииты проживают также в Саудовской Аравии, Сирии, Йемене, Ливане, Турции, Афганистане, Таджикистане [2]. В Пакистане шиитов от 13% до 20%, но при численности населения около 190 млн человек получается большая община.

Нередко разные общины селятся в соседних селах или кварталах, и при конфликтах такая близость представляет большую опасность. Места преимущественного расселения суннитов или шиитов выделить можно, но не везде. Встречаются смешанные браки, когда отец – суннит, а мать – шиитка, или наоборот. Однако родственные связи не всегда спасают от религиозной вражды.

Кто наверняка попадет в рай?

koreamonitor.net

Нынешний всплеск враждебности между шиитами и суннитами не является чем-то необычным, хотя и имеет свои особенности. Шииты и сунниты враждовали и раньше, что подтверждается самой историей возникновения разногласий в мусульманской общине. Представление об этом необходимо для понимания процессов, происходящих сегодня в исламе.

Как отмечают некоторые исследователи, мусульманская традиция «возводится к высказыванию пророка Мухаммада о том, что община мусульман распадется на 73 секты, из которых лишь одна попадет в рай».

Главный раскол в мусульманской общине произошел после смерти пророка Мухаммада – он умер летом 632 г. в Медине в возрасте 62 лет. Мужского потомства пророк после себя не оставил, концепции верховной власти тоже, и споры о преемнике приобрели острый характер.

Часть общины настаивала на том, чтобы власть перешла к родственнику пророка, а именно к его двоюродному брату и зятю Али (он был женат на дочери пророка Фатиме). Сторонники такого порядка не согласились с избранием халифом (преемником) пророка его сподвижника Абу Бакра и объединились в отдельную «группу». Слово «приверженцы» или «группа» на устаревшем арабском звучит как «шиа», отсюда – «шииты».

В то же время многие первые мусульмане изучали и фиксировали изречения и поступки пророка, а также всех четырех праведных халифов, начиная с Абу Бакра. По-арабски «образец», «пример», «путь» – это «сунна». Отсюда и пошло название «сунниты». В отличие от суннитов, шииты почитали после пророка не халифов, а только Али и его род по мужской линии.

Экстремисты есть и среди суннитов, и среди шиитов. Вылазки радикалов, участившиеся в последние годы на Ближнем Востоке, подталкивают к активным действиям их единоверцев и в других регионах.

И сам Али, и его сыновья были убиты. Во взаимной вражде погибли и другие последователи пророка – как шииты, так и сунниты.

Шииты и сунниты по-разному молятся, хотя внешне это почти незаметно. Есть между ними различия в трактовках и представлениях об истории ислама, о судьбах мира. В обычной жизни такие различия не должны приводить к смертельной обиде, но все меняется при обострении борьбы за власть, деньги и природные богатства.

Среди упоминаемых исследователями различий между суннитами и шиитами есть, на наш взгляд, и надуманные. Так, некоторые политологи утверждают, что мусульмане-сунниты более лояльны своим правительствам, нежели мусульмане-шииты. Отмечается также, что суннитские имамы якобы более «терпимо относятся к авторитарным и несправедливым правителям» из опасений, что «общество низвергнется в бездну хаоса и анархии». А шиитский ислам будто бы, «напротив, преподносит себя как силу сопротивления, стоящую на страже справедливости и равенства» [3].

Возможно, подобные утверждения продиктованы опытом иранской революции 1979 г. Однако события, происходящие в арабском мире с 2011 г., в том числе свержение режимов в суннитских странах, свидетельствуют скорее о том, что граждане рано или поздно заявляют о своих правах и устремлениях, независимо от конфессиональной принадлежности.

Кто придумал «шиитскую ось»

Ключевым шиитским государством является Иран, большая часть 80-миллионного населения которого исповедует шиизм.

В последние годы нередко говорят о том, что усилиями Ирана, стремящегося к лидерству, в регионе была создана «шиитская ось» («шиитская дуга», «шиитский полумесяц»). Сторонники такой версии говорят, что эту ось образуют Иран, а также Ирак с прорвавшимися к власти шиитами, еще Сирия с ее алавитской верхушкой (алавиты близки шиитам) и Ливан с шиитской организацией «Хизбалла».

И все же говорить о «шиитской дуге» можно лишь с большой долей условности. И отнюдь не Иран обеспечил прорыв к власти в Ираке шиитского большинства. Главные усилия по свержению в 2003 г. режима Саддама Хусейна и его Партии арабского социалистического возрождения (Баас) были предприняты США и их союзниками. После падения Саддама осторожные надежды на возможность налаживания отношений с Ираком возлагало и еврейское государство Израиль.

Однако стабильность не наступила. В Ираке, как теперь и в Сирии, и в Ливане, все чаще случаются драматические инциденты, подобные тем, что годами ранее происходили в Пакистане и Афганистане, – осквернение святынь, взрывы, убийства, похищения людей.

Религиозная вражда как следствие нестабильности

По нашим наблюдениям, отношения между общинами в религиозных обществах ухудшаются на фоне разного рода беспорядков, независимо от того, чем они вызваны.

Так, в Афганистане и Пакистане уже многие годы акты насилия совершаются не только против шиитов или суннитов, но и в отношении представителей других религиозных течений, например, христиан и суфиев (приверженцы мистического направления в исламе). Причем это не связано с событиями «арабской весны». Причины кроются в общей нестабильности, наступившей здесь гораздо раньше, чем в более спокойных при авторитарных правителях арабских странах.

Столкновения между шиитами и суннитами из-за событий на Ближнем Востоке все чаще происходят в эмигрантских общинах Европы, США и даже Австралии.

Практика также показывает, что сначала экстремисты уничтожают иноверцев, а затем не щадят и единоверцев, исповедующих другие убеждения. Сегодня на Востоке осложнилось положение и умеренных деятелей, выступающих за снижение степени религиозности в общественной жизни.

В числе примеров – убийство известной пакистанской женщины-политика Беназир Бхутто в декабре 2007 г. В беседах с автором Б. Бхутто незадолго до своей гибели говорила, что получала угрозы. Автору также довелось общаться в пакистанском городе Лахор с губернатором Пенджаба Салманом Тасиром за несколько недель до его гибели 4 января 2011 г. Он тоже говорил об угрозе религиозного экстремизма (губернатора застрелил охранник, оказавшийся радикалом).

Экстремисты есть и среди суннитов, и среди шиитов. Вылазки радикалов, участившиеся в последние годы на Ближнем Востоке, подталкивают к активным действиям их единоверцев и в других регионах. События принимают характер мести, и круг насилия становится бесконечным.

Столкновения между шиитами и суннитами из-за событий на Ближнем Востоке все чаще происходят в эмигрантских общинах Европы, США и даже Австралии. В западных СМИ есть множество сообщений о поджогах эмигрантами магазинов шиитских торговцев, о драках шиитов и суннитов в мечети и т.п.

Характерный пример – 12 марта 2012 г. в Брюсселе была подожжена шиитская мечеть, в результате чего погиб имам. Преступник, суннит из Марокко, заявил, что не хотел никого убивать, а хотел только обратить внимание на неправильную, с его точки зрения, политику правительства Сирии, которую он объяснял влиянием шиитов (1, 2).

Уфимские тезисы Путина – ответ России на новую угрозу

bashinform.ru
Визит Владимира Путина в Уфу

Все это актуально и для России, где, по разным данным, проживает 15-20 млн мусульман, не считая нелегальных мигрантов. Примерно 3 млн из них составляют мусульмане-шииты. Любые серьезные противоречия между мусульманами – это угроза и для нашей страны, тем более что война в Сирии подливает все больше масла в постоянно тлеющий огонь межконфессиональных противоречий.

В связи с этим представляется абсолютно правильной равноудаленная позиция, которую президент Владимир Путин обозначил в интервью телеканалу «Россия сегодня» : «Нам не хочется погружаться во внутриисламские конфликты, принимать участие в выяснении отношений между суннитами и шиитами, алавитами и так далее. Мы с равным уважением относимся ко всем».

В то же время российским органам власти необходимо держать под контролем ситуацию в общинах и деятельность иностранных духовных авторитетов. Не менее важен и вопрос о том, где получают религиозное образование молодые мусульмане.

22 октября 2013 г. на встрече в Уфе с муфтиями духовных управлений мусульман России В. Путин говорил о необходимости «воссоздания собственной исламской богословской школы, которая обеспечит суверенитет российского духовного пространства и … будет признана большинством мусульманских ученых мира».

Эта речь, которую многие называют «уфимскими тезисами Путина», свидетельствует об убежденности президента в том, что ислам может и должен играть позитивную роль в развитии России. Понимание, как этому способствовать, уже есть, осталось только реализовать это на практике.

Вместе с тем не стоит забывать, что мирное сосуществование всех национальностей и религиозных общин в 22-миллионной Сирии, где ситуация сегодня наиболее острая, – это вопрос глобальной безопасности. Российское посредничество в разрешении этого конфликта и далее будет не только востребованным, но и необходимым.

1. Миркасымов Б.З. Шииты в Ираке и других государствах Ближнего Востока: Как шиитский фактор влияет на политику стран региона и ведущих мировых держав // Азия и Африка сегодня. 2007. № 11. С. 42–49.

2. Куршаков В.Ю. Шиитский фактор во внешней политике Ирана // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 11. C. 27.

3. Кумарасвами П.Р. «Арабская весна» и неуловимая пятая модель // Россия в глобальной политике. 2013. Т. 11. № 3. Май/июнь. C. 124.

4. Белокреницкий В. Россия и исламский мир: анализ политико-демографических перспектив // Материалы международной исламоведческой научной конференции. Москва, РГГУ, декабрь 2007. М., 2009. С. 245–250.

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Выберите
Выберите

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся