Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Геворг Мирзаян

К.полит.н., корреспондент журнала Эксперт, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ



Страны Запада продолжают наказывать Москву санкциями за события, происходящие на Украине. Между тем эксперты утверждают, что от введенных ограничений пострадают скорее их инициаторы.

Страны Запада продолжают наказывать Москву санкциями за события, происходящие на Украине. Между тем эксперты утверждают, что от введенных ограничений пострадают скорее их инициаторы.

В последних числах июля 2014 г. Европа и Соединенные Штаты приняли новые пакеты санкций в отношении Москвы. Помимо уже традиционного расширения «черного списка» российских физических лиц и компаний, Брюссель наложил ряд ограничений на российскую экономику. Так, Евросоюз ввел эмбарго на экспорт в Россию оборудования для нефтяной промышленности, а также электроники двойного назначения, запретил заключение новых оружейных контрактов. Кроме того, российским государственным банкам закрыт доступ к европейским финансовым рынкам. По словам председателя Евросовета Хермана ван Ромпея, принятый странами ЕС пакет санкций – это «четкий сигнал лидерам России: попытка дестабилизации Украины или любого другого государства Восточного партнерства будет дорого стоить российской экономике». Ограничительные меры будут действовать в течение года.

Вслед за Евросоюзом о новых санкциях в отношении России 30 июля объявили и в Вашингтоне. В «черный список» попали Объединенная судостроительная корпорация, Россельхозбанк, ВТБ и Банк Москвы. Гражданам США или находящимся в пределах США лицам запрещается предоставлять финансирование или осуществлять иные сделки по предоставлению этим банкам новых кредитов на срок более 90 дней.

По словам Барака Обамы, Запад не хотел принимать санкции, «однако таков был выбор России и лично Владимира Путина». На Западе в целом нынешние ограничительные меры рассматривают как символ разочарования в Москве. «Мы из кожи вон лезли, чтобы интегрировать Россию… мы включили Россию в ВТО... Мы надеялись, что Россия серьезно настроена взаимодействовать с ЕС», – утверждает министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский. Сейчас же, вводя санкции, США и Европа признают провал двадцатипятилетних попыток выстроить отношения с Россией на основе выдвинутых Западом правил поведения постсоветской России.

Стратегически речь идет о наказании Москвы за «Крымский прецедент». В США опасаются, что если оставить подобное действие без внимания, аналогичным образом будут поступать и другие страны, прежде всего Иран и Китай.

Тактическая цель введенных ограничительных мер заключается в оказании серьезного давления на В. Путина и его окружение для смены позиции по Украине в частности и российской внешней политики в целом. Стратегически же речь идет о наказании Москвы за «Крымский прецедент» – не одобренное Вашингтоном нарушение международного права, повлекшее за собой присоединение части территории иного государства. В США опасаются, что если оставить подобное действие без внимания, аналогичным образом будут поступать и другие страны, прежде всего Иран и Китай (1, 2).

Однако некоторые политологи предупреждают: идя по пути санкций, западные страны не только нанесут урон собственным экономическим и стратегическим интересам в мире, но и усугубят украинский кризис. Они призывают Соединенные Штаты проводить взвешенную политику, четко просчитывать последствия совершаемых действий, отказаться от «моральной чистоты» (термин американских консерваторов, идеализировавших политику США и рассматривавших мир в черно-белых тонах) и торговаться.

Пострадают все

Принятые Европой экономические санкции ударят не только по российской, но и по европейской экономике. В ЕС уже подсчитывают убытки, связанные с возможной потерей части российского рынка.

Марк Канарский
Инфографика. Евросоюз - ключевой
торговый партнер России

Европейские чиновники соглашаются с наличием обоюдного ущерба от санкций, но говорят о том, что странам ЕС нужно затянуть пояса и наказать Россию. Особенно часто с этим выступают британские политики. Однако, как иронизирует британская «The Telegraph», Лондону легко об этом говорить – на него приходится лишь 2,5% российского импорта. Основной урон от санкций ощутят континентальные страны, прежде всего Германия, на которую приходилось почти треть всего экспорта ЕС в Россию, а также более 13 млрд евро частных инвестиций, вложенных в российскую экономику в 2013 г.

Берлин официально занял аналогичную британскому МИД позицию: министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле заявил, что «экономические интересы Германии второстепенны в вопросе санкций против Москвы». Главное, по его мнению, – «поддержать мир и стабильность». Сами же немецкие промышленники придерживаются иного мнения. «Последствия кризиса на Украине отразились на показателях восточногерманских заводов, – заявил глава Восточного подразделения Объединения немецких машиностроителей и производителей промышленного оборудования Германии (VDMA) Райнхард Пэтц. – Мы наблюдаем, как многолетние партнерские отношения и с трудом установленные доверительные связи между сторонами постепенно разрушаются». В целом, по расчетам VDMA, из-за геополитической напряженности в I квартале экспорт немецкого оборудования в Россию сократился на 17,2%, а по данным Восточного комитета экономики Германии, под угрозой оказалось около 25 тыс. рабочих мест. Кроме Германии, от торговли с Россией серьезно зависят Италия, Франция и Нидерланды. «Нам сложно определить, какие санкции будут в дальнейшем введены и каков будет их эффект», – фактически резюмировал настроение европейских бизнесменов вице-президент по продажам и маркетингу «Renault» Жером Столл.

Помимо прямого ущерба от введения санкций, ситуация для европейских экономик усугубляется ответными санкциями со стороны Москвы. Так, Россия под предлогом ошибок в сертификации и наличия вредителей в продукции уже закрыла свой рынок для импорта овощей и фруктов из Польши, которую называют одним из основных проводников антироссийской политики ЕС на Украине. В итоге, по словам вице-премьера страны Януша Пехочиньского, Польша только до конца 2014 г. потеряет на этом 0,6% ВВП. Более того, глава Россельхознадзора Сергей Данкверт не исключил ввода эмбарго на ввоз всей растительной продукции из стран ЕС. Причем с жалобой в ВТО Брюссель обратиться не сможет – в компетенцию организации не входит разрешение дел, связанных с фитосанитарными нормами.

В целом в Москве полагают, что поскольку возглавляемая США кампания по наказанию России проходит в основном за счет европейских экономических интересов, она может привести не только к обострению трансатлантических отношений, но и к появлению трений внутри самого ЕС. Такие трения возможны, прежде всего, между антироссийски настроенными президентами и премьерами стран Восточной Европы, с одной стороны, и зарабатывающими на торговле с Россией лидерами Западной части Старого Света, с другой.

Выиграет лишь Китай

Европейские чиновники соглашаются с наличием обоюдного ущерба от санкций, но говорят о том, что странам ЕС нужно затянуть пояса и наказать Россию.

В стратегическом плане санкционная политика также приведет к ослаблению позиций самих ее инициаторов. Причем, в отличие от экономического аспекта, здесь основной ущерб будет нанесен именно Соединенным Штатам.

Последствием введения санкций может стать отказ России от сотрудничества с США по ряду важнейших для американцев направлений. В частности, по транзиту американских грузов в Афганистан, северокорейскому вопросу, по ситуации в Сирии и Иране. Но самой большой проблемой для США могут стать последствия разрыва с Россией на Дальнем Востоке.

В попытках сдержать рост могущества Китая Вашингтон стремится выстроить в Восточной Азии систему коллективной безопасности, которая будет гарантировать территориальную целостность государств и умерит агрессивность Пекина, который имеет территориальные претензии ко многим своим соседям по региону. Однако без поддержки России эта система не будет эффективной. Более того, развитие российско-китайских отношений в последнее время (в частности, в мае заключен газовый контракт стоимостью 400 млрд долл. на 30 лет) показывает, что Россия из потенциального балансира региональной системы безопасности превращается в союзника Китая. В частности, она гарантирует Пекину поставки ресурсов без транзитных рисков, а также обеспечивает стабильность в Средней Азии, развязывая тем самым китайцам руки для действий в Восточной Азии. «Наказывая Россию, не представляющую для нас стратегической угрозы, мы фактически помогаем китайцам, которые и являются нашим основным стратегическим соперником», – резюмирует Томас Грэм. Не случайно опасающиеся Китая американские союзники на Дальнем Востоке, несмотря на давление со стороны Вашингтона, заняли весьма прагматичную позицию в деле наказания России. Так, Япония отказывается вводить секторальные ограничения, а Южная Корея вообще не планирует введение каких-либо санкций против России.

Последствием введения санкций может стать отказ России от сотрудничества с США по транзиту американских грузов в Афганистан, северокорейскому вопросу, по ситуации в Сирии и Иране. Но самой большой проблемой для США могут стать последствия разрыва с Россией на Дальнем Востоке.

Возможно, игра стоила бы свеч, если бы Соединенным Штатам посредством санкций удалось нивелировать «Крымский прецедент». Однако, по сути, он уже необратим и символизирует новую систему международных отношений. По мнению профессора Чикагского университета, правоведа Эрика Познера, она все больше напоминает систему, существовавшую в XIX веке, когда небольшая группа великих держав рассматривала как равных лишь друг друга. Малые же государства должны были выживать через установление клиентских взаимоотношений с одной или несколькими великими державами.

Главное правило в этой системе, напоминает Э. Познер, – недопущение перетекания соревнования за клиентов в полномасштабную войну. Америка же фактически нарушает это правило в украинском вопросе – США попросту не признают за Россией статус великой державы и продолжают рассматривать ее как проигравшую сторону в холодной войне. Подобная дискриминационная политика Вашингтона вполне может превратить Москву из потенциального партнера в лидера группы враждебных американской политике стран, своего рода образец для подражания. Ведь эти страны с интересом наблюдают за конфронтацией между Россией и США и пытаются на российском примере понять границы своих возможностей в новой системе миропорядка, а также то, каким может быть наказание в случае выхода за эти пределы.

Украине не поможет

International Alexei Druzhinin/ RIA Novosti/ AP
Подписание газового контракта с Китаем

 

Очевидно, что антироссийская санкционная политика не заставит В. Путина занять нужную Западу позицию по Украине. Скорее наоборот, санкции могут вызвать ужесточение российской линии в отношении официального Киева.

Страны Запада уверяют, что санкции будут сняты в тот момент, когда Москва прекратит дестабилизировать ситуацию на Украине. Однако Москва утверждает, что ее позиция полностью конструктивна – Кремль всегда выступал за сохранение территориальной целостности Украины (без Крыма) и решение проблемы Донбасса путем переговоров. Однако все попытки России запустить переговорный процесс «наталкивались на противодействие нового украинского руководства, которое ощущало и ощущает практически безоговорочную поддержку наших американских коллег», – пояснил глава российского МИД Сергей Лавров. Поскольку президент Петр Порошенко является заложником радикализированного общественного мнения на Украине и не обладает реальной полнотой власти, он не может позволить себе согласиться с любым иным исходом гражданской войны кроме как с полным поражением ДНР и ЛНР. Именно поэтому очередной раунд консультаций сторон, прошедший в Минске в конце июля 2014 г., окончился безрезультатно.

В свою очередь, Москва не может допустить поражения этих самопровозглашенных республик, поэтому санкции «приведут лишь к изменению тактики действий России, но не заставят Путина отказаться от защиты того, что он считает российскими национальными интересами», полагает Т. Грэм. Москва рассматривает сохранение русскоязычной среды и защиту прав русских на юго-востоке Украины как основной инструмент влияния на политику этого ключевого для нее государства постсоветского пространства и буферную зону между Россией и Западом. Поэтому в Кремле не могут не реагировать на ситуацию, когда «вооруженное восстание в Киеве привело к власти коалицию ультранационалистов и прозападных политиков – самую неприятную для России комбинацию. Президент Владимир Путин расценил это как внешнеполитический вызов, а также как угрозу поддержанию стабильности в стране».

Опасающиеся Китая американские союзники на Дальнем Востоке, несмотря на давление со стороны Вашингтона, заняли весьма прагматичную позицию в деле наказания России.

Более того, не исключено, что санкции заставят В. Путина ужесточить политику в украинском вопросе. Занимаемая им достаточно умеренная позиция в отношении Киева и недостаточная, по мнению многих, поддержка ДНР и ЛНР вызывают резкую критику со стороны блоггеров и гражданских активистов. По данным ВЦИОМ, число сторонников признания независимости ДНР и ЛНР за последние несколько месяцев выросло вдвое. От российского президента требуют либо предоставить ДНР и ЛНР значительные объемы тяжелой техники, либо ввести на Украину миротворческий контингент. Введенные же Западом санкции не только ставят В. Путина под «перекрестный огонь», но и, по мнению западных экспертов, усиливают позиции российских националистов, особенно в рядах армии и спецслужб. В этой ситуации президент может отказаться от занимаемой им умеренной позиции.

Ситуацию усугубляет тот факт, что В. Путин не может себе позволить поддаться давлению в украинском вопросе, поскольку это создаст опасный прецедент. Россия рассматривает санкции как ответ не столько на ее действия на Украине, сколько на российскую дипломатию в целом, т.е. как своего рода наказание за независимую и неудобную для Вашингтона политику последних лет. И поскольку в случае уступок по Украине вопрос о санкциях не снимается с повестки дня, США и Европа могут шантажировать Россию этими же санкциями в любом другом вопросе, где их политика будет расходиться с российской.

* * *

Таким образом, санкционная политика в отношении России неконструктивна, неоптимальна и даже вредна с точки зрения стабилизации ситуации в Восточной Европе и глобальных интересов Запада. Как пишут некоторые западные СМИ, такие меры, как повышение стоимости электроэнергии для Европы или лишение российских компаний доступа к европейскому кредитному рынку, не позволят достичь мира на Украине.

У Европы есть шанс отказаться от такого подхода – санкции могут быть пересмотрены через три месяца после даты принятия (поводов для пересмотра можно найти предостаточно, начиная с итогов расследования катастрофы малайзийского «Боинга», которые, скорее всего, подтвердят украинскую вину). Не исключено, что новый состав Еврокомиссии во главе с прагматиком Жаном-Клодом Юнкером так и поступит. Ключевой задачей Ж.-К. Юнкера станут реформы по централизации ЕС, и усугубление конфликта с Москвой (провоцирующего раскол в организации) в его планы не входит, тем более во имя государства, ставшего банкротом в экономическом, политическом, идейном и военном плане. Ведь даже если Евросоюз выиграет битву за Украину, по ее итогам он получит на своих границах несостоявшееся государство с радикализированным населением, разрушенной экономикой и большими финансовыми запросами, которые Брюссель удовлетворить попросту не сможет.

Соединенным Штатам перейти к рациональной политике будет несколько сложнее, хотя бы потому, что в конце 2014 г. пройдут промежуточные выборы в Конгресс. Если Б. Обама сейчас откажется от давления на Россию, то этим могут воспользоваться республиканцы: они обвинят его в очередном проявлении слабости, проведении политики «умиротворения» и тем самым поднимут свой рейтинг среди американского электората. Кроме того, для изменения политики Соединенным Штатам нужно переступить через психологический барьер и признать за Россией право быть великой державой – с собственными сферой влияния, интересами, позицией в мировой политике, которые придется уважать.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся