Выход Румынии из «социалистического содружества» и устранение тоталитарного режима сопровождались переориентацией политики страны на сближение с Евросоюзом и НАТО. Отношения же с Россией были отодвинуты на второй план. Превращение Румынии в плацдарм для базирования военно-воздушных и военно-морских сил США и размещения американской системы ПРО явно не способствует российско-румынскому сближению и в будущем.
Крах «эпохи Чаушеску» и выход из социалистического лагеря
События в Румынии 17–22 декабря 1989 г. – нечастый в современной европейской истории пример социального взрыва, который не был подготовлен заранее и не имел явных лидеров. Стихийное восстание началось с выступлений в Тимишоаре, где составлявшие большинство населения венгры подвергались жесткой национальной дискриминации. Затем выступления перекинулись на Бухарест, где восставшие были поддержаны армейскими подразделениями. 25 декабря румынский диктатор Николае Чаушеску и его супруга Елена Чаушеску, также занимавшая ответственные государственные посты, были арестованы при попытке к бегству, подвергнуты суду военного трибунала и казнены.
Первоначально в качестве предпосылки этих событий называлось влияние внешнего фактора – лавинообразных перемен в ГДР, Чехословакии, Болгарии. На самом же деле главной причиной и прологом декабрьских событий стал тяжелейший кризис общества и государства, основанного на румынском варианте авторитарно-тоталитарной системы экономических и общественных отношений, сложившихся после Второй мировой войны. Суть этой системы – произвол и волюнтаризм, замешанный на безграмотных экономических и политических решениях, копировании de facto сталинской «модели», сдобренной откровенным национализмом.
В 1950-е годы, используя материальную помощь и кредиты СССР, румынское руководство добилось прогресса в экономическом развитии страны. А после прихода к власти в 1965 г. Н. Чаушеску была поставлена амбициозная цель: в кратчайшие сроки превратить Румынию в передовую европейскую державу. Сделать это предполагалось за счет широкого привлечения западных кредитов и направления их в перспективные отрасли экономики – нефтедобычу и нефтепереработку. Соответственно был скорректирован и внешнеполитический курс: Румыния выступила с критикой позиции СССР в советско-китайском конфликте, призвала к пересмотру характера экономических отношений в рамках СЭВ, а также резко осудила вторжение советских войск в Чехословакию в 1968 г. Несмотря на грубые нарушения прав человека, особенно прав национальных меньшинств, Румыния была объявлена «диссидентом в социалистическом лагере», и ей были предоставлены масштабные западные кредиты.
Однако западная помощь не пошла впрок тоталитарному режиму. Осуществление лишенных реальной основы планов форсированного развития должно было рано или поздно обернуться катастрофой. Уже в конце 1970-х годов внешний долг Румынии составил 12 млрд долл., а во второй половине 1980-х превысил 20 млрд долл. Постоянные срывы в экономике, нараставшая нехватка продовольствия, жесткий режим экономии электроэнергии и газа, поборы и штрафы, тяжелый принудительный труд – все это не могло не привести к социальному взрыву, краху тоталитарной диктатуры и выходу Румынии из «социалистического содружества».
Курс на европейскую и евроатлантическую интеграцию
Румыния была одной из первых стран Восточной Европы, заявившей о намерении вступить в НАТО и Евросоюз. И хотя отношения между советским руководством и пришедшим в 1990 г. к власти президентом Румынии Ионом Илиеску складывались в целом позитивно, в румынской политике постоянно присутствовал фактор «исторической памяти». Не случайно в дни августовского путча 1991 г. в Москве министр иностранных дел Румынии был направлен в Брюссель для консультаций по поводу «возможных негативных последствий московских событий для пограничных с СССР стран». 10 октября 1991 г. румынское руководство, опираясь на поддержку 95 % граждан страны [1], сделало официальное заявление о решимости укреплять связи с НАТО и добиваться последующего вступления в альянс. Но стать членом НАТО Румыния смогла лишь 1 апреля 2004 г. после выполнения целого ряда требований.
Еще сложнее проходило вступление Румынии в Евросоюз, при этом процесс растянулся более чем на десятилетие. В 1993 г. было подписано Соглашение об ассоциации, которое предусматривало постепенное снижение таможенных барьеров и создание в перспективе зоны свободной торговли. Румыния стала членом ЕС лишь 1 января 2007 г. Перед этим Еврокомиссия указала на недостаточную открытость ее экономики и неразвитость политических структур, а также на наличие теневого сектора и коррупцию как системную проблему, подрывающую экономическое развитие страны и веру граждан в правосудие.
Но особенно тяжело на Румынии отразился мировой финансово-экономический кризис. Уже в конце 2008 г. курс румынской валюты упал на 5 % по отношению к евро, а безработица составила 6,3 % от числа трудоспособного населения, что нанесло ощутимый ущерб госбюджету из-за необходимости выплачивать пособия (1,5 млрд долл. ежегодно). По сравнению с соседней Болгарией, зимний энергетический кризис 2009 г. оказался для Румынии менее тяжелым, поскольку она на 65 % обеспечивает себя природным газом из собственных месторождений.
В целом же в последних документах ЕС косвенным образом признается «некоторая поспешность» приема Румынии и Болгарии в Евросоюз. Это же подтверждается и реальной ситуацией в этих странах, поскольку выполнение ряда условий ЕС, особенно в аграрном секторе и в сфере малого и среднего бизнеса, тяжело отражается на положении достаточно широких слоев населения.
Румыния и Россия: состояние и перспективы отношений
Отношения между Румынией и Россией сохранили на себе негативный отпечаток затяжного конфликта по поводу принадлежности исторической области Бессарабия. Румынские и российские историки приводили в пользу своих позиций разные, зачастую противоречившие друг другу доводы, которые в моменты осложнения отношений брались на вооружение политиками (например, в середине 1960-х годов Н. Чаушеску использовал территориальную проблему для дистанцирования от СССР).
Те же аргументы использует в своей риторике нынешний президент Румынии Траян Бэсеску, неоднократно заявлявший о необходимости «исправить историческую несправедливость» в отношении Бессарабии. Заявления подобного рода затрагивают интересы не столько России, сколько Молдовы и Украины, так как части территории исторической Бессарабии входят также в состав Одесской и Черновицкой областей. Что же касается российско-румынских отношений, то, хотя сегодня Россия и Румыния не имеют общих границ, муссирование «бессарабского вопроса» создает неприемлемый фон для их нормального развития. Достаточно в связи с этим упомянуть недавнее заявление Т. Бэсеску о том, что, будь он на месте фашистского диктатора Иона Антонеску, союзника гитлеровской Германии, он отдал бы 22 июня 1941 г. точно такой же приказ: перейти реку Прут и освободить Бессарабию.
Вступление в НАТО было воспринято румынским руководством как своего рода «защитный зонтик» на случай осложнения отношений с Россией. Однако в ответ Румыния взяла на себя обязательства выполнять геополитическую роль плацдарма НАТО и США, ориентированного на страны Причерноморья, Ближнего и Среднего Востока, а в какой-то мере и на Россию. Еще в 2005 г. на территории Румынии были созданы американские военно-морские базы. В сентябре 2011 г. Румыния и США подписали соглашение, предусматривающее размещение элементов американской ПРО в Румынии, и совместную декларацию о стратегическом партнерстве в XXI веке. В ответ на протесты российского МИД румынский президент заявил, что Румыния не намерена давать Москве каких-либо юридических гарантий. Россия добивается юридических гарантий того, что развертываемая США в Европе система ПРО будет преследовать только те цели, о которых официально объявлено, и не нарушит соотношение сил в регионе и в мире.
Таким образом, в отличие от своих предшественников – социал-демократа Иона Илиеску и либерала Эмиля Константинеску, нынешний румынский президент поставил страну на опасный путь односторонней ориентации на США и НАТО и ухудшения отношений с Россией.
Несмотря на наличие целого ряда сложных проблем в двусторонних отношениях, в октябре 2011 г. состоялись российско-румынские консультации по приднестровскому урегулированию. Российский интерес к румынскому участию в этом вопросе связан с возможностью косвенно повлиять на позицию ЕС, обладающего статусом наблюдателя в формате группы «5+2». Тем не менее эти консультации – лишь малая часть возможностей расширения российско-румынских политических отношений, которые в последнее время были сведены к минимуму.
Крайне невысок и уровень российско-румынского экономического сотрудничества, несмотря на объективную потребность обеих стран в его развитии. Резкий спад товарооборота между СССР и Румынией произошел еще в конце 1990-х годов, и задача укрепления экономических связей с Россией постоянно выдвигалась предшественниками нынешнего президента на первый план. Несмотря на подписание Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Румынией (июль 2003 г.), эта позитивная тенденция не нашла своего развития.
Во время рабочего визита президента Т. Бэсеску в Россию в феврале 2005 г. основной акцент был сделан на развитие торгово-экономических связей двух стран. В результате достигнутых договоренностей товарооборот между Россией и Румынией постепенно увеличился, составив в 2010 г. 3,8 млрд долл., однако при этом уровень сотрудничества остается по-прежнему невысоким.
Россия и Румыния объективно были бы заинтересованы в развитии регионального сотрудничества в сфере безопасности и урегулирования конфликтов в Причерноморье, а также в создании дополнительных путей транспортировки энергоресурсов на Балканы и в Европу. Но односторонняя ориентация нынешнего румынского руководства на сотрудничество с США и НАТО, предоставление территории своей страны в качестве плацдарма для базирования американских военно-воздушных и военно-морских сил и размещения элементов системы ПРО в значительной мере нейтрализуют возможности более активного российско-румынского сотрудничества.
1. Ministry of Foreign Affaires. White Book on Romania and NATO. Bucharest, 1997. P. 13.