Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Алла Язькова

Д.и.н., профессор, рук. Центра Средиземноморья и Черноморья Института Европы РАН, эксперт РСМД

Выход Румынии из «социалистического содружества» и устранение тоталитарного режима сопровождались переориентацией политики страны на сближение с Евросоюзом и НАТО. Отношения же с Россией были отодвинуты на второй план. Превращение Румынии в плацдарм для базирования военно-воздушных и военно-морских сил США и размещения американской системы ПРО явно не способствует российско-румынскому сближению и в будущем.

 Выход Румынии из «социалистического содружества» и устранение тоталитарного режима сопровождались переориентацией политики страны на сближение с Евросоюзом и НАТО. Отношения же с Россией были отодвинуты на второй план. Превращение Румынии в плацдарм для базирования военно-воздушных и военно-морских сил США и размещения американской системы ПРО явно не способствует российско-румынскому сближению и в будущем.

Крах «эпохи Чаушеску» и выход из социалистического лагеря

События в Румынии 17–22 декабря 1989 г. – нечастый в современной европейской истории пример социального взрыва, который не был подготовлен заранее и не имел явных лидеров. Стихийное восстание началось с выступлений в Тимишоаре, где составлявшие большинство населения венгры подвергались жесткой национальной дискриминации. Затем выступления перекинулись на Бухарест, где восставшие были поддержаны армейскими подразделениями. 25 декабря румынский диктатор Николае Чаушеску и его супруга Елена Чаушеску, также занимавшая ответственные государственные посты, были арестованы при попытке к бегству, подвергнуты суду военного трибунала и казнены.

Первоначально в качестве предпосылки этих событий называлось влияние внешнего фактора – лавинообразных перемен в ГДР, Чехословакии, Болгарии. На самом же деле главной причиной и прологом декабрьских событий стал тяжелейший кризис общества и государства, основанного на румынском варианте авторитарно-тоталитарной системы экономических и общественных отношений, сложившихся после Второй мировой войны. Суть этой системы – произвол и волюнтаризм, замешанный на безграмотных экономических и политических решениях, копировании de facto сталинской «модели», сдобренной откровенным национализмом.

В 1950-е годы, используя материальную помощь и кредиты СССР, румынское руководство добилось прогресса в экономическом развитии страны. А после прихода к власти в 1965 г. Н. Чаушеску была поставлена амбициозная цель: в кратчайшие сроки превратить Румынию в передовую европейскую державу. Сделать это предполагалось за счет широкого привлечения западных кредитов и направления их в перспективные отрасли экономики – нефтедобычу и нефтепереработку. Соответственно был скорректирован и внешнеполитический курс: Румыния выступила с критикой позиции СССР в советско-китайском конфликте, призвала к пересмотру характера экономических отношений в рамках СЭВ, а также резко осудила вторжение советских войск в Чехословакию в 1968 г. Несмотря на грубые нарушения прав человека, особенно прав национальных меньшинств, Румыния была объявлена «диссидентом в социалистическом лагере», и ей были предоставлены масштабные западные кредиты.

Однако западная помощь не пошла впрок тоталитарному режиму. Осуществление лишенных реальной основы планов форсированного развития должно было рано или поздно обернуться катастрофой. Уже в конце 1970-х годов внешний долг Румынии составил 12 млрд долл., а во второй половине 1980-х превысил 20 млрд долл. Постоянные срывы в экономике, нараставшая нехватка продовольствия, жесткий режим экономии электроэнергии и газа, поборы и штрафы, тяжелый принудительный труд – все это не могло не привести к социальному взрыву, краху тоталитарной диктатуры и выходу Румынии из «социалистического содружества».

Курс на европейскую и евроатлантическую интеграцию

Румыния была одной из первых стран Восточной Европы, заявившей о намерении вступить в НАТО и Евросоюз. И хотя отношения между советским руководством и пришедшим в 1990 г. к власти президентом Румынии Ионом Илиеску складывались в целом позитивно, в румынской политике постоянно присутствовал фактор «исторической памяти». Не случайно в дни августовского путча 1991 г. в Москве министр иностранных дел Румынии был направлен в Брюссель для консультаций по поводу «возможных негативных последствий московских событий для пограничных с СССР стран». 10 октября 1991 г. румынское руководство, опираясь на поддержку 95 % граждан страны [1], сделало официальное заявление о решимости укреплять связи с НАТО и добиваться последующего вступления в альянс. Но стать членом НАТО Румыния смогла лишь 1 апреля 2004 г. после выполнения целого ряда требований.

Еще сложнее проходило вступление Румынии в Евросоюз, при этом процесс растянулся более чем на десятилетие. В 1993 г. было подписано Соглашение об ассоциации, которое предусматривало постепенное снижение таможенных барьеров и создание в перспективе зоны свободной торговли. Румыния стала членом ЕС лишь 1 января 2007 г. Перед этим Еврокомиссия указала на недостаточную открытость ее экономики и неразвитость политических структур, а также на наличие теневого сектора и коррупцию как системную проблему, подрывающую экономическое развитие страны и веру граждан в правосудие.

Но особенно тяжело на Румынии отразился мировой финансово-экономический кризис. Уже в конце 2008 г. курс румынской валюты упал на 5 % по отношению к евро, а безработица составила 6,3 % от числа трудоспособного населения, что нанесло ощутимый ущерб госбюджету из-за необходимости выплачивать пособия (1,5 млрд долл. ежегодно). По сравнению с соседней Болгарией, зимний энергетический кризис 2009 г. оказался для Румынии менее тяжелым, поскольку она на 65 % обеспечивает себя природным газом из собственных месторождений.

В целом же в последних документах ЕС косвенным образом признается «некоторая поспешность» приема Румынии и Болгарии в Евросоюз. Это же подтверждается и реальной ситуацией в этих странах, поскольку выполнение ряда условий ЕС, особенно в аграрном секторе и в сфере малого и среднего бизнеса, тяжело отражается на положении достаточно широких слоев населения.

Румыния и Россия: состояние и перспективы отношений

Отношения между Румынией и Россией сохранили на себе негативный отпечаток затяжного конфликта по поводу принадлежности исторической области Бессарабия. Румынские и российские историки приводили в пользу своих позиций разные, зачастую противоречившие друг другу доводы, которые в моменты осложнения отношений брались на вооружение политиками (например, в середине 1960-х годов Н. Чаушеску использовал территориальную проблему для дистанцирования от СССР).

Те же аргументы использует в своей риторике нынешний президент Румынии Траян Бэсеску, неоднократно заявлявший о необходимости «исправить историческую несправедливость» в отношении Бессарабии. Заявления подобного рода затрагивают интересы не столько России, сколько Молдовы и Украины, так как части территории исторической Бессарабии входят также в состав Одесской и Черновицкой областей. Что же касается российско-румынских отношений, то, хотя сегодня Россия и Румыния не имеют общих границ, муссирование «бессарабского вопроса» создает неприемлемый фон для их нормального развития. Достаточно в связи с этим упомянуть недавнее заявление Т. Бэсеску о том, что, будь он на месте фашистского диктатора Иона Антонеску, союзника гитлеровской Германии, он отдал бы 22 июня 1941 г. точно такой же приказ: перейти реку Прут и освободить Бессарабию.

Вступление в НАТО было воспринято румынским руководством как своего рода «защитный зонтик» на случай осложнения отношений с Россией. Однако в ответ Румыния взяла на себя обязательства выполнять геополитическую роль плацдарма НАТО и США, ориентированного на страны Причерноморья, Ближнего и Среднего Востока, а в какой-то мере и на Россию. Еще в 2005 г. на территории Румынии были созданы американские военно-морские базы. В сентябре 2011 г. Румыния и США подписали соглашение, предусматривающее размещение элементов американской ПРО в Румынии, и совместную декларацию о стратегическом партнерстве в XXI веке. В ответ на протесты российского МИД румынский президент заявил, что Румыния не намерена давать Москве каких-либо юридических гарантий. Россия добивается юридических гарантий того, что развертываемая США в Европе система ПРО будет преследовать только те цели, о которых официально объявлено, и не нарушит соотношение сил в регионе и в мире.

Румынский президент поставил страну на опасный путь односторонней ориентации на США и НАТО и ухудшения отношений с Россией.

Таким образом, в отличие от своих предшественников – социал-демократа Иона Илиеску и либерала Эмиля Константинеску, нынешний румынский президент поставил страну на опасный путь односторонней ориентации на США и НАТО и ухудшения отношений с Россией.

Несмотря на наличие целого ряда сложных проблем в двусторонних отношениях, в октябре 2011 г. состоялись российско-румынские консультации по приднестровскому урегулированию. Российский интерес к румынскому участию в этом вопросе связан с возможностью косвенно повлиять на позицию ЕС, обладающего статусом наблюдателя в формате группы «5+2». Тем не менее эти консультации – лишь малая часть возможностей расширения российско-румынских политических отношений, которые в последнее время были сведены к минимуму.

Крайне невысок и уровень российско-румынского экономического сотрудничества, несмотря на объективную потребность обеих стран в его развитии. Резкий спад товарооборота между СССР и Румынией произошел еще в конце 1990-х годов, и задача укрепления экономических связей с Россией постоянно выдвигалась предшественниками нынешнего президента на первый план. Несмотря на подписание Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Румынией (июль 2003 г.), эта позитивная тенденция не нашла своего развития.

Во время рабочего визита президента Т. Бэсеску в Россию в феврале 2005 г. основной акцент был сделан на развитие торгово-экономических связей двух стран. В результате достигнутых договоренностей товарооборот между Россией и Румынией постепенно увеличился, составив в 2010 г. 3,8 млрд долл., однако при этом уровень сотрудничества остается по-прежнему невысоким.

Россия и Румыния объективно были бы заинтересованы в развитии регионального сотрудничества в сфере безопасности и урегулирования конфликтов в Причерноморье, а также в создании дополнительных путей транспортировки энергоресурсов на Балканы и в Европу. Но односторонняя ориентация нынешнего румынского руководства на сотрудничество с США и НАТО, предоставление территории своей страны в качестве плацдарма для базирования американских военно-воздушных и военно-морских сил и размещения элементов системы ПРО в значительной мере нейтрализуют возможности более активного российско-румынского сотрудничества.

1. Ministry of Foreign Affaires. White Book on Romania and NATO. Bucharest, 1997. P. 13.    

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся