Read in English
Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 4)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Чжао Хуашэн

Профессор Института международных исследований при Фуданьском университете, старший научный сотрудник Пекинского клуба по международному диалогу

Россия и Китай — традиционные партнеры на Евразийском континенте. Оба государства, гранича друг с другом, занимают огромные территории Евразийской плиты и их общие интересы в основном здесь и сосредоточены. Именно поэтому международное и региональное стратегическое сотрудничество двух стран начинается на Евразийском континенте и на нем и базируется. Основные проекты двустороннего сотрудничества — ШОС, сопряжение Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и китайской Инициативы пояса и пути, «Большая Евразия» — объединяют континент.

Хотя Россию и Китай традиционно относили к континентальным державам, обе страны омываются океанами, имеют протяженную береговую линию, считают себя морскими государствами и стремятся стать великими морскими державами. Начиная с 1990-х гг. китайское правительство выпустило серию программных документов по развитию мореплавания, в том числе «Океаническую политику Китая в XXI веке» (China’s Oceans in the 21st Century). Превращение КНР в морскую державу — стратегическая цель. На международном уровне в 2013 г. Пекин выдвинул инициативу строительства «Морского Шелкового пути», а в 2019 г. выступил с предложением о создании Морского сообщества единой судьбы. В России же еще в 2001 г. была утверждена «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года», которая включала освоение ресурсов Мирового океана, защиту морских интересов России и укрепление ее позиций среди крупнейших морских держав мира.

В рамках стратегического партнерства России и Китаю следует разработать концепцию морского стратегического партнерства, которая необходима как для практического сотрудничества, так и для долгосрочного развития двусторонних отношений. Морское стратегическое партнерство и морское стратегическое сотрудничество — не одно и то же. Стратегическое сотрудничество подразумевает конкретные совместные действия, в то время как стратегическое партнерство указывает на статус признания друг друга стратегическими партнерами.

Концепция морского стратегического партнерства могла бы объединить кооперацию на суше и на море и открыть больше возможностей для стратегического сотрудничества между двумя странами. Отсутствие подобной концепции не помешало в прошлом развитию российско-китайского сотрудничества, однако для дальнейшего укрепления отношений двух стран на современном этапе и в будущем такой пробел, вероятно, может послужить тормозом.

В теории стратегическое партнерство между Россией и Китаем может охватывать все области; на практике, однако, это не означает, что сотрудничество между двумя странами достигло пределов по всем возможным направлениям. Вот почему выдвижение концепции морского стратегического партнерства сохраняет столь существенное значение для дальнейшего развития российско-китайских отношений.

Россия и Китай — традиционные партнеры на Евразийском континенте. Оба государства, гранича друг с другом, занимают огромные территории Евразийской плиты и их общие интересы в основном здесь и сосредоточены. Именно поэтому международное и региональное стратегическое сотрудничество двух стран начинается на Евразийском континенте и на нем и базируется. Основные проекты двустороннего сотрудничества — ШОС, сопряжение Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и китайской Инициативы пояса и пути, «Большая Евразия» — объединяют континент.

Хотя Россию и Китай традиционно относили к континентальным державам, обе страны омываются океанами, имеют протяженную береговую линию, считают себя морскими государствами и стремятся стать великими морскими державами. Начиная с 1990-х гг. китайское правительство выпустило серию программных документов по развитию мореплавания, в том числе «Океаническую политику Китая в XXI веке» (China’s Oceans in the 21st Century). Превращение КНР в морскую державу — стратегическая цель. На международном уровне в 2013 г. Пекин выдвинул инициативу строительства «Морского Шелкового пути», а в 2019 г. выступил с предложением о создании Морского сообщества единой судьбы. В России же еще в 2001 г. была утверждена «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года», которая включала освоение ресурсов Мирового океана, защиту морских интересов России и укрепление ее позиций среди крупнейших морских держав мира.

Россия и Китай давно сотрудничают в Мировом океане, включая такие направления, как Арктика, реализация проекта «Морской Шелковый путь», проведение совместных военных учений в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах, а также в Средиземном море, совместное авиационное патрулирование в Японском море и ряд других видов деятельности. При этом в академических кругах все чаще отмечается необходимость развития стратегического морского сотрудничества между Россией и Китаем. Однако концепция такого партнерства до сих пор не выработана.

Концепция морского стратегического партнерства необходима как для практического сотрудничества, так и для долгосрочного развития двусторонних отношений. Морское стратегическое партнерство и морское стратегическое сотрудничество — не одно и то же. Стратегическое сотрудничество подразумевает конкретные совместные действия, в то время как стратегическое партнерство указывает на статус признания друг друга стратегическими партнерами. Концепция морского стратегического партнерства сформирует общие рамки сотрудничества, объединяя воедино сотрудничество на суше и на море и открывая больше возможностей для стратегического сотрудничества между двумя странами.

Для формирования российско-китайского стратегического морского партнерства имеются и условия, и возможности. Интересы обоих государств в морских акваториях совпадают, отсутствуют серьезные противоречия, хотя по отдельным вопросам возможны разногласия.

Оба государства поддерживают отношения на высоком уровне, что служит необходимой политической основой. И Россия, и Китай считают освоение Мирового океана важным стратегическим направлением. Географически Китай омывается морями Тихого океана, а также он имеет выход к Индийскому океану. Границы России в основном простираются вдоль Северного Ледовитого океана и находятся в непосредственной близости от Атлантического океана. Береговые линии России и Китая практически сливаются, образуя своего рода океанский континуум.

Морское сотрудничество является естественным продолжением континентального сотрудничества Москвы и Пекина. Обе страны имеют взаимодополняющую структуру во многих аспектах морских перевозок. Они могут использовать возможности друг друга для расширения своего потенциала развития мореплавания и получения большей выгоды. Не вызывает сомнения, что в сфере морских перевозок у обеих стран будет все больше точек соприкосновения и, соответственно, областей для сотрудничества. Это создаст потенциал для устойчивого развития морского стратегического партнерства.

XXI век — это век Океана. Мировой океан становится ведущим фактором в политике, экономике и обеспечении безопасности. В Индо-Тихоокеанском регионе расположены четыре из шести крупнейших экономик мира, а именно: США, Китай, Япония и Индия. Арктический регион становится новой горячей точкой в международной политике, сфере безопасности и освоении энергетических ресурсов. В будущем соотношение сил на международной арене в значительной степени будет определяться фактором морской силы. Существенную роль в морских делах будут играть Россия и Китай. Обе страны могут укрепить свои позиции и усилить влияние, действуя в кооперации, что позволит им более эффективно отстаивать национальные интересы.

Основной смысл концепции российско-китайского стратегического морского партнерства заключается в том, что обе страны выступают в качестве стратегических партнеров для осуществления всеобъемлющего и долгосрочного сотрудничества в освоении Мирового океана. Основными регионами сотрудничества являются Тихий, Индийский и Северный Ледовитый океаны, но оно также может охватить и Атлантику, и Средиземное море. Являясь частью стратегического партнерства между Россией и Китаем, морское стратегическое партнерство полностью отвечает его характеру. Оно не является конфронтационным и не направлено против третьих стран. Его главная цель — способствовать развитию двух стран.

Морское стратегическое партнерство России и Китая призвано расширить диапазон и возможности двух стран для освоения Мирового океана, укрепить международный статус и влияние в мире, а также обеспечить защищенность своих интересов и безопасность на море. Кроме того, морское стратегическое партнерство позволит повысить эффективность совместных усилий в деле поддержания безопасности и стабильности Мирового океана и при решении международных морских проблем. Оно также создаст прочную основу для укрепления морских связей между государствами и проявления уважения к морским интересам и безопасности друг друга путем предоставления обеим странам конструктивного механизма разрешения возможных проблем и противоречий в морских делах.

Содержание морского стратегического партнерства включает освоение ресурсов, защиту окружающей среды, проведение совместных исследований, внедрение научно-технических инноваций, сотрудничество в области энергетики, строительство объектов инфраструктуры и новых каналов, борьбу с пиратством и терроризмом, обеспечение безопасности международного морского судоходства, военно-стратегическое сотрудничество в области безопасности на море, поддержание международного морского режима, отвечающего требованиям справедливого международного порядка и т.д. Вместе с тем, по мере развития двустороннего сотрудничества между Россией и Китаем спектр их взаимодействия в рамках морского стратегического партнерства будет расширяться. В целях продвижения морского стратегического партнерства Россия и Китай могли бы разработать особую программу действий и соответствующие механизмы.

В настоящее время основными направлениями взаимодействия России и Китая как морских стратегических партнеров являются Арктика и реализация проекта «Ледовый Шелковый путь», поддержание международного морского режима, обеспечение морской стратегической безопасности, военное сотрудничество, а также развитие сотрудничества в регионе Индийского океана.

Наиболее интенсивно морское экономическое сотрудничество между Россией и Китаем развивается в Арктике, которая обладает наибольшим потенциалом и возможностями для экономического взаимодействия обеих стран. В этом регионе Россия и Китай осуществляют совместное строительство портов «Ледового Шелкового пути». Текущее морское экономическое сотрудничество между Россией и Китаем охватывает широкий спектр вопросов, в том числе смягчение последствий изменения климата, развитие энергетики и защита окружающей среды, внедрение научно-технических инноваций и направлений инвестиций в инфраструктуру и строительство и т.д. Глобальное потепление приводит к увеличению сезона навигации и росту судоходства в Арктике, что придаст импульс российско-китайскому сотрудничеству в использовании Северного морского пути в коммерческих целях. Это может даже изменить сложившуюся структуру международных морских путей, от чего, как ожидается, выиграют и Россия, и Китай.

Россия является арктической страной, а Китай позиционирует себя как «околоарктическое государство». У Москвы имеются определенные опасения, связанные с активностью Пекина в Арктике. Однако Китай не представляет угрозы интересам России, в том числе в сфере военной безопасности и территориальных споров. Вот почему усиление активности Китая в Арктике на самом деле не вступает в противоречие с основополагающими интересами России.

Морской правовой режим — важная составная часть мирового порядка, и его значение постоянно возрастает. Хаотичность, характеризующая современные международные отношения, отличает и нынешний международный морской режим. Его установление и поддержание необходимо для создания миропорядка в будущем. В этом отношении Россия и Китай имеют схожие позиции, обусловленные их последовательным политическим видением построения нового международного порядка. Важно отметить, что обе страны уважают принципы государственного суверенитета и территориальной целостности, а также разрешают морские споры мирными средствами на основе Устава ООН и международного права.

Стратегическая безопасность и военное сотрудничество занимают особо важное место в морском стратегическом партнерстве России и Китая, о чем наглядно свидетельствует сотрудничество в военной сфере между двумя странами. И Россия, и Китай сталкиваются с серьезными угрозами безопасности с моря, некоторые из которых исходят от одного и того же источника. Судя по нынешней тенденции, эти угрозы будут носить долгосрочный характер и постоянно нарастать. Военно-морское сотрудничество между Россией и Китаем может укрепить их обороноспособность и более эффективно обеспечить безопасность. Стратегическое морское партнерство между Россией и Китаем не означает, что в случае военного конфликта эти страны станут «товарищами по оружию», однако оно поможет двум странам по крайней мере «остаться друзьями» и обеспечит политическое взаимопонимание и, возможно, поддержку.

Регион Индийского океана — важное направление морского стратегического партнерства России и Китая не только в силу важности самого региона, но и из-за ситуации, сложившейся после реализации Соединенными Штатами концепции «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» (ИТР). Архитектура Индо-Тихоокеанской стратегии включает наряду с Соединенными Штатами еще три государства, играющие важную роль в Тихом и Индийском океанах, а именно: Японию, Индию и Австралию. Опираясь на механизм Quad, эти четыре страны пытаются построить всеобъемлющую структуру сотрудничества в двух океанах, которое включает политику, безопасность, экономику, науку и технологии, окружающую среду, общественное здравоохранение, строительство инфраструктуры, связь и т.д. Появление такой структуры может иметь разрушительное воздействие на существующие многосторонние механизмы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кроме того, Соединенные Штаты, Япония, Индия и Австралия получают доминирующий механизм в регионах Тихого и Индийского океанов.

Нет сомнений в том, что основной целью Индо-Тихоокеанской стратегии США является ослабление Китая, и американцы этого не скрывают. Географически Индо-Тихоокеанская стратегия заключает Китай в окружение на просторах Тихого и Индийского океанов. В таких условиях возникает важный вопрос, смогут ли Россия и Китай осуществлять сотрудничество и исправить ситуацию совместными усилиями. Учитывая закрытый характер Индо-Тихоокеанской стратегии, и Россия, и Китай официально выступают против нее. Вместе с тем, поскольку Индо-Тихоокеанская стратегия направлена в первую очередь против Китая, то российское отношение к ней может отличаться от китайского.

Россия инстинктивно относится к Индо-Тихоокеанской стратегии с подозрением и выступает против нее. Это связано с осознанием Москвой того факта, что Индо-Тихоокеанская стратегия представляет собой стратегический вызов и для нее самой, поскольку подрывает ее стратегическое влияние в Тихом и Индийском океанах и Евразии, а также может отодвинуть страну в этих регионах на периферию.

Вместе с тем Индо-Тихоокеанская стратегия не вызвала особого волнения в российском обществе, что неудивительно, поскольку в ее фокусе не находится Россия. Индо-Тихоокеанская стратегия — это в основном спор между Китаем и США. При этом отдельные российские ученые рассматривают Инициативу пояса и пути как аналог Индо-Тихоокеанской концепции, в то время как другие считают ее аналогом концепции Сообщества единой судьбы человечества. Объективно говоря, такая позиция российских академических кругов вполне естественна.

Однако это не мешает России и Китаю действовать сообща в отношении Индо-Тихоокеанской стратегии. Сотрудничество между Россией и Китаем в Индийском океане помогает ослабить общее стратегическое давление на Россию, что отвечает интересам ее глобальной стратегии. Более того, даже если Индо-Тихоокеанская стратегия никак не затронет Россию непосредственно, то давление на нее США не снизится, американские стратегические позиции усилятся, а российские ослабнут. Вот почему совместное решение проблемы Индо-Тихоокеанской стратегии США является разумным стратегическим выбором и для России, и для Китая.

Ответом России и Китая должно стать не прямое противодействие Индо-Тихоокеанской стратегии, а расширение сотрудничества в регионе Индийского океана. Другими словами, совместные действия России и Китая должны быть направлены не на противодействие Индо-Тихоокеанской стратегии как таковой, а на скоординированное развитие и усиление своих позиций в регионе Индийского океана. Хотя у России и Китая есть все основания для противодействия Индо-Тихоокеанской стратегии США, поскольку она исключает их участие, тем самым отправляя их по другую сторону баррикад, но России и Китаю нет необходимости выступать против концепции Индо-Тихоокеанского региона как таковой.

Следует отметить, что развитие глобализации, транспортного обеспечения и средств связи, а также расширение масштабов регионального сотрудничества в ИТР делают естественным процесс сближения в экономике, политике и сфере безопасности. Вполне вероятно, что концепция ИТР будет использоваться в будущем все чаще и чаще. России и Китаю не следует отвергать ее только потому, что ее используют США. Они не должны позволить ей стать «собственностью» США и отказаться от развития в соответствии с концепцией Индо-Тихоокеанского региона. У России и Китая может быть своя интерпретация Индо-Тихоокеанской концепции, и они могут сотрудничать и действовать сообща в рамках своего видения, тем более что географически, экономически, политически и с точки зрения обеспечения безопасности оснований для этого у них более чем достаточно.

Для сотрудничества России и Китая в регионе Индийского океана имеются все условия. И Россия, и Китай сотрудничают со всеми странами региона и реализуют свое присутствие в различных формах. Индия и Пакистан — члены Шанхайской организации сотрудничества. Россия и Китай совместно сформировали несколько механизмов трехстороннего диалога со странами региона, в частности, «Россия — Китай — Индия» и «Россия — Китай — Иран». Москва и Пекин имеют платформы сотрудничества с АСЕАН на высоком уровне, поддерживают тесные отношения с Исламабадом, реализуют проекты транспортных коридоров в Индийский океан. Хотя присутствие России в регионе Индийского океана не такое масштабное и всеобъемлющее, как Китая, Москва поддерживает тесные военные отношения с местными странами, включая Индию, Пакистан, Иран, а также некоторыми странами Юго-Восточной Азии и Африки. Следует также отметить, что Россия и Китай располагают важнейшими механизмами связи с регионом Индийского океана, а именно: Инициативой пояса и пути и Большим Евразийским партнерством. Используя эти форматы, Россия и Китай могут наращивать широкое сотрудничество в регионе Индийского океана и укреплять тесные связи с его странами, что явится наилучшим совместным ответом обеих стран на Индо-Тихоокеанскую стратегию.

(Голосов: 13, Рейтинг: 4)
 (13 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju