Read in English
Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.83)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Наталья Вяхирева

К. полит. н., старший научный сотрудник, руководитель отдела Канады Института США и Канады им. Г.А. Арбатова

Арктический регион претерпевает значительные перемены. Они связаны с изменением климата и общеполитическими процессами в мире. Одна из тенденций, характерная для региона в последние годы, — наращивание деятельности внерегиональных акторов. Внимание неарктических государств к Арктике постоянно повышается. Показательно, что в последние пять лет практически все неарктические государства — наблюдатели Арктического совета обновили или впервые приняли арктические стратегии. Например, Китай в 2018 г. впервые принял Белую книгу по арктической политике.

Восточноазиатские государства — Китай, Япония, Республика Корея — заинтересованы в пересмотре правового статуса Арктики. Они стремятся к большей открытости данного региона, поддерживают идею вывода СМП и СЗП из-под контроля России и Канады, настроены на их льготное использование с перспективой «интернационализации». В целом же можно говорить о том, что эти государства нацелены на ревизию правового режима Арктики в пользу неарктических государств.

Таким образом, и Россия, и Канада оказываются в неоднозначной ситуации. С одной стороны, задействование финансового и научно-технического потенциала этих стран может быть полезно для разработки ресурсов Арктики; с другой стороны, подход азиатских наблюдателей по ряду вопросов не совпадает с российским или канадским. Следовательно, оба государства стоят перед необходимостью выстраивания взвешенной и осторожной политики в отношении неарктических государств. Может ли данный фактор стать основой для сближения российско-канадских отношений по арктическим вопросом и в более широком плане? Вероятнее всего, это недостаточная причина для сближения. Основным партнером Канады, в том числе по Арктике, остаются США. Улучшение российско-канадских отношений, в том числе в арктическом регионе, возможно лишь на фоне улучшения отношений между Россией и США. Хотя, как представляется, потенциал российско-канадского сотрудничества достаточно высок. И Арктика могла бы стать одной из центральных тем двусторонних отношений. Кроме того, необходимо быть готовыми к тому, что Арктика становится более открытым регионом. Важно сохранить ее свободной от конфликтов — как военных, так и экономических. Это означает, что Россия и Канада должны более активно искать возможности для взаимовыгодного сотрудничества в этом регионе.

Арктический регион претерпевает значительные перемены. Они связаны с изменением климата и общеполитическими процессами в мире. Одна из тенденций, характерная для региона в последние годы, — наращивание деятельности внерегиональных акторов. Внимание неарктических государств к Арктике постоянно повышается. Показательно, что в последние пять лет практически все неарктические государства — наблюдатели Арктического совета обновили или впервые приняли арктические стратегии. Например, Китай в 2018 г. впервые принял Белую книгу по арктической политике. В связи с ростом присутствия внерегиональных акторов важно рассмотреть подход России и Канады, двух крупнейших арктических держав, к выстраиванию отношений с внерегионалами, в частности, с государствами — наблюдателями Арктического совета.

Интересы внерегионалов в Арктике

Можно выделить несколько причин интереса внерегиональных акторов к Арктике. Прежде всего, их внимание обусловлено климатическими изменениями в регионе, которые оказывают влияние на жизнь и хозяйственную деятельность той или иной страны, а также на планету в целом. Кроме того, практически все государства-наблюдатели заинтересованы в проведении научно-исследовательской деятельности в Арктике. Также «внерегионалы» преследуют экономические интересы в регионе. Их привлекают транспортные возможности, а именно — использование Северного морского пути и Северо-западного прохода; сырьевые ресурсы Арктики; биоресурсы и возможности рыбного промысла; развитие арктического туризма и извлечение прибыли из данного направления деятельности.

При этом, если модель и механизмы взаимодействия арктических государств более или менее ясны, даже при условии возникновения спорных ситуаций, то появление новых игроков, их деятельность и выстраивание модели взаимодействия с ними вызывают ряд вопросов. Как представляется, выстраивание сбалансированного взаимодействия с неарктическими государствами представляет собой совпадающий интерес для России и Канады.

Особенности российского подхода

Отношение России к Арктике в целом в значительной степени обусловлено географическим фактором. Значительная часть территории России расположена за Полярным кругом. Арктика представляет собой ресурсную базу России. В этом регионе формируется весомая часть экспортного потенциала. Можно говорить о том, что данный регион представляет собой зону стратегических интересов страны, и отсюда вытекает отношение Москвы к присутствию внерегиональных акторов в Арктике. Россия, как и Канада, выступает за укрепление позиций арктических государств и настороженно относится к вопросу расширения круга акторов в арктическом регионе.

Например, когда в 2013 году принималось решение относительно предоставления статуса наблюдателя Китаю, Индии, Японии, Южной Корее, Сингапуру, Италии, ЕС и ряду организаций, и Москва, и Оттава первоначально были против, опасаясь, что это негативно скажется на эффективности работы Арктического Совета.

В результате запросы EC и других организаций были отклонены. Отметим, что Европейский союз добивается получения статуса наблюдателя в Арктическом Совете с 2008 г. и до сих пор не достиг результатов. Позиция России и Канады по вопросу статуса ЕС совпадают. Канада долгое время высказывалась против предоставления статуса наблюдателя ЕС. В качестве официальной причины назывался запрет Евросоюза на импорт тюленьего меха, кожи и мяса. В 2015 г. это противоречие было разрешено, но против статуса наблюдателя высказалась Россия, в отношении которой в 2014 г. ЕС ввел санкции.

В 2013 году ряд государств (Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Сингапур, Италия) получили статус наблюдателя, но в форме «Руководства для наблюдателей», основная суть которых заключается в том, что наблюдатели обязуются уважать суверенитет и суверенные права в Арктике восьми приполярных государств. Однако даже после принятия такого решения Арктическим Советом Министр по вопросам окружающей среды Канады Леона Аглукка отметила, что Канада ощущает дискомфорт по поводу решения о расширении числа наблюдателей, так как Арктический Совет был создан «северными нациями для северных наций и до того, как Арктика стала пользоваться интересом у всего мира».

Андрей Загорский:
Арктика — 2024

Россия отдает приоритет выстраиванию отношений с региональными арктическими государствами, признавая, что многие вопросы региона затрагивают и неарктические государства. Взаимодействие с внерегионалами открывает новые возможности для освоения потенциала, заложенного в регионе. Россия проявляет интерес к бизнес контактам с иностранными государствами и компаниями, обладающими соответствующими технологиями и финансовыми ресурсами [1]. Вместе с тем западные санкции накладывают некоторые ограничения на сотрудничество России с западными партнерами. В этой связи растет интерес к взаимодействию с восточноазиатскими государствами, хотя в нем заложены и некоторые риски. В целом подход Москвы основан на выстраивании сбалансированных взаимовыгодных отношений с арктическими и неарктическими государствами.

Можно выделить три направления, по которым Россия готова развивать сотрудничество с внерегиональными акторами [2]:

Инвестиции. На первом месте остаются проекты в сфере энергетики. Россия по-прежнему развивает сотрудничество с Францией, Германией, Италией и не заинтересована в его сокращении. Однако реализация бизнес проектов с этими государствами становится более затруднительной в условиях режима санкций, поэтому у Моссквы растет интерес к инвестициям со стороны восточноазиатских государств, хотя пока их объем остается незначительным.

Научно-технологическое сотрудничество.

Северный морской путь.

Особенности канадского подхода

Канада — государство с ярко выраженной арктической идентичностью. Арктика традиционно относилась, скорее, к аспектам канадской внутренней политики, чем внешней, но отношение к этому вопросу постепенно меняется.

Несмотря на то, что срок полномочий действующего либерального правительства Дж. Трюдо скоро истекает, новая Арктическая стратегия до сих пор не была принята. Она находится в стадии формирования и будет иметь более многоуровневую структуру, чем прежняя. Канада стоит перед необходимостью в проведении эффективной политики экономического развития и освоения ресурсов в интересах своих северных народов, которые, в свою очередь, ожидают, что правительство страны будет эффективно и ответственно выполнять свои обязательства по экономическому развитию, обеспечению безопасности и охране окружающей среды на севере. Основной посыл новой концепции — повышение роли жителей севера в процессах принятия решений. Стратегия рассчитана на период до 2030 г. Один из ее разделов будет посвящен вопросам развития Арктики в глобальном контексте. Судя по комментариям официальных лиц Канады, акцент будет сделан на меняющуюся ситуацию в Арктике в контексте политики России, которую некоторые канадские эксперты расценивают как агрессивную, а также на активизации деятельности Китая в Арктическом регионе. Возможно, в связи с фактором Китая, будет прописано видение роли и стратегии в отношении наблюдателей и внерегиональных акторов. В одном из своих недавних выступлений Каролин Беннет, министр по отношениям Короны и коренных народов и по делам Севера, отметила, что в новой Арктической стратегии будут рассматриваться вопросы международных отношений и безопасности, учитывая, что многие государства, в частности, Россия и Китай — проявляют повышенный интерес к Арктике. Таким образом, для Канады Арктика становится не только вопросом внутренней политики, но и внешней. В этой связи впервые в истории Канады ее МИД принимает активное участие в подготовке Стратегии.

Несмотря на критику в адрес России, ряд канадских экспертов в рамках подготовки новой арктической стратегии Канады рекомендуют обратить внимание на российский опыт в Арктическом регионе. В частности, в докладе, подготовленном Школой публичной политики Университета Калгари говорится: «Решимость России глубоко интегрировать свои арктические ресурсы в экономическую структуру не только ЕС, но и Азии может послужить полезным руководством на будущее канадской политики экономического развития на севере, направленной на укрепление канадских суверенных арктических требований и обеспечение безопасного будущего для жителей севера».

В дискуссии о новой арктической стратегии Канады затрагивается фактор Китая. Оценки многих экспертов строятся на том, что присутствие внерегиональных акторов в Арктике — состоявшийся факт, и среди них Китай будет ключевым игроком. По мнению многих канадских аналитиков, китайские инициативы в Арктике должны приветствоваться, но относиться к ним необходимо с осторожностью.

Общие интересы и риски для России и Канады

Восточноазиатские государства — Китай, Япония, Республика Корея — заинтересованы в пересмотре правового статуса Арктики. Они стремятся к большей открытости данного региона, поддерживают идею вывода СМП и СЗП из-под контроля России и Канады, настроены на их льготное использование с перспективой «интернационализации». В целом же можно говорить о том, что эти государства нацелены на ревизию правового режима Арктики в пользу неарктических государств.

Таким образом, и Россия, и Канада оказываются в неоднозначной ситуации. С одной стороны, задействование финансового и научно-технического потенциала этих стран может быть полезно для разработки ресурсов Арктики; с другой стороны, подход азиатских наблюдателей по ряду вопросов не совпадает с российским или канадским. Следовательно, оба государства стоят перед необходимостью выстраивания взвешенной и осторожной политики в отношении неарктических государств. Может ли данный фактор стать основой для сближения российско-канадских отношений по арктическим вопросом и в более широком плане? Вероятнее всего, это недостаточная причина для сближения. Основным партнером Канады, в том числе по Арктике, остаются США. Улучшение российско-канадских отношений, в том числе в арктическом регионе, возможно лишь на фоне улучшения отношений между Россией и США. Хотя, как представляется, потенциал российско-канадского сотрудничества достаточно высок. И Арктика могла бы стать одной из центральных тем двусторонних отношений. Кроме того, необходимо быть готовыми к тому, что Арктика становится более открытым регионом. Важно сохранить ее свободной от конфликтов — как военных, так и экономических. Это означает, что Россия и Канада должны более активно искать возможности для взаимовыгодного сотрудничества в этом регионе.

Список источников и литературы:

Васильев А.В. Ситуация в Арктике и основные направления международного сотрудничества в регионе / Арктический регион: проблемы международного сотрудничества. Хрестоматия в 3 томах, 2013 г., Т.1 с. 14-24.

Конышев В.Н., Сергунин А.А. Арктический регион: вопросы международного сотрудничества. Учебно-методические материалы No 1, 2015. – 71 с.

Lagutina M. Russa's Arctic Policy in the Twenty-First Century: National and International Dimensions (Russian, Eurasian, and Eastern European Politics). Lexington Books, 2019 – 201 p.

Wallace R.R. The Arctic is warming and turning red: implications for Canada and Russia in evolving Polar region. Canadian Global Affairs Institute, Jan. 2019

Lajeunesse A. Finding “win-win” China’s Arctic Policy and what it means for Canada. The School of Public Policy Publications, SPP Briefing paper, University of Calgary, vol, 11:33, Dec.2018


Впервые опубликовано: Россия и Канада: Арктические гиганты. Материалы Седьмых Канадских чтений, 5-6 апреля 2019 г. Часть 1. Под ред. Ю.Г. Акимова, К.В. Минковой. Санкт-Петербург 2019.

1. Васильев А.В. Ситуация в Арктике и основные направления международного сотрудничества в регионе /Арктический регион: проблемы международного сотрудничества. Хрестоматия в 3 томах, 2013 г. с. 23, Т.1.

2. Lagutina M. Russia's Arctic Policy in the Twenty-First Century: National and International Dimensions (Russian, Eurasian, and Eastern European Politics). Lexington Books, 2019, p.2.


Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.83)
 (12 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju