Саммит АС — ЕС стал возможностью для африканских и европейских лидеров обсудить перспективы партнерства в преодолении таких сложных вызовов, как нестабильность, безработица, конфликты и терроризм, усиление нелегальной миграции. Это первый раз, когда саммит был проведен в Африке к югу от Сахары; также впервые встреча была обозначена как саммит АС и ЕС, а не саммит ЕС — Африка.
Нестабильность в Африке неизбежно влияет на безопасность и благополучие Европы. Африканский континент нуждается в содействии в обеспечении безопасности и развития. Помощь и инвестиции ЕС важны для поступательного развития и стимулирования экономического роста на континенте.
Брюссель рассматривает реализацию Плана внешнего инвестирования ЕС как часть своих усилий по сокращению «миграционного давления», хотя неправительственные организации обеспокоены тем, что он предназначен больше для удовлетворения потребностей европейских компаний, чем развивающихся стран.
Африка — это растущий новый рынок, в доступе на который заинтересованы многие игроки. Демографический потенциал континента огромен, и он может быть переведен в экономические дивиденды, если африканская молодежь сможет найти приложение своим силам. Проблемы обеспечения безопасности и содействия устойчивому развитию, а вместе с ними и вызовы регулирования миграции из Африки в ЕС неразрывно взаимосвязаны. Отношения двух континентов остаются непростыми. Вместе с тем их лидеры осознают, что большинство проблем разрешимы лишь при условии интенсивного сотрудничества.
Пятый саммит Африканский союз — Европейский союз (АС — ЕС) состоялся 29–30 ноября 2017 г. в Абиджане, Кот-д'Ивуар. Лидеры африканских стран и стран ЕС в очередной раз собрались для выработки стратегических решений относительно будущего сотрудничества. Интересно, что это первый раз, когда саммит был проведен в Африке к югу от Сахары; также впервые встреча была обозначена как саммит АС и ЕС, а не саммит ЕС — Африка. Федерика Могерини отметила в связи с этим, что «возможно, впервые в истории, обе стороны встречаются как равные, настоящие партнеры, как братья и сестры, как соседи».
Тема саммита — «Инвестируя в молодежь во имя устойчивого будущего». Инвестирование в будущее молодежи — ключевой приоритет для Африки и ЕС, поскольку 60% африканского населения младше 25 лет, и их вклад в экономическое развитие африканского континента может быть огромным, если обеспечить им необходимые возможности — обучение, профессиональную подготовку, рабочие места. Если же этого не будет сделано — а на данный момент уровень безработицы среди африканской молодежи в целом превысил 31%, — то отчаявшиеся молодые люди будут пополнять ряды мигрантов в более благополучные страны ЕС, что представляет колоссальный вызов для Евросоюза. Причем если уровень безработицы среди молодежи в Северной Африке ниже — около 25%, то в странах Африки к югу от Сахары — выше 31%. Согласно принятой Африканским союзом «Повестке — 2063» — глобальному континентальному плану развития, в первые десять лет ее реализации следует сократить уровень безработицы по крайней мере на четверть.
Проблемы молодежи на саммите решались при активном участии собственно молодых людей — представителей обоих континентов. Сто двадцать молодежных лидеров обеспечили важную часть подготовки к мероприятию, приняв участие 9–11 октября в 4-м африканско-европейском молодежном саммите в Абиджане. Они согласовали декларацию с рекомендациями для ноябрьского «взрослого» саммита.
Помимо этого, 36 молодых людей с обоих континентов продолжали эту работу уже на базе принятой декларации в рамках инициативы молодежной включенности (AU–EU Youth Plug-In Initiative). Интересно, что в форуме молодых принимала участие и молодежь из африканской диаспоры за рубежом. Участники форума согласились, что молодые представители диаспоры обладают уникальным потенциалом вдохновлять и стимулировать позитивные изменения в отношениях двух континентов. С 12 октября по 29 ноября юные лидеры разработали молодежную повестку дня, которая была представлена лидерам двух континентов на саммите. В повестке дня молодежи были изложены конкретные предложения по шести приоритетным направлениям: образование и навыки; бизнес, создание рабочих мест и предпринимательство; управление и политическая интеграция; мир и безопасность; культура, спорт и искусство; окружающая среда и изменения климата. Молодежные лидеры, в частности, призвали ЕС и АС создать структуру для признания и валидации компетенций, полученных путем неформального образования, в том числе в рамках молодежных организаций. Кроме того, звучали предложения о евро-африканском сотрудничестве в области гармонизации качественной оценки и аккредитации африканского высшего образования, а также о взаимном признании систем оценки и дипломов о формальном образовании между странами Африки и ЕС для повышения мобильности студентов и молодых специалистов. Молодежь также интересует обеспечение доступа к стартовому капиталу для начала бизнеса, а также снижение возрастного ценза для избрания на политические посты.
Предложения, выработанные молодежными лидерами, были учтены в декларации, принятой по итогам саммита. Кроме того, его участники также обсудили ход реализации совместного плана действий на 2014–2017 гг., принятого на предыдущем саммите в Брюсселе, и обсудили шаги, которые необходимо предпринять для конкретизации совместной стратегии АС — ЕС в отношении проблем, с которыми сталкиваются оба континента. Хотя Африка расширяет свои экономические отношения с другими континентами, ЕС по-прежнему остается основным торговым партнером и донором помощи в отношении инициатив в области развития в Африке.
В принятой по итогам саммита совместной декларации были отражены инициативы в четырех стратегических областях: экономические возможности для молодежи; обеспечение мира и безопасности; мобильность и миграция; сотрудничество в области обеспечения надлежащего управления.
На саммите был представлен новый План внешнего инвестирования ЕС
(EU External Investment Plan). В рамках этой инициативы ЕС создал Европейский фонд устойчивого развития с капиталом 4,1 млрд евро, чтобы привлекать частные инвестиции европейских компаний, которые хотели бы работать на африканском континенте и в странах, окружающих ЕС (EU Neigbourhood), путем предоставления им гарантий сохранности инвестиций. План имеет особое значение, поскольку приток ПИИ и других частных капиталов в развивающиеся страны после финансового кризиса 2008 г. сократился. По состоянию на 2012 г., только 6% их объема поступали в нестабильные, «хрупкие» страны, да и то в основном в государства, богатые природными ресурсами. Стоимость создания бизнеса в «хрупкой» африканской стране в три раза выше, чем в стабильной.
Несмотря на то что ЕС — крупнейший совокупный донор помощи развитию африканских стран, европейские эксперты, как и сами африканцы, осознают, что на реализацию всех проектов в Африке, нацеленных в том числе на достижение Целей устойчивого развития ООН до 2030 г., средств европейской официальной помощи в целях развития (ОПР) катастрофически недостаточно. Необходимо привлекать частный, европейский или иной, капитал. На данный момент Евросоюз — крупнейший совокупный инвестор для Африки. На него приходятся 33% от всего объема ПИИ, привлеченных континентом в 2015 г., что составило 32 млрд евро [1]. Только Европейский инвестиционный банк уже вложил свыше 20 млрд евро в более чем 330 проектов в государственном и частном секторах в Африке [2].
В рамках Плана внешнего инвестирования ЕС также планирует оказывать техническую помощь местным органам власти в странах-партнерах для совершенствования нормативно-правовой базы и улучшения инвестиционного климата. Партнерам на местах будет оказана поддержка в разработке рентабельных проектов, которые смогут заинтересовать инвесторов. Руководство ЕС ожидает, что благодаря этому проекту к 2020 г. должны быть привлечены инвестиции в размере 44 млрд евро. Это также должно содействовать созданию новых рабочих мест для африканской молодежи. Предполагается, что реализация плана должна также сопровождаться структурированным диалогом между европейским и африканским частным сектором в рамках платформы «Устойчивый бизнес для Африки» (SB4A). Кроме того, платформа будет искать возможные пути сопряжения данной инициативы с национальными проектами государств — членов ЕС, имеющими схожую направленность, а также с многосторонними усилиями, в частности с «Пактом с Африкой» (Compact with Africa), предложенным «Группой двадцати» при активной роли Германии в 2017 г. Данный Пакт также нацелен на расширение частных инвестиций и частного предпринимательства [3].
ЕС стремится совместно с Африканским союзом и его государствами-членами выработать руководящие принципы по созданию более предсказуемого и благоприятного инвестиционного климата на континенте для ответственных инвесторов. Известно, что главный риск для бизнеса — непредсказуемость деловой среды, которая во многом связана с политической нестабильностью, что, к сожалению, характерно для многих стран континента. Для обеспечения экономических преобразований и индустриализации в Африке необходима надежная инвестиционная структура. ЕС будет продвигать передовую практику с целью улучшения деловой среды в Африке, с тем чтобы привлекать инвестиции и содействовать достижению Целей устойчивого развития.
Помимо этого, ЕС стремится поддерживать цифровую повестку дня в Африке, сосредоточив внимание на развертывании услуг «электронного правительства», развитии агробизнеса путем расширения доступа к данным о рынке, климате и окружающей среде и их использования, а также на развитии открытой цифровой исследовательской среды для развития навыков и знаний. Цифровые инновации доказали свою способность предлагать решения местных проблем и могут способствовать улучшению жизни даже в самых бедных странах, в частности путем расширения прав и возможностей женщин и девочек, укрепления демократического управления и прозрачности и повышения производительности и создания рабочих мест. Технологические тенденции, такие как мобильные и социальные решения, облачные вычисления и анализ данных, предлагают широкий спектр возможностей для новых бизнес-услуг, в том числе в секторе сельского хозяйства, и могут способствовать вхождению на рынок инновационных предприятий малого и среднего бизнеса и стартапов. План внешнего инвестирования ЕС будет содействовать максимальной «цифровизации» африканских экономик, так как это мощный фактор экономического роста, а также сокращению «цифрового разрыва» между Африкой и остальным миром, обеспечивая доступ для всех.
Брюссель рассматривает реализацию данного инвестиционного плана как часть своих усилий по сокращению «миграционного давления», хотя неправительственные организации обеспокоены тем, что он предназначен больше для удовлетворения потребностей европейских компаний, чем развивающихся стран [4].
По данным Devex, исходя из внутреннего брифинга Европейской комиссии, вначале Брюссель надеялся согласовать ряд заключительных документов саммита, например, документ о принципах инвестирования [5]. Однако ожидания не оправдались, и саммит был завершен принятием лишь совместной декларации, а также списком приоритетных проектов развития (далеко не все проекты, которые предлагал АС от имени своих государств-членов, в него в итоге вошли).
Несмотря на то что официально саммит был посвящен проблемам молодежи, значительная часть его повестки была сосредоточена на вопросах регулирования миграции и обеспечения безопасности. Во-первых, лидеры ЕС и Африки приняли совместное заявление, осудив бесчеловечное обращение с мигрантами и беженцами преступных групп в Ливии. Они взяли на себя обязательство работать совместно для урегулирования этой проблемы. Саммит завершился принятием плана по немедленной эвакуации около 3800 африканских мигрантов, оказавшихся в Ливии. По данным Африканского союза, в Ливии может оказаться до 700 тыс. африканцев, где многие из них стали жертвами насилия и даже были проданы в рабство.
Помимо этого, обсуждались вопросы поощрения мобильности. Так, лидеры ЕС и Африки согласились поддержать мобильность студентов, сотрудников и ученых на африканском континенте. Они также договорились активизировать программы обмена между Африкой и Европой, такие как ERASMUS +.
На саммите обсуждались вопросы противодействия контрабанде мигрантов и того, какими путями можно совместно устранять «корневые» причины нелегальной миграции. ЕС согласился создать совместную с Африканским союзом и ООН целевую рабочую группу по проблемам миграции, которая будет стремиться спасать и защищать жизни мигрантов и беженцев, в частности в Ливии; ускорять добровольное возвращение мигрантов в страны происхождения при оказании им содействия; ускорять переселение тех, кто нуждается в международной защите.
Вопрос регулирования миграции — один из самых противоречивых, болезненных в отношениях ЕС и Африки. В данное время основной объем африканских мигрантов — 70–80% — перемещается внутри континента, однако миграционные потоки за пределы континента начинают нарастать. Как отмечают специалисты Chatham House (Лондон), именно это и стало настоящей «головной болью» для европейских стран, которые борются с высоким уровнем безработицы среди молодежи, неравенством и популистскими партиями, привлекающими избирателей своими антимиграционными настроениями. Они указывают: «ЕС не готов принять всех неформальных экономических мигрантов. Но для правительств африканских стран согласие участвовать в возвращении таких мигрантов на родину стало вопросом огромной чувствительности. Когда голландский министр иностранных дел Берт Коэндерс заявил, что заключил такую сделку с Мали в декабре 2016 г., официальный Бамако яростно опроверг его утверждение, заставив его отступить в смущении».
Усиление миграционных потоков из Африки и распространение на континенте исламистских вооруженных группировок, таких как «Боко Харам» и «Аль-Каида» в Исламском Магрибе, в последние годы заставили европейских стратегов прикладывать все больше усилий для борьбы с нестабильностью в Сахеле и на Африканском Роге. Германия, Нидерланды и страны Севера Европы направляли миротворцев в Мали. Французские военные борются с исламистами в Сахеле. Британские миротворцы входят в состав миссии ООН в Южном Судане. В рамках миссий ЕС проходят тренировки вооруженных сил Мали и Сомали и сотрудников полиции Нигерии. Корабли ЕС патрулируют Средиземное море и побережье вокруг Африканского Рога, противодействуя пиратам и торговцам людьми.
Для того чтобы остановить миграционные потоки, ЕС инвестировал большие средства в работу агентств ООН и стремился заключать соглашения с правительствами африканских государств. Тем не менее в Африке остается немало очагов насилия, что подпитывает гуманитарный кризис в ряде стран. Так, на Севере Нигерии, в Южном Судане и Сомали в общей сложности около 25 млн человек находятся на грани голода. Аналогичная ситуация и в Йемене. Для их поддержки требуются около 4,4 млрд долл. Масштабы внутриафриканского вынужденного перемещения беженцев огромны. Если гуманитарная ситуация в одной или нескольких из этих стран ухудшится в краткосрочной или среднесрочной перспективе, весьма вероятно возникновение новых волн беженцев и мигрантов, направляющихся в Европу.
Именно поэтому ЕС ищет все новые способы помочь Африке в преодолении проблем безопасности. С 2011 г. ЕС реализует свою Стратегию по вопросам безопасности и развития в Сахеле. В последние годы ЕС активизировал свое сотрудничество со странами, входящими в группу G5, включающую Мали, Мавританию, Нигер, Буркина-Фасо и Чад. В июле 2017 г. ЕС создал Альянс для Сахеля (Alliance for the Sahel) — совместную инициативу ЕС, Франции и Германии, которая призвана улучшить сотрудничество в сфере развития с данным регионом и укрепить его стабильность. ЕС предоставил обучение, экспертную помощь и финансовую поддержку в размере 50 млн евро недавно созданным совместным силам безопасности группы G5, которые будут бороться с терроризмом и организованной преступностью в Сахеле.
Саммит АС — ЕС стал очередной возможностью для африканских и европейских лидеров обсудить перспективы партнерства в преодолении таких сложных вызовов, как нестабильность, безработица, конфликты и терроризм, усиление нелегальной миграции. Нестабильность в Африке неизбежно влияет на безопасность и благополучие Европы. Африканский континент нуждается в содействии в обеспечении безопасности и развития. Помощь и инвестиции ЕС важны для поступательного развития и стимулирования экономического роста на континенте.
Вместе с тем Африка — это растущий новый рынок, в доступе на который заинтересованы многие игроки. Демографический потенциал континента огромен, и он может быть переведен в экономические дивиденды, если африканская молодежь сможет найти приложение своим силам. Проблемы обеспечения безопасности и содействия устойчивому развитию, а вместе с ними и вызовы регулирования миграции из Африки в ЕС неразрывно взаимосвязаны, их нельзя решить по отдельности. Отношения двух континентов остаются непростыми. Вместе с тем их лидеры осознают, что большинство проблем разрешимы лишь при условии интенсивного сотрудничества.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект 15-18-30066) «Эволюция подходов ведущих субъектов международных отношений к проблемам взаимозависимости безопасности и развития в условиях трансформации мирополитической системы: анализ и прогноз» на базе Факультета мировой политики МГУ.
1. Toward the 5th Africa-EU Summit. Attract Responsible & Sustainable Investments EU Communication.
2. Ibid.
3. См. подробнее: Шарова А.Ю. Партнерство G20 — Африка: повторение пройденного или обновление? (К итогам саммита G20 в Гамбурге). Актуальный комментарий Института Африки РАН.
4. Roby C., Chadwick V. 6 things to watch at the 2017 AU-EU Summit.
5. Ibid.