Оценить статью
(Голосов: 15, Рейтинг: 4.27)
 (15 голосов)
Поделиться статьей
Анастасия Василенко

Младший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН

На протяжении последнего полугода информационное пространство полнилось сообщениями о вот-вот грядущем визите президента Алжира Абдельмаджида Теббуна. И хотя этот визит не раз переносился, в середине июня 2023 г. он все же состоится. Еще в марте Алжир посетила делегация Совета Федерации во главе с В. И. Матвиенко, которой удалось встретиться с алжирским президентом и передать приглашение от российского руководства. 

Изучив сообщения СМИ и заявления официальных лиц, можно заметить, что в отношении российско-алжирских связей они неизменно исполнены заявлениями о необыкновенной близости стран. Кроме того, часто подчеркивается объем торговли в сфере ВТС и близость политических позиций по целому ряду проблем глобального и регионального развития. Вместе с тем бросается в глаза то, что совместных политических инициатив у двух государств не так много. А некоторые алжирские аналитики даже упрекают Россию за непоследовательность в поддержке алжирской позиции по Западной Сахаре.

При этом двустороннее сотрудничество предполагает не только общность политических взглядов, но и развитие экономических связей двух стран. Как и в случае с политической составляющей, авторы встречающихся в прессе публикаций (как российские, так и алжирские) неустанно отмечают значительный объем товарооборота и год за годом прогнозируют диверсификацию его номенклатуры.

Если исключить продукцию ВПК, российский экспорт в Алжир окажется довольно скромным. К примеру, в 2021 г. объем двусторонней торговли с Марокко составил 1,6 млрд долл., в то время как с Алжиром — 3 млрд долл., но на часть вне ВТС приходится лишь треть этой суммы.

В Алжире давно звучат призывы к выработке «новой экономической политики, подразумевающей снижение роли государства в экономике, развитие частного сектора, ограничение зависимости от углеводородов» и диверсификацию. Примечательно, что сферы, в которых Алжир хочет развивать импортозамещение и сокращать внешнюю зависимость, совпадают со сферами, в которых Россия хотела бы развивать торговые связи. Речь идет о горнодобывающей промышленности, фармацевтике и машиностроении.

В положении дел, складывающемся в мире, дальнейшее развитие торгово-экономических отношений между Алжиром и Россией потребует нестандартных инновационных решений, в том числе касающихся интенсификации взаимодействия в сфере услуг. Это особенно важно с учетом потребностей алжирского рынка труда в приобретении новых компетенций, которые позволили бы осуществить столь желанную диверсификацию экономики.

Учитывая намерения Алжира развивать чистую зеленую энергетику, можно предположить наличие перспектив для сотрудничества с Россией и в этой сфере. Поскольку, по мнению некоторых международных экспертов, атомная энергетика также включена в категорию «чистой», а Россия обладает большим опытом и технологическими разработками в этой сфере, возможно, потенциал совместной работы в этой области реален, тем более что успешные проекты Росатома в таких государствах как Египет и Турция создали ему серьезную репутацию.

Еще одной традиционной сферой сотрудничества, которой можно придать новый импульс, является образование. Помимо традиционно популярных у стремящихся получить российское образование зарубежных студентов медицинских и инженерных специальностей, в новых условиях к ним могут добавиться и программы в области компьютерных технологий. Кроме того, возможна разработка совместных программ по ряду направлений социо-гуманитарного цикла, которым раньше уделялось меньше внимания.

Российско-алжирское сотрудничество в сфере экономики, действительно, обладает большими перспективами. Ностальгируя о советско-алжирских отношениях и представляя будущее российско-алжирских отношений важно понимать, что в нынешних условиях наполненность стратегического партнерства требует, может быть, больше, чем чего-либо иного, усиленного развития социальных и гуманитарных связей между странами. Без глубокого понимания друг друга — такого, которое мы видим, например, в российско-турецких отношениях, — без миллионов тоненьких ниточек, связывающих между собой общества, семьи, отдельных людей, двусторонние отношения рискуют так и остаться делом государственным, малоинтересным обществам.

В центре алжирской столицы, неподалеку от главпочтамта, на площади Абд аль-Кадира, расположился книжный магазин La Librairie du Tiers monde. Здесь, среди многочисленных произведений классиков антиколониализма, сотен монографий о национально-освободительной борьбе и воспоминаний ее участников, можно найти и несколько книг, повествующих об истории советско-алжирских отношений. С тех пор минуло больше трех десятилетий. Осталось ли от этих отношений хоть что-нибудь, кроме щемящей ностальгии и заявлений о стратегическом партнерстве?

Осталось, причем немало. Отношения доверия, близость взглядов, экономическое и военно-техническое сотрудничество. И, конечно, самое главное — обоюдная уверенность в прекрасных перспективах.

На протяжении последнего полугода информационное пространство полнилось сообщениями о вот-вот грядущем визите президента Алжира Абдельмаджида Теббуна. И хотя этот визит не раз переносился, в середине июня 2023 г. он все же состоится. Еще в марте Алжир посетила делегация Совета Федерации во главе с В. И. Матвиенко, которой удалось встретиться с алжирским президентом и передать приглашение от российского руководства.

Изучив сообщения СМИ и заявления официальных лиц, можно заметить, что в отношении российско-алжирских связей они неизменно исполнены заявлениями о необыкновенной близости стран. Кроме того, часто подчеркивается объем торговли в сфере ВТС и близость политических позиций по целому ряду проблем глобального и регионального развития.

Анастасия Василенко, Григорий Лукьянов:
Международные организации во внешней политике Алжира

Действительно, что касается политической составляющей отношений, близость позиций очевидна. Так, антиколониализм, который всегда был важной составляющей алжирской внешнеполитической риторики, в последние годы занимает заметное место в российском дискурсе, что даже нашло отражение в Концепции внешней политики РФ. То же можно сказать о значимости африканской тематики, важности решения палестинской проблемы и ряда других актуальных аспектов международных отношений.

Вместе с тем бросается в глаза то, что совместных политических инициатив у двух государств не так много. А некоторые алжирские аналитики даже упрекают Россию за непоследовательность в поддержке алжирской позиции по Западной Сахаре.

При этом двустороннее сотрудничество предполагает не только общность политических взглядов, но и развитие экономических связей двух стран. Как и в случае с политической составляющей, авторы встречающихся в прессе публикаций (как российские, так и алжирские) неустанно отмечают значительный объем товарооборота и год за годом прогнозируют диверсификацию его номенклатуры. Однако при реалистичном взгляде на ситуацию восторженные прогнозы кажутся несколько поспешными.

Контуры экономического взаимодействия

История экономического сотрудничества двух стран восходит к временам обретения Алжиром независимости в 1962 г. Активно развивавшееся до 1991 г., позже оно стало менее интенсивным — сказалось изменение места России на мировой арене и тяжелый гражданский конфликт в Алжире. Новый этап наступил в начале 2000-х гг., когда была подписана «Декларация о стратегическом партнерстве» (2001 г.), алжирские долги СССР были прощены и были заключены новые многомиллиардные контракты. Спустя два десятилетия, когда в уже совершенно иных международных условиях готовился визит в Москву президента А. Теббуна, речь зашла и о подписании нового документа — на этот раз об углубленном стратегическом партнерстве. При том, что его конкретное наполнение и правовой характер остаются не вполне ясными, сама перспектива подписания становилась темой комментариев официальных лиц. К слову, в 2016 г., во время визита в Россию короля Марокко Мухаммеда VI, было объявлено о заключении как раз такого (по крайней мере, по названию) соглашения.

Несмотря на статус стратегического партнера и длительную историю сотрудничества, основными экономическими партнерами страны друг для друга не являются. Так, по состоянию на 2021 г. Алжир занимал 43-е место в российском товарообороте, да и в алжирском товарообороте на первых позициях находится не Россия, а Евросоюз, на долю которого приходилось 46,7% всей внешней торговли Алжира в 2019 г.

Динамика развития торговых связей двух стран на протяжении 2010-х гг. была неравномерной и во многом зависела от реализации контрактов по ВТС. Максимальных значений товарооборот двух стран достиг в 2018 г. (5 403 898 412 долл.), минимальных — в 2014 г. (885 037 572 долл.). С 2019 г. наблюдается его стабилизация на значении около 3 млрд долл., хотя в 2021 г. он немного превысил 3 млрд долл. При этом устойчивым трендом остается отрицательный баланс внешней торговли Алжира с РФ.

Составлено автором. Источник: Внешняя торговля России

ВТС: оружие как двигатель торговли

В отношениях с Алжиром основной сферой взаимодействия долгое время было и до сих пор остается Военно-техническое сотрудничество (ВТС). Более половины всего российского экспорта в Алжир составляют товары из «скрытого раздела» и «машины, оборудование и транспортные средства» (коды ТН ВЭД: 84-90).

При этом перспективы развития и углубления ВТС наблюдаются уже сейчас. Алжирские и российские новостные агентства в преддверии визита А. Теббуна в Москву писали о возможности подписания крупнейшего в истории Африки контракта на поставку вооружений на сумму от 12 до 17 млрд долл. (затем фигурировавшая в слухах сумма увеличилась практически вдвое) сроком на 10 лет. В то же время алжирские бюджетные расходы на оборону возросли в 2023 г. до 2 486 млрд алжирских динаров (более 18 млрд долл.), увеличившись почти в два раза по сравнению с 2022 г. Интересно, что ровно такая же сумма заявлена в графе «нераспределенная сумма» Министерства финансов АНДР. Некоторые марокканские исследователи полагают, что она также может быть использована для расходов на оборону.

Активное сотрудничество в военно-технической сфере подкрепляется и интенсификацией иных форм взаимодействия в области обороны и безопасности. Так, в 2022 г. страны провели несколько совместных учений: в сентябре алжирская сторона приняла участие в Стратегическом командно-штабном учении «Восток-2022» в России, в октябре состоялись совместные военно-морские учения в Средиземном море, позже СМИ и дипломаты сообщали о планировавшихся в ноябре антитеррористических учениях «Щит пустыни 2022», которые, впрочем, по некоторым данным, так и не состоялись. Совместные учения запланированы и на 2023 г. Кроме того, в мае 2022 г. появились сообщения о расширении сотрудничества в сфере образования и науки между высшими военными учебными заведениями двух стран.

Почему сотрудничество может тормозиться?

Тем не менее существуют и факторы, которые осложняют российско-алжирское ВТС. В первую очередь речь идет о риске вторичных санкций. В сентябре прошлого года сенатор-республиканец (и по некоторым данныммарокканский лоббист) Марко Рубио, а затем и группа американских конгрессменов направили письмо госсекретарю США с призывом ввести санкции против Алжира за покупку оружия у России (с упоминанием неподтвержденной какими-либо источниками семимиллиардной сделки, заключенной в 2021 г.). Аргументировали они это тем, что, согласно Закону о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA) 2017 г., ограничительные меры должны быть введены против стран, которые вступают в оборонные или разведывательные сделки с Россией. В ноябре с похожим заявлением выступила и группа европарламентариев. Они призвали к пересмотру соглашения об ассоциации с Алжиром, выражая обеспокоенность политическими и экономическими связями последнего с Москвой. Примечательно, что эти события происходили на фоне новостей о российско-алжирских совместных учениях и слухов о заключении того самого крупнейшего контракта на поставку вооружений.

Тем не менее поставки по ранее заключенным контрактам продолжаются. Так, в 2023 г. Алжир получил первый самолет-амфибию Бе-200 российского производства. Кроме того, появилась информация, что для заключения нового контракта Алжир обратился к посредникам. Впервые об этом сообщил алжирский независимый портал «Algeria Times», а затем новость была продублирована и русскоязычными СМИ, однако других источников, подтверждающих это, нет. Вместе с тем некоторые эксперты высказывают опасения существования риска изменения объема существующих поставок российского вооружения зарубежным партнерам в связи с необходимостью удовлетворять собственные возросшие нужды из-за проведения СВО.

Помимо ВТС

Если исключить продукцию ВПК, российский экспорт в Алжир окажется довольно скромным. К примеру, в 2021 г. объем двусторонней торговли с Марокко составил 1,6 млрд долл., в то время как с Алжиром — 3 млрд долл., но на часть вне ВТС приходится лишь треть этой суммы (т.е. приблизительно 1 млрд долл.).

Что же экспортирует Россия в Алжир помимо вооружений и оборудования? Список, откровенно говоря, невелик: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, металлы и изделия из них, древесину и целлюлозно-бумажные изделия, продукцию химической промышленности и минеральные продукты.

Составлено автором по данным Внешняя торговля России

Среди второй по объему торговли группы товаров наибольший прирост экспорта наблюдается в категории «злаки, жиры и масла», что встраивается в общий, наблюдающийся последние несколько лет тренд экспансии России на продовольственные рынки. В 2021 г. Россия возобновила поставки пшеницы в Алжир после пятилетнего перерыва (всего было поставлено около 330 тыс. т). В 2022 г. отчасти в связи с событиями на международной арене и отказом Алжира от французской пшеницы, отчасти благодаря усилиям российской стороны, добившейся пересмотра требований к пшенице отечественного производства, этот показатель достиг 1,3 млн т (составив более 15% всей импортируемой Алжиром пшеницы). При этом общая стоимость российского экспорта продукции АПК выросла в два раза по сравнению с предыдущим годом. По мнению торгового представителя России в Алжире Ивана Налича, именно сельское хозяйство и пищевая промышленность являются самыми перспективными отраслями для увеличения товарооборота между странами.

В то же время из Алжира Россия импортирует: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье; машины, оборудование и транспортные средства, а также продукцию химической промышленности.

Составлено автором по данным Внешняя торговля России

Первая группа товаров в основном состоит из фруктов, орехов и сахара. Скромность перечня во многом объясняется спецификой алжирской экономики, основная часть экспорта которой приходится на продукцию нефтегазовой промышленности (88,2% от всего экспорта в 2021 г.). Следующие по величине — азотные и аммиачные удобрения (5,43%). Проблема заключается в том, что эти же товары составляют большую часть и российского экспорта и необходимости ввозить их в Россию из Алжира нет. Таким образом, расширение ассортимента импортируемых из Алжира товаров невозможна без диверсификации алжирской экономики.

В Алжире давно звучат призывы к выработке «новой экономической политики, подразумевающей снижение роли государства в экономике, развитие частного сектора, ограничение зависимости от углеводородов» [1] и диверсификацию. Однако заявления вновь не вполне соответствуют реальности. Традиционная протекционистская политика Алжира, включающая в себя введение высоких тарифов, таможенных пошлин, а также запрет на ввоз определенных товаров, в том числе полуфабрикатов и компонентов, необходимых для развития ряда отраслей промышленности, хотя и позволяет увеличить доходы госбюджета, одновременно затрудняет проведение диверсификации.

Примечательно, что сферы, в которых Алжир хочет развивать импортозамещение и сокращать внешнюю зависимость, совпадают со сферами, в которых Россия хотела бы развивать торговые связи. Речь идет о горнодобывающей промышленности, фармацевтике и машиностроении. Эти секторы считаются стратегически важными и на них распространяется алжирское правило 51/49, согласно которому в совместном предприятии участие иностранной компании не может превышать 49%, а контрольный пакет акций должен принадлежать алжирской стороне [2]. В последние годы алжирское руководство не раз заявляло о смягчении инвестиционных условий для зарубежных предпринимателей, однако перечень стратегически важных секторов остается неизменным, причем в него входят как раз наиболее привлекательные с точки зрения инвесторов отрасли хозяйства. Тем не менее закон о финансах 2023 г. дает надежду на улучшение инвестиционного климата.

Раздвигая горизонты

В положении дел, складывающемся в мире, дальнейшее развитие торгово-экономических отношений между Алжиром и Россией потребует нестандартных инновационных решений, в том числе касающихся интенсификации взаимодействия в сфере услуг. Это особенно важно с учетом потребностей алжирского рынка труда в приобретении новых компетенций, которые позволили бы осуществить столь желанную диверсификацию экономики.

Так, например, в последние годы Россия показала себя как государство, где чрезвычайно высокими темпами развиваются технологии цифрового управления. Вполне вероятно, что это направление может стать перспективной сферой для развития российско-алжирского сотрудничества. Тем более что власти Алжира уделяют большое внимание цифровизации и уже запланировали программу реформ в этой сфере [3].

Одновременно с этим, несмотря на многочисленные декларации о необходимости диверсификации экономики, уходя от зависимости от производства углеводородов, Алжир планирует развивать традиционно важную для страны нефтегазовую и смежные с ней отрасли. Так, в конце 2019 г. был опубликован новый закон о регулировании деятельности в области углеводородов, в соответствии с которым был заключен меморандум о взаимопонимании между ЛУКОЙЛ и Sonatrach в мае 2020 г. В газовой сфере продолжается сотрудничество между Газпромом и Sonatrach: с 2008 г. они проводят совместную геологоразведку в рамках проекта «Эль-Ассель». К настоящему моменту удалось открыть несколько новых месторождений и составить план их совместной разработки, начало которой запланировано на 2025 г.

Учитывая намерения Алжира развивать чистую зеленую энергетику, можно предположить наличие перспектив для сотрудничества с Россией и в этой сфере. Поскольку, по мнению некоторых международных экспертов, атомная энергетика также включена в категорию «чистой», а Россия обладает большим опытом и технологическими разработками в этой сфере, возможно, потенциал совместной работы в этой области реален, тем более что успешные проекты Росатома в таких государствах как Египет и Турция создали ему серьезную репутацию. Так, в марте 2023 г. состоялся российско-алжирский семинар, организованный Росатомом и Комиссариатом по атомной энергии Алжира (COMENA) и посвященный развитию сотрудничества двух стран в области ядерной энергетики.

Еще одной традиционной сферой сотрудничества, которой можно придать новый импульс, является образование. Помимо традиционно популярных у стремящихся получить российское образование зарубежных студентов медицинских и инженерных специальностей, в новых условиях к ним могут добавиться и программы в области компьютерных технологий. Кроме того, возможна разработка совместных программ по ряду направлений социо-гуманитарного цикла, которым раньше уделялось меньше внимания. Помимо привлечения иностранных студентов в столичные учебные заведения, вероятно, перспективным было бы развитие в этом направлении и деятельности ведущих региональных вузов, в которых обеспечивается высокий уровень образования, а стоимость обучения и жизни значительно ниже, чем в столице (например, КФУ, ТюмГУ, ТГУ, ННГУ им. Лобачевского). Кроме того, у российских вузов есть успешный опыт открытия филиалов в других странах.

Еще одной сферой, сотрудничество в которой едва ли можно назвать интенсивным, однако можно — перспективным, является туризм. В существующей геополитической обстановке Россия заинтересована в появлении новых туристических направлений, а Алжир обладает определенной привлекательностью благодаря средиземноморскому побережью и огромным регионам Сахары. Алжирские власти также считают эту область перспективной и предпринимают первые шаги для ее развития. Так, было увеличено число прямых рейсов между Россией и Алжиром, обсуждается возможность упрощения правил получения туристических виз. В то же время, однако, даже опыт российских регионов показывает, что создание туристической инфраструктуры требует большой системной работы и колоссальных временных и финансовых затрат.

Говоря о перспективных формах сотрудничества, стоит подчеркнуть, что оно может развиваться посредством коммуникации не только на государственном уровне, но и на уровне бизнес-сообществ, экспертных и научных кругов, представителей гражданского общества. В этом может сыграть определенную роль Российско-Арабский деловой совет и Российско-Алжирский бизнес-форум.

Возможные препятствия

Прикладывая усилия для расширения и углубления сотрудничества между Россией и Алжиром, нельзя не учитывать и ряд факторов, которые могут его затруднить.

В первую очередь следует выделить вышеупомянутую структурную схожесть экономик, а именно — экспортной составляющей. И Россия, и Алжир являются крупными производителями и поставщиками продукции нефтегазовой промышленности. И если увеличение товарооборота в этом секторе не особенно перспективно, то на развитие совместных проектов, связанных с технической составляющей добычи углеводородов и переработки нефти, а также со смежными отраслями, есть определенные надежды.

В условиях существующего беспрецедентного санкционного давления Россия активизирует стратегию импортозамещения, что связано с определенными трудностями в плане развития отдельных отраслей машиностроения, электроники, электротехнической и фармацевтической промышленности и пр. Так что вряд ли приходится рассчитывать на увеличение российского экспортного потенциала в этих сферах, которые были бы интересны Алжиру в качестве расширения номенклатуры импорта.

Кроме того, фактором, сдерживающим потенциал взаимной торговли, являются тесные экономические связи Алжира с Европейским союзом, в том числе Европейско-средиземноморское соглашение об ассоциации. В условиях сокращения российского присутствия на европейском газовом рынке у Алжира открываются здесь новые перспективы, которые, тем не менее, ограничены его техническими возможностями.

Следует также учитывать активную позицию Китая по развитию торгово-экономического сотрудничества с африканским континентом и с Алжиром в том числе, что очевидно будет усиливать конкуренцию в плане продвижения российских товаров на рынок этой страны, заключения новых контрактов.

И, наконец, можно выделить еще один политический фактор, способный повлиять на экономическое сотрудничество, — сложности в алжиро-марокканских отношениях. С одной стороны, торговля между Россией и Марокко развивается более быстрыми темпами, чем торговля с Алжиром. Однако увеличившаяся напряженность между соседними магрибинскими странами может поставить Россию перед непростым выбором. В этих условиях ей важно не допустить втягивания в региональное противостояние.

***

Российско-алжирское сотрудничество в сфере экономики, действительно, обладает большими перспективами. Ностальгируя о советско-алжирских отношениях и представляя будущее российско-алжирских отношений важно понимать, что в нынешних условиях наполненность стратегического партнерства требует, может быть, больше, чем чего-либо иного, усиленного развития социальных и гуманитарных связей между странами. Без глубокого понимания друг друга — такого, которое мы видим, например, в российско-турецких отношениях, — без миллионов тоненьких ниточек, связывающих между собой общества, семьи, отдельных людей, двусторонние отношения рискуют так и остаться делом государственным, малоинтересным обществам.

1. Соловьева З.А. Экономическая стратегия Алжира (2015–2020 гг.) // Арабский Восток в поиске оптимальных социально-экономических решений: коллективная монография / Ин-т востоковедения Рос. акад. наук, Центр араб. и ислам. исслед.; [отв. ред. А. О. Филоник ; сост. Л. Н. Руденко, З. А. Соловьева]. Москва : ИВ РАН. 2022. С. 82.

2. Соловьева З.А. Экономическая стратегия Алжира (2015–2020 гг.) // Арабский Восток в поиске оптимальных социально-экономических решений: коллективная монография / Ин-т востоковедения Рос. акад. наук, Центр араб. и ислам. исслед.; [отв. ред. А. О. Филоник ; сост. Л. Н. Руденко, З. А. Соловьева]. Москва : ИВ РАН. 2022. С. 84.

3. Соловьева З.А. Экономическая стратегия Алжира (2015–2020 гг.) // Арабский Восток в поиске оптимальных социально-экономических решений: коллективная монография / Ин-т востоковедения Рос. акад. наук, Центр араб. и ислам. исслед.; [отв. ред. А. О. Филоник ; сост. Л. Н. Руденко, З. А. Соловьева]. Москва : ИВ РАН. 2022. С. 99.


Оценить статью
(Голосов: 15, Рейтинг: 4.27)
 (15 голосов)
Поделиться статьей
Выберите
Выберите

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся